Финал

 

После начала Великой Отечественной войны постановлением Государственного Комитета Обороны от 10 июля 1941 года строительство тяжелых крейсеров было приостановлено при технической готовности их около 12%. Все силы заводов были брошены на постройку легких кораблей, подводных лодок и катеров.

Летом и осенью первого года войны броневые конструкции крейсера "Кронштадт" использовались для строительства дотов. Корпус "Севастополя", захваченный немецко-фашистскими войсками в августе 1941-го на стапеле, был во время оккупации частично разобран, а металл и броня вывезены в Германию. После окончания войны достройка крейсеров проекта 69 так и не возобновлялась. Отсутствовали башни главного калибра и главные механизмы. Да и опыт прошедшей войны показал, что достраивать тяжелые крейсера с морально устаревшим вооружением не имеет смысла. К тому же полным ходом, по-прежнему под пристальным наблюдением самого Сталина, шло проектирование его новых любимцев — тяжелых крейсеров проекта 82, которые должны были быть более совершенными по сравнению с проектом 69. Вносились различные предложения по достройке кораблей и в качестве тяжелых авианосцев на 76 самолетов, и в качестве баз китобойных флотилий, но все они по разным причинам были отклонены. В марте 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о разборке кораблей проекта 69 на металл. Опыт, накопленный при проектировании и постройке этих тяжелых крейсеров, использовался при создании новых, более современных кораблей.