История службы "Аляска" и "Гуам"
В июне 1944 года "Аляска" завершила приемочные испытания и была включена в состав действующего флота. Первые месяцы службы были посвящены учебным походам и окончательной доводке корабля до боевых кондиций. Фактически "Аляска" оказалась готова к операциям только в январе 1945 года. Из Нью-Йорка она перешла через Панамский канал на Западное побережье, а затем прибыла в Перл-Харбор. Оттуда 28 января корабль направился в западную часть Тихого океана, где в то время подготавливалась авианосная операция против Японских островов. Аналогичное путешествие совершил "Гуам", вступивший в строй через 2 месяца после головного, окончательно подготовленный к действиям в феврале 1945 года и вышедший из Пёрл-Харбора в район боевых действий 3 марта.
В полном соответствии с концепцией "больших крейсеров" "Аляска" и "Гуам" были включены в состав основной боевой силы 5-го флота Соединенных Штатов — 58-го оперативного соединения (TF-58). Это соединение под командованием вице-адмирала Митчера включало практически все наиболее боеспособные авианосцы и линкоры: 11 тяжелых и 5 легких авианосцев, 8 быстроходных современных линкоров, 5 тяжелых и 9 легких крейсеров и 77 эсминцев. 10 февраля 1945 года все пять боевых групп вышли с островов Улити, маневренной базы американского флота, для обширной операции, включавшей нанесение удара палубной авиацией в "сердце Японии" — район Токио — и высадку на остров Иводзима. "Аляска" (капитан 1-го ранга К.Ноубл) и "Гуам" (капитан 1-го ранга Л.Ловетт) присоединились к TF-58 уже в ходе операции, образовав 16-ю дивизию крейсеров под командованием контр-адмирала Ф.Лоу, поднявшего свой флаг на "Гуаме".
После февральских налетов авианосных самолетов 58-го оперативного соединения на аэродромы и другие военные объекты главного острова Японии Хонсю настала очередь операции против Иводзимы. Начавшаяся 19 февраля высадка могла бы предоставить редчайший случай использовать мощную артиллерию "Аляски" по назначению — против надводной цели. Случай, впрочем, скорее комический: маленькая 30-метровая японская патрульная шхуна, вооруженная лишь пулеметами, рано утром 26 февраля внедрилась прямо в боевые порядки боевой группы 58.3 и почти столкнулась с крейсером "Пасадена". Но находившейся поблизости "Аляске" так и не удалось поучаствовать в "сражении" — шхуну быстро потопили эсминцы.
Следующая операция — десант на Окинаву — стала уже настоящим боевым крещением для "больших крейсеров". Быстро заправившись и приняв боезапас на Улити, 58-е оперативное соединение 14 марта вновь вышло в море. 16-я дивизия крейсеров входила в состав боевой группы TF-58.4 под командованием вице-адмирала А.Рэдфорда (авианосцы "Йорктаун", "Интрепид", "Лэнгли", "Индепенденс", линкоры "Висконсин", "Миссури" и "Нью-Джерси", и 16-я дивизия — "Гуам" под флагом контр-адмирала Лоу, "Аляска", крейсера "Сент-Луис", "Флинт", "Сан-Диего" и "Окленд") и 2 дивизиона эсминцев.
Соединению пришлось выдержать массированные атаки японской авиации, включая многочисленные налеты "камикадзе". 18 марта "большие крейсера" ожидал первый и единственный боевой успех — головному кораблю серии удалось сбить два вражеских самолета, а зенитчики "Гуама" записали на свой счет еще один. На следующий день "Аляска" участвовала в прикрытии тяжело поврежденного в результате японских атак авианосца "Фрэнклин", который был успешно выведен из зоны боевых действий.
В начале апреля оперативная группа 58.4 прошла очередную реорганизацию, после которой в составе 16-й крейсерской дивизии, помимо "Аляски" и "Гуама", остался только крейсер ПВО "Сан-Диего".
В течение всей кампании против Окинавы линейные крейсера состояли в боевых порядках флота. "Гуам" установил при этом своеобразный рекорд, находясь на ходу на столь большом удалении от своих баз в течение 61 суток.
Вскоре пришла пора проверки в боевых условиях и главного калибра. 9 июня все та же 16-я дивизия в составе обеих "алясок" и 5 эсминцев в течение полутора часов обстреливала небольшой островок Окинодзима на полпути между Окинавой и Иводзимой. На следующий день соседний остров Минамидзима подвергся более существенной бомбардировке тремя новейшими линкорами. На этом закончился второй раунд боевых действий "больших крейсеров": в середине июня они прибыли в залив Лейте после трех месяцев непрерывной службы в море.
