История проектирования
Победа Японии над Китаем в войне 1894—1895 годов коренным образом изменила соотношение сил на Дальнем Востоке. Все возрастающая мощь победительницы постепенно стала угрожать интересам России. Японские кораблестроительные программы предусматривали значительное увеличение флота. В связи с этим в Петербурге на особых совещаниях руководства Морского ведомства и некоторых авторитетных адмиралов в декабре 1897 года был определен необходимый состав русской эскадры в Тихом океане к 1903 году: 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера и 20 крейсеров-разведчиков. Число последних определялось из принятого в то время в иностранных флотах мнения, что на каждый броненосец в эскадре должно приходиться 2—3 разведчика двух типов: «дальние» (1 ранга) водоизмещением 5000—6000 т и «ближние» (2 ранга) в 2000-2500 т.
Для требуемого состава эскадры в дополнение к уже строившимся по кораблестроительной программе 1895 года необходимо было еще построить шесть крейсеров в 5000—6000 т, которые были включены в дополнительную кораблестроительную программу 1898 года «для нужд Дальнего Востока».
Журнал особого совещания адмиралов был утвержден Николаем II 20 февраля 1898 года, и сразу же управляющий морским министерством П.П.Тыртов приказал Морскому техническому комитету (МТК) разработать задания на проектирование (тогда их называли «программы проектирования») новых кораблей. Водоизмещение дальнего разведчика из соображений экономии средств ограничивалось 6000 т, скорость полного хода задавалась сравнительно высокой для того времени — 23 узла. Артиллерийское вооружение должно было состоять из 12 152-мм и 12 75-мм орудий. Специалисты артиллерийского отдела МТК считали, что более скорострельные 152-мм орудия обеспечат большую огневую мощь, чем 2 203-мм и 10 120-мм пушек у вероятных противников — японских крейсеров типа «Касаги».
Заданные ограниченное водоизмещение, сильное вооружение и значительные запасы топлива было невозможно совместить с сильной броневой защитой. Поэтому сразу же пришлось отказаться от броневого пояса по ватерлинии и ограничиться карапасной броневой палубой. В начале апреля приглашения на участие в конкурсе проектов вместе с «программами на проектирование» были разосланы иностранным и русским заводам. Но контракт на постройку первого крейсера — «Варяга» — подписали без конкурса 11 апреля с приехавшим в Петербург главой американской фирмы «Уильям Крамп и сыновья».
Проекты же остальных заводов тщательно изучались специалистами отделов МТК. 3 июля состоялось итоговое заседание по окончательному обсуждению проектов, представленных на конкурс Невским заводом (Россия), верфями «Германия», «Шихау», «Ховальдсверке» (Германия) и «Ансальдо» (Италия). Лучшим признали проект верфи «Германия» в Киле, принадлежавшей концерну Круппа. С этим мнением согласился генерал-адмирал, и по его докладу 27 июля было получено разрешение Николая II на заказ второго крейсера Круппу. 4 августа акционерное общество судостроительных и механических заводов «Германия» и Морское министерство заключили между собой контракт.
Увы, с опозданием поступили на конкурс один английский проект и один германский — фирмы «Вулкан». Первому условно присвоили в МТК четвертое место, а последний признали даже лучшим, чем проект верфи «Германия». После этого «Вулкану» заказали третий крейсер, позже получивший имя «Богатырь». Таким образом, в США и в Германии тремя разными заводами по оригинальным проектам, но по единому заданию строились три крейсера для Российского Императорского флота. В результате подобного распределения заказов флот быстро пополнился не просто новыми кораблями, а современными образцами судостроения различных «кораблестроительных школ». Выбрав лучший из них, предполагалось начать серийное строительство крейсеров на отечественных заводах.