Общая оценка проекта

 

Суммируя вышесказанное, следует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7, как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы уп­равления огнем (ЦАС-2), неплохие тор­педы и, в общем-то, приличная ско­рость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендо­вала себя более надежной, чем у гер­манских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестрои­телей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и пос­троена своевременно. Именно «семер­ки» обновили надводный флот и выве­ли советский ВМФ на качественно но­вый уровень.

Что же касается недостатков, то на­иболее серьезными из них были неудов­летворительная прочность корпуса, ма­лая дальность плавания, слабое зенит­ное вооружение, отсутствие МПУАЗО. К этому можно добавить и неважные бы­товые условия экипажа: при штате рядо­вого состава в 231 человек постоянных мест (вместе с подвесными койками) было всего 161, что вынуждало красноф­лотцев спать на столах, на палубе или вдвоем на одной койке.

Интересные выводы можно сделать из анализа боевого опыта. Из 28 «се­мерок», вошедших в строй в 1938—1942 годах (не считая погибшего при букси­ровке «Решительного»), тихоокеанские корабли, кроме «Разумного» и «Разъ­яренного», в войне практически не участвовали. Таким образом, непосред­ственно сражались с врагом 18 эсмин­цев. 10 из них погибли (включая «Сте­регущий», позже поднятый и восстанов­ленный). Если сюда приплюсовать эс­минцы проекта 7У, то получится, что из 36 воевавших кораблей погибли 18 — ровно половина.

Распределение затонувших «семе­рок» и «семерок-У» по причинам гибе­ли: на минах — 9 единиц, от авиабомб — 8,  от навигационных аварий — 1  («Со­крушительный»). Еще 11 эсминцев по­лучили тяжелые повреждения,  в том числе с потерей носовой или кормовой части корпуса.

Больше всего «семерки» пострадали от мин. Однако значительные потери во­все не свидетельствуют о их низкой жи­вучести. Дело в том, что на 9 «смертель­ных» подрывов на минах приходится еще 9, когда корабль удалось спасти (или для гибели понадобилась еще одна мина — как в случае с «Гордым» и «Сметли­вым»). Кроме того, два корабля получи­ли по одному торпедному попаданию: «Сторожевой»  с торпедных катеров, «Разъяренный» — с подводной лодки. В обоих случаях эсминцы несли тяжелые потери (у первого оторвало носовую часть, у второго — корму), но оставались на плаву и позже восстанавливались. Таким образом, на 20 минно-торпедных подрывов приходится 9 погибших эсмин­цев, что составляет 45%. То есть по дан­ному показателю «семерки» оказались куда более живучими, чем все их зару­бежные собратья по классу периода вто­рой мировой войны. Правда, ни одному из наших эсминцев не довелось выдер­жать одновременного удара двух мин или торпед, хотя в английском и американ­ском флотах такие примеры были.

Если попытаться сопоставить потери среди «семерок» с ущербом, на­несенным ими неприятелю, то картина получится весьма безра­достная. Подтвержденные поте­ри противника включают одну подводную лодку (U-585, потоп­лена «Гремящим» 29.3.1942) и не более 40 самолетов. Разуме­ется, сравнивать чисто механи­чески эти цифры нельзя. У чер­номорских, да и балтийских, «се­мерок» просто не было достой­ного противника на море, и за­дачи, которые пришлось им вы­полнять, не предусматривались никакими предвоенными плана­ми. К примеру, эвакуация войск из осажденного Севастополя или Ханко — для этих целей эс­минцы были далеко не лучшим средством.