«Сметливый»
Второй после «Стремительного» эсминец постройки завода имени С.Орджоникидзе. Участвовал в советско-финской войне — нес дозорную и конвойную службу. К началу Великой Отечественной по уровню боевой подготовки считался одним из лучших кораблей флота.
В первые дни войны участвовал в минных постановках в Ирбенском заливе, в районе острова Сааремаа и Рижском заливе. Базировался в Усть-Двинске, Куйвастэ, 30 июня перешел в Таллин. Вместе с другими кораблями дивизиона неоднократно обстреливал сухопутные позиции немецких войск. Получил повреждения от взрывов вражеских авиабомб, из-за чего с 15 по 27 июля проходил ремонт на Балтийском заводе в Ленинграде, затем вернулся в Таллин.
Во время перехода в Кронштадт «Сметливый» вместе с «Гордым» входил в отряд главных сил и стал, пожалуй, единственным эсминцем, полностью сохранившим боеспособность к моменту завершения прорыва.
В сентябре-октябре 1941 года «Сметливый» принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда, вел огонь из орудий главного калибра по наступавшим частям вермахта. Кроме того, участвовал в заградительных операциях в Финском заливе.
В конце октября Ставка верховного главнокомандующего приняла решение эвакуировать гарнизон военно-морской базы Ханко. Предстояла сложная боевая операция, поскольку противником к тому времени в Финском заливе было выставлено 4631 мина и 3361 минный защитник. К ее выполнению был привлечен и «Сметливый».
Первым крупным боевым соединением, прорвавшимся из Кронштадта, стал отряд вице-адмирала В.П.Дрозда (эсминцы «Стойкий» и «Славный», минный заградитель «Марти», 4 тральщика и 5 сторожевых катеров). Вслед за ним, 3 ноября, вышел второй отряд под командованием капитана 2 ранга В.М.Нарыкова: эсминцы «Сметливый» и «Суровый», 4 тральщика, 4 морских охотника и 4 торпедных катера. Корабли без потерь достигли Ханко: полная луна и штиль позволили вовремя замечать плавающие и срезанные параванами мины.
Во время стоянки в базе «Сметливый» попал под обстрел финской осадной артиллерии, и один вражеский снаряд вывел из строя носовое орудие эсминца. Тем не менее посадка эвакуируемых прошла успешно. Приняв на борт 560 человек, «Сметливый» 4 ноября отправился в обратный путь. В строю он шел концевым. На нем работали 2 котла (№ 1 и № 2), эскадренный ход отряда равнялся 13 узлам.
Погода ухудшалась, поднялся ветер силою 4—5 баллов, волны — 4 балла. Это сильно затруднило форсирование минного поля, выставленного немцами к северо-западу от острова Нарген.
В 23.07 в правом параване «Сметливого» взорвалась мина. Корабль окутало облаком пара и дыма. Командир приказал дать полный ход назад, но, едва турбины перевели на задний ход, давление пара упало до нуля. Эсминец остался без хода.
Осмотр показал, что взрыв произошел в районе 52—58-го шпангоутов. Обшивка получила сильные повреждения, и в носовые погреба боезапаса, центральный артиллерийский пост и носовое котельное отделение стала поступать вода. В кормовой части появились гофры в обшивке и настиле палуб, но герметичность отсеков сохранилась.
Уже в 23.20 удалось поднять давление пара, и «Сметливый» малым ходом лег на прежний курс, следуя в кильватер эсминцу «Суровый». Но через 5 минут в районе носовой надстройки раздался новый взрыв: корабль подорвался на второй мине. В третьем носовом погребе сдетонировал боезапас, вся носовая часть эсминца до 61-го шпангоута оторвалась и, продержавшись на плаву примерно 15 минут, затонула. Находившиеся на мостике командир корабля капитан 2 ранга В.И.Маслов и командир дивизиона капитан 1 ранга А.И.Заяц погибли.
Первое котельное отделение быстро затопило, в остальных вышла из строя большая часть вспомогательных механизмов. Гофры в кормовой части корпуса увеличились, появились трещины, через которые начала поступать вода. Эсминец остался без хода и без управления.
В сложившейся обстановке экипаж возглавил командир БЧ-3 старший лейтенант П.И.Иванов. Им была организована борьба за спасение корабля. Удалось укрепить носовые переборки и запустить дизель-генератор, что позволило перейти с аварийного аккумуляторного освещения на нормальное. На помощь искалеченному «Сметливому» подошел тральщик Т-205.
Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50 дрейфующий эсминец коснулся третьей мины. Корпус разорвался в районе 112—116-го шпангоутов на две части, на плаву осталась лишь кормовая. Носовой торпедный аппарат сбросило за борт. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться. Через некоторое время она встала вертикально винтами вверх и ушла под воду.
Тральщику Т-205 и трем катерам типа МО удалось спасти 350 человек — 80 членов экипажа и 270 пассажиров и эвакуируемых солдат. Увы, большинство находившихся на борту эсминца людей погибло.
Во время войны «Сметливым» командовал капитан 2 ранга В.М.Нарыков (до 28.10.1941), а за неделю до гибели корабля его сменил В.И.Маслов.