Линкоры - Додредноуты
Линкоры типа «Лорд Нельсон» — 2 ед.
«Лорд Нельсон» (Lord Nelson) Плм 18.5.05/4.9.06/10.1908 искл. 1920
«Агамемнон» (Agamemnon) Брдм 15.5.05/23.6.06/6.1908 искл. 1923
16 090/17 820 т, 135,2x24,23x7,92 м. ПМ - 2, 15 ПК, 16750л.с. = 18 уз. 900/2000 т уг.+400 т нефти. Броня: пояс до 305 мм, башни ГК 203 мм, башни СК 178 мм, рубка 305 мм, палубы 76 — 25 мм. Эк. 800 чел. 4 — 305 мм/45, 10 - 234 мм/50, 24 - 76 мм, 2-47 мм, 5 ТА 457 мм.
Последние британские додредноуты. Имели наибольшую в своем классе площадь бронирования борта (80 процентов). С началом войны оба служили во флоте Канала, .в феврале 1915 г. переведены на Средиземное море. Участвовали в Дарданелльской операции, в ходе которой «Агамемнон» получил более 50 попаданий снарядов с турецких береговых батарей, включая каменный (!) 14-дюймовый. 5 мая 1916 г. зенитная артиллерия «Агамемнона» уничтожила германский дирижабль LZ-85. «Лорд Нельсон» в течение всей войны (вплоть до апреля 1919 г.) служил флагманским кораблем, а после исключения из состава флота сдан на слом. «Агамемнон» был переоборудован в радиоуправляемую мишень и использовался в новом качестве до 1926 г.
Линкоры типа «Кинг Эдуард VII» — 8 ед.
«Кинг Эдуард VII» (King Edward VII) |
Дев. |
8.3.02/23.7.03/2.1905 |
погиб 6.01.1915 |
«Доминион» (Dominion) |
Вик |
23.5.02/25.8.03/7.1905 |
искл. 1921 |
«Коммонвелф» (Commonwealth) |
Фф |
17.6.02/13.5.03/3.1905 |
искл. 1921 |
«Хиндустан» (Hindustan) |
Клб |
25.10.02/19.12.03/7.1905 |
искл. 1921 |
«Зеландия» (Zealandla) |
Порт |
9.2.03/4.2.04/6,1905 |
искл. 1921 |
«Африка» (Africa) |
Чат |
27.1.04/20.5.05/11.1906 |
искл. 1920 |
«Британния» (Britannia) |
Порт |
4.2.04/10.12.04/9.1906 |
погиб 9.11.1918 |
«Хиберния» (Hibernia) |
Дев |
6.1.04/17.6.05/1.1907 |
искл. 1921 |
15 700/17 200 т, 138,3x23,77x7,71 м. ПМ - 2, 15-16 ПК, 18000 л.с. = 18,5 уз. 950/2000 т уг.+400 т нефти. Броня: пояс до 229 мм, каземат 178 мм, башни ГК 203 мм, башни СК 178 мм, рубка 305 мм, палубы 50+25 мм. Эк. 777 чел. 4-305 мм/40, 4-234 мм/45, 10-152 мм/45, 14 — 76 мм, 14 — 47 мм, 4 ТА 457 мм подв.
Последняя крупная серия броненосцев — предшественников «Дредноута» характеризовалась, внедрением промежуточного калибра (234 мм), большой площадью бронирования борта и повышенной остойчивостью, из-за чего эти корабли сильно страдали от качки и получили прозвище «Шатающаяся восьмерка». «Зеландия» до декабря 1911 г. называлась «Нью Зиленд». С началом войны все 8 линкоров вошли в состав Гранд Флита, образовав 3-ю эскадру линейных кораблей. «Кинг Эдуард VII» подорвался на минном поле, выставленном германским рейдером «Меве», и спустя 12 часов затонул. «Британния» была торпедирована у мыса Трафальгар немецкой ПЛ UB-50 и стала последним крупным кораблем, погибшим в 1-й мировой войне. «Коммонвелф» и «Зеландия» в 1918 г. переоборудованы для действия против береговых позиций: установлены трехногие мачты с дальномерами, вместо батареи СК 4 — 152-мм пушки на ВП, противоторпедные були (только на первом). С 1918 — 1919 гг. все корабли в основном использовались как блокшивы.
Линкоры типа «Трайэмф» — 2 ед.
«Трэйэмф» (Triumph) Арм 26.2.02/15.1.03/6.1904 погиб 25.5.1915
«Свифтшур» (Swiftsure) Вик 26.2.02/12.1.03/6.1904 искл. 1920
11 980т, 146,3x21,64x7,72 м. ПМ - 2, 12 ПК, 12 500 л.с. = 19 уз. 800/ 2000 т уг. Броня: пояс и казематы до 178 мм, башни'254 мм, рубка 254 мм, палубы 76-25 мм. Эк. 802 чел. 4-254 мм/45, 14-190 мм/50, 14 — 76 мм, 4—57 мм; 2 ТА 457 мм.
Строились как «Конститусьон» и «Либертад» по заказу Чили, но в 1903 г. приобретены правительством Великобритании для своего флота. Это были быстроходные броненосцы, по своим боевым качествам близкие к броненосным крейсерам. Начало войны застало «Трайэмф» а Гонконге, откуда он ушел к Циндао для действий совместно с японским флотом. 8 январе 1915 г. прибыл на Средиземное море, участвовал в Дарданелльской операции. Потоплен торпедой германской ПЛ U-21 (73 погибших). «Свифтшур» сопровождал транспорты в Красном море и Индийском океане, участвовал в боевых действиях в Средиземном море и у Дарданелл, затем у бельгийского побережья. В 1919 г. использовался в качестве корабля-цели.
Линкоры типа «Дункан» — 5 ед.
«Дункан» (Duncan) «Корнуоллис» (Cornwallis) «Эксмут» (Exmouth) «Расселл» (Russell) «Албермарл (Albermarle) |
Темз Темз Л Плм Чат |
7.10.99/21.3.01/10.1903 19.7.99/13.7.01/1904 10.8.99/31.8.01/5.1903 11.3.99/19.2.01/1903 8.1.00/5.3.01/11.1903 |
искл. 1920 погиб 9.1. 1917 искл. 1920 погиб 27.3.1916 искл. 1919 |
13 640/15 000 т, 132x23x7,7 м. ПМ - 2, 24 ПК, 18 000 л.с. = 19 уз. 900/ 2240 т уг. Броня: пояс до 178 мм, башни до 254 мм, казематы до 152 мм, рубка 305 мм, палубы —до 76 мм. Эк. 720 чел. 4 — 305 мм/40, 12-152 мм/40, 10 — 76 мм, 6 — 47 мм, 4 ТА 457 мм подв.
Быстроходные броненосцы с ослабленной защитой и большой дальностью плавания, предназначались для службы на Дальнем Востоке и представляли собой британский ответ на появление в России броненосцев типа «Пересвет». Всего построено 6 единиц, но последний в серии, «Монтагю» (Montagu), в мае 1906 г. потерпел крушение и был брошен. Линкоры использовались в годы войны (Северный патруль, флот Канала). «Корнуоллис», «Дункан» и «Эксмут» участвовали в Дарданелльской операции, позже к ним присоединился «Расселл-. Последний погиб у о.Мальта на мине, поставленной ПЛ U-73 (126 чел. убитых и утонувших). «Корнуоллис» также стал жертвой немецкой субмарины — его торпедировала ПЛ U-32 (15 чел. погибших). «Дункан» и «Эксмут» вернулись в Англию в 1917г. и были выведены в резерв. «Албермарл» в 191-6 г. перешел в Архангельск и служил в качестве ледокола, а год спустя по возвращении в Девонпорт был переоборудован в блокшив.
Линкоры типа «Формидейбл» — 8 ед.
«Формидейбл» (Formidable) Порт 21.3.98/17.11.98/9.1901 погиб 1.1.1915
«Иррезистебл» (Irresistible) Чат 11.4.98/15.12.98/2.1902 погиб 18.3.1915
«Имплакейбл» (Implacable) Дев 13.7.98/11.3.99/9.1901 искл. 1921
«Лондон» (London) Порт 8.12.98/21.9.99/6.1902 искл. 1920
«Булворк» (Bulwark) Дев 20.3.99/18.10.99/3.1902 погиб 26.11.1914
«Венерэбл» (Venerable) Чат 2.1.99/2.11.99/11.1902 искл. 1920
«Куин» (Queen) Дев 12.3.01/8.3.02/3.1904 искл. 1920
«Принс оф Уэллс» (Prince of Wales) Чат 20.3.01/25.3.02/3.1904 искл. 1920
14 500/15 800 т, 131,6x22,86x7,9 м. ПМ - 2, 20 ПК, 15000 л.с. = 18 уз; 900/2000 т уг. Броня: пояс до 229 мм, барбеты ГК до 305 мм, прикрытие барбетов до 254 мм, казематы 152 мм, рубка 356 мм, палубы до 76 мм. Эк. 780 чел. 4-305 мм/40; 12- 152 мм/45, 16 - 76 мм, 6-47 мм, 4 ТА 457 мм подв.
Наиболее мощные для своего времени броненосцы к началу 1-й мировой войны уже заметно устарели. В 1914 г. они входили в состав 5-й эскадры линейных кораблей флота Канала. «Булворк» погиб в Ширнессе от взрыва боезапаса; из его экипажа спаслось всего 12 человек. Месяц спустя в Северном море в результате торпедной атаки немецкой ПЛ U-24 затонул «Формидейбл» (547 чел. погибших). В 1915г. все оставшиеся корабли были переведены на Средиземное море, где и находились до 1917— 1918 гг. «Иррезистебл» в ходе Дарданелльской операции подорвался на турецкой мине, был оставлен экипажем и позже добит береговой артиллерией. «Лондон» в январе 1918 г. переоборудовали в минный заградитель.
Линкоры типа «Канопус» — 6 ед.
«Канопус» (Canopus) Порт 4.1.97/12.10.97/12.1899 искл. 1920
«Глори» (Glory) Л 1.12.96/11.3.99/10.1900 искл. 1922
«Альбион» (Albion) Темз 3.12.96/21.6.98/6.1901 искл. 1919
«Голиаф» (Goliath) Чат 4.1.97/23.3.98/3.1900 погиб 13.5.1915
«Оушен» (Ocean) Дев 15.2.97/5.7.98/2.1900 погиб 18.3.1915
«Вендженс» (Vengeance) Вик 23.8.98/25.7.99/4.1902 искл. 1921
13150/14320т; 128,5x22,6x7,88, ПМ - 2, 20 ПК, 13 500 л.с. = 18,3 уз. 800/1800 т уг. Броня: пояс и казематы до 152мм, барбеты до 305 мм; прикрытие барбетов 203 мм, рубка 305 мм, палубы 50+25 мм. Эк. 682 чел. 4 - 305 мм/35; 12 - 152 мм/40; 10 - 76 мм, 6 - 47 мм, 4 ТА 457 мм подв.
Первые британские броненосцы с крупповской броней, водотрубными котлами и двумя бронированными палубами. Их защита была принесена в жертву скорости и вооружению. К началу войны устарели, тем не менее использовались сначала в составе 8-й эскадры линейных кораблей флота Канала, затем на Средиземном море. В ходе Дарданелльской операции два линкора погибли: «Оушен» подорвался на мине, а «Голиаф» был торпедирован турецким эсминцем «Муавенет-и-Миллет» (570 убитых и утонувших). «Глори» в 1916 — 1919 гг. базировался в Мурманске. В конце войны все служили вспомогательными судами.
Линкоры типа «Маджестик» — 9 ед.
«Маджестик» (Majestic) Порт 2.94/31.1.95/12.1895 погиб 27.5.1915
«Магнифишент» (Magnificent) Чат 18.12.93/19.12.94/12.1895 искл. 1921
«Ганнибал» (Hannibal) Пмб 1.5.94/28.4.96/4.1898 искл. 1920
«Принс Джордж» (Prince George) Порт 10.9.94/22.8.95/11.1896 искл. 1921
«Викториес» (Victorious) Чат 28.5.94/19.10.95/11.1896 искл. 1922
«Юпитер» (Jupiter) Клб 26.4.94/18.11.95/5.1897 искл. 1920
«Марс» (Mars) Л 2.6.94/30.3.96/6.1897 искл. 1921
«Цезарь» (Caesar) Порт 25.10.95/2.9.96/1.1898 искл. 1921
«Илластриес» (Illustrious) Чат 11.3.95/17,9.96/4.1898 искл. 1920
14820/16000 т; 128,3x22,86x8,2 м. ПМ - 2, 8 ПК. 10000 л.с.= 16 уз., 900/1800 туг. Броня: пояс 229 мм, казематы до 152 мм, барбеты 356 мм, прикрытие барбетов до 254 мм, рубка 356 мм, палуба до 102 мм. Эк. 672 чел. 4 - 305 мм/35, 12-152 мм/40; 16-76 мм, 12-47 мм, ТА 457 мм (1 надв.+4 подв.).
В начале войны служили в составе 7-Й и 9-й эскадр линейных кораблей флота Канала. В 1915 г. «Марс», «Принс Джордж» и «Маджестик» перешли на Средиземное море и участвовали в Дарданелльской операции, где последний погиб, торпедированный германской ПЛ U-21 (40 чел. убитых и утонувших). Чудом избежал этой же участи «Принс Джордж»: в него также попала торпеда, но не взорвалась. «Юпитер» в 1915 г. использовался в качестве ледокола в Архангельске, а затем служил в египетских и индийских водах. В 1915 г. артиллерия ГК «Викториеса», «Магнефишента», «Ганнибала» и «Марса» была демонтирована и установлена на новых мониторах типа «Лорд Клайв». К концу войны ни один из «Маджестиков» уже не числился в ранге линкоров.
Линкор «Редутейбл» — 1 ед.
«Редутейбл» (Redoutable) Плм 12.2,91/3.11.92/3.1894 искл. 1919
14 150/14 635 т, 124,9x22,8x8,81 м. ПМ - 2, 8 ПК, 9000 л.с. = 15,5 уз; 900/1450 т уг. Броня: пояс до 456 мм, барбеты до 431 мм, казематы до 152 мм, палуба до 76 мм. Эк. 712 чел. 4-305 мм, 10-152-мм, 16-57 мм, 12 - 47мм; 7 ТА 457 мм (5 надо, и 2 подо.).
Бывший «Ривендж», один из 7 броненосцев типа «Ройял Соверен». Единственный дожил до 1-й мировой войны, находясь в резерве. В августе 1915-го переименован в «Редутейбл» и модернизирован: надстроены противоторпедные були, в 343-мм орудия были вставлены новые лайнеры, уменьшившие ГК до 305 мм. Действовал у Остенде и бельгийского побережья для обстрела сухопутных позиций. В конце 1915 г. разукомплектован .