Однако долго отдыхать их командам не пришлось. 1 июля 1945 года было создано новое оперативное соединение под общим командованием вице-адмирала Олдендорфа, в которое вошли "Аляска", "Гуам", 4 легких крейсера и несколько эсминцев под оперативным командованием контр-адмирала - Лоу, по-прежнему державшего флаг на "Гуаме". На сей раз поставленная задача прямо соответствовала назначению "больших крейсеров": оперативному соединению предписывалось положить конец судоходству противника в Восточно-Китайском и Желтом морях. На первый взгляд операция выглядела рискованной: между основными силами флота США и рейдерским соединением лежали Японские острова. Но силы противника были настолько истощены, что отряд Лоу совершенно беспрепятственно утюжил назначенный район с 16 по 23 июля. Другое дело — результаты. Историк американского флота С.Морисон скромно отмечает их как "незначительные", на деле же они вовсе отсутствовали. Встреча с противником не состоялась, поскольку японское судоходство уже было полностью парализовано.
После капитуляции Японии оба корабля вошли в состав 7-го флота, составившего часть оккупационных сил. "Гуам" стал флагманом Северокитайского соединения и посетил в течение августа — сентября китайские порты Циндао и Порт-Артур и корейский Инчхон, куда прибыл 8 сентября. 14 ноября он окончательно покинул дальневосточные воды, отправившись в Соединенные Штаты. "Аляска" входила в состав поддержки тральных сил, чистивших воды у китайского побережья. 8 сентября она "воссоединилась" с "Гуамом" в Инчхоне, где в этот день началась высадка оккупационных сил США в Корее. Спустя две недели "Аляска" перешла в Циндао, где одним своим грозным видом держала порт под контролем вплоть до высадки 11 октября морской пехоты. Десантирование прошло без всякого сопротивления, и ненужный теперь тяжелый корабль через 2 дня отправился домой.
После окончания войны "большие крейсера", практически полностью бесполезные в новых условиях и дорогие в эксплуатации, просуществовали в составе действующего флота всего полтора года. 2 февраля 1947 года их вывели в резерв и поставили на консервацию, явно рассчитывая использовать в дальнейшем их практически новые корпуса в качестве носителей реактивных снарядов.
Возникшая в конце 50-х волна проектов перестройки артиллерийских кораблей в ракетные затронула и "Аляску". В середине 1958 года изучалась возможность переделки ее в большой ракетный крейсер (CBG). Для этого предполагалось убрать все орудия и установить две спаренные установки зенитных ракет дальнего действия "Тэйлос", такое же число спаренных установок ракет среднего действия "Тартар", одну "коробку" противолодочных ракето-торпед "Асрок", а также площадку для запуска самолета-снаряда "Регулус-Н". Предусматривалась также площадка для вертолетов, оснащенных противолодочными торпедами. Многочисленное вооружение дополнялось современным оборудованием, включавшим мощный гидролокатор SQS-26, предназначенный для целеуказания вертолетам ПЛО и первичного наведения ракет "Асрок". За счет удаления тяжелых орудий со своим боезапасом количество топлива можно было увеличить до 9700 т.
В результате "Аляска" должна была превратиться в прообраз тяжелого универсального ракетного корабля, каким в 80-е стал советский атомный крейсер "Киров". Остановила американцев стоимость проекта, составившая 160 млн. долларов. Поэтому в конце того же года рассматривались варианты более ограниченного переоборудования "Аляски" с сохранением передних 305-мм башен, трех носовых 127-мм спаренных установок и размещением в корме зенитного комплекса "Тэйлос", противолодочных ракето-торпед (ПЛУРО) "Асрок", двух вертолетов и двух пусковых установок для "Регупусов" с боезапасом 4 ракеты. Преимущества этого проекта заключались в том, что мощность имевшегося на корабле электрооборудования позволяла обойтись без дополнительной установки генераторов и серьезного переоборудования электрических цепей. Стоимость также уменьшилась практически в два раза, до 82 млн. долларов (а если не ставить ПЛУРО "Асрок" и гидролокатор SQS-26 — то и до 79 млн.). Но и такой вариант не был осуществлен. 1 июня 1960 года последовал окончательный вердикт: "Аляску" и "Гуам" исключили из списков флота. Еще около года они простояли у стенки, а летом 1961-го были проданы на слом.