Авианосцы-рекордсмены

 

О «Лексингтоне» и «Саратоге» современники го­ворили лишь в превосходной степени. Еще бы — самые большие, самые быстроходные и наиболее мощ­но вооруженные авианосцы своего времени, самые крупные в мире боевые турбоэлектроходы и самые длинные боевые корабли, имевшие к тому же самые большие в мире дымовую трубу и самолетный ангар. Правда, при подробном рассмотрении оказывалось, что большинство этих «рекордов», побитых, кстати говоря, только к концу второй мировой войны или даже позже, были вынужденными или же породив­шие их причины носили скорее экономический, чем военный, характер.

Обладая впечатляющими характеристиками, вну­шительным, и в то же время элегантным внешним видом, «Леди Леке» и «Леди Сара», как их называли американские моряки, в межвоенные годы имели в США огромную популярность. Они установили не­сколько мировых рекордов, которым могли бы поза­видовать и трансатлантические лайнеры (мощность на валах свыше 200 000 л.с., пробеги по нескольку суток со скоростью около 31 узла), а «Лексингтон» в 1929 году, используя свою мощнейшую энергетиче­скую установку, в течение месяца снабжал электро­энергией пострадавший от наводнения город Такома с населением 107 000 человек.

Верные своим традициям, «Леке» и «Сара» отли­чились и в годы войны, хотя не все их достижения оказались лестными для американского флота. Так, «Лексингтону», принявшему участие в первой в мире битве, когда надводные корабли противников даже не видели друг друга (в Коралловом море 7 — 8 мая 1942 года), было суждено стать первым погибшим американским авианосцем. Но и японцы свои пер­вые потери в кораблях понесли при непосредствен­ном участии самолетов с «Лекса», в том числе погиб и их первый авианосец (он вообще стал первым на счету палубной авиации). «Саратога» же первой сре­ди американских авианосцев была повреждена. И вообще, в начале войны она отличилась тем, что дваж­ды была торпедирована подводными лодками и дваж­ды всего на суточный переход опаздывала принять участие в битвах (одна из них — у атолла Мидуэй — стала решающей на Тихом океане). Зато потом «Сара» полностью себя реабилитировала, круша япон­ские корабли и в море и в гаванях. К концу войны, уже служа преимущественно в качестве учебного ко­рабля, она установила еще несколько рекордов: по числу 40-мм автоматов на борту (96), по числу поса­док самолетов за сутки (643, а всего за карьеру 98 549 — последний рекорд был побит только в июне 1960 года) и по общему количеству перевезенных одним кораблем войск (29 204 человека).

Наконец, «Саратога», на старости лет выбранная в качестве «подопытного кролика» для проведения испытаний у атолла Бикини, стала (и, надеемся, ос­танется) единственным в мире авианосцем, потоп­ленным в результате воздействия ядерного оружия.