История проектирования

 

Победа Японии над Китаем в войне 1894—1895 годов коренным образом изменила соотношение сил на Дальнем Востоке. Все возрастающая мощь по­бедительницы постепенно стала угро­жать интересам России. Японские ко­раблестроительные программы предус­матривали значительное увеличение флота. В связи с этим в Петербурге на особых совещаниях руководства Мор­ского ведомства и некоторых автори­тетных адмиралов в декабре 1897 года был определен необходимый состав русской эскадры в Тихом океане к 1903 году: 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера и 20 крейсеров-разведчиков. Число последних опреде­лялось из принятого в то время в ино­странных флотах мнения, что на каж­дый броненосец в эскадре должно при­ходиться 2—3 разведчика двух типов: «дальние» (1 ранга) водоизмещением 5000—6000 т и «ближние» (2 ранга) в 2000-2500 т.

Для требуемого состава эскадры в дополнение к уже строившимся по ко­раблестроительной программе 1895 года необходимо было еще построить шесть крейсеров в 5000—6000 т, кото­рые были включены в дополнительную кораблестроительную программу 1898 года «для нужд Дальнего Востока».

Журнал особого совещания адмира­лов был утвержден Николаем II 20 фев­раля 1898 года, и сразу же управляю­щий морским министерством П.П.Тыртов приказал Морскому техническому комитету (МТК) разработать задания на проектирование (тогда их называли «программы проектирования») новых кораблей. Водоизмещение дальнего разведчика из соображений экономии средств ограничивалось 6000 т, ско­рость полного хода зада­валась сравнительно вы­сокой для того времени — 23 узла. Артиллерийское вооружение должно было состоять из 12 152-мм и 12 75-мм орудий. Специ­алисты артиллерийского отдела МТК считали, что более скорострельные 152-мм орудия обеспечат большую огневую мощь, чем 2 203-мм и 10 120-мм пушек у вероятных про­тивников — японских крейсеров типа «Касаги».

Заданные ограниченное водоизмеще­ние, сильное вооружение и значитель­ные запасы топлива было невозможно совместить с сильной броневой защи­той. Поэтому сразу же пришлось отка­заться от броневого пояса по ватерли­нии и ограничиться карапасной броне­вой палубой. В начале апреля пригла­шения на участие в конкурсе проектов вместе с «программами на проектиро­вание» были разосланы иностранным и русским заводам. Но контракт на по­стройку первого крейсера — «Варяга» — подписали без конкурса 11 апреля с приехавшим в Петербург главой аме­риканской фирмы «Уильям Крамп и сы­новья».

Проекты же остальных заводов тща­тельно изучались специалистами отделов МТК. 3 июля состоялось итоговое заседание по окончательному обсужде­нию проектов, представленных на кон­курс Невским заводом (Россия), верфя­ми «Германия», «Шихау», «Ховальдсверке» (Германия) и «Ансальдо» (Ита­лия). Лучшим признали проект верфи «Германия» в Киле, принадлежавшей концерну Круппа. С этим мнением со­гласился генерал-адмирал, и по его докладу 27 июля было получено разре­шение Николая II на заказ второго крей­сера Круппу. 4 августа акционерное общество судостроительных и механи­ческих заводов «Германия» и Морское министерство заключили между собой контракт.

Увы, с опозданием поступили на кон­курс один английский проект и один германский — фирмы «Вулкан». Перво­му условно присвоили в МТК четвертое место, а последний признали даже луч­шим, чем проект верфи «Германия». После этого «Вулкану» заказали третий крейсер, позже получивший имя «Бо­гатырь». Таким образом, в США и в Гер­мании тремя разными заводами по ори­гинальным проектам, но по единому заданию строились три крейсера для Российского Императорского флота. В результате подобного распределения заказов флот быстро пополнился не просто новыми кораблями, а современ­ными образцами судостроения различ­ных «кораблестроительных школ». Вы­брав лучший из них, предполагалось начать серийное строительство крейсе­ров на отечественных заводах.