Артиллерийское вооружение
При вступлении в строй крейсер имел по двенадцать 152-мм и 75-мм орудий, восемь 47-мм и три 37-мм пушек Гочкиса, две десантные 63,5-мм пушки Барановского и два пулемета.
152-мм (шестидюймовые) орудия образца 1891 г. изготовлялись на Обуховском заводе по лицензии французского инженера Канэ и находились на верхней палубе и носовой надстройке. 75-мм (трехдюймовые) орудия системы Канэ образца 1891 г. на установках конструкции Меллера располагались на батарейной палубе без щитов.
Шесть 47-мм орудий системы Гочкиса образца 1896 г. устанавливались стационарно, а два — на съемных станках — могли переноситься на два паровых катера. Аналогично два 37-мм Гочкиса образца 1896 г. можно было снять и использовать на баркасах крейсера.
Два 63,5-мм орудия Барановского образца 1882 г. на колесном лафете предназначались для корабельного десанта. Их небольшой вес позволял выгружать их с крейсера стрелой на баркас или катер и вручную доставлять на берег. Располагались они на верхней палубе — как и два пулемета системы Максим.
Боекомплект для 152-мм орудий рассчитывался на 3 часа боя по 180 выстрелов на орудие, для 75-мм — на 2,5 часа боя по 650 выстрелов. Боекомплект главного калибра состоял из 564 бронебойных, 564 фугасных, 624 чугунных, 372 сегментных снарядов, а 75-мм: 1500 бронебойных и 2116 чугунных. После русско-японской войны чугунные и сегментные снаряды заменили фугасными.
Артиллерийский боезапас хранился в 12 погребах (шесть из них предназначались для 152-мм, три для 75-мм и три для малокалиберной артиллерии). Общая вместимость: 2204—152-мм, 3616-75-мм, 5990-47-мм, 1620-37-мм выстрелов.
Подача снарядов, зарядов и унитарных патронов из погребов осуществлялась 14 электрическими элеваторами (восемь для главного калибра и по три для 75-мм и малокалиберных орудий) или резервным способом — ручными лебедками. В случае выхода их из строя предусматривалась ручная подача с помощью талей, но скорость подачи элеваторами была в три раза выше.
Боезапас хранился в погребах и подавался на палубы в беседках. От элеваторов к орудиям беседки по рельсовым путям растаскивались матросами вручную. Хранение боезапаса в беседках обеспечивало высокую скорость подачи, но сокращало полезный объем погребов.
Специальных приспособлений для погрузки снарядов на корабль не было, их либо грузили вручную по трапам с баржи или со стенки, либо через открытые порты 75-мм орудий.
На верхнем мостике и кормовой надстройке размещались два дальномера Барра и Струда. Управление артиллерийским огнем из боевой рубки обеспечивала электрическая система фирмы Н.К.Гейслера.
С учетом углов обстрела орудий и расположения бронирования наивыгоднейшими для артиллерийского боя крейсера были курсовые углы от 45 до 60 градусов обоих бортов.
За время службы корабля артиллерийское вооружение изменялось: в осажденном Порт-Артуре были оставлены два 75-мм, два 47-мм орудия, пулеметы и обе пушки Барановского. Впоследствии два порта 75-мм орудий заделали. Во время первой мировой войны сняты два 47-мм и установлены два 57 английских и два 47-мм французских зенитных орудия и четыре пулемета.