Первая потеря
Налеты американской авианосной авиации на японские базы в феврале — марте, апогеем которых стал рейд на Токио 16 апреля армейских бомбардировщиков В-25, взлетевших с палубы «Хорнета», проходили безнаказанно только потому, что мощное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо сначала обеспечивало японское вторжение на острова Голландской Вест-Индии, а затем действовало в Индийском океане, Но уже в конце апреля для участия в операциях по захвату Новой Гвинеи в базу Трук(Каролинские о-ва) прибыли авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Вместе с легким авианосцем «Сёхо» они должны были обеспечить прикрытие сил вторжения в порт Морсби. На двух ударных японских авианосцах имелось 42 истребителя «Зеро», 41 пикировщик «Вэл» и 42 торпедоносца «Кейт», а на «Сёхо» — 12 «зеро» и 9 «кейтов». Эти корабли вместе с 7 тяжелыми и 3 легкими крейсерами, гидроавиатранспортом «Камикава-Мару» (8 гидросамолетов типа E8N2) и 13 эсминцами вышли в море 30 апреля, не зная, что их намерения уже известны американцам, сумевшим ранее расшифровать японские секретные коды.
По приказу адмирала Ч.Нимитца соединение TF11 во главе с «Лексингтоном» (контр-адмирал О.Фитч) 1 мая присоединилось у о.Эспириту Санто к TF17, которым командовал контр-адмирал Ф.Флетчер (флаг на «Йорктауне»). В ангарах авианосцев насчитывалось 42 истребителя, 74 пикирующих бомбардировщика и 25 торпедоносцев. Силы прикрытия состояли из семи тяжелых крейсеров, 1 легкого и 13 эсминцев.
Спустя сутки соединения разошлись, осуществляя раздельный поиск противника. 4 мая самолеты «Йорктауна» нанесли три удара по силам вторжения, сосредоточенным в порту Тулаги, потопив четыре десантные баржи, три тральщика и тяжело повредив минный заградитель и эсминец (последний в конце концов был брошен экипажем}. На рассвете следующего дня американские соединения снова встретились в 400 милях к югу от Тулаги. Фитч ничего не знал о планах Флетчера и нашел его чисто случайно, сначала наткнувшись на танкер «Неошо», который был прикреплен к соединению TF17. Более суток корабли производили дозаправку топливом под прикрытием авиации «Лекса», посланной в поиск на север и запад. Одна из этих групп, состоявшая из пикировщиков «донтлесс», утром 6 мая прошла всего в 20 милях от японских ударных авианосцев, но, не имея радара, не смогла их обнаружить. Только к концу дня благодаря базовым самолетам-разведчикам противники узнали о присутствии друг друга. Японские транспорты получили приказ приостановить продвижение до окончания битвы авианосцев. Охотившийся за ними контр-адмирал. Флетчер повел свои объединенные силы на запад, чтобы на рассвете нанести удар. Только танкер «Неошо» в сопровождении эсминца остался далеко позади.
Утром 7 мая посланные на разведку пикирующие бомбардировщики «Йорктауна» донесли об обнаружении двух авианосцев и четырех тяжелых крейсеров в 260 милях к северо-западу, и с обоих авианосцев поднялись в воздух ударные авиагруппы. Тем временем выяснил положение противника и «Сёхо», действующий отдельно от двух других авианосцев. Но в 10.30, когда он, развернувшись против ветра, уже готовил старт своих самолетов, его случайно обнаружили пикировщики с «Лексингтона», Прорвав заслон истребителей, первые три SBD-2, ведомые командиром авиагруппы капитаном 2 ранга У.Олтом, добились близкого разрыва бомбы у борта «Сёхо», с палубы которого сбросило в воду сразу пять торпедоносцев. Затем в атаку вышли еще 25 SBD-2, 12 TBD-1 и 10 F4F-3.
По японским данным, «Сёхо» в этой атаке повреждений не получил. Но когда спустя 15 минут удар нанесли 23 бомбардировщика и 10 торпедоносцев с «Йорктауна», он после попадания примерно 13 454-кг бомб и 7 торпед в течение десяти минут исчез с поверхности воды. Потери американцев составили всего 3 самолета.
Тем временем самолеты с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» топили танкер «Неошо» и эсминец, приняв их за авианосец и крейсер. Вечером одну из их групп, вылетевшую на поиск «других авианосцев», на обратном пути перехватили американские «Уайлдкэты». Ценой гибели двух своих машин они сбили 9 «кейтов» и 1 «вэл».
8 мая начались взаимные атаки, в которых первыми преуспели самолеты с «Йорктауна», поразившие двумя бомбами «Сёкаку», лишив того возможности выпускать свою авиацию. Авиагруппе «Лекса» снова не повезло — она не смогла обнаружить противника в расчетное время. Поскольку большинство ее пикировщиков, участвовавших утром в разведке, не успели принять полный запас топлива, то число самолетов, продолживших поиск, сократилось с 24 до 4 SBD и с 12 до 11 TBD, прикрываемых шестью истребителями. Вскоре они обнаружили горящий «Сёкаку» и поразили его одной бомбой, а все торпеды снова прошли мимо.
В 10.55, за две минуты до начала первой атаки «Сёкаку», радар «Лекса» обнаружил в 80 милях приближающиеся 33 «вала», 18 «кейтов» и 18 «зеро». Восемь истребителей воздушного патруля уже испытывали нехватку топлива и не смогли заблаговременно перехватить противника. Однако в воздухе находилось 23 самолета SBD, возвращающихся из противолодочного патруля и разведки. Они и образовали основную ПВО на малых высотах. Оба американских авианосца и корабли сопровождения приготовились к независимому маневрированию.
