«Саратога» в действии
Когда американское командование начало готовить свои авианосные силы для отражения ожидаемой атаки японцев у атолла Мидуэй, на «Саратоге» все еще заканчивали ремонт в Бремертоне. Несмотря на все принятые меры по ускорению ее ввода в строй, «Сара» смогла выйти в море только за день до битвы, прибыв в Перл-Харбор, когда сражение шло к своему завершению. Зато авиагруппе «Саратоги», с января находившейся на базе Канеохе в Перл-Харборе, повезло больше. Вернувшийся после битвы в Коралловом море поврежденный «Йорктаун» остро нуждался в пополнении своих эскадрилий. Пока авианосец срочно ремонтировали, командование решало вопрос об укомплектовании его самолетами и экипажами. Опыт боев показал, что в атаках на японские соединения важную роль играет не столько мастерство отдельных пилотов, сколько их слетанность и взаимопонимание. К тому же нужно было дать отдых летчикам, выдержавшим тяжелые бои в Коралловом море. Поэтому решили перевести на «Йорктаун» в полном составе три эскадрильи с «Саратоги»: бомбардировочную VB-3 капитана 3 ранга М.Лесли, торпедоносную VT-3 капитана 3 ранга Л.Месси и истребительную VF-3 капитана 3 ранга Дж.Тэча. За прошедшие пять месяцев вынужденного бездействия только «Донтлессы» из VB-3 выходили в море — на короткое время они подменили бомбардировщики «Энтерпрайза» при обеспечении налета самолетов В-25 полковника Дулиттла на Токио. По-разному сложилась судьба самолетов авиагруппы CVG-3 в сражении с главными авианосными силами японцев у атолла Мидуэй 4—5 июня. Десять из 12 «дэвастейторов» эскадрильи VT-3 погибли в самоотверженной атаке на соединение адмирала Нагумо, так и не добившись попаданий. Зато отличились 17 «донтлессов» капитана 3 ранга Лесли. Несмотря на то, что еще на подходе к цели 4 машины из-за неисправности новых электроконтакторов взвода потеряли свои бомбы, остальные смогли уничтожить авианосец «Сорю», атаковать линкор и эсминец без единой потери со своей стороны. Правда, вернуться на свой новый авианосец им не удалось. Ответными ударами японцы повредили «Йорктаун», который пришлось оставить. Все «Донтлессы», кроме самолета комэска, совершившего вынужденную посадку у борта крейсера «Астория», сели на «Энтерпрайз» и «Хорнет». Четырнадцать из них, поднявшись уже с палубы «Энтерпрайза», 5 июня приняли участие в потоплении последнего из четырех авианосцев Нагумо — «Хирю». Вот так убедительно самолеты «Саратоги» спустя полгода взяли реванш у 2-й дивизии японских авианосцев за несостоявшуюся встречу у атолла Уэйк. Более того, дорвавшись до дела, «Донтлессы» с «Леди Сары» на следующий день внесли свою лепту в атаки на тяжелые крейсера «Микума» и «Могами», которые ночью столкнулись друг с другом и поэтому не смогли вовремя скрыться от вездесущих американских пикировщиков. В результате трех налетов «Микума» погиб, а его серьезно поврежденный пятью прямыми попаданиями систершип с трудом добрался до базы.
8 июня «Саратога» (флаг контр-адмирала О.Фитча, командир капитан 1 ранга В.Де Рамсей) в 300 милях от Оаху встретила возвращавшиеся с победой авианосцы контр-адмирала Р.Спрюэнса и передала на «Энтерпрайз» и «Хорнет» 34 самолета, чтобы отчасти компенсировать потерю их 64. После возвращения в Перл-Харбор авианосцы в течение трех недель занимались переформированием своих эскадрилий и тренировками летного состава нового пополнения. «Сара» в составе TF11 выходила в море для переброски на Мидуэй дополнительных самолетов.
7 июля она вышла из Перл-Харбора, чтобы принять участие в подготовке к первой широкомасштабной операции — вторжению на о.Гуадалканал. Спустя два дня за ней последовал «Энтерпрайз», а «Хорнет» остался в районе Гавайских островов, чтобы прикрывать Мидуэй от возможной атаки оставшихся японских авианосцев, в первую очередь от «Сёкаку» и «Дзуйкаку». 26 июля силы прикрытия, сведенные в соединение TF61, куда вошли «Сара» под флагом вице-адмирала Флетчера, «Энтерпрайз» (контр-адмирал Т.Кинкейд) и недавно прибывший из Атлантики «Уосп» (контр-адмирал Л.Нойз), встретились с силами вторжения в 400 милях от островов Фиджи и взяли курс на Соломоновы острова.
