Предисловие
Крейсер I ранга «Аскольд» — один из шести бронепалубных крейсеров — дальних разведчиков, построенных в начале XX века по единому заданию для проектирования. Первые три — «Варяг», «Аскольд» и «Богатырь» отличались друг от друга, остальные — «Олег», «Очаков» и «Кагул» повторяли наиболее удачный по защите артиллерии проект «Богатыря».
В отличие от своих предшественников, так называемых «истребителей торговли», эти корабли предназначались в первую очередь для ведения разведки и действий совместно с эскадрой броненосцев. На одном из совещаний высшего руководства флота генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович сказал, что в случае вооруженного столкновения «главная задача будет предстоять эскадренным броненосцам, вопреки ранее существовавшему мнению о нанесении вреда неприятельской торговле отдельно действующими крейсерами».
«Аскольд» выделялся среди своих собратьев оригинальным силуэтом, поскольку был единственным пятитрубным кораблем в нашем флоте. Но главной его особенностью стала выдающаяся боевая карьера. Построенный в Германии, он был зачислен в состав Балтийского флота. Затем — переход по морям трех океанов из Кронштадта на Дальний Восток. С первого дня русско-японской войны активно участвовал в обороне Порт-Артура. В бою 28 июля 1904 года в критический для русской эскадры момент «Аскольд» с поднятым сигналом «Следовать за мной» полным ходом прорывался через кольцо окруживших его неприятельских крейсеров и, таким образом, избежал участи большинства кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры, затопленных в порт-артурской гавани.
После окончания войны «Аскольд» оставался самым крупным русским боевым кораблем на дальневосточных рубежах России. С началом первой мировой, когда основные силы русского флота оказались запертыми в Балтийском и Черном морях, лишь «Аскольд» успешно действовал вместе с союзниками на Тихом и Индийском океанах, Средиземном море. В активе крейсера — поиски германских рейдеров, конвоирование транспортов с войсками, блокада и обстрелы побережья противника, захваченные и потопленные неприятельские суда, десятки тысяч миль за кормой. Отличная стрельба крейсера во время Дарданелльской операции в 1915 году не раз отмечалась англо-французским кокомандованием. А завершилась боевая карьера «Аскольда» на севере, в составе флотилии Северного Ледовитого океана.