Авиационное вооружение
Огромные, почти в гектар, полетные палубы «Лексингтона» и «Саратоги» из тонких стальных листов с покрытием из отборного тика сначала имели в носовой части по 47-метровой катапульте с правого борта. Пятитонной машине они сообщали скорость 89 км/час. Но, поскольку длина палубы позволяла любому из существующих самолетов взлететь после свободного разбега, катапульты в 1934 году сняли. И только во время ремонта в конце 1944 года «Сару» оборудовали двумя гидравлическими катапультами (правая чуть впереди левой), поскольку для новых тяжелых самолетов разбега уже не хватало.
Впереди надстройки и башен с правого борта стоял кран грузоподъемностью 6 т при скорости 24 м/с или 10 т при 12 м/с. Для подъема боезапаса из погребов на палубу использовались два бомбовых и торпедный лифты, а самолеты поднимались носовым 8-тонным гидравлическим подъемником (9,15x18,3м, подъем 6 т со скоростью 0,6 м/с) и 3-тонным кормовым (9,15 х10,98 м,) производства «Отис Компани». Носовой подъемник в кормовой части имел еще откидной люк размером 6x8 м, позволявший поднимать самолеты более длинные, чем платформа. Наличие всего двух подъемников, один из которых к тому же был самым маленьким на флоте США, сводило на нет все большое преимущество по числу самолетов над другими авианосцами. Возможно, отсутствие подъемника в самой корме объяснялось желанием освободить эту часть палубы для «парковки» как можно большего числа самолетов перед вылетом авиагруппы. Ведь в 20-е и 30-е годы считалось, что авианосец будет поднимать в воздух сразу все свои самолеты. Аналогичное расположение двух подъемников имел «Рэйнджер», а все последующие американские авианосцы имели уже по три лифта. В 1944 году «Саратога» не могла эффективно участвовать в операциях, поскольку ее подъемники не справлялись с возросшим весом самолетов и часто выходили из строя. Во время ремонта повреждений, полученных от камикадзе у о.Иводзима, когда был уничтожен носовой самолетоподъемник, на «Саре» установили новый — площадью 134 кв.м. Кормовой подъемник сняли, оборудовав в этой части ангара дополнительные кубрики и учебные классы.
В 1941 году оба авианосца имели по восемь тросовых аэрофинишеров в носу и корме и по четыре аварийных барьера, а в 1945 году на «Саратоге» уже было 9 финишеров и 5 барьеров в корме и еще один финишер в носу. Для защиты от ветра и брызг стоящих на полетной палубе самолетов вдоль бортов имелись откидные сетчатые щиты. При проведении взлетно-посадочных операций эти сетки вываливались за борт, служа средством страховки для тех самолетов, которые при авариях могли свалиться с полетной палубы. В годы войны, когда нужно было искать оптимальный компромисс между желанием держать на полетной палубе как можно большее число готовых к старту самолетов и в то же время иметь достаточно свободного пространства для взлета и посадки, этим сеткам нашлось еще одно оригинальное применение. Изобретательные американцы стали парковать самолеты перпендикулярно к оси корабля — так, чтобы они стояли на палубе только основными колесами, а хвостовое колесо опирали на заваленные за борт выстрелы сеток. При этом половина самолета как бы висела над водой. Конечно, такая парковка годилась только для самой тихой погоды.
Проектный состав авиагруппы насчитывал 78 самолетов, из них 32 бомбардировщика. На службе авианосцы обычно несли 80 — 90 машин: по 27 истребителей и разведчиков и до 36 бомбардировщиков-торпедоносцев. Еще до 45 самолетов могли храниться в ангаре в разобранном виде. Иногда, в зависимости от боевых задач, число истребителей увеличивалось до 36 за счет других типов машин.
В межвоенные годы на авианосцах базировались самолеты самых разных типов: истребители FB-5, F6C-3 и F6C-4, F2B-1 и F3B-1, торпедоносцы ТЗМ-2 и Т4М-1, разведчики-бомбардировщики UO-5, O2U-1 и O2U-2, учебно-тренировочные NY-2. Перед войной их сменили более современные машины. Изменение состава авиагрупп в ходе войны представлено в таблице.
Истребители носили названия «Буффало» (F2A), «Уайлдкэт» (F4F) и «Хеллкэт» (F6F), пикирующие бомбардировщики — «Донтлесс» (SBD), торпедоносцы — «Дэвастейтор» (TBD) и «Эвенджер» (TBF и ТВМ).
Авиационное топливо — бензин — хранилось в восьми цистернах (шесть из них — двойные) общей емкостью 354 — 436 т. Их расположение диктовалось принятой формой ПТЗ. В результате цистерны и трубопроводы находились в местах, подверженных непосредственному разрушению при торпедных попаданиях, что и случилось с «Лексингтоном» во время боя в Коралловом море. Посты заправки самолетов располагались в нескольких местах на полетной и ангарной палубах.
ИЗМЕНЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ АВИАНОСЦЕВ В ГОДЫ ВОЙНЫ
Корабль
|
Дата
|
Авиагруппа
|
Состав эскадрилий |
|||
VF-истребит. |
VB- бомбард. |
VS-развед, |
VT- торпед. |
|||
«Лексингтон» |
12.1941 |
CVG-2 |
18 F2A-3 |
18 SBD-2 |
18 SBD-2 |
21 TBD-1 |
«Саратога»
|
12.1941
|
CVG-3
|
9 F2A-3 10 F4F-3 и 3А |
18 SBD-2
|
18 SBD-2
|
18TBD-1
|
«Лексингтон» |
5.1942 |
CVG-2 |
22 F4F-3 |
18 SBD-2 |
18 SBD-2 |
12ТВО-1 |
«Саратога» |
7.1942 |
CVG-3 |
34 F4F-4 |
17SBD-3 |
17 SBD-3 |
15TBF-1 |
«Саратога» |
8.1942 |
CVG-3 |
36 F4F-4 |
16 SBD-3 |
16 SBD-3 |
15TBF-1 |
«Саратога» |
11.1942 |
CVG-3 |
34 F4F-4 |
15 SBD-3 |
14 SBD-3 |
17 TBF-1 |
«Саратога" |
6.1943 |
CVG-3 |
12 F4F-4 |
24 SBD-3 |
24 SBD-3 |
24 TBF-1 |
«Саратога» |
10.1943 |
CVG-12 |
37 F6F-3 |
24 SBD-5 |
— |
18TBF-1 |
«Саратога» |
3.1944 |
CVG-12 |
27 F6F-3 |
24 SBD-5 |
— |
18TBF-1 |
«Саратога» |
1.1945 |
CVG-12 |
57 F6F-3 и -5 |
|
|
18ТВМ(М) |