Операция «Уотчтауэр» началась 7 августа. Истребители и пикировщики «Саратоги» действовали по береговым позициям и недостроенному аэродрому японцев на о.Гуадалканал, а новые торпедоносцы-бомбардировщики «Эвенджер» производили разведку, на обратном пути атаковав цели на о.Флорида. После гибели у Мидуэя почти всех самолетов эскадрильи VT-3 «эвенджеры» составили в авиагруппе CVG-3 эскадрилью VT-8. При отражении атак японской авиации из Рабаула истребители «Сары» сбили 2 «бетти», 10 «вэлов», повредили еще 4 самолета, из них 2 «зеро», сами потеряв 5 машин сбитыми и 2 поврежденными.
После закрепления десанта на берегу вечером 8 августа авианосцы отошли, чтобы, не подвергаясь риску атак береговой авиации, дождаться прихода японских кораблей, которые теперь стали их главной целью. Противник не заставил себя долго ждать, и 16 августа из Внутреннего моря для обеспечения переброски войск на о.Гуадалканал вышли мощные силы японского Соединенного флота: авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё» (74 «зеро», 52 «кейта», 53 бомбардировщика «Вэл» и «Джуди»), 3 линкора, 9 тяжелых крейсеров (в Рабауле имелось еще 4), гидроавиатранспорт «Читосе» (22 гидросамолета типов Е13А1 и F1М2), большое количество эсминцев и других кораблей.
В районе Соломоновых островов находилось три американских соединения во главе с авианосцами: TF11 («Саратога»), TF16 («Энтерпрайз») и TF18 («Уосп»). Любые два по числу самолетов превосходили силы противника, но японцы имели значительное преимущество в дальности действия своих ударных групп (на 100 миль) и располагали еще десятью гидросамолетами с тяжелых крейсеров «Тоне» и «Тикума», пилоты которых были признанными асами разведки, прошедшими с авианосным соединением Нагумо весь его путь от Перл-Харбора до Мидуэя. В таких условиях даже самолеты с «Читосе» японцы могли использовать в качестве ударных.
В 10.40 23 августа разведывательная «каталина» обнаружила в 300 милях к северу от Гуадалканала японские транспорты. Спустя три часа транспорты повернули на обратный курс, но сообщение об этом достигло Флетчера слишком поздно. В 15.10 ударная группа «Саратоги» из 31 SBD-3 с 454-кг бомбами и 6 TBF-1 с торпедами вылетела для атаки противника. Один «эвенджер» из-за неполадок в моторе вернулся на авианосец, но остальные, бесцельно потратив время и топливо на поиски японцев, вечером были вынуждены сесть на аэродром Хендерсон Филд на о.Гуадалканал. Положение Флетчера стало незавидным. Ему пришлось отправить 18-е оперативное соединение на заправку топливом, и до 10.00 24 августа — самого оптимистичного срока возвращения самолетов на «Саратогу» с Гуадалканала — он лишился почти половины своей ударной авиагруппы. На двух авианосцах осталось 72 истребителя F4F-3, 41 бомбардировщик SBD-3, 25 торпедоносцев TBF-1.
Утром 24 августа авиаразведка обнаружила «Рюдзе» и тяжелый крейсер «Тоне». Дождавшись возвращения своих самолетов с острова и разведки, в 14.15 «Саратога» подняла в воздух 30 SBD и 8 TBF для атаки «Рюдзё», самолеты которого уже бомбили аэродром Хендерсон Филд. В полете группу «Саратоги» пытались перенацелить на обнаруженные «Сёкаку» и «Дзуйкаку», но ведущий не смог найти цель. В 16.20 22 SBD и 5 TBF начали атаку «Рюдзё», а 7 SBD и 2 TBF отделились для атаки «Тоне» (два самолета вернулись из-за неполадок в моторах). Первые 15 пикировщиков не добились прямых попаданий — только 8 близких разрывов. Поэтому ведущий авиагруппы капитан 2 ранга Фелт приказал прервать заход на крейсер и всем атаковать авианосец. За его самолетом, добившимся первого попадания, последовали 13 «донтлессов», положивших на палубу «Рюдзё» еще три бомбы и несколько у самого борта. Поднявшиеся над целью клубы дыма затруднили атаку торпедоносцам, но и те добились попадания одной торпедой. Жестоко поврежденный «Рюдзё» сразу после атаки, в которой не был сбит ни один самолет, был оставлен экипажем и затонул спустя шесть часов с большим креном на правый борт и дифферентом на корму, Возвращавшиеся после атаки SBD с «Саратоги» сбили шесть «вэлов» из числа самолетов, успешно отбомбившихся по «Энтерпрайзу». С учетом сбитых утром разведчиков самолеты «Сары» уничтожили в тот день девять машин противника без потерь со своей стороны.
