Корпус

 

Жесткие требования к водоизмеще­нию вынудили разработчиков эсминца проекта 7 максимально облегчить кор­пус корабля. Поэтому в конструкции «семерки» было внедрено немало но­вых, но недостаточно проверенных ре­шений. Приступив к строительству крупной серии эсминцев без испытаний опытного корабля-прототипа, советские конструкторы повторили ошибку своих немецких и японских коллег.

Прежде всего клепаный корпус эс­минца выполнялся из маломарганцо­вистой стали, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. В результате в корпусах «семерок» нередко возникали трещины от неудачной швартовки (даже при ударе о деревянный брус), пробоины от ос­колков и пуль. Кроме того, в проекте 7 была применена смешанная система набора — в основном продольная, а в оконечностях — поперечная. Места же перехода от одного набора к другому (44-й и 173-й шпангоуты) не имели до­статочных подкреплений, и высокая концентрация возникающих там напря­жений вкупе с хрупкостью обшивки под­час приводила к разламыванию корпу­са — несмотря на то, что работы по уси­лению связей набора начались еще до войны.

Корпус разделялся поперечными пе­реборками на 15 водонепроницаемых отсеков. Согласно расчетам корабль должен гарантированно сохранять пла­вучесть и остойчивость при одновре­менном затоплении любых двух отсе­ков. Как показала практика, этому тре­бованию конструкция «семерки» безус­ловно соответствует: даже в самых тя­желых случаях у эсминцев оставалось 60% запаса плавучести. При затопле­нии трех смежных отсеков сохранить плавучесть удавалось не всегда.

Толщина обшивки корпуса составля­ла 5—9 мм (ширстречный пояс — 10 мм), настил палуб — 3—10 мм, водонепрони­цаемых переборок — всего 3—4 мм. В основном конструкции были клепаны­ми, но ограниченно применялась элек­тросварка.