Корабельные механизмы и системы
Машинно-котельная установка размещалась в двух машинных и пяти котельных отделениях. Три главные четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения системы фирмы «Германия» работали каждая на свой винт. В переднем машинном отделении располагались машины, именовавшиеся «бортовыми». В заднем (кормовом) машинном отделении находилась машина, работавшая на средний винт. Правый и левый винты вращались в сторону, одноименную с бортом, средний же был левого вращения. Каждая машина имела холодильник с охлаждающей поверхностью 1980 кв.м, по одному цилиндру высокого и среднего и по 2 цилиндра низкого давления. Диаметры цилиндров составляли 930, 1440 и 1630 мм соответственно, а ход поршня 950 мм. Пар для машин давали 9 котлов Торникрофта-Шульца, 8 из которых размещались попарно в четырех котельных отделениях, а 1 — в пятом. Наибольшее допустимое давление пара составляло 17 кг/кв.см, общая поверхность колосников— 107 кв.м, а общая нагревательная поверхность котлов — 5020 кв.м (большого котла — 580 кв.м, малого— 480). Вес одного котла с водой равнялся 46,2 т (39 т без воды), паропроизводительность— 21,2 т/ч, КПД-60%, расход угля 1 кг/и.л.с. в час, допустимое давление воздуха при форсированной работе — 80 мм водяного столба. Для снабжения котлов водой в каждом котельном отделении стояли по две поршневые помпы системы Вира.
Для откачивания больших масс воды, поступающей через пробоину, служила водоотливная система. На «Аскольде» она отличалась от кораблей более ранней постройки отсутствием единой магистральной трубы, проходившей вдоль всего корпуса. При старой системе все водоотливные средства могли откачивать воду из любого отсека. Однако после нескольких случаев, когда при навигационных авариях магистральная труба повреждалась (например, авария броненосца «Гангут» в 1896 году, гибель его в 1897-м), в русском флоте предпочли автономизацию водоотливных средств по отсекам. На «Аскольде» любой из отсеков осушался от воды собственными водоотливными средствами. Во всех котельных отделениях и в пятом и одиннадцатом отсеках стояли центробежные водоотливные насосы (турбины) с электрическим приводом. В дополнение к турбинам на верхней и батарейной палубах стояли четыре ручных помпы Стона.
Для удаления из отсеков небольшого количества воды предназначалась осушительная система, состоявшая из специальных трубопроводов и паровых поршневых насосов Вортингтона, имевшихся в каждом отсеке. Они были способны откачивать остатки воды, которые уже не могли забирать турбины водоотливной системы из льял бортовых отсеков и двойного дна.
Система затопления погребов обеспечивала их заполнение водой в течение 15 минут. Вода поступала в погреба самотеком при отпирании забортного кингстона. Штоки клапанов были выведены в батарейную палубу и имели навинчивающиеся крышки с замками для предотвращения несанкционированного затопления. Система трубопроводов и клапанов позволяла затопить как каждый погреб в отдельности, так и целые группы смежных погребов. Удалялась же вода через спускные клапаны в междудонное пространство, а затем с помощью осушительной системы за борт.
Противопожарная система включала в себя магистральную трубу, проходящую под броневой палубой и разобщающуюся с помощью клинкетов на три независимые части. Отростки труб, выходящие выше броневой палубы к пожарным рожкам, в случае боевых повреждений могли отключаться специальными клинкета-ми. Воду в пожарную магистраль подавали насосы Вортингтона осушительной системы, которые в данном случае использовались как трюмно-пожарные помпы. Для противопожарных целей могли применяться и ручные помпы Стона. Для тушения пожаров в угольных ямах с помощью пара имелись специальные паропроводы от главных котлов. Чтобы облегчить выход людей из машинных и котельных отделений при больших пожарах, в выходных шахтах предусматривались душевые воронки, создающие водяную завесу.
Водоснабжение корабля обеспечивалось несколькими системами: забортной, пресной мытьевой и питьевой воды. Система забортной (морской) воды снабжала водой ванны, гальюны, душевые, в котельных отделениях. Система береговой пресной воды снабжала умывальники, баню, прачечную, лазарет, буфеты, камбузы. Система опресненной воды (питьевой), получаемой корабельными опреснителями, подавала воду в баки для питья, буфеты, камбузы и т.д. Роль водонапорных башен на крейсере выполняли цистерны, расположенные над верхней палубой на надстройках. С помощью помпы вода закачивалась в цистерны, а оттуда самотеком поступала потребителям. Запас пресной воды (53 т) хранился в покрытых цементом цистернах междудонного пространства и был рассчитан на 17 суток. Кроме этого, имелся запас воды для мытья — 83 т. Крейсер брал нормальный запас в 123 т котельной воды. При работе пяти котлов его хватало на 10 дней 15-узлового хода. Полный запас котельной воды (370 т) мог обеспечить плавание в течение месяца. В кормовом машинном отделении стояли два опреснителя забортной воды, дававшие в сутки 280 т пресной воды для котлов и для питья. Водопроводы и цистерны мытьевой, питьевой и котельной воды не сообщались друг с другом.
Жилые и служебные помещения крейсера обогревались системой парового отопления низкого давления. Пар из главных котлов давлением, уменьшенным до двух атмосфер, по паропроводам поступал в батареи (грелки). Отработавший пар конденсировался и по трубам отводился в цистерны пресной воды. В офицерских каютах, салонах и кают-компаниях паровые грелки закрывались мраморными досками.
Система вентиляции на крейсере делилась на естественную и искусственную.
При ее проектировании (так же как и в случае с водоотливной и осушительной системами) было выполнено требование избежать прорезания трубами главные и по возможности второстепенные переборки. В каждом отсеке имелись свои вентиляторы. Особое внимание уделялось вентилированию машинных и котельных отделений, где нестерпимая жара делала невыносимой и без того тяжелую работу кочегаров и машинистов. В кочегарках стояли по два нагнетательных центробежных вентилятора системы Блэка с паровым приводом. Каждое машинное отделение вентилировалось одним нагнетательным и одним вытяжным центробежным вентиляторами с электрическим приводом. В помещениях над котельными отделениями использовался эффект увеличения естественной тяги от нагревания вентиляционных шахт горячим воздухом. Под броневой палубой в нос и в корму от машинных и котельных отделений вентиляция осуществлялась винтовыми электрическими вентиляторами. Помещения выше броневой палубы имели естественную вентиляцию, исключение составляли сушилки для белья, провизионные погреба и помещение малых динамо-машин.
В связи с тем, что бездымный порох выделял эфирные газы и при повышении температуры разлагался, в артиллерийских погребах работала отдельная вентиляция с охлаждением нагнетаемого воздуха. В вентиляционных трубах, ведущих в погреба, для предупреждения попаданий молнии, были установлены изоляторы. Требовали особого внимания и периодической вентиляции и угольные ямы, где не исключалась возможность самовозгорания угля, выделяющего легковоспламеняющиеся газы. Для контроля за температурой во всех угольных ямах были устроены специальные температурные трубки, идущие от дна ям до батарейной палубы.