Вечером, приняв на свою палубу и самолеты поврежденного «Энтерпрайза» (один оригинал из VT-3 на «эвенджере» попытался ночью все-таки сесть на его развороченную палубу и, естественно, разбился), «Саратога» сумела выпустить еще 2 SBD и 5 TBF, которые уже в сумерках атаковали соответственно «Читосе» (серьезные повреждения от бомб, крен в 30 градусов) и крейсера (без попаданий). Этими атаками закончилась так называемая битва у Восточных Соломоновых островов. Потери американцев составили 17 самолетов (7 сбито, 7 разбилось при вынужденных посадках и 3 сброшены за борт с «Саратоги» как не подлежащие ремонту) и экипажи двух торпедоносцев — мизерная цена за потопленный авианосец и 70 уничтоженных с большинством экипажей японских самолетов.
После ухода «Энтерпрайза» на ремонт «Саратога» и «Уосп» остались в этом же районе для прикрытия конвоев на о.Гуадалканал с воздуха. Но большую угрозу представляли подводные лодки. Самолеты авианосцев, вынужденных находиться в маневренном мешке размером всего 170x70 миль, ежедневно загоняли под воду японские субмарины, которые наводились летающими лодками Н6К.
На рассвете 31 августа в 250 милях к юго-востоку от Гуадалканала «Саратога», идущая со своим охранением противолодочным зигзагом на скорости всего 13 узлов (в связи с тем, что сопровождавшим ее эсминцам нужно было экономить топливо), получила торпеду с японской подлодки «I-26». Лодку обнаружили за 4 часа до атаки на дистанции 30 миль, но приняли за небольшой надводный корабль, не представлявший никакой опасности. Торпеда попала в кормовую часть буля правого борта, затопив одно КО полностью и одно частично. Жертв не было, только 12 матросов получили ранения. Спустя две минуты «Сара» увеличила скорость, чтобы избежать попаданий других торпед, но через пять минут из-за прогрессирующего затопления произошло короткое замыкание в цепи турбоэлектрического привода, и корабль лишился хода.
Первоначальный крен в 4 градуса исправили в течение двух часов, корабль даже смог дать ход 6 узлов, но всего в 10 милях от места атаки снова остановился. «Сару» взял на буксир крейсер «Миннеаполис», а 21 ее бомбардировщик и 9 торпедоносцев перелетели на аэродром о.Нумеа. Находившиеся в воздухе самолеты сели на подошедший «Хорнет». Буксировка продолжалась до 16.37, после чего, спустя 9 часов с момента атаки, «Саратога» смогла дать 12-узловый ход. 6 сентября после 62-суточного пребывания в море она пришла на базу атолла Тонгатабу. Здесь контрзатоплением ей придали крен 9,5 градуса на левый борт, чтобы водолазы смогли осмотреть пробоину. Затем авианосец ушел в Перл-Харбор на ремонт, продолжавшийся до конца ноября (замена 28-мм автоматов на 40-мм, дополнительные 20-мм «эрликоны»).
Когда «Саратога» вернулась в строй, кроме нее на Тихом океане у американцев уцелел только «Энтерпрайз» («Уосп» и «Хорнет» погибли). Во главе с ними были организованы оперативные соединения TF16 контр-адмирала Де Рамсея («Сара», крейсер ПВО и 4 эсминца) и TF11 контр-адмирала Ф.Шермана. Еще одно соединение - ТР18 образовали вокруг двух новых эскортных авианосцев «Ченанго» и «Сьювани». Соединение TF16 приняло участие в последних операциях на Гуадалканале. Действуя к югу от острова, 23 января 1943 года «Саратога» подняла ударную группу из 24 «донтлессов», 17 «эвенджеров» и 18 «Уайлдкэтов», которая после промежуточной посадки на Хендерсон Филд на следующий день перепахала 23 тоннами бомб японский аэродром на о.Вила.
