Общая оценка проекта

 

В течение многих десятилетий в нашей военно-морской и технической литературе тяжелые крейсера типа "Кронштадт" (как и линкоры типа "Советский Союз") представлялись не иначе как "сильнейшие в мире". Это не полностью соответствовало действительности.

По мощности артиллерии главного калибра, бронированию и противоминной защите корабли проектов 69 и 69И действительно превосходили аналогичные корабли иностранных флотов. Однако они имели существенные недостатки.

"Кронштадт", превосходя своего потенциального противника "Шарнхорста" по главному калибру, уступал ему в количестве стволов противоминной и зенитной артиллерии (8 152-мм и 8 100-мм против 12 150-мм и 14 105-мм). Да и само наличие на наших крупных кораблях, заложенных в конце 30-х годов, двух "средних" калибров — 152-мм противоминного и 100-мм зенитного можно считать серьезнейшим недостатком. Не имея достаточного опыта, советские конструкторы обращались за помощью к иностранным фирмам. Наибольшее содействие нам оказали итальянцы. "Итальянская школа" отразилась при выборе состава вооружения. Наши тяжелые корабли — как итальянские и немецкие — несли противоминную артиллерию и зенитную дальнего действия. Английские и американские линкоры, строившиеся со второй половины 30-х годов, имели по 16—20 универсальных орудий (127-мм у американцев и 133-мм у англичан) в спаренных установках. Французский "Дюнкерк", который рассматривался как один из потенциальных противников "Кронштадта", также вооружался 16 130-мм универсальными пушками. Об установке универсальной артиллерии на американских и английских кораблях знали и наши конструкторы и моряки. Более того, в 1937—1939 годах американская фирма "Гибс и Кокс" по заказу советской стороны выполнила несколько проработок линкоров. Они различались водоизмещением, размерениями, калибром главной артиллерии, но все имели 127-мм универсальные двухорудийные установки. Дебатировался вопрос об оснащении тяжелых кораблей универсальной артиллерией и в военно-морской академии. Как видим, победили в этих спорах сторонники итальянского и немецкого пути развития корабельной артиллерии. Это вело к увеличению номенклатуры приборов управления огнем и боевых постов.

В России накануне первой мировой войны на вооружении флота была принята превосходная скорострельная 130-мм пушка с длиной ствола в 55 калибров системы Обуховского завода. По своим баллистическим и массогабаритным характеристикам она считалась оптимальным средством борьбы с миноносцами и легкими крейсерами того времени и применялась на черноморских линкорах типа "Императрица Мария", линейных крейсерах типа "Измаил" и легких крейсерах типа "Светлана". К сожалению, Морские Силы РККА и по их заказу промышленность продолжали совершенствовать орудия этого калибра в 30-х годах лишь для стрельбы по морским и береговым целям. Только в конце 30-х начались работы над универсальной двухорудийной установкой Б-2-У, но к началу войны не был изготовлен даже опытный образец. Реально же универсальные 130-мм установки впервые появились на эсминцах "Неустрашимый" (проект 41} и "Спокойный" (проект 56) в начале 50-х годов, опоздав как минимум на 10 лет.

Отсюда следовал и другой важнейший недостаток тяжелых крейсеров — слабое зенитное вооружение. Новейший корабль, если бы он вступил в строй в 1944 году, имел бы столько же 100-мм пушек, сколько легкие крейсера типа "Чапаев" и даже устаревший "Красный Кавказ". В итоге при отражении воздушных атак на курсовом угле 90° у наших крейсеров стреляли бы 4 100-мм пушки, а у американцев 8—10 127-мм. А как показал опыт войны, одно зенитное орудие, стреляющее снарядами с дистанционным взрывателем, эффективней батареи малокалиберных автоматов, имевших лишь снаряды с контактными взрывателями. Выходить в океан с таким зенитным вооружением без надежного авиационного прикрытия (по авианосцам у нас только еще начинались проектные проработки) было бы авантюрой, граничащей с самоубийством. Об этом указывалось в выводах комиссии С.П.Ставицкого по эскизному проекту в 1938 году.

Уступал "Кронштадт" своим потенциальным противникам и в бронировании. Броневой пояс у "Шарнхорста" имел толщину 350 мм, а у "Дюнкерка" — 241 мм (с углом наклона 12°). И это при том, что водоизмещение немецкого м французского кораблей было меньше. Об эффективности броневой защиты и ПМЗ крейсеров проекта 69 можно судить только по теоретическим расчетам. Эффективность защиты "Шарнхорста" была проверена в бою с превосходящими силами английского флота 26 декабря 1943 года. Он не потерял боеспособности после попадания около 30 152— 356-мм снарядов и 4 торпед. И только после расстрела с дистанции 9500 м 14-дюймовками линкора "Дьюк оф Йорк" и попадания еще около 10 торпед немецкий корабль затонул.

