Корабельные механизмы и системы

 

Машинно-котельная установка разме­щалась в двух машинных и пяти котель­ных отделениях. Три главные четырех­цилиндровые вертикальные паровые ма­шины тройного расширения системы фирмы «Германия» работали каждая на свой винт. В переднем машинном отделении располагались машины, именовав­шиеся «бортовыми». В заднем (кормо­вом) машинном отделении находилась машина, работавшая на средний винт. Правый и левый винты вращались в сто­рону, одноименную с бортом, средний же был левого вращения. Каждая машина имела холодильник с охлаждающей по­верхностью 1980 кв.м, по одному ци­линдру высокого и среднего и по 2 ци­линдра низкого давления. Диаметры цилиндров составляли 930, 1440 и 1630 мм соответственно, а ход порш­ня 950 мм. Пар для машин давали 9 котлов Торникрофта-Шульца, 8 из ко­торых размещались попарно в четырех котельных отделениях, а 1 — в пятом. Наибольшее допустимое давление пара составляло 17 кг/кв.см, общая поверх­ность колосников— 107 кв.м, а общая нагревательная поверхность котлов — 5020 кв.м (большого котла — 580 кв.м, малого— 480). Вес одного котла с во­дой равнялся 46,2 т (39 т без воды), паропроизводительность— 21,2 т/ч, КПД-60%, расход угля 1 кг/и.л.с. в час, допустимое давление воздуха при форсированной работе — 80 мм водяно­го столба. Для снабжения котлов водой в каждом котельном отделении стояли по две поршневые помпы системы Вира.

Для откачивания больших масс воды, поступающей через пробоину, служила водоотливная система. На «Аскольде» она отличалась от кораблей более ран­ней постройки отсутствием единой ма­гистральной трубы, проходившей вдоль всего корпуса. При старой системе все водоотливные средства могли откачивать воду из любого отсека. Однако после нескольких случаев, когда при навигаци­онных авариях магистральная труба по­вреждалась (например, авария броне­носца «Гангут» в 1896 году, гибель его в 1897-м), в русском флоте предпочли автономизацию водоотливных средств по отсекам. На «Аскольде» любой из отсе­ков осушался от воды собственными во­доотливными средствами. Во всех ко­тельных отделениях и в пятом и один­надцатом отсеках стояли центробежные водоотливные насосы (турбины) с элект­рическим приводом. В дополнение к тур­бинам на верхней и батарейной палубах стояли четыре ручных помпы Стона.

Для удаления из отсеков небольшого количества воды предназначалась осу­шительная система, состоявшая из спе­циальных трубопроводов и паровых поршневых насосов Вортингтона, имев­шихся в каждом отсеке. Они были спо­собны откачивать остатки воды, которые уже не могли забирать турбины водоот­ливной системы из льял бортовых отсе­ков и двойного дна.

Система затопления погребов обеспе­чивала их заполнение водой в течение 15 минут. Вода поступала в погреба самотеком при отпирании забортного кингстона. Штоки клапанов были выве­дены в батарейную палубу и имели на­винчивающиеся крышки с замками для предотвращения несанкционированного затопления. Система трубопроводов и клапанов позволяла затопить как каждый погреб в отдельности, так и целые груп­пы смежных погребов. Удалялась же вода через спускные клапаны в междудонное пространство, а затем с помощью осу­шительной системы за борт.

Противопожарная система включала в себя магистральную трубу, проходящую под броневой палубой и разобщающую­ся с помощью клинкетов на три незави­симые части. Отростки труб, выходящие выше броневой палубы к пожарным рож­кам, в случае боевых повреждений мог­ли отключаться специальными клинкета-ми. Воду в пожарную магистраль пода­вали насосы Вортингтона осушительной системы, которые в данном случае ис­пользовались как трюмно-пожарные помпы. Для противопожарных целей могли применяться и ручные помпы Стона. Для тушения пожаров в угольных ямах с по­мощью пара имелись специальные паро­проводы от главных котлов. Чтобы об­легчить выход людей из машинных и ко­тельных отделений при больших пожа­рах, в выходных шахтах предусматрива­лись душевые воронки, создающие во­дяную завесу.

Водоснабжение корабля обеспечива­лось несколькими   системами: забортной, пресной мытьевой и питьевой воды. Система забортной (морской) воды снаб­жала водой ванны, гальюны, душевые, в котельных отделениях. Система берего­вой пресной воды снабжала умывальни­ки, баню, прачечную, лазарет, буфеты, камбузы. Система опресненной воды (питьевой), получаемой корабельными опреснителями, подавала воду в баки для питья, буфеты, камбузы и т.д. Роль во­донапорных башен на крейсере выпол­няли цистерны, расположенные над верхней палубой на надстройках. С по­мощью помпы вода закачивалась в цис­терны, а оттуда самотеком поступала потребителям. Запас пресной воды (53 т) хранился в покрытых цементом цистер­нах междудонного пространства и был рассчитан на 17 суток. Кроме этого, имелся запас воды для мытья — 83 т. Крейсер брал нормальный запас в 123 т котельной воды. При работе пяти котлов его хватало на 10 дней 15-узлового хода. Полный запас котельной воды (370 т) мог обеспечить плавание в течение месяца. В кормовом машинном отделении стоя­ли два опреснителя забортной воды, да­вавшие в сутки 280 т пресной воды для котлов и для питья. Водопроводы и цис­терны мытьевой, питьевой и котельной воды не сообщались друг с другом.

Жилые и служебные помещения крей­сера обогревались системой парового отопления низкого давления. Пар из главных котлов давлением, уменьшен­ным до двух атмосфер, по паропроводам поступал в батареи (грелки). Отработав­ший пар конденсировался и по трубам отводился в цистерны пресной воды. В офицерских каютах, салонах и кают-ком­паниях паровые грелки закрывались мра­морными досками.

Система вентиляции на крейсере дели­лась на естественную и искусственную.

При ее проектировании (так же как и в случае с водоотливной и осушительной системами) было выполнено требование избежать прорезания трубами главные и по возможности второстепенные перебор­ки. В каждом отсеке имелись свои венти­ляторы. Особое внимание уделялось вен­тилированию машинных и котельных от­делений, где нестерпимая жара делала невыносимой и без того тяжелую работу кочегаров и машинистов. В кочегарках сто­яли по два нагнетательных центробежных вентилятора системы Блэка с паровым приводом. Каждое машинное отделение вентилировалось одним нагнетательным и одним вытяжным центробежным вентиля­торами с электрическим приводом. В по­мещениях над котельными отделениями использовался эффект увеличения есте­ственной тяги от нагревания вентиляци­онных шахт горячим воздухом. Под бро­невой палубой в нос и в корму от машин­ных и котельных отделений вентиляция осуществлялась винтовыми электрическими вентиляторами. Помещения выше бро­невой палубы имели естественную венти­ляцию, исключение составляли сушилки для белья, провизионные погреба и поме­щение малых динамо-машин.

В связи с тем, что бездымный порох выделял эфирные газы и при повыше­нии температуры разлагался, в артилле­рийских погребах работала отдельная вентиляция с охлаждением нагнетаемо­го воздуха. В вентиляционных трубах, ведущих в погреба, для предупреждения попаданий молнии, были установлены изоляторы. Требовали особого внимания и периодической вентиляции и угольные ямы, где не исключалась возможность самовозгорания угля, выделяющего лег­ковоспламеняющиеся газы. Для контро­ля за температурой во всех угольных ямах были устроены специальные тем­пературные трубки, идущие от дна ям до батарейной палубы.