«Стерегущий»
Последняя из «семерок» завода имени Жданова, достроенная по первоначальному проекту. Эсминец участвовал в советско-финской войне — выходил в дозор, конвоировал транспорты, участвовал в маневрах Балтийского флота. В момент нападения фашистской Германии на СССР числился в составе отряда легких сил, в ночь на 23 июня 1941 года вместе с «Гневным» и «Гордым» и крейсером «Максим Горький» прикрывал минные постановки в устье Финского залива. После подрыва крейсера на мине сопровождал его к острову Вормси, а затем в Таллин. Во время последнего перехода в параване «Стерегущего» взорвалась мина. Эсминец получил небольшие повреждения, но сохранил ход и благополучно прибыл в базу. После недельного ремонта вновь вошел в строй, и уже 2 июля участвовал в минной постановке (вместе с эсминцем «Калинин» и тральщиком «Бугель» выставлено 100 мин и 50 минных защитников). Затем эсминец перешел в Ирбенский пролив для действий на коммуникациях противника.
18 июля наша авиация обнаружила следовавший из Вентспилса крупный вражеский конвой в составе 26 транспортов, шедших в охранении торпедных и сторожевых катеров. Попытки атаковать противника поначалу оказались безуспешными. Четыре советских торпедных катера перехватила немецкая авиация, потопила один — ТКА-123 — и отогнала остальные. Вышедшие на поиск эсминцы «Сердитый» и «Грозящий» конвой не нашли и из-за недостатка топлива повернули назад. Но затем по фашистам нанесли чувствительный удар наши бомбардировщики 73-го авиаполка, а в 16.45 уже на подходе к Уст-Двинску конвой настиг специально посланный на его перехват «Стерегущий». Невзирая на воздушные атаки, эсминец открыл огонь из 130-мм орудий и повредил два транспорта (по некоторым утверждениям, «Стерегущий» потопил два транспорта и еще два повредил.— См. «Морской сборник» №7, 1991, с.23. Немецкие источники не подтверждают каких-либо потерь в судах данного конвоя). Близость берега и непрерывные атаки люфтваффе не позволили развить успех, и «Стерегущий» лег на обратный курс. Боевых повреждений эсминец избежал.
11 августа «Стерегущий» вместе с тральщиком «Крамбол» вышел из Таллина для эскортирования в Кронштадт превращенного в плавучий госпиталь пассажирского теплохода «Вячеслав Молотов». На борту судна помимо экипажа и медицинского персонала находилось 3168 эвакуируемых, в том числе 809 лежачих больных и раненых. У мыса Юминда «Крамбол» взорвался на мине и затонул. Чуть позже, в районе острова Гогланд, подорвался и «Молотов». Теплоход остался на плаву, хотя его положение было очень тяжелым, 40 человек погибли. «Стерегущий» взял «Молотова» на буксир и, высадив 600 человек раненых на Гогланде, доставил поврежденное судно в Кронштадт.
В сентябре эсминец прошел ремонт на Балтийском заводе, затем активно участвовал в обороне Ленинграда. 21 сентября 1941 года он находился на Петергофском рейде и вел обстрел береговых позиций противника. В 11.05 были замечены вражеские бомбардировщики, следовавшие по направлению к Кронштадту. На «Стерегущем» сыграли боевую тревогу и запустили турбины. Но в этот момент группа бомбардировщиков из 12—16 «Юнкерсов» атаковала эсминец. Самолеты пикировали на цель группами по 3 — 4 машины и в течение 7—8 минут сбросили не менее 60 бомб весом от 50 до 250 кг. «Стерегущий» получил три прямых попадания: сначала в помещение главстаршин, затем — в район 1-го машинного отделения и, наконец, когда корабль сильно накренился,— в борт в районе кают-компании. Кроме того, эсминец поразило большое число осколков и пуль, что привело к большим потерям в личном составе.
Самые тяжелые последствия вызвал взрыв в машинном отделении. Механизмы сорвало с фундаментов, большинство трубопроводов было перебито. В турбогенераторе № 1 вспыхнул пожар, но огонь распространиться по кораблю не успел, так как был залит хлынувшей через пробоины водой. Первое машинное и третье котельное отделения оказались затопленными, образовался сильный крен на правый борт. Но, несмотря на стремительно падавшее давление пара, «Стерегущий» все же успел на одном ТЗА дойти до отмели. Объем разрушений не оставлял надежды на спасение корабля. Через четверть часа после начала налета эсминец повалился на правый борт и затонул на глубине 5,5 м. Оставшиеся в живых моряки спасались вплавь, так как изрешеченные осколками шлюпки тотчас пошли ко дну. Последним эсминец покинул командир — капитан 3 ранга Е.П.Збрицкий.
В течение октября со «Стерегущего» сняли одну 130-мм артустановку, носовой шпиль и якорное устройство: все это срочно понадобилось для восстановления эсминца «Страшный», которому взрывом мины оторