Предисловие

 

Крейсер I ранга «Аскольд» — один из шести бро­непалубных крейсеров — дальних разведчиков, по­строенных в начале XX века по единому заданию для проектирования. Первые три — «Варяг», «Ас­кольд» и «Богатырь» отличались друг от друга, ос­тальные — «Олег», «Очаков» и «Кагул» повторяли наиболее удачный по защите артиллерии проект «Богатыря».

В отличие от своих предшественников, так назы­ваемых «истребителей торговли», эти корабли пред­назначались в первую очередь для ведения развед­ки и действий совместно с эскадрой броненосцев. На одном из совещаний высшего руководства фло­та генерал-адмирал великий князь Алексей Алек­сандрович сказал, что в случае вооруженного столк­новения «главная задача будет предстоять эскад­ренным броненосцам, вопреки ранее существовав­шему мнению о нанесении вреда неприятельской торговле отдельно действующими крейсерами».

«Аскольд» выделялся среди своих собратьев ори­гинальным силуэтом, поскольку был единственным пятитрубным кораблем в нашем флоте. Но главной его особенностью стала выдающаяся боевая карье­ра. Построенный в Германии, он был зачислен в состав Балтийского флота. Затем — переход по мо­рям трех океанов из Кронштадта на Дальний Вос­ток. С первого дня русско-японской войны актив­но участвовал в обороне Порт-Артура. В бою 28 июля 1904 года в критический для русской эс­кадры момент «Аскольд» с поднятым сигналом «Следовать за мной» полным ходом прорывался через кольцо окруживших его неприятельских крей­серов и, таким образом, избежал участи большин­ства кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры, затоп­ленных в порт-артурской гавани.

После окончания войны «Аскольд» оставался са­мым крупным русским боевым кораблем на даль­невосточных рубежах России. С началом первой мировой, когда основные силы русского флота ока­зались запертыми в Балтийском и Черном морях, лишь «Аскольд» успешно действовал вместе с союз­никами на Тихом и Индийском океанах, Средизем­ном море. В активе крейсера — поиски германских рейдеров, конвоирование транспортов с войсками, блокада и обстрелы побережья противника, захва­ченные и потопленные неприятельские суда, десят­ки тысяч миль за кормой. Отличная стрельба крей­сера во время Дарданелльской операции в 1915 году не раз отмечалась англо-французским кокомандова­нием. А завершилась боевая карьера «Аскольда» на севере, в составе флотилии Северного Ледовитого океана.