Серьезным недостатком было наличие одной боевой рубки и ограниченный обзор с ходового мостика. Желая получить наибольшие секторы обстрела орудий, конструкторы сильно заузили надстройку в носовой части. Командир, находясь на мостике, не мог наблюдать не только корму своего корабля, но и широкий сектор в кормовой части, что затрудняло управление кораблем в узостях и в гавани. С подобной же проблемой моряки столкнулись при вступлении в строй линкоров типа "Севастополь" в 1914 году. Тогда пришлось срочно пристраивать крылья к ходовому мостику.

И, наконец, скорость. В результате перегрузки (особенно в проекте 69И) она снизилась до 31 узла, а возможно, и ниже. По ТТЗ корабль должен был догонять "Шарнхорст" и уходить от линкоров. Если бы "Кронштадт" вступил в строй, он не мог бы догнать "Шарнхорст", не говоря о уже тяжелых крейсерах, а новые американские линкоры вообще развивали 33 узла.

Следует упомянуть о серьезном факторе, долгие годы влиявшем на развитие нашего кораблестроения. Это "руководящая и направляющая роль" ЦК ВКП(б), а затем КПСС. И.В.Сталин считал себя знатоком во многих вопросах, в том числе и в строительстве военного флота. Зачастую он единолично, вопреки мнению моряков, определял, какие корабли и в каком количестве строить. Причем его слово было окончательным и не подлежало критике. Поэтому предвоенная и первые послевоенные программы военного судостроения были несбалансированными, недооценивалась роль авианосцев и авиации в морском бою. По прихоти "отца народов" СССР был единственной в мире страной, продолжавшей и после окончания второй мировой войны работы по созданию линкоров и тяжелых крейсеров. Сталин считал итальянские корабли достойными подражания, и итальянские фирмы оказывали нам техническую помощь в проектировании эсминцев, корпуса которых в условиях Северного флота ломались, и крейсеров, которые, обладая большой скоростью хода, имели слабое зенитное вооружение. Часто вождь единолично принимал решения даже по отдельным элементам кораблей. Именно он решил, что для тяжелых кораблей вполне достаточно 100-мм зенитной пушки (моряки предлагали 130-мм). Н.Г.Кузнецов вспоминал, как на просьбу усилить ПВО кораблей Сталин заявил, что "воевать будем не у берегов Америки". Иногда он требовал от конструкторов и моряков невыполнимого, например, 35-узловую скорость для крейсеров проекта 82. Возразивший или поспоривший мог поплатиться головой, примеров тому множество. В таких условиях трудно обвинять конструкторов и моряков в том, что наши корабли имели серьезные недостатки.

 

Тактико-технические характеристики артиллерийских установок крейсеров типа “Кронштадт”

Артустановка

МК-15

38-ст Drh.LC./34

МК-І7

МЗ-16

46-К

Разработчик

ЛМЗ СССР

"Крупп" Германия

ЛМЗ СССР

ЛМЗ СССР

Завод им. М.И.Калинина СССР

Количество стволов

3

2

2

2

4

Орудие

Б-50

S КС/34

Б-50

Б-54

Калибр, мм

304,8

380

152,4

100

37

Длина орудия, клб.

54

52

57

56

67,5

Масса орудия, т (качающаяся часть)

107

111 (ствол с затвором)

17,5

12,1

3 (вся АУ)

Масса установки, т

11 84

1064

136

16,5

Масса снаряда, кг

471

800

55

15,8

0,76

Масса заряда, кг

182

210

35

5,3

 

0,21

Масса унитарного патрона, кг

 

 

 

30

1,5

Начальная скорость снаряда, м/с

900

820

950

900

915

Скорострельность, выстр/мин

2,36 — 3,24

2,0—2,3

7,5

16

150

Углы вертикальной наводки, град

-3 +45

-5,5 +30

-5 +45

-8 +85

-10 +85

Угол заряжания, град

6

8

-8+85

-10 +85

Наибольшая дальность стрельбы, кбт (км)

260 (47,6)

187 (34,3)

170 (31,2)

122 (22)

27(5)

Досягаемость по высоте (км)

11

5

Боекомплект на ствол, выстр.

 

100

95

150

300

800

Живучесть стволов, выстр.

 

240

400

2500

3500

Расчет установки, чел.

80

32

17

13