Минно-Тральные корабли

 

Минные заградители

 

Минных заградителей специальной постройки в Британском флоте не было. Корабли этого класса переделывались из устаревших броненос­цев, крейсеров, а также торговых судов. В годы 1-й мировой войны в качестве минзагов использовались переоборудованные линейный корабль «Лондон» (240 мин), бронепалубные крейсера «Ариадна», «Амфитрит» (по 350 - 400 мин), «Андромаха», «Аполло», «Латона», «Найяд», «Тетис», «Интрепид», «Ифигения» (все несли по 100 -140 мин). Вспомогательных минных заградителей, переоборудованных из граждан­ских пароходов и траулеров, было свыше трех десятков. Наиболее круп­ными из них являлись «Принцесс Айрен» и «Принцесс Маргарет» (по 5934 т, 2 — 120 мм, 2 — 76 мм, 2 -57 мм зен., 500 мин), «Орвието» (12 130 т, 4— 120 мм, 1 —40 мм зен., 600 мин), «Ангора» (4298 т, 3 — 120 мм, 2 —57 мм зен., 320 мин), «Биарриц» (2495 т, 2 — 76 мм, 180 мин), «Уэйхайн» (4436 т, 2 — 76 мм зен., 180 мин). Рекорд по числу поставленных в годы войны мин принадлежит «Принцесс Маргарет» — 25 242 шт.

 

Тральщики типа «Хант» — 115 ед.

109.jpg

 

1-я серия: «Блэкморвэйл», «Байчестер», «Бельвуар», «Котсволд», «Коттесмоур», «Кэттисток», «Крум», «Дартмур», «Гарт», «Хэмблдон», «Хэйтроп», «Холдернесс», «Мейнелл», «Маскерри», «Окли», «Питчли», «Кьюорн», «Саутдаун», «Твдуорт», «Зетлэнд»;

2-я се­рия: «Эбердейр», «Эбингдон», «Олбэри», «Элресфорд», «Эмблсайд», «Эмершем», «Эпплдор», «Лимингтон», «Бадминтон», «Бэгшот», «Барнстепл», «Суиндон», «Бэнчоури», «Блоксхэм», «Брэдфилд»,.«Бэрлслем», «Гул», «Блэкберн», «Бутл», «Кэрлеон», «Кемберли», «Карстерс», «Кейтерхэм», «Бэттл», «Фермой», «Форфар», «Бэри», «Чим», «Гретна», «Хэрроу», «Хэвент», «Хантли», «Инстоу», «Гэддесдон», «Гейнсборо», «Нортхолт», «Клонмел», «Элджин», «Шерборн», «Тайвертон», «Тонбридж», «Трейли», «Тринг», «Тру­ро», «Аппингхэм», «Бервуд», «Вэм», «Уексфорд», «Крейги», «Дер­би», «Доркинг», «Данделк», «Дьюнун», «Фэйрфилд», «Форрес», «Кьюпар», «Саттон», «Фэйрхэм», «Фэйвершэм», «Форд», «Рагби», «Ирвин», «Кендэл», «Кинросс», «Лидд», «Лонгфорд», «Марлоу», «Мистли», «Монагэн», «Мэллэг», «Мэлверн», «Мараэион», «Манлочи», «Нейлси», «Ньюарк», «Рептон», «Уэйбурн», «Пэнгбурн», «Пинарт», «Петерсфилд», «Пиннер», «Понтипул», «Престетин», «Рэдли», «Росс», «Сэлфорд», «Сэлташ», «Солтберн», «Селкирк», «Шрюсбери», «Слайгоу», «Уиднес», «Йовил», «Стаффорд», «Стоук».

 

750-800 т, 70,4x8,5x2,1 -2,3 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1800 л.с. =.16 уз. 140 т уг. (2-я серия: 2200 л.с. = 16 уз., 185 туг.). Эк. 71 — 74 чел. 1 — 102 мм, 1 — 76 мм зенит.

 

Строились разными фирмами. Первая серия заказана в начале 1916 г. и вступила в строй в 1917-м. Из 95 тральщиков 2-й серии до окончания войны были переданы флоту лишь 32 единицы. Часть из достроенных в послевоенное время кораблей сразу же была переоборудована во вспо­могательные, транспортные и гидрографические суда. Несколько раз­личались по составу вооружения — например, корабли первой серии имели по одному- два 76-мм орудия и столько же 57-мм зениток. Три погибли от подрыва на минах, причем два в послевоенное время: «Блэкморвэйл» 1.5.1918, «Пинарт» 4.2.1919 и «Кинросс» 16.6.1919. Большая часть тральщиков продана в 20-е гг., хотя некоторые дожили до 40-х и даже 50-х годов. «Вервуд» в 1921 г. передан ЮАР, «Хзвент» в 1922г. — Таиланду. «Гул» в 1926 г. по заказу Новой Зеландии переоборудован в буро&ое судно «Ирвелл» и служил в этом качестве до 1962 г.

 

Тральщики типа «Эскот» — 32 ед.

110.jpg

 

«Эскот», «Этерстоун», «Челмсфорд», «Чепстоу», «Крокстон», «Донкастер», «Эглинтон», «Эпсом», «Эрндж», «Гэтвик», «Кемптон», «Лингфилд», «Ладлоу», «Мелтон», «Ньюбери», «Пламптон», «Понтефракт», «Челтенхэм», «Гудвуд», «Хэлдон», «Хэрст», «Редкар», «Сэндаун», «Тотнес», «Бэнбери», «Харпенден», «Хэксхэм», «Лэнарк», «Льюэс», «Шинклифф», «Ширли», «Ветерби».

 

810 т,    74,9x17,7x2,1 м.    ПМ- 1, 2 ПК.  1500 л.с. = 14,5-уз. 156 т уг. Эк. 50 - 52 чел. 2 - 57 мм, 2 - 40 мм зен.

 

Спроектированы на базе каботажного колесного парохода «Глен Аск». Первые 24 единицы вступили в строй а 1916 г., остальные, имевшие на 1,2 м большую длину корпуса, — в январе — июне 1918 г. Отличались хорошей маневренностью. По проекту корабли должны были нести по 2 гидросамо­лета, но фактически ни на одном из них авиация не размещалась. 5 единиц погибли: «Эскот» 10.11.1918 торпедирован немецкой подлодкой UB-67, остальные подорвались на минах - «Ладлоу» 29.12.1916, «Пламптон» 19.10.1918, «Кемптон» и «Редкар» 24.6,1917. После войны большая часть сразу же сдана на слом либо переоборудована в торговые суда.

 

Тральщики типа «Дане» — 14 ед.

 

«Котильон», «Минуэт», «Коверли», «Куадрилл», «Хорнпайп», «Мазурка», «Гавотт», «Сарабанд», «Пируэтт», «Тарантелла», «Фанданго», «Моррис Дане», «Степ Дане», «Суорд Дане».

 

265- 290 т, 39,6x8x1,1 м. ПМ - 2, 1 ПК. 450 л.с. =9,5 уз. 40 т нефти. Эк. 22-26. 1-57 мм.

 

Мелкосидящие тральщики, предназначенные для действий на реках и в заливах. Для предохранения гребных винтов от удара о грунт их распо­лагали в специальных туннелях, образованных обводами кормовой час­ти корпуса. Построены в 1917 г. Успешно использовались при тралении у побережья Фландрии. В апреле 1919 г. четыре тральщика были от­правлены на Северную Двину, где два из них погибли от подрыва на минах («Суорд Дане» 24.6.1919 и «Фанданго» 3.7.191-9). Остальные проданы в 1920-1921 гг.

 

Вспомогательные тральщики

 

В качестве тральщиков в годы войны использовались самые разнооб­разные корабли и суда. Так, ими стали устаревшие торпедные канонер­ские лодки «Госсэмер», «Сигалл» (погибла в результате столкнове­ния 30.9.1918), «Скипджек», «Спэнкер», «Спидвелл», «Сере», «Ясон» (подорвалась на мине 7.4.1917), «Леда», «Нигер» (торпеди­рована 11.11.1914), «Спиди» (подорвалась на мине 3.9.1914), «Драйед», «Хэлсион», «Харриер» и «Хуссар» (735 - 1070т, 1891 - 1895 гг., 17— 18 уз., 2— 120 мм орудия). В противоминные корабли были пре­вращены также 11 винтовых и 74 колесных каботажных парохода; 13 из них погибли в ходе боевых действий. Временно привлекались для тра­ления и рыболовные суда — траулеры и дрифтеры — около 2,5 тысячи единиц. Кроме того, в 1915 — 1920 гг. в Англии и Канаде было постро­ено 314 вооруженных дрифтеров «адмиралтейского» типа (175 — 200 т, 9 уз., 1 —57-мм пушка), 77 траулеров типа «Мереей» (438 т, 11 уз.), 205 траулеров типа «Касл» (360 т, 10,5 уз.) и 103 траулера типа «Страт» (311 т, 10 уз.). Еще 9 судов типа «Касл» были построены в Индии. Все они вооружались одной 76-мм пушкой и тральным оборудованием.