Линейные крейсера
Линейные крейсера типа «Ринаун» — 2 ед.
«Ринаун» (Renown) Фф 25.1.15/4.3.16/9.1916 искл. 1948
«Рипалс» (Repulse) ДжБр 25.1.15/8.1.16/8.1916 погиб 10.12.1941
27947/32727 т, 242x27,4x7,8 м. ПТ— 4, 42 ПК. 112 000 л.с. =30 уз. 4243 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни до 280 мм, барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 75 мм. Эк. 967 чел. 6 — 381 мм/42, 17- 102 мм/44, 2-76ммзен., 4 - 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.
Появление этих огромных и очень быстроходных линейных крейсеров был о вызвано успехом, которого добились «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в бою у Фолклендских островов с эскадрой адмирала Шпее. «Отец» «Дредноута» — адмирал Фишер, заняв в 1914 г. пост первого морского лорда, настоял на строительстве 30-узловых кораблей, вооруженных 15-дюймовой артиллерией. Цена за эти требования — очень слабое бронирование, хотя и слегка скрашенное удачной конструкцией противоминной защиты. Результаты Ютландского боя заставили пересмотреть взгляды на линейные крейсера, и только что вошедшие в строй «Ринаун» и «Рипалс» пришлось сразу же ставить на переоборудование с целью усиления брони. Непосредственно в боях 1-й мировой войны довелось участвовать лишь «Рипалсу»: 17.11.1917 он выпустил 54 снаряда в немецкие корабли и добился попадания в крейсер «Кенигсберг». После войны оба корабля неоднократно модернизировались и участвовали во 2-й мировой войне.
Линейный крейсер «Тайгер» — 1 ед.
«Тайгер» (Tiger) ДжБр 20.6.12/15.12.13/10.1914 искл. 1932
28 430/35 710 т, 214,6x27,6x8,7 м. ПТ - 4, 39 ПК, 108 000 л.с. = 29 уз. 2450/3320 т. уг,+2450/3480 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 76 мм. Эк. 1121 чел. 8-343мм/45, 12-152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4-47 мм, 4 ТА 533 мм подв.
Первоначально планировался как 4-й корабль типа «Лайон», но затем проект был основательно переработан: увеличена ширина, установлена гораздо более мощная энергетическая установка, улучшено бронирование. В итоге получился очень мощный и быстроходный корабль, хотя и сохранивший главный недостаток своих предшественников — слабую защиту. С момента вступления в строй находился в составе 1-й эскадры линейных крейсеров. В бою у Доггер-банки 24.1.1915 получил 6 попаданий с германских линейных крейсеров {10 убитых и 11 раненых). В ходе Ютландского боя выпустил 303 снаряда ГК, получив при этом 17 попаданий (24 убитых и 46 раненых). Броня двух башен ГК была пробита, но «Тайгер» избежал взрыва. После месячного ремонта вновь вошел в строй. С 1924 г. служил учебным кораблем.
Линейные крейсера типа «Лайон» - 3 ед.
«Лайон» (Lion) «Принцесс Ройял» (Princess Royal) «Куин Мэри» (Queen Магу) |
Дев Вик Плм |
29.9.09/6.8.10/5.1912 2.5.10/24.4.11/11.1912 6.3.11/20.3.12/8.1913 |
искл. 1924 искл. 1922 погиб 31.5.1916 |
26 270/29 680 т, 213,4x27x8,4 м, ПТ - 4, 42 ПК. 70000 л.с. = 27 уз. 3500 т уг.+1135 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 997 чел. 8 — 343 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.
Первые линейные крейсера с 13,5-дюймовой артиллерией. Характерная черта проекта — дисбаланс между наступательной мощью корабля и его слабой защитой. Третий линейный крейсер — «Куин Мэри» — отличался еще большим водоизмещением (26 770/31 650 т), мощностью (75 000 л.с.) и скоростью (27,5 уз.). Активно использовались в годы 1-й мировой войны. В бою у Доггер-банки «Лайон» выпустил 243 снаряда, из которых лишь 4 поразили неприятеля. Сам «Лайон» получил 17 попаданий, причинивших серьезные повреждения, и вернулся в базу на буксире линейного крейсера «Индомитебл». В Ютландском бою «Лайон» поразили 13 305-мм снарядов с «Лютцова», и во время взрыва в средней башне корабль оказался на волосок от гибели. Менее счастливой была «Куин Мэри»: попадания в погреба носовых башен вызвали взрыв боезапаса, линейный крейсер разломился на две части и затонул вместе со всем экипажем. «Принцесс Ройял» при Ютланде выдержала 13 попаданий тяжелых снарядов; потери экипажа составили 22 убитых и 81 раненый. После войны «Лайон» и «Принцесс Ройял» находились в составе 1-й эскадры линейных крейсеров вплоть до Вашингтонского соглашения, а в 1924— 1926 гг. были сданы на слом.
