Первая потеря

 

Налеты американской авианосной авиации на японские базы в февра­ле — марте, апогеем которых стал рейд на Токио 16 апреля армейских бомбардировщиков В-25, взлетев­ших с палубы «Хорнета», проходили безнаказанно только потому, что мощное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо сначала обеспечивало японское вторжение на острова Голландской Вест-Индии, а затем действовало в Индийском океане, Но уже в конце апреля для участия в операциях по захвату Но­вой Гвинеи в базу Трук(Каролинские о-ва) прибыли авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Вместе с легким авиа­носцем «Сёхо» они должны были обеспечить прикрытие сил вторже­ния в порт Морсби. На двух ударных японских авианосцах имелось 42 ис­требителя «Зеро», 41 пикировщик «Вэл» и 42 торпедоносца «Кейт», а на «Сёхо» — 12 «зеро» и 9 «кейтов». Эти корабли вместе с 7 тяжелыми и 3 легкими крейсерами, гидроавиа­транспортом «Камикава-Мару» (8 гидросамолетов типа E8N2) и 13 эс­минцами вышли в море 30 апреля, не зная, что их намерения уже из­вестны американцам, сумевшим ра­нее расшифровать японские секрет­ные коды.

По приказу адмирала Ч.Нимитца соединение TF11 во главе с «Лек­сингтоном» (контр-адмирал О.Фитч) 1 мая присоединилось у о.Эспириту Санто к TF17, которым командовал контр-адмирал Ф.Флетчер (флаг на «Йорктауне»). В ангарах авианосцев насчитывалось 42 истребителя, 74 пикирующих бомбардировщика и 25 торпедоносцев. Силы прикрытия со­стояли из семи тяжелых крейсеров, 1 легкого и 13 эсминцев.

Спустя сутки соединения разо­шлись, осуществляя раздельный по­иск противника. 4 мая самолеты «Йорктауна» нанесли три удара по силам вторжения, сосредоточенным в порту Тулаги, потопив четыре де­сантные баржи, три тральщика и тя­жело повредив минный заградитель и эсминец (последний в конце кон­цов был брошен экипажем}. На рас­свете следующего дня американские соединения снова встретились в 400 милях к югу от Тулаги. Фитч ничего не знал о планах Флетчера и нашел его чисто случайно, сначала наткнув­шись на танкер «Неошо», который был прикреплен к соединению TF17. Более суток корабли производили дозаправку топливом под прикрыти­ем авиации «Лекса», посланной в поиск на север и запад. Одна из этих групп, состоявшая из пикировщиков «донтлесс», утром 6 мая прошла все­го в 20 милях от японских ударных авианосцев, но, не имея радара, не смогла их обнаружить. Только к кон­цу дня благодаря базовым самоле­там-разведчикам противники узнали о присутствии друг друга. Японские транспорты получили приказ приос­тановить продвижение до окончания битвы авианосцев. Охотившийся за ними контр-адмирал. Флетчер повел свои объединенные силы на запад, чтобы на рассвете нанести удар. Только танкер «Неошо» в сопровож­дении эсминца остался далеко по­зади.

Утром 7 мая посланные на развед­ку пикирующие бомбардировщики «Йорктауна» донесли об обнаруже­нии двух авианосцев и четырех тя­желых крейсеров в 260 милях к северо-западу, и с обоих авианосцев поднялись в воздух ударные авиа­группы. Тем временем выяснил по­ложение противника и «Сёхо», дей­ствующий отдельно от двух других авианосцев. Но в 10.30, когда он, развернувшись против ветра, уже готовил старт своих самолетов, его случайно обнаружили пикировщики с «Лексингтона», Прорвав заслон истребителей, первые три SBD-2, ведомые командиром авиагруппы капитаном 2 ранга У.Олтом, доби­лись близкого разрыва бомбы у бор­та «Сёхо», с палубы которого сбро­сило в воду сразу пять торпедонос­цев. Затем в атаку вышли еще 25 SBD-2, 12 TBD-1 и 10 F4F-3.

По японским данным, «Сёхо» в этой атаке повреждений не получил. Но когда спустя 15 минут удар нане­сли 23 бомбардировщика и 10 тор­педоносцев с «Йорктауна», он после попадания примерно 13 454-кг бомб и 7 торпед в течение десяти минут исчез с поверхности воды. Потери американцев составили всего 3 самолета.

Тем временем самолеты с «Сёка­ку» и «Дзуйкаку» топили танкер «Нео­шо» и эсминец, приняв их за авиа­носец и крейсер. Вечером одну из их групп, вылетевшую на поиск «дру­гих авианосцев», на обратном пути перехватили американские «Уайлдкэты». Ценой гибели двух своих ма­шин они сбили 9 «кейтов» и 1 «вэл».

8 мая начались взаимные атаки, в которых первыми преуспели самоле­ты с «Йорктауна», поразившие дву­мя бомбами «Сёкаку», лишив того возможности выпускать свою авиа­цию. Авиагруппе «Лекса» снова не повезло — она не смогла обнаружить противника в расчетное время. По­скольку большинство ее пикировщи­ков, участвовавших утром в развед­ке, не успели принять полный запас топлива, то число самолетов, про­долживших поиск, сократилось с 24 до 4 SBD и с 12 до 11 TBD, прикры­ваемых шестью истребителями. Вскоре они обнаружили горящий «Сёкаку» и поразили его одной бом­бой, а все торпеды снова прошли мимо.

В 10.55, за две минуты до начала первой атаки «Сёкаку», радар «Лек­са» обнаружил в 80 милях прибли­жающиеся 33 «вала», 18 «кейтов» и 18 «зеро». Восемь истребителей воз­душного патруля уже испытывали нехватку топлива и не смогли забла­говременно перехватить противника. Однако в воздухе находилось 23 самолета SBD, возвращающихся из противолодочного патруля и развед­ки. Они и образовали основную ПВО на малых высотах. Оба американских авианосца и корабли сопровождения приготовились к независимому ма­неврированию.