Конец января ознаменовался ожесточенными ночными атаками базовых торпедоносцев на американские соединения, и истребители «Саратоги» получили первые навыки ночного патрулирования. Императорский флот готовился к эвакуации японских войск с Гуадалканала, поэтому любым путем стремился ослабить морские силы противника. Американское командование опасалось, что японцы сумеют отремонтировать поврежденные в осенних боях авианосцы, пополнить их разбитые авиагруппы и привлечь к последней операции у Соломоновых островов в количестве не менее пяти единиц (2 ударных и 3 легких). В этом случае «Энтерпрайзу» и «Саратоге» пришлось бы очень тяжело. Эскортные авианосцы были слишком тихоходны (19 узлов) для совместных действий, а их общая авиагруппа из 29 истребителей и 32 ударных самолетов имела бы ценность, если бы взлетала с одной полетной палубы. А так ее едва хватало для самообороны. Как же резко изменились тактические взгляды по сравнению с 20-ми годами, когда считалось, что два малых авианосца лучше одного большого! Но японцам из-за нехватки летчиков не удалось ввести в строй «Сёкаку» и «Дзуйкаку», а использовать одни легкие авианосцы они не рискнули, обеспечив эвакуацию только легкими силами и базовой авиацией.
Весь февраль «Саратога» и «Энтерпрайз» оставались в южной части Тихого океана, а затем последний ушел на длительный ремонт. «Сара» же начала подготовку к новым операциям, в ходе которых планировалось освободить от японцев острова в центральной части океана. Учитывая нехватку быстроходных авианосцев, американское командование попросило их «взаймы» у англичан, пока не вступят в строй новые корабли типа «Эссекс». Союзники пошли навстречу, и в феврале 1943 года через Панамский канал на Тихий океан перешел «Викториес» — авианосец с бронированной полетной палубой, прошедший ремонт и оснащение на верфи флота США в Норфолке. Полностью перевооружить «англичанина» на «Донтлессы» и «эвенджеры» оказалось невозможным: первые, не имея складывающихся крыльев, не умещались на подъемниках «Викториеса», а вторые были слишком тяжелыми для английских тросовых аэрофинишеров. Поэтому «Викториес» нес три истребительные эскадрильи (по 12 F4F-4 в каждой) и только одну ударную из 15 «эвенджеров». Весь переход до Перл-Харбора и затем еще два месяца на корабле интенсивно проводились тренировки пилотов и техников. В апреле 1943 года один из «эвенджеров» все-таки разбился при посадке, и авианосец пришлось около месяца ремонтировать на верфи.
Только 8 мая «Викториес» наконец-то смог выйти из Перл-Харбора, подготовленный для участия в авианосных операциях в соответствии с американскими требованиями. Спустя 9 суток он прибыл в базу Нумеа, где был включен в состав TF14, куда входила и «Саратога» (капитан 1 ранга Дж.Кассади). Во время перехода соединения в Коралловое море и затем в течение месяца оба авианосца проводили совместные учения. В результате выяснилось, что лучше всего «Викториес» подходит для роли «истребительного авианосца», а все ударные самолеты — 72 «донтлесса» и «эвенджера» приняла «Саратога», на которой для ПВО осталось только 12 «Уайлдкэтов».
Оба авианосца с 27 июня по 25 июля приняли участие в операции «Тоунзйл» — высадке на о.Новая Джорджия. Их оперативная группа TG36.3, куда также входили два новых линкора типа «Индиана», обеспечивала дальнее прикрытие сил вторжения. На этот раз ни одного корабля или самолета противника встречено не было. Тяжелые японские корабли были явно не расположены к активным действиям. Поэтому 31 июля «Викториес» ушел через Гавайи, Сан-Диего и Панамский канал в метрополию, передав пять из своих «эвенджеров» на «Саратогу». где они составили резерв.
Следующий всплеск активности «Саратоги» пришелся на осень. 1—2 ноября в рамках обеспечения операции по захвату о.Бугенвиль оперативное соединение TF38 контр-адмирала Ф.Шермана, куда входили «Саратога», новый легкий авианосец «Принстон», два крейсера ПВО и 10 эсминцев, проводило налеты на ближайшие японские аэродромы на островах Бука и Буна.