Атака началась в 11.18, «Донтлессы» сбили два «кейта» еще до выпуска ими торпед, но затем их сковали боем японские истребители. Из оставшихся торпедоносцев шесть атаковали «Лексингтон» с двух сторон. Здесь и сказались недостаточная маневренность огромного корабля и слабость его зенитных средств. Одна за другой две торпеды попали в его левый борт — в носовую часть и под надстройку. Один «кейт» сбили зенитки. Пользуясь отсутствием на средних высотах американских самолетов и концентрацией огня на торпедоносцах, японские пикировщики вышли в атаку, почти не встречая сопротивления. Они добились двух прямых попаданий 60-кг бомбами в «Лексингтон»: в кранец готового боезапаса левой носовой 127- мм батареи и дымовую трубу. Несколько близких разрывов у бортов вызвали деформацию и разрушение обшивки подводной части корпуса. В конце атаки «Донтлессы» сбили еще два «кейта», несколько самолетов уничтожили истребители, а всего над американским соединением их погибло не менее 20.
После попадания торпед «Лексингтон» получил крен на левый борт в 7 градусов, который вскоре исправили контрзатоплением. Скорость упала до 20 узлов. В трех местах возникли пожары, не представлявшие сначала большой опасности. Но от сильных ударов корпус корабля сильно «повело», из-за чего самолетоподъемники заклинило в верхнем положении, а в цистернах с авиабензином появились течи. В замкнутом пространстве огромного ангара, несмотря на непрерывную работу всех вентиляторов, концентрация паров бензина стала угрожающе расти.
Спустя полтора часа после начала боя (в 12.47) на корабле произошел взрыв в ангарной палубе, причиной которого стала искра от одного из генераторов. Затем последовали взрывы боезапаса и сильные пожары. Борьба с огнем затруднялась тем, что на корабле сохранилось много пожароопасного оборудования, а старые слои краски за 15-летний срок службы ни разу не соскабливались. Тем не менее «Леке» продолжал принимать свои самолеты (между 13.00 и 13.45 на него сели 6 F4F-3, 23 SBD, 10 TBD) и даже поднял в воздух истребители патруля ПВО. Но в 14.45 последовал новый взрыв паров бензина, и через полчаса авианосец прекратил все взлетно-посадочные работы, запросив «Йорктаун» принять его самолеты. В районе главного командного поста начались большие пожары, связь с ним прервалась, прекратилась подача электроэнергии, вышла из строя большая часть противопожарного оборудования. Аварийным партиям приходилось протягивать с носа и кормы длинные шланги, в которых с трудом удавалось поддерживать напор воды. Огонь на корабле продолжал распространяться, взрывы участились, полетная палуба местами накалилась докрасна. Сильно нагрелась носовая переборка МО, из-за чего носовое, а затем и кормовое МО пришлось покинуть. Примерно в 16.00 новый взрыв разворотил полетную палубу, и спустя полчаса корабль потерял ход.
Все это время командир авианосца находился на мостике, а старший помощник руководил борьбой за живучесть на местах, подбадривая личный состав, работавший уже при свете ручных фонарей. После падения давления в пожарной магистрали к борту «Лекса» подошли эсминцы, пытаясь тушить пожары своими маломощными средствами. Но к 17.00, когда пожар распространился по всему кораблю, создалась угроза взрыва погребов с бомбами и торпедами. Всех раненых уже эвакуировали, и в 17.07 оставшимся аварийным партиям был отдан приказ оставить корабль. К заходу солнца эсминцы сняли с «Лекса» 2735 человек. Капитан 1 ранга Ф.Шерман покинул корабль последним...
Вскоре в средней части авианосца произошел взрыв погреба с торпедами, но только после 20 часов, получив еще 4 торпеды с эсминца «Фелпс», «Лексингтон» начал медленно погружаться в воду. Тонул он без крена и дифферента, что делало честь его создателям. Последний взрыв погребов произошел, когда над палубой уже начали смыкаться волны. Всего с кораблем погибло и пропало без вести 216 человек и 36 самолетов. Девятнадцать самолетов, принятых на палубу «Йорктауна», вместе с другими уцелевшими экипажами авиагруппы CVG-2 пополнили авиагруппу CVG-5 «Йорктауна», которая также потеряла 30 машин.
За пять военных месяцев «Лексингтон» прошел 43311 миль. Своей гибелью он, можно сказать, подготовил американскому флоту победу в битве у атолла Мидуэй, в которой не смогли участвовать поврежденный «Сёкаку» и лишенный самолетов «Дзуйкаку» (7 — 8 мая оба потеряли 86 самолетов, большей частью ударных). Кроме этого, сорвалась и намеченная высадка японских войск. Имя «Лексингтон» унаследовал авианосец типа «Эссекс» CV-16 (бывший «Кэбот»), спущенный 29 сентября 1942 года на той же верфи, что и его предшественник. «Лексингтон-2» участвовал во многих наступательных операциях флота США (в частности, его самолеты приняли участие в потоплении гигантского японского линкора «Мусаси», авианосцев «Чийода», «Дзуйкаку» и других), был дважды поврежден (торпедой и камикадзе) и прослужил до середины 70-х годов.