Линейные крейсера типа «Индефатигебл» — 3 ед.
«Индефатигебл» (Indefatigable) «Астрейлиа» (Australia) «Нью Зиленд» (New Zealand) |
Дев ДжБр Фф |
23.2.09/28.10.09/4.1911 23.6.10/25.10.11/6.1913 20.6.10/1.7.11/11.1912 |
погиб 31. 5.1916 искл. 1924 искл. 1922 |
18470/22080 т, 179,8x24,4x8,1 м. ПТ-4, 32 ПК. 44 000 л.с. = 25 уз. 3170 гут.+840 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 800 чел. 8-805 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 3 ТА 457 мм подв.
Несколько увеличенный и усовершенствованный вариант линейных крейсеров типа «Инвинсибл». «Острейлиа» и «Нью Зиленд» строились на деньги британских доминионов Австралии и Новой Зеландии. В целом оказались малоудачными вследствие слабой броневой защиты. «Индефатигебл» потоплен в начале Ютландского боя 280-мм снарядами с линейного крейсера «Фон дер Танн». «Нью Зиленд» активно участвовал в бою у Доггер-банки, а при Ютланде он выпустил 420 305-мм снарядов — больше, чем любой другой дредноут Гранд Флита. «Острейлиа» в Ютландском сражении не участвовала, так как в апреле 1916 г. получила повреждения из-за столкновения со своим систершипом «Нью Зиленд». Оба оставшихся в строю корабля исключили из списков флота в результате Вашингтонского соглашения, причем «Острейлиа» была торжественно затоплена 12.4.1924 вблизи Сиднея.
Линейные крейсера типа «Инвинсибл» — 3 ед.
«Инвинсибл» (Invincible) Эле 2.4.06/13.4.07/3.1909 погиб 31.5.1916
«Инфлексибл» (Inflexible) Клб 5.2.06/26.6.07/10.1908 искл. 1922
«Индомитебл» (Indomitable) Фф 1.3.06/16.3.07/6.1908 искл. 1922
17 373/20 078 т, 172,8x22,1x8 м. ПТ-4, 31 ПК, 41 000 л.с. = 25,5 уз. 3085 т уг,+710 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 784-чел. 8 - 305 мм/45, 16 - 102 мм/45,5 ТА 457 мм подв.
Первые в мире линейные крейсера. Произвели огромное впечатление на военно-морских специалистов всех стран, однако их проект представлял собой явный диссонанс между мощным «линкорным» вооружением и очень слабой защитой. Активно участвовали в 1 -и мировой войне. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в декабре 1914 г. у Фолклендских островов уничтожили германские броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», позже «Инфлексибл» служил флагманским кораблем в Дарданелльской операции. «Индомитебл» в бою у Доггер-банки выпустил 134 305-мм снаряда, потопив броненосный крейсер «Блюхер». Бой при Ютланде стал последним для «Инвинсибла»: он взорвался и затонул вместе со всем экипажем и контр-адмиралом Худом. Остальные два линейных крейсера а 1919 г. были выведены в резерв, а через три года сданы на слом.
Легкие линейные крейсера типа «Корейджес» — 2 ед.
«Корейджес» (Courageous) «Глориес» (Glorious) |
Арм ХВ |
28.3.15/5.2.16/1.1917 1.5.15/20.4.16/1.1917 |
погиб 17.9.1939 погиб 8.6.1940 |
19230/22690 т, 239,7x24,7x7,1 м. ПТ - 4, 18 ПК, 90000 л.с. = 32 уз. 3160 т нефти. Броня: пояс до 75 мм, башни до 330 мм, барбеты до 176 мм, рубка 254 мм, палубы до 40 мм. Эк. 828 чел. 4-381 мм/42, 18-102 мм/44, 2-76 мм, 2-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.
Оригинальные корабли, по водоизмещению и размерениям соответствующие линкорам, а по бронированию и скорости — легким крейсерам. Имели малую осадку и улучшенную противоторпедную защиту, но корпуса оказались очень слабыми, и после неудачных испытаний «Корейджеса» их пришлось усиливать. В ноябре 1917 г. Оба корабля участвовали в набеге на Гельголанд. Третий корабль — «Фьюриес» — достроен как авианосец. В 1924 — 1928 гг. « Корейджес» и «Глориес» также были переоборудованы в авианосцы.