Очевидно, самой удачной операцией «Леди Сары» стали налеты 5 и 11 ноября на Рабаул, куда японцы, пытаясь задержать продвижение американцев, стянули мощные крейсерские силы. Хотя соединение «Саратоги» уже задействовали в следующей операции «Гальваник», проводимой силами 5-го флота вице-адмирала Р.Спрюэнса, формально оно еще подчинялось командующему 3-м флотом адмиралу У.Холси, который и решил напоследок его использовать. В первом налете участвовали 33 новых истребителя F6F-3 «Хеллкэт», 22 пикировщика последней версии SBD-5, 16 торпедоносцев TBF-1 «Эвенджер» и еще 19 «хеллкэтов» и 7 «эвенджеров» с «Принстона». Хотя ни один из стоявших на якоре японских кораблей потопить не удалось, удар по силам вторжения был полностью парирован: поврежденные тяжелые крейсера, кто в тот же день, а кто позже, ушли в Трук. «Атаго» от близких разрывов трех 227-кг бомб потерял 22 человека убитыми, 64 ранеными и принял много воды. На «Такао» прямым попаданием бомбы повредило две башни главного калибра и убило 23 человека, а на «Майя» прямое попадание вызвало сильнейший пожар, с которым пришлось бороться несколько дней (убитых— 17, раненых — 60). Серьезные повреждения получил «Могами» (прямое попадание бомбы, повреждены две башни, затоплены погреба, пожары), повреждены легкие крейсера «Агано» и «Носиро», а также эсминец «Фудэинами» (невзорвавшейся торпедой). При отражении атаки японцы сбили 5 «хеллкэтов» и 5 «донтлессов». Второй удар смогли нанести только 11 ноября, что дало возможность поврежденным кораблям ускользнуть из Рабаула. Результаты, на которые повлияла и плохая погода, оказались скромнее: поврежден легкий крейсер и 4 эсминца. Но в тот же день Рабаул атаковало и другое авианосное соединение, добившееся попаданий в японские корабли.
При подготовке к новой широкомасштабной операции «Гальваник» по захвату островов Гильберта флот США уже располагал достаточным количеством новых быстроходных авианосцев, но огромный боевой опыт «Саратоги» не позволил командованию пренебречь ее услугами. В составе быстроходного авианосного соединения TF50 «Саратога» своей допотопной надстройкой и огромной трубой выделялась, по выражению известного историка С.Э.Морисона, как «парусный линкор XIX в. среди первых броненосцев». Корабли оперативного соединения TF38 образовали вспомогательную авианосную группу TG50.4 под командованием контр-адмирала Ф.Шермана, в задачи которой входило нанесение ударов по японским базам на атолле Науру и воздушное прикрытие конвоев на атоллы Макин и Тарава.
После этой операции «Сара» прошла текущий ремонт на верфи «Хантерэ Пойнт», а после него с 29 января по 4 марта 1944 года приняла участие в операции «Катчпоул» по захвату Маршалловых островов, вместе с «Принстоном» и новым авианосцем «Лэнгли» обеспечивая удары по базам и воздушное прикрытие высадки десанта на атолл Эниветок 17 февраля.
С марта по май «Саратога» отдавала долг за «Викториес», входя в состав английского флота в Индийском океане- Она действовала в составе соединения, включавшего авианосец «Илластриес», линкоры «Вэлиент», «Куин Элизабет», «Ринаун», французский «Ришелье» и другие британские, голландские и австралийские корабли. 19 апреля авиация «Саратоги» (11 TBF-1, 18 SBD-5 и 22 F6F-3) вместе с самолетами «Илластриеса» нанесли удар по японской базе на о.Сабанг и, уничтожив два небольших транспорта, 24 самолета на земле и нефтехранилища, надолго вывели порт из строя. Потеряли всего один «хеллкэт», пилота с которого подобрала подлодка. Ответный налет торпедоносцев «Бетти» «хеллкэты» отразили, сбив трех из них без потерь со своей стороны.
После возвращения в Тринкомали «Саратогу» пришлось отозвать на ремонт в США, но ее переход на восток решили совместить с ударом по стратегическим запасам авиабензина в Сурабайе (о.Ява). 19 мая вместе с «барракудами» и «корсарами» «Илластриеса» 45 ее «эвенджеров», «донтлессов» и 20 «хеллкэтов» нанесли два удара: по складам, по верфям и гавани порта. Внезапность снова была полной, хотя из кораблей потопить удалось только небольшой транспорт. После этого «Сара» с тремя своими эсминцами вернулась в Перл-Харбор. Оттуда она ушла в Бремертон, где в июне — сентябре проходила ремонт и переделку в авианосец для ночных операций {кроме прочего оборудования, установлены две гидравлические катапульты). Затем до декабря на ней проходили подготовку ночные летчики.
