Проект 69И

 

В то время как формирование корпусов крейсеров на стапелях шло высокими темпами, разработка и изготовление вооружения и механизмов значительно отставали от запланированных сроков. Не было начато производство установок МК-17 и МЗ-16. Хотя ЛМЗ, не дожидаясь окончания выпуска рабочих чертежей, и приступил к изготовлению опытной установки МК-15, орудия Б-50 для нее все еще находились в стадии проектирования. Приоритет в поставке турбин и другого оборудования отдавался строящимся линкорам.

Задержки с производством вооружения и необходимость выполнения установленных сроков постройки кораблей вынудили командование ВМФ и руководство судостроительной промышленности рассмотреть предложение германской фирмы "Крупп" о поставке для них башен главного калибра с 380-мм орудиями.

Дело а том, что фирма "Крупп" имела большой задел по 380-мм башенным установкам для линкоров типа "Бисмарк". По утвержденной а феврале 1939 года судостроительной программе (плану "2") Германия должна была иметь к 1944 году 6 линкоров. Но командование "кригсмарине" ограничилось постройкой только двух кораблей данного класса и сделало ставку на подводные лодки. Чтобы не понести убытков от нереализованных установок, фирма "Крупп" и предложила поставить их в СССР. На состоявшихся вскоре переговорах с советской "Хозяйственной комиссией" во главе с наркомом судостроительной промышленности И.Ф.Тевосяном германская сторона выразило готовность поставить шесть комплектов двухорудийных 380-мм башен (на два корабля проекта 69) и приборы управления стрельбой (ПУС) к ним. Это предложение заинтересовало Сталина.

По его указанию для оценки боевых возможностей тяжелых крейсеров с установленными на них 380-мм башнями главного калибра а Военно-морской академии в мае 1940 года провели дополнительно две тактические игры, где в качестве противников корабля проекта 69 принимались те же малые линкоры "Шарнхорст" и "Дюнкерк". Результаты игр показали, что замена 305-мм орудий на 380-мм даже при меньшем их количестве качественно изменяет мощь его артиллерийского вооружения. Броня кораблей противника при этом пробивается более крупными снарядами и исключаются невыгодные прежде для проекта 69 дистанции боя (110—170 кбт). Меньшее количество попаданий 380-мм снарядов компенсируется увеличением зоны поражения за броней. Это и предопределило принятие решения о разработке проекта перевооружения "Кронштадта".

Политическое решение о приобретении в Германии 380-мм башен и ПУС, как и недостроенного крейсера "Лютцов", принималось без учета мнения ВМФ. "Это был не первый случай, когда флотские вопросы решались через голову наркомата", — писал впоследствии в своей книге "Накануне" нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов. Тем не менее 10 июля 1940 года он утвердил "ТТЗ на перевооружение корабля проекта 69 германскими 380-мм башнями взамен 305-мм башен МК-15 и ПУС главного калибра". Всего три месяца понадобилось коллективу ЦКБ-17 на разработку эскизного проекта 69И (тяжелый крейсер с импортными артустановками). 16 октября того же года проект был представлен на рассмотрение в наркоматы ВМФ и судостроительной промышленности.

Проект показал, что размещение новых артустановок потребует значительных изменений общего расположения в районах 62 — 175 шп. и 351 — 431 шп. (около 40% длины корабля) от внутреннего дна до верхней палубы, а также и надстроек. ПМЗ удлинялась на 9 м. Для размещения новых приборов управления стрельбой требовалось увеличить габариты боевой рубки, изменить верхние ярусы башенноподобной фок-мачты, надстройку под кормовым КДП. Одновременно по предложению ВМФ менялось размещение самолетов, вместо стрелы устанавливались самолетно-барказные краны (по типу принятых на крейсере "Петропавловск").

