Линейные крейсера

 

Линейные крейсера типа «Ринаун» — 2 ед.

14.jpg

 

«Ринаун» (Renown) Фф         25.1.15/4.3.16/9.1916         искл. 1948

«Рипалс» (Repulse) ДжБр     25.1.15/8.1.16/8.1916         погиб 10.12.1941

 

27947/32727 т, 242x27,4x7,8 м. ПТ— 4, 42 ПК. 112 000 л.с. =30 уз. 4243 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни до 280 мм, барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палу­ба до 75 мм. Эк. 967 чел. 6 — 381 мм/42, 17- 102 мм/44, 2-76ммзен., 4 - 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

 

Появление этих огромных и очень быстроход­ных линейных крейсеров был о вызвано успехом, которого добились «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в бою у Фолклендских островов с эскад­рой адмирала Шпее. «Отец» «Дредноута» — адмирал Фишер, заняв в 1914 г. пост первого морского лорда, настоял на строительстве 30-узловых кораблей, вооруженных 15-дюймовой артиллерией. Цена за эти требования — очень слабое бронирование, хотя и слегка скрашенное удачной конструкцией противоминной за­щиты. Результаты Ютландского боя заставили пересмотреть взгляды на линейные крейсера, и только что вошедшие в строй «Ринаун» и «Ри­палс» пришлось сразу же ставить на переобо­рудование с целью усиления брони. Непосредственно в боях 1-й мировой войны довелось участвовать лишь «Рипалсу»: 17.11.1917 он вы­пустил 54 снаряда в немецкие корабли и добил­ся попадания в крейсер «Кенигсберг». После войны оба корабля неоднократно модернизиро­вались и участвовали во 2-й мировой войне.

 

Линейный крейсер «Тайгер» — 1 ед.

15.jpg

 

«Тайгер» (Tiger)        ДжБр        20.6.12/15.12.13/10.1914         искл. 1932

 

28 430/35 710 т, 214,6x27,6x8,7 м. ПТ - 4, 39 ПК, 108 000 л.с. = 29 уз. 2450/3320 т. уг,+2450/3480 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 76 мм. Эк. 1121 чел. 8-343мм/45, 12-152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4-47 мм, 4 ТА 533 мм подв.

 

Первоначально планировался как 4-й корабль типа «Лайон», но затем проект был основатель­но переработан: увеличена ширина, установле­на гораздо более мощная энергетическая уста­новка, улучшено бронирование. В итоге полу­чился очень мощный и быстроходный корабль, хотя и сохранивший главный недостаток своих предшественников — слабую защиту. С момен­та вступления в строй находился в составе 1-й эскадры линейных крейсеров. В бою у Доггер-банки 24.1.1915 получил 6 попаданий с герман­ских линейных крейсеров {10 убитых и 11 ране­ных). В ходе Ютландского боя выпустил 303 сна­ряда ГК, получив при этом 17 попаданий (24 убитых и 46 раненых). Броня двух башен ГК была пробита, но «Тайгер» избежал взрыва. После месячного ремонта вновь вошел в строй. С 1924 г. служил учебным кораблем.

 

Линейные крейсера типа «Лайон» - 3 ед.

16.jpg

 

«Лайон» (Lion)

«Принцесс Ройял» (Princess Royal)

«Куин Мэри» (Queen Магу)

Дев

Вик

Плм

29.9.09/6.8.10/5.1912 2.5.10/24.4.11/11.1912 6.3.11/20.3.12/8.1913

искл. 1924

искл. 1922

погиб 31.5.1916

 

26 270/29 680 т, 213,4x27x8,4 м, ПТ - 4, 42 ПК. 70000 л.с. = 27 уз. 3500 т уг.+1135 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 997 чел. 8 — 343 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

 

Первые линейные крейсера с 13,5-дюймовой артиллерией. Характерная черта проекта — дисбаланс между наступательной мощью ко­рабля и его слабой защитой. Третий линей­ный крейсер — «Куин Мэри» — отличался еще большим водоизмещением (26 770/31 650 т), мощностью (75 000 л.с.) и скоростью (27,5 уз.). Активно использовались в годы 1-й мировой войны. В бою у Доггер-банки «Лайон» выпус­тил 243 снаряда, из которых лишь 4 поразили неприятеля. Сам «Лайон» получил 17 попада­ний, причинивших серьезные повреждения, и вернулся в базу на буксире линейного крей­сера «Индомитебл». В Ютландском бою «Лай­он» поразили 13 305-мм снарядов с «Лютцова», и во время взрыва в средней башне ко­рабль оказался на волосок от гибели. Менее счастливой была «Куин Мэри»: попадания в погреба носовых башен вызвали взрыв бое­запаса, линейный крейсер разломился на две части и затонул вместе со всем экипажем. «Принцесс Ройял» при Ютланде выдержала 13 попаданий тяжелых снарядов; потери экипа­жа составили 22 убитых и 81 раненый. После войны «Лайон» и «Принцесс Ройял» находи­лись в составе 1-й эскадры линейных крейсеров вплоть до Вашингтонского соглашения, а в 1924— 1926 гг. были сданы на слом.