Когда началась высадка десанта на о.Иводзима, «Сара» снова встала в строй, войдя вместе с «Энтерпрайзом» в оперативную группу TG58.5 уже ставшего знаменитым соединения TF58 вице-адмирала Марка Митшера. Командовал кораблем капитан 1 ранга Л.Мебус. Оба авианосца 10 февраля в составе соединения вышли из Улити, 16-го их самолеты бомбили район Токио, а 17-го принимали участие в налете на Иокогаму. Затем обоих ветеранов выделили для непосредственной поддержки десанта на Иводзиму. 21 февраля 1945 года «Саратогу», обеспечивавшую воздушное прикрытие десанта отдельно от своей группы и имевшую в охранении всего три эсминца, атаковали камикадзе. В 16.59 был открыт огонь по вывалившимся из облаков шести японским самолетам. Первые два, уже будучи сбитыми, упали в воду у самого борта, а их бомбы взорвались внутри корабля. Бомба с третьего самолета попала в якорный шпиль, разрушив порядочный кусок полетной палубы в носу, где на катапультах стояли готовые к старту два очередных истребителя. Четвертый самолет сбили на безопасном расстоянии, но пятый врезался в левую катапульту, а шестой, весь объятый пламенем, ударил в кран перед надстройкой, причем обломок этого самолета упал в артиллерийскую галерею № 1. Все это произошло в течение трех минут с 17.00 по 17.03. Начались сильные пожары, скорость корабля снизилась до 25 узлов.
К 18 часам пожары в ангарной палубе, а через 12 минут в бортовых танках удалось погасить, 12-метровую подводную пробоину с правого борта в корме прикрыли пластырем. Прием самолетов прекратили, пока с палубы не сбросили горящие машины. Но в 18.46 налетели еще пять камикадзе. Четыре из них удалось сбить достаточно далеко от корабля, однако пятый сбросил бомбу, взорвавшуюся на полетной палубе (отверстие диаметром 7,6 м), а сам упал за борт. Тем не менее раненная в семи местах «Сара» с 20.15 снова начала принимать свои самолеты на кормовую часть палубы, но для их запуска приходилось идти задним ходом, поскольку взлетать они могли теперь только с кормы. Тридцать шесть самолетов сгорели или были сброшены за борт, еще шесть сели на воду и утонули, 123 члена экипажа были убиты и пропали без вести, 192 — ранены. То, насколько сложным выглядело положение «Саратоги» со стороны и насколько ее экипажу удалось быстро справиться с повреждениями, хорошо характеризует описанный С.Морисоном эпизод. Молодой пилот с одного из конвойных авианосцев, по ошибке посадивший свой самолет на палубу «Леди Сары», сказал подошедшему матросу палубной команды: «Здорово! Я очень рад, что сел к вам, а не на «Саратогу». Там — сущий ад». На что получил спокойный ответ: «Получше посмотри вокруг себя, браток. Ад —здесь!» По приказу адмирала Р.Спрюэнса «Саратога» ушла на Эниветок, а затем на Западное побережье США. В ходе ремонта на верфи ВМФ Пьюджет Саунд, Бремертон, с марта по май 1945 года «Саратога» получила новый увеличенный носовой подъемник, что позволило ей проводить обучение летчиков на новейших самолетах. После победы в войне корабль срочно переоборудовали для перевозки войск, устроив дополнительные помещения на 4000 человек в кормовой части ангара.
В 1946 году заслуженный авианосец вместе с множеством других устаревших и трофейных кораблей выбрали в качестве мишени для проведения испытаний атомных бомб у атолла Бикини. Первый взрыв бомбы «Эйбл» не нанес «Саратоге» существенных повреждений, но следующий подводный взрыв «Бэйкер» 25 июля свалил ее огромную трубу на полетную палубу, разорвал обшивку подводной части корпуса и вызвал резкое погружение кормы. Поскольку откачивать воду на зараженном радиацией корабле было некому, он постепенно заполнился водой и в тот же вечер затонул.
Как и в случае с «Лексингтоном», имя знаменитого авианосца унаследовал его преемник — корабль типа «Форрестол», вступивший в строй в 1956 году. «Саратога-2» (CV-60) полным водоизмещением в 80 тыс. т по сей день является одним из крупнейших боевых кораблей мира.