Атака началась в 11.18, «Донтлессы» сбили два «кейта» еще до вы­пуска ими торпед, но затем их ско­вали боем японские истребители. Из оставшихся торпедоносцев шесть атаковали «Лексингтон» с двух сто­рон. Здесь и сказались недостаточ­ная маневренность огромного кораб­ля и слабость его зенитных средств. Одна за другой две торпеды попали в его левый борт — в носовую часть и под надстройку. Один «кейт» сби­ли зенитки. Пользуясь отсутствием на средних высотах американских самолетов и концентрацией огня на торпедоносцах, японские пикировщики вышли в атаку, почти не встре­чая сопротивления. Они добились двух прямых попаданий 60-кг бомба­ми в «Лексингтон»: в кранец готового боезапаса левой носовой 127- мм ба­тареи и дымовую трубу. Несколько близких разрывов у бортов вызвали деформацию и разрушение обшив­ки подводной части корпуса. В кон­це атаки «Донтлессы» сбили еще два «кейта», несколько самолетов унич­тожили истребители, а всего над американским соединением их по­гибло не менее 20.

После попадания торпед «Лек­сингтон» получил крен на левый борт в 7 градусов, который вскоре испра­вили контрзатоплением. Скорость упала до 20 узлов. В трех местах воз­никли пожары, не представлявшие сначала большой опасности. Но от сильных ударов корпус корабля силь­но «повело», из-за чего самолетоподъемники заклинило в верхнем по­ложении, а в цистернах с авиабен­зином появились течи. В замкнутом пространстве огромного ангара, не­смотря на непрерывную работу всех вентиляторов, концентрация паров бензина стала угрожающе расти.

Спустя полтора часа после нача­ла боя (в 12.47) на корабле произо­шел взрыв в ангарной палубе, при­чиной которого стала искра от одно­го из генераторов. Затем последо­вали взрывы боезапаса и сильные пожары. Борьба с огнем затрудня­лась тем, что на корабле сохранилось много пожароопасного оборудова­ния, а старые слои краски за 15-лет­ний срок службы ни разу не соскаб­ливались. Тем не менее «Леке» про­должал принимать свои самолеты (между 13.00 и 13.45 на него сели 6 F4F-3, 23 SBD, 10 TBD) и даже под­нял в воздух истребители патруля ПВО. Но в 14.45 последовал новый взрыв паров бензина, и через пол­часа авианосец прекратил все взлет­но-посадочные работы, запросив «Йорктаун» принять его самолеты. В районе главного командного поста начались большие пожары, связь с ним прервалась, прекратилась пода­ча электроэнергии, вышла из строя большая часть противопожарного оборудования. Аварийным партиям приходилось протягивать с носа и кормы длинные шланги, в которых с трудом удавалось поддерживать напор воды. Огонь на корабле продол­жал распространяться, взрывы учас­тились, полетная палуба местами накалилась докрасна. Сильно нагре­лась носовая переборка МО, из-за чего носовое, а затем и кормовое МО пришлось покинуть. Примерно в 16.00 новый взрыв разворотил по­летную палубу, и спустя полчаса ко­рабль потерял ход.

Все это время командир авианос­ца находился на мостике, а старший помощник руководил борьбой за жи­вучесть на местах, подбадривая лич­ный состав, работавший уже при све­те ручных фонарей. После падения давления в пожарной магистрали к борту «Лекса» подошли эсминцы, пытаясь тушить пожары своими маломощными средствами. Но к 17.00, когда пожар распространил­ся по всему кораблю, создалась уг­роза взрыва погребов с бомбами и торпедами. Всех раненых уже эва­куировали, и в 17.07 оставшимся аварийным партиям был отдан при­каз оставить корабль. К заходу со­лнца эсминцы сняли с «Лекса» 2735 человек. Капитан 1 ранга Ф.Шерман покинул корабль последним...

Вскоре в средней части авианос­ца произошел взрыв погреба с тор­педами, но только после 20 часов, получив еще 4 торпеды с эсминца «Фелпс», «Лексингтон» начал мед­ленно погружаться в воду. Тонул он без крена и дифферента, что делало честь его создателям. Последний взрыв погребов произошел, когда над палубой уже начали смыкаться волны. Всего с кораблем погибло и пропало без вести 216 человек и 36 самолетов. Девятнадцать самолетов, принятых на палубу «Йорктауна», вместе с другими уцелевшими эки­пажами авиагруппы CVG-2 пополни­ли авиагруппу CVG-5 «Йорктауна», которая также потеряла 30 машин.

За пять военных месяцев «Лексингтон» прошел 43311 миль. Своей гибелью он, можно сказать, подго­товил американскому флоту победу в битве у атолла Мидуэй, в которой не смогли участвовать поврежден­ный «Сёкаку» и лишенный самоле­тов «Дзуйкаку» (7 — 8 мая оба поте­ряли 86 самолетов, большей частью ударных). Кроме этого, сорвалась и намеченная высадка японских войск. Имя «Лексингтон» унаследовал авианосец типа «Эссекс» CV-16 (бывший «Кэбот»), спущенный 29 сентября 1942 года на той же вер­фи, что и его предшественник. «Лексингтон-2» участвовал во многих на­ступательных операциях флота США (в частности, его самолеты приняли участие в потоплении гигантского японского линкора «Мусаси», авиа­носцев «Чийода», «Дзуйкаку» и дру­гих), был дважды поврежден (торпе­дой и камикадзе) и прослужил до се­редины 70-х годов.