 

Линейные крейсера типа «Индефатигебл» — 3 ед.

17.jpg

 

«Индефатигебл» (Indefatigable)

«Астрейлиа» (Australia)

«Нью Зиленд» (New Zealand)

Дев

ДжБр

Фф

23.2.09/28.10.09/4.1911 23.6.10/25.10.11/6.1913 20.6.10/1.7.11/11.1912

погиб 31. 5.1916

искл. 1924

искл. 1922

 

18470/22080 т, 179,8x24,4x8,1 м. ПТ-4, 32 ПК. 44 000 л.с. = 25 уз. 3170 гут.+840 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 800 чел. 8-805 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 3 ТА 457 мм подв.

 

Несколько увеличенный и усовершенствован­ный вариант линейных крейсеров типа «Инвин­сибл». «Острейлиа» и «Нью Зиленд» строились на деньги британских доминионов Австралии и Новой Зеландии. В целом оказались малоудач­ными вследствие слабой броневой защиты. «Индефатигебл» потоплен в начале Ютландско­го боя 280-мм снарядами с линейного крейсе­ра «Фон дер Танн». «Нью Зиленд» активно уча­ствовал в бою у Доггер-банки, а при Ютланде он выпустил 420 305-мм снарядов — больше, чем любой другой дредноут Гранд Флита. «Острейлиа» в Ютландском сражении не участво­вала, так как в апреле 1916 г. получила повреж­дения из-за столкновения со своим систершипом «Нью Зиленд». Оба оставшихся в строю корабля исключили из списков флота в резуль­тате Вашингтонского соглашения, причем «Острейлиа» была торжественно затоплена 12.4.1924 вблизи Сиднея.

 

Линейные крейсера типа «Инвинсибл» — 3 ед.

18.jpg

 

«Инвинсибл» (Invincible)                 Эле               2.4.06/13.4.07/3.1909           погиб 31.5.1916

«Инфлексибл» (Inflexible)               Клб               5.2.06/26.6.07/10.1908         искл. 1922

«Индомитебл» (Indomitable)           Фф               1.3.06/16.3.07/6.1908           искл. 1922

 

17 373/20 078 т, 172,8x22,1x8 м. ПТ-4, 31 ПК, 41 000 л.с. = 25,5 уз. 3085 т уг,+710 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 784-чел. 8 - 305 мм/45, 16 - 102 мм/45,5 ТА 457 мм подв.

 

Первые в мире линейные крейсера. Произ­вели огромное впечатление на военно-морских специалистов всех стран, однако их проект представлял собой явный диссонанс между мощным «линкорным» вооружением и очень слабой защитой. Активно участвовали в 1 -и ми­ровой войне. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в декабре 1914 г. у Фолклендских островов уничтожили германские броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», позже «Инфлек­сибл» служил флагманским кораблем в Дарданелльской операции. «Индомитебл» в бою у Доггер-банки выпустил 134 305-мм снаряда, потопив броненосный крейсер «Блюхер». Бой при Ютланде стал последним для «Инвинсибла»: он взорвался и затонул вместе со всем эки­пажем и контр-адмиралом Худом. Остальные два линейных крейсера а 1919 г. были выведены в резерв, а через три года сданы на слом.

 

Легкие линейные крейсера типа «Корейджес» — 2 ед.

19.jpg

 

«Корейджес» (Courageous)

 «Глориес» (Glorious)

Арм

ХВ

28.3.15/5.2.16/1.1917 1.5.15/20.4.16/1.1917

погиб 17.9.1939

погиб 8.6.1940

 

19230/22690 т, 239,7x24,7x7,1 м. ПТ - 4, 18 ПК, 90000 л.с. = 32 уз. 3160 т нефти. Броня: пояс до 75 мм, башни до 330 мм, барбеты до 176 мм, рубка 254 мм, палубы до 40 мм. Эк. 828 чел. 4-381 мм/42, 18-102 мм/44, 2-76 мм, 2-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

 

Оригинальные корабли, по водоизмещению и размерениям соответствующие линкорам, а по бронированию и скорости — легким крей­серам. Имели малую осадку и улучшенную противоторпедную защиту, но корпуса оказа­лись очень слабыми, и после неудачных ис­пытаний «Корейджеса» их пришлось усили­вать. В ноябре 1917 г. Оба корабля участвова­ли в набеге на Гельголанд. Третий корабль — «Фьюриес» — достроен как авианосец. В 1924 — 1928 гг. « Корейджес» и «Глориес» так­же были переоборудованы в авианосцы.