Корпус

 

Корпус собран по клетчатой (бракетной) системе набора. К вертикальному килю (высота в средней части 1844 мм, в оконечностях 1100 мм, толщина 16— 11 мм) крепились литые фор- и ахтерштевни. Параллельно килю располага­лись шесть днищевых стрингеров, при­чем крайние были водонепроницаемы­ми и ограничивали междудонное про­странство.

Шпангоуты устанавливались на рассто­янии 1100 мм друг от друга. На каждом пятом шпангоуте стояли водонепрони­цаемые сплошные флоры. Нумерация шпангоутов, как принято в германском флоте, велась с кормы в нос. Между 115 — 13 шп. располагалось двойное дно. В машинных отделениях верхнее дно продолжалось вдоль бортов до броневой палубы, образуя продольные переборки на расстоянии 575 мм от наружной об­шивки.

Вдоль бортов посередине между край­ними днищевыми стрингерами и нижней кромкой броневой палубы шел боковой стрингер, соединявшийся в носовой и кормовой частях с палубами платформы.

Для обеспечения живучести при бое­вых повреждениях корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Крейсер имел три палубы и платфор­мы: верхнюю (толщиной 9,5 мм в сред­ней части и 7 мм в оконечностях), бата­рейную или жилую (6 мм) и броневую. На палубах был настлан линолеум: на верхней — толщиной 7 мм, на других — 3,5 мм.

Листы наружной обшивки располага­лись продольными рядами (поясьями). Внутренние килевые пояса, проходящие в середине днища, имели толщину 12 мм в средней части корпуса и 10 мм в око­нечностях, бортовые пояса — 8 — 11 мм, а скуловой, ширстречный и у ватерли­нии — 13 мм. Кроме того, ширстречный пояс выше бортовых иллюминаторов уд­ваивался листами толщиной 10 мм.

По всей длине корабля у ватерлинии располагались бортовые коффердамы шириной 0,8 м и высотой на 1,2 м выше грузовой ватерлинии. По проекту они должны были заполняться маисовой цел­люлозой и служить дополнительной за­щитой. Предполагалось, что при поступ­лении воды через небольшие пробоины целлюлоза разбухнет и перекроет течь. Опыты с применением такой защиты на флотах других стран оказались неудач­ными, и в ходе постройки «Аскольда» МТК принял решение коффердамы ос­тавить пустыми.

Для защиты от коррозии, а также об­растания водорослями и ракушками, под­водная часть корпуса покрывалась патен­тованной краской «Интернациональ» (красного цвета) фирмы «Гольцапфель». Междудонное пространство изнутри было покрыто слоем портландского це­мента толщиной 13 — 50 мм. В местах, где сталь корпуса соприкасалась с ме­дью и ее сплавами (дейдвудные трубы, кингстоны), для предотвращения электрохимической коррозии размеща­лись протекторы — цинковые бруски.

Угольные ямы располагались на про­тяжении 50 — 97 шп. как под броневой палубой, так и на ней, вдоль бортов, и служили дополнительной защитой.