В комплект ПУС поставки фирмы "Сименс" входили два КДП с одним 10-метровым дальномером в каждом {устанавливались на местах КДП-8), а также ночные визиры, трехметровые дальномеры и 150-см боевые прожекторы. Их размещение требовало расширения существующих и создания новых мостиков и площадок. В связи с ростом электронагрузки а боевом режиме необходимо было повысить единичную мощность турбогенераторов до 1300 кВт.

Все эти изменения привели к тому, что стандартное водоизмещение корабля возросло до 36240 т, превысив ограничение, установленное вашингтонским договором 1922 года для ~ линейных кораблей (35 000 т). Средняя осадка при полном водоизмещении увеличилась до 9,7 м. Уменьшилась до 2,58 м (по сравнению с 2,8 м у проекта 69) метацентрическая высота и, как следствие, ухудшилась остойчивость. Снизился запас плавучести (до 75% — общий и до 33% — боевой), уменьшилась скорость. Для того чтобы скорость корабля проекта 69И была не ниже, чем у проекта 69, предполагалось повысить его пропульсивный коэффициент за счет разработки новых винтов.

В то же время немецкое 380-мм орудие с длиной ствола 52 калибра, превосходя наши 305-мм пушки по весу снаряда (800 против 470 кг), уступало им в дальности стрельбы — 87 кбт (34,3 км) вместо 260 кбт (47,6 км), скорострельности (2,3 выстр./мин вместо 3,24) и суммарной массе снарядов при одновременной стрельбе всех орудий главного калибра в минуту (11 000 вместо 13700 кг). Боезапас сокращался более чем на треть (570 380-мм снарядов вместо 900 305-мм).

В начале октября 1940 года Н.Г.Кузнецов при обсуждении проекта плана судостроения на 1941 год на заседании правительства предложил отказаться вовсе от строительства тяжелых крейсеров, разобрать уже заложенные и строить вместо них новые эсминцы проекта 30, которые можно было бы ввести в строй значительно быстрее. Однако Сталин настоял на их строительстве. В вышедшем 19 октября 1940 года постановлении СНК и ЦК ВКП(б) "О плане военного судостроения на 1941 год" было записано: "...Новых закладок линкоров и тяжелых крейсеров не производить, обязать НКСП сосредоточить силы на строительстве тяжелых крейсеров "Кронштадт" и "Севастополь", установить срок их спуска на воду в III квартале 1942 г., вопрос о калибре главной артиллерии для них решить не позже середины ноября. Приостановить строительство линкора "Советская Белоруссия" и вместо него заложить на заводе № 402 в Молотовске четыре эсминца проекта 30". Сдача крейсеров планировалась на 1944 год.

Для принятия мер по выполнению этого постановления руководство ЦКБ-17 в конце октября 1940 года докладывало в Наркомат судостроительной промышленности, что получение импортных материалов затянулось. Заводы-строители заканчивали работы по корпусам в районах, не затронутых изменениями. Необходимо было форсировать разработку чертежей по изменяемым районам. Требовалось срочно получить чертежи от немцев, иначе работа конструкторов, а затем и заводов могла быть парализована.

В ноябре 1940 года договор на поставку 380-мм башен и ПУС подписали, однако, несмотря на своевременное получение платежей по нему (50 миллионов марок), германская сторона не спешила с выполнением своих обязательств. Хотя пушки и башни были практически готовы, их так и не отправили в СССР. На совещании в начале апреля 1941 года Сталин выслушал доклад о состоянии дел по поставкам для достройки крейсеров "Петропавловск" (бывший "Лютцов"}, "Кронштадт" и "Севастополь", но решил не разрывать заключенных договоров, избегая осложнения взаимоотношений с Германией. 10 апреля того же года Комитет Обороны принял окончательное решение установить на строящиеся тяжелые крейсера проекта 69 по три двухорудийных 380-мм башни главного калибра, утвердил связанные с этим изменения основных тактико-технических элементов и обязал Наркомат судостроительной промышленности (НКСП) откорректировать технический проект и утвердить его в окончательном виде к 15 октября 1941 года.