Авианосцы

 

Авианосец «Фьюриес» — 1 ед.

50.jpg

 

«Фьюриес» (Furious)         Арм              8.6.15/15.8.16/7.1917        искл. 1948

 

19 513/22 890 т, 239,7x26,8x6,4 м. ПТ-4, 18 ПК. 90 000 л.с. = 31,5 уз. 3393 т нефти. Броня: пояс до 75 мм, башня до 229 мм, барбеты до 178 мм, палуба до 75 мм. Эк. 880 чел. 1 — 457 мм/40, 11-140 мм/50, 2-76 мм зен., 4 — 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

 

Третий легкий линейный крейсер типа «Корейджес» должен был иметь две одноорудийные башни с 457-мм орудиями. Достроен с од­ной башней и полетной палубой в носовой час­ти. После испытаний корабль в ноябре 1917 г. — марте 1918 г. перестроили в первый в мире истинный — авианосец, сняв кормовую башню ГК и продлив полетную палубу до самого юта. Теперь «Фьюриес» нес на борту 8 самолетов и вооружение из 10 140-мм и 676-мм орудий. 19.7.1918 семь истребителей «Кэмел» взлете­ли с палубы «Фьюриеса» и совершили первую успешную атаку немецкой базы цеппелинов. Позже авианосец неоднократно модернизиро­вался и пошел на слом после 2-й мировой вой­ны.

 

Авианосец «Аргус» — 1 ед.

51.jpg

 

«Аргус» (Argus)         Брдм              6.1914/2.12.17/8.1918         искл. 1946

 

14 550/16 500 т, 172,8x24,2x6,8 м. ПТ- 2, 12 ПК. 21 000 л.с. = 20 уз. 2100 т нефти. Эк. 401 чел. 6 — 102 мм зен., 20 самолетов.

 

Заложен как пассажирский лайнер «Конте Россо». В 1916 г. на­чалась переделка в авианосец. Корабль предполагалось исполь­зовать как базу самолетов-торпедоносцев для атаки Хохзеефлотте, но участвовать в боевых действиях ему не довелось.

 

Авианосец «Виндиктив» — 1 ед.

52.jpg

 

«Виндиктив» (Vindictive)      XB        29.6.16/17.1.18/10.1918     искл. 1946

 

9750/12 200 т, 184,4x19,8x5,9 м. ПТ-4, 12 ПК. 60 000 л.с. = 30 уз. 860 т уг.+1480 т нефти. Броня: пояс до 75 мм, палуба до 40 мм. Эк. 560 чел. 4 — 190 мм/45, 4 — 76 мм, 4 — 76 мм зен., 6 ТА 533 мм (2 подв.+4 надв.), 6 самолетов.

 

Заложен как легкий крейсер «Кавендиш», головной в серии из 5 единиц, переоборудован в авианосец. Остальные 4 крейсера («Хоукинс», «Релей», «Фробишер» и «Эффингем») до­строены в 1919 — 1925 гг. по первоначальному проекту. «Вин­диктив» участвовал в действиях против Советской России на Балтике, 6.7.1919 сел на мель недалеко от Выборга. После возвращения в Англию вновь переоборудован в крейсер.

 

Гидроавианосец «Кампания» — 1 ед.

53.jpg

 

«Кампания» (Campania).     Фф     1892/8.9.93/1893      погиб 5.11.1918

 

18 000 т норм., 189,6x19,8x7,9 м. ПМ - 2, 28 000 л.с. = 21 уз. Эк. 600 чел. 6 — 120 мм, 1 — 76 мм зен., 10 самолетов.

 

Переоборудован в 1914 — 1915 гг. из одноименного транс­атлантического лайнера. Вступил в строй 17.4.1915. Длина полетной палубы первоначально составляла 37 м, а после за­мены носовой дымовой трубы на две, разнесенные по бортам, ее увеличили до 60 м. Непосредственно в боях «Кампания» не участвовала. Потоплена в результате столкновения с линко­ром «Ривендж» (по другим данным — с линейным крейсером «Глориес»).

 

Авианосец «Арк Ройял» — 1 ед.

54.jpg

 

«Арк Ройал» (Ark Royal)     Б      7.11.13/5.9.14/12.1914     искл. 1946

 

7080/7450 т, 111,6x15,5x5,5 м. ПМ-1, 2 ПК. 3000 л.с. = 11 уз. 500 т нефти. Эк. 180 чел. 4-76 мм, 7 самолетов.

 

Переоборудован из сухогрузного парохода. Несмотря на малую скорость и ничтож­ную живучесть, корабль имел все признаки авианосца — ангар, лифт, возможность старта самолета с палубы. Гидроаэропланы разгонялись на специальных тележках (как на крей­сере «Гермес») и садились на воду; самолёты с колесным шасси стартовали с корабля, но садились на сухопутные аэродромы, Участвовал в Дарданелльской операции; самолеты «Сопвич Бэйби» в январе 1918 г. атаковали германо-турецкий линейный крейсер «Гебен».

 

Вспомогательные гидроавианосцы — 10 ед.

55.jpg

 

«Бен-Май-Кри» (3386 т, 1908 г., 24,5 уз.), «Наирана» (3070т, 1917 г., 20 уз.). «Виндекс» (2950 т, 1907 г., 23 уз.), «Мэнкс-Мэн» (2200т, 1904 г., 21 уз.), «Пегасус» (3300т, 1917г., 20 уз.), «Энни» (7000 т, 1911 г., 11 уз.), «Равен II» (6000 т, 1903 г., 10 уз.), «Ривьера» (2500 т, 1911 г., 20,5 уз.), «Эмпресс» (2540 т, 1907 г., 21 уз.), «Энгадайн»(1881 т, 1912г., 21,5 уз.).

 

Переоборудованы из быстроходных турбинных пассажирских парохо­дов (кроме «Энни» и «Равен II», под которые были использованы тро­фейные немецкие сухогрузы, захваченные в августе 1914 г. в Порт-Саи­де). Вооружение каждого гидроавианосца составляли одно-два 76-мм или 102-мм зенитных орудия и от 2 до 9 гидросамолетов. Активно использовались в боевых действиях на Средиземном и Северном морях. Один из них, «Бен-Май-Кри», погиб 11.1.1917 от огня турецкой берего­вой артиллерии, остальные в 1919— 1920 гг. возвращены торговому флоту (за исключением «Пегасуса», продолжавшего служить в качестве авиатендера до 1931 г.).