«Громкий»
В мае 1939 года ушел из Ленинграда по Беломорско-Балтийскому каналу и 26 июня был включен в состав СФ. Там же проходил боевую подготовку, с ноября 1940-го по 8 июня 1941 года находился на ремонте в Мурманске. Всего до начала войны прошел 14 302 мили.
23 июня при конвоировании транспортов «Обь» и «Шексна» «Громкий» впервые открыл огонь по вражескому самолету. Затем эскортирование конвоев и ПВО базы стали обычным занятием эсминца. 26 августа, сопровождая вместе с «Гремящим», «Урицким» и «Куйбышевым» теплоход «Мария Ульянова», подвергся массированной атаке с воздуха и получил незначительные повреждения от близких разрывов бомб.
С 10 по 12 сентября «Громкий» совместно с «Гремящим» ставил минные заграждения, 21 сентября, 20, 21 и 24 октября обстреливал береговые позиции немцев. Всего за это время эсминец поставил 142 мины КБ-3 и выпустил 1332 130-мм снаряда. В ноябре корабль прошел двухнедельный планово-предупредительный ремонт.
18 ноября «Громкий» вновь вел огонь по позициям врага из губы Ара (сделал 103 выстрела из 130-мм орудий), а утром 25 ноября он совместно с английскими крейсером «Кения» и эсминцами «Бедуин» и «Интрепид» обстреливал батареи острова Варде, сделав 111 выстрелов главным калибром. Противник ответил огнем, но прямых попаданий не было, и эсминец отделался лишь вмятинами от осколков.
С 3 января по 2 февраля 1942 года «Громкий» находился в ремонте.
Тяжелым испытанием для «Громкого» стал поход, начавшийся совместно с «Гремящим» 1 марта. Корабль в момент выхода из Ваенги для конвоирования транспортов имел 480 т топлива, 19 т турбинного масла, по 6 т питьевой и мытьевой воды и 46 т котельной воды. Водоизмещение при этом составляло 2319т. Неприятности начались с того, что в котлах начали лопаться трубки. Эсминцу пришлось идти под одним третьим котлом. Когда ветер усилился до 9 баллов, ход корабля уменьшился до 4—5 узлов, крен достигал 40, нос начал зарываться в воду. В ночь на 5 марта ветер достиг 10—11 баллов, и «Громкий» лег в дрейф. Утром удалось увеличить ход до 20 узлов, но корабль сильно зарывался в волны и страдал от качки (зарегистрирован крен на левой борт в 49°). Экипаж понес потери: волной были смыты за борт помощник командира корабля капитан-лейтенант И.В.Потапов, главный боцман Ф.К.Мошкин и два краснофлотца — С.А.Быков и М.Д.Хрулев. К тому времени оставалось всего 40 т топлива, хотя до берега было еще 120 миль. (Любопытная деталь, ставшая неожиданностью для командования корабля: в тяжелую погоду эсминец при наличии 480 т мазута мог пройти всего 920 миль вместо «паспортных» 3000!). В топках сожгли остаток топлива, а также 10 т масла и имевшийся на борту керосин, но до берега не дошли. Эсминец лишился хода и лег в дрейф. Для обеспечения остойчивости в междудонные отсеки приняли 120 т воды в качестве жидкого балласта.
Находившиеся поблизости тральщик Т-883 (бывший траулер РТ-45 «Двина») и буксир № 23 с огромным трудом взяли эсминец на буксир (достаточно сказать, что трос рвался 5 раз! — а «Громкий» и тральщик навалились друг на друга, помяв себе борта) и привели его в бухту Порчниха, где с подошедшего «Грозного» было перекачано 117 г мазута. Шторм тем временем не утихал, но это не помешало немецким бомбардировщикам атаковать плохо слушавшиеся руля корабли. Один «Юнкерс-88» удалось сбить. Но к 8 марта на «Громком» опять осталось лишь 40 т топлива, и вечером пришлось снова принимать его с танкера «Юкагир». На следующий день эсминец прибыл в Мурманск. От ударов о тральщик, танкер и эсминец «Грозный» корпус «Громкого» получил много вмятин. Кроме того, за время похода вышли из строя 34 водогрейные трубки. Но в течение недели все повреждения были исправлены.
30 марта, эскортируя транспорты, «Громкий» дважды отражал налеты одиночных самолетов, причем во второй раз «Юнкерс-88» был сбит прямым попаданием 37-мм снаряда. Огонь при этом велся из всех видов оружия (выпущено 10 130-мм дистанционных гранат, 18 76-мм, 16 45-мм, 67 37-мм снарядов и 156 12,7-мм пуль).
С 27 апреля по 5 мая эсминец совершил 6 выходов в губу Вичаны для обстрела сухопутных позиций противника (выпущено 872 130-мм снаряда). В ночь на 6 мая при возвращении в Ваенгу «Громкий» попал в 8-балльный шторм со сплошными снежными зарядами. Эсминец шел 10-узловым ходом, сильно зарываясь в волну, крен достигал 35°. При повороте к Кольскому заливу угол встречи с волной увеличился до 40°. В 4.45 утра несколько сильных ударов волн деформировали полубак — в районе 37 — 38-го шпангоутов образовался гофр по всей ширине палубы. Ход пришлось уменьшить до 4 — 5 узлов. Но через несколько минут в районе гофра появились трещины, настил палубы и обшивка борта начали рваться. Хлынувшая вода затопила ряд помещений, включая артиллерийский погреб № 1. Вышли из строя гирокомпас и машинный телеграф.
Чтобы избежать отрыва носовой части, командир попытался идти задним ходом, но сильное сотрясение кормы и угроза ее разрушения заставили вновь развернуться носом вперед и сложным маневрированием уклоняться от наиболее мощных водяных валов. Аварийные партии прилагали все силы, чтобы избежать разлома корпуса, и это удалось. В 10.20 6 мая «Громкий» ошвартовался у причала Зеленого мыса в Мурманске, а несколько дней спустя был поставлен в плавучий док. Носовую часть его временно укрепили дополнительными заплатами, и 2 июня корабль ушел в Ваенгу. 20 июня он отправился для более основательного ремонта на завод № 402 в Молотовске. Там корпус эсминца разрезали по 38-му шпангоуту, носовую часть выставили в диаметральной плоскости и прикрепили, усилив место стыка дополнительными стрингерами и более толстой обшивкой. Кроме того, на эсминце установили два крупнокалиберных пулемета «Кольт-Браунинг», а два 45-мм орудия заменили 37-мм автоматами 70-К (число последних достигло четырех).
9 октября 1942 года эсминец вышел на ходовые испытания, но зацепил винтами грунт. Их пришлось ремонтировать, для чего «Громкий» поставили в плавучий док завода «Красная кузница» в Архангельске. Злой рок преследовал корабль: после завершения работ он, пытаясь выйти в море, еще дважды — 20 и 24 октября — задевал правым винтом о дно Северной Двины. В Ваенгу эсминец так и прибыл с погнутыми лопастями. Из-за повышенной вибрации скорость его до следующего ремонта была ограничена 20 узлами.
В течение ноября «Громкий» пять раз выходил в море для эскортирования транспортов, а 21 ноября был послан на помощь терпящему бедствие «Сокрушительному». Несмотря на усиление корпуса, под воздействием 9-балльных волн в кормовой части появились трещины, а в машинные и котельные отделения через вентиляционные шахты стала поступать вода. Корабль сильно зарывался в волну, к тому же засолились холодильники. Пришлось лечь на обратный курс. В Мурманске «Громкий» вновь был поставлен на ремонт, производившийся силами плавучей мастерской.
Всего за период с начала Великой Отечественной войны до 1 января 1943 года «Громкий» совершил 33 похода, пройдя 9700 миль за 719 ходовых часов. Это меньше, чем у его североморских систершипов, зато по числу стрельб главным калибром эсминец оказался вне конкуренции. За два года войны (до 1 июля 1943 года) им было выполнено 18 артобстрелов береговых позиций противника (выпущено 2755 130-мм снарядов), еще 7 раз применялся главный калибр при отражении воздушных атак (38 130-мм снарядов). За тот же период было истрачено 680 76-мм, 520 45-мм, 1084 37-мм снарядов и 1531 12,7-мм патронов (без учета учебных стрельб). При этом на счету «Громкого» восемь сбитых самолетов — пять Ю-88 и три Ю-87.
До конца войны «Громкий» преимущественно использовался в качестве эскорта конвоев. Он также участвовал в Петсамо-Киркинесской наступательной операции вместе с «Гремящим». 9—10 октября 1944 года обстреливал неприятельские позиции в заливе Маативуоно. 6 марта 1945 года эсминец был награжден орденом Красного Знамени.
Во время войны кораблем командовали капитан 3 ранга С.Г.Шевердяков (до 14.12.1942), капитан 2 ранга Ф.И.Кравченко (до 20.4.1943), капитан 3 ранга А.Б.Сей (до 5.10.1944), капитан 2 ранга Ю.А.Польский(до9.1.1945), капитан 3 ранга Н.И.Никольский (до 19.4.1945), капитан-лейтенант В.М.Крылов (временно исполнял должность командира с 19.4.1945).