«Грозный»

 

После недолгого нахождения в соста­ве КБФ «Грозный» по Беломорско-Балтийскому каналу прибыл на Север и 26 июня 1939 года вошел в строй СФ. За­нимался боевой подготовкой, а 1 апреля 1940 года встал на гарантийный ремонт на заводе № 402 (г.Молотовск, ныне Се­веродвинск), который завершился толь­ко 20 июля 1941 года — через месяц пос­ле начала войны.

В документах Главного штаба ВМФ от­мечалось, что уровень подготовки экипа­жа эсминца к тому времени был недоста­точным. Поэтому первоначально его вклю­чили в состав Беломорской флотилии. Он принимал участие в минных постановках и в эскортировании судов по Белому морю. 29 сентября 1941 года эсминец включили в состав дивизиона эскадренных минонос­цев СФ и перевели в Полярный.

19 октября, 2,3 и 10 ноября и 21 декаб­ря «Грозный» выходил на обстрелы вра­жеских сухопутных позиций, выпустив 480 130-мм (202 фугасных и 278 фугасно-осколочных) снарядов. Операции осущес­твлялись в сложных походных условиях. Особенно тяжелым был поход 24 — 25 де­кабря, когда 7-балльная волна вызывала качку до 45°, а на палубе образовался слой льда толщиной 50—60 см. Корпус эсмин­ца получил ряд повреждений (в частнос­ти, трещина в верхней палубе в районе 189-го шпангоута, трещины в сварных швах и прочее).

После планово-предупредительного ремонта в январе 1942 года «Грозный» занимался конвоированием транспортов, а 6 марта в штормовых условиях оказы­вал помощь «Громкому», оставшемуся в море без топлива. Перекачав на систершип 117т мазута, «Грозный» на обратном пути шквалом ураганной силы был снесен с курса и сел кормой на камни острова Олений. Утром следующего дня к «Гроз­ному» подошли буксиры № 23 и «Память Руслана». Эсминец удалось снять с мели, но затем буксир лопнул, и корабль вновь ударился о камни, повредив себе винт. Когда же, наконец, удалось покинуть опас­ный район, скорость «Грозного» состав­ляла всего 7 узлов. По пути в базу эсми­нец трижды атаковали немецкие самоле­ты, но, к счастью, бомбы разрывались не ближе чем в 60 м. 8 марта «Грозный» ос­тался без топлива, и лишь после приема 117т мазута с танкера «Юкагир» смог до­браться до Ваенги. 20 марта он перешел в Мурманск. Здесь его поставили на ре­монт — сначала в плавучий док, затем к стенке Северной судостроительной вер­фи. 9 мая «Грозный» прошел ходовые ис­пытания, и с конца мая активно участво­вал в охране конвоев от воздушных нале­тов и подводных лодок противника. 27 июня он дважды атаковал немецкую суб­марину, сбросив на нее две серии глубин­ных бомб, после чего на поверхности воды появились масляные пятна.

В тяжелое положение попал «Гроз­ный» 10 июля 1942 года. Вместе с «Гре­мящим» и «Сокрушительным» он оказал­ся в зоне мощного льда и был вынужден снизить скорость до 6 узлов. В этот мо­мент появились бомбардировщики «Юн-керс-88» и сбросили на наши корабли 16 бомб. К счастью, немцы промахнулись, но и наш ответный зенитный огонь ре­зультатов не дал.

В августе «Грозный» встал на ремонт в Ваенге. Выяснилось, что котлы эсминца нуждаются в смене трубок. Он перешел в Мурманск, где его ремонтировали до мар­та 1943 года. Затем корабль занимался преимущественно конвоированием союз­ных транспортов. 8 мая «Грозный» полу­чил незначительные повреждения от раз­рыва бомбы в 10 — 15 м от правого борта.

Всего с начала войны до 1 октября 1943 года «Грозный» совершил 51 поход, пройдя 34 064 мили за 2378 ходовых ча­сов. Эсминец отразил 51 воздушную ата­ку, выпустив по самолетам 114 130-мм, 808 76-мм, 3042 37-мм снарядов и 3103 12,7-мм пуль, сбив при этом 6 вражес­ких бомбардировщиков. «Грозный» вы­полнил 3 минные постановки, поставив 134 мины (80 обр. 1908 г., 35 КБ-2 и 19 КБ-3), в ходе противолодочных атак сбросил 52 больших и 36 малых глубинных бомб. По­тери экипажа за этот же период состави­ли 2 человека — их смыло за борт.

В дальнейшем, ближе к концу войны, эсминец использовали меньше, в основ­ном для эскортирования конвоев. Суммар­ное число пройденных за годы войны миль — около 50 000.

6 марта 1945 года «Грозный» награж­ден орденом Красного Знамени. Коман­диры: капитан 3 ранга Д.Г.Нагорный (до 27.1.1942), капитан-лейтенант (затем ка­питан 3 ранга) Н.В.Королев (до 17.7.1942), капитан-лейтенант (затем капитан 3 ран­га) А.И.Андреев (до 6.3.1944 и с 26.9.1944 до конца войны), капитан-лейтенант (за­тем капитан 3 ранга) В.К.Никифоров (с 6.3.1944 по 2.9.1944).