История создания

 

Постановление «О программе воен­но-морского судостроения на 1933— 1938 гг.», принятое 11 июля 1933 года Советом Труда и Обороны, предусмат­ривало строительство 1493 боевых и вспомогательных кораблей, включая 8 крейсеров и 50 эсминцев. Выполнение его вызвало массу проблем во всех от­раслях народного хозяйства, но в те годы не было принято считаться с ценой. «Мы строим и построим большой морской военный флот» — этот почти стихотвор­ный призыв из газеты «Правда» от 9 де­кабря 1936 года мог бы стать эпиграфом к рассказу о предвоенном советском ко­раблестроении.

Разработка проекта нового эсминца была поручена Центральному конструк­торскому бюро спецсудостроения ЦКБС-1 еще в 1932 году, главным руко­водителем проекта назначили В.А.Ники­тина, ответственным исполнителем — П.О.Трахтенберга. К тому времени в коллективе уже имелся некоторый опыт аналогичных работ (создание лидера эсминцев типа «Ленинград»), однако недостатки последнего и сжатые сроки проектирования вынудили прибегнуть к помощи итальянских компаний «Ансальдо» и «Одеро».

Этот выбор был отнюдь не случаен. Во-первых, Италия тогда являлась нашим важным военно-политическим союзни­ком. Во-вторых, именно этими фирмами в 1928—1932 годах была построена се­рия кораблей класса «Дардо», предвос­хитивших собой тип эсминца второй мировой войны. В них все было необычно: общая компоновка, одна дымовая труба, 120-мм артиллерия в спаренных палуб­ных установках... Модификацией этого типа стали 4 увеличенных эсминца клас­са «Маэстрале», заложенные в 1931 году. Последние корабли и были выбраны в качестве основы для создания новых со­ветских эсминцев. В 1932 году Италию посетила делегация конструкторов-ко­раблестроителей во главе с Никитиным, и привезенный ею комплект чертежей «Маэстрале» лег в основу будущего про­екта. Наши конструкторы заимствовали компоновку машинно-котельной установ­ки и общую архитектуру корабля, однако отечественные вооружение, механизмы и оборудование заставили во многом отойти от прототипа. Реально вклад итальянских коллег ограничился разра­боткой теоретического чертежа (фирма «Ансальдо») и прогонкой модели в опытовом бассейне в Риме.

Технический проект эсминца (полу­чившего наименование «проект № 7») утвердили в декабре 1934 года. Основ­ные тактико-технические элементы его были следующими: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, дли­на наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов, вооружение — четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата (ТА) калибра 533 мм. Следует отметить, что к тому времени большей части обо­рудования и вооружения не существовало даже на бумаге, однако никакого за­паса водоизмещения в проект заложено не было.

Заключительные проектно-конструкторские работы проводились в крайней спешке, поскольку Сталин требовал от Наркомата тяжелой промышленности заложить первые эсминцы уже в 1935 году, а всю серию (увеличенную до 53 единиц) сдать флоту в 1937—1938 годах. Правительство явно переоценивало тог­дашние возможности отечественной про­мышленности.