Минно-Тральные корабли
Минные заградители
Минных заградителей специальной постройки в Британском флоте не было. Корабли этого класса переделывались из устаревших броненосцев, крейсеров, а также торговых судов. В годы 1-й мировой войны в качестве минзагов использовались переоборудованные линейный корабль «Лондон» (240 мин), бронепалубные крейсера «Ариадна», «Амфитрит» (по 350 - 400 мин), «Андромаха», «Аполло», «Латона», «Найяд», «Тетис», «Интрепид», «Ифигения» (все несли по 100 -140 мин). Вспомогательных минных заградителей, переоборудованных из гражданских пароходов и траулеров, было свыше трех десятков. Наиболее крупными из них являлись «Принцесс Айрен» и «Принцесс Маргарет» (по 5934 т, 2 — 120 мм, 2 — 76 мм, 2 -57 мм зен., 500 мин), «Орвието» (12 130 т, 4— 120 мм, 1 —40 мм зен., 600 мин), «Ангора» (4298 т, 3 — 120 мм, 2 —57 мм зен., 320 мин), «Биарриц» (2495 т, 2 — 76 мм, 180 мин), «Уэйхайн» (4436 т, 2 — 76 мм зен., 180 мин). Рекорд по числу поставленных в годы войны мин принадлежит «Принцесс Маргарет» — 25 242 шт.
Тральщики типа «Хант» — 115 ед.
1-я серия: «Блэкморвэйл», «Байчестер», «Бельвуар», «Котсволд», «Коттесмоур», «Кэттисток», «Крум», «Дартмур», «Гарт», «Хэмблдон», «Хэйтроп», «Холдернесс», «Мейнелл», «Маскерри», «Окли», «Питчли», «Кьюорн», «Саутдаун», «Твдуорт», «Зетлэнд»;
2-я серия: «Эбердейр», «Эбингдон», «Олбэри», «Элресфорд», «Эмблсайд», «Эмершем», «Эпплдор», «Лимингтон», «Бадминтон», «Бэгшот», «Барнстепл», «Суиндон», «Бэнчоури», «Блоксхэм», «Брэдфилд»,.«Бэрлслем», «Гул», «Блэкберн», «Бутл», «Кэрлеон», «Кемберли», «Карстерс», «Кейтерхэм», «Бэттл», «Фермой», «Форфар», «Бэри», «Чим», «Гретна», «Хэрроу», «Хэвент», «Хантли», «Инстоу», «Гэддесдон», «Гейнсборо», «Нортхолт», «Клонмел», «Элджин», «Шерборн», «Тайвертон», «Тонбридж», «Трейли», «Тринг», «Труро», «Аппингхэм», «Бервуд», «Вэм», «Уексфорд», «Крейги», «Дерби», «Доркинг», «Данделк», «Дьюнун», «Фэйрфилд», «Форрес», «Кьюпар», «Саттон», «Фэйрхэм», «Фэйвершэм», «Форд», «Рагби», «Ирвин», «Кендэл», «Кинросс», «Лидд», «Лонгфорд», «Марлоу», «Мистли», «Монагэн», «Мэллэг», «Мэлверн», «Мараэион», «Манлочи», «Нейлси», «Ньюарк», «Рептон», «Уэйбурн», «Пэнгбурн», «Пинарт», «Петерсфилд», «Пиннер», «Понтипул», «Престетин», «Рэдли», «Росс», «Сэлфорд», «Сэлташ», «Солтберн», «Селкирк», «Шрюсбери», «Слайгоу», «Уиднес», «Йовил», «Стаффорд», «Стоук».
750-800 т, 70,4x8,5x2,1 -2,3 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1800 л.с. =.16 уз. 140 т уг. (2-я серия: 2200 л.с. = 16 уз., 185 туг.). Эк. 71 — 74 чел. 1 — 102 мм, 1 — 76 мм зенит.
Строились разными фирмами. Первая серия заказана в начале 1916 г. и вступила в строй в 1917-м. Из 95 тральщиков 2-й серии до окончания войны были переданы флоту лишь 32 единицы. Часть из достроенных в послевоенное время кораблей сразу же была переоборудована во вспомогательные, транспортные и гидрографические суда. Несколько различались по составу вооружения — например, корабли первой серии имели по одному- два 76-мм орудия и столько же 57-мм зениток. Три погибли от подрыва на минах, причем два в послевоенное время: «Блэкморвэйл» 1.5.1918, «Пинарт» 4.2.1919 и «Кинросс» 16.6.1919. Большая часть тральщиков продана в 20-е гг., хотя некоторые дожили до 40-х и даже 50-х годов. «Вервуд» в 1921 г. передан ЮАР, «Хзвент» в 1922г. — Таиланду. «Гул» в 1926 г. по заказу Новой Зеландии переоборудован в буро&ое судно «Ирвелл» и служил в этом качестве до 1962 г.
Тральщики типа «Эскот» — 32 ед.
«Эскот», «Этерстоун», «Челмсфорд», «Чепстоу», «Крокстон», «Донкастер», «Эглинтон», «Эпсом», «Эрндж», «Гэтвик», «Кемптон», «Лингфилд», «Ладлоу», «Мелтон», «Ньюбери», «Пламптон», «Понтефракт», «Челтенхэм», «Гудвуд», «Хэлдон», «Хэрст», «Редкар», «Сэндаун», «Тотнес», «Бэнбери», «Харпенден», «Хэксхэм», «Лэнарк», «Льюэс», «Шинклифф», «Ширли», «Ветерби».
810 т, 74,9x17,7x2,1 м. ПМ- 1, 2 ПК. 1500 л.с. = 14,5-уз. 156 т уг. Эк. 50 - 52 чел. 2 - 57 мм, 2 - 40 мм зен.
Спроектированы на базе каботажного колесного парохода «Глен Аск». Первые 24 единицы вступили в строй а 1916 г., остальные, имевшие на 1,2 м большую длину корпуса, — в январе — июне 1918 г. Отличались хорошей маневренностью. По проекту корабли должны были нести по 2 гидросамолета, но фактически ни на одном из них авиация не размещалась. 5 единиц погибли: «Эскот» 10.11.1918 торпедирован немецкой подлодкой UB-67, остальные подорвались на минах - «Ладлоу» 29.12.1916, «Пламптон» 19.10.1918, «Кемптон» и «Редкар» 24.6,1917. После войны большая часть сразу же сдана на слом либо переоборудована в торговые суда.
Тральщики типа «Дане» — 14 ед.
«Котильон», «Минуэт», «Коверли», «Куадрилл», «Хорнпайп», «Мазурка», «Гавотт», «Сарабанд», «Пируэтт», «Тарантелла», «Фанданго», «Моррис Дане», «Степ Дане», «Суорд Дане».
265- 290 т, 39,6x8x1,1 м. ПМ - 2, 1 ПК. 450 л.с. =9,5 уз. 40 т нефти. Эк. 22-26. 1-57 мм.
Мелкосидящие тральщики, предназначенные для действий на реках и в заливах. Для предохранения гребных винтов от удара о грунт их располагали в специальных туннелях, образованных обводами кормовой части корпуса. Построены в 1917 г. Успешно использовались при тралении у побережья Фландрии. В апреле 1919 г. четыре тральщика были отправлены на Северную Двину, где два из них погибли от подрыва на минах («Суорд Дане» 24.6.1919 и «Фанданго» 3.7.191-9). Остальные проданы в 1920-1921 гг.
Вспомогательные тральщики
В качестве тральщиков в годы войны использовались самые разнообразные корабли и суда. Так, ими стали устаревшие торпедные канонерские лодки «Госсэмер», «Сигалл» (погибла в результате столкновения 30.9.1918), «Скипджек», «Спэнкер», «Спидвелл», «Сере», «Ясон» (подорвалась на мине 7.4.1917), «Леда», «Нигер» (торпедирована 11.11.1914), «Спиди» (подорвалась на мине 3.9.1914), «Драйед», «Хэлсион», «Харриер» и «Хуссар» (735 - 1070т, 1891 - 1895 гг., 17— 18 уз., 2— 120 мм орудия). В противоминные корабли были превращены также 11 винтовых и 74 колесных каботажных парохода; 13 из них погибли в ходе боевых действий. Временно привлекались для траления и рыболовные суда — траулеры и дрифтеры — около 2,5 тысячи единиц. Кроме того, в 1915 — 1920 гг. в Англии и Канаде было построено 314 вооруженных дрифтеров «адмиралтейского» типа (175 — 200 т, 9 уз., 1 —57-мм пушка), 77 траулеров типа «Мереей» (438 т, 11 уз.), 205 траулеров типа «Касл» (360 т, 10,5 уз.) и 103 траулера типа «Страт» (311 т, 10 уз.). Еще 9 судов типа «Касл» были построены в Индии. Все они вооружались одной 76-мм пушкой и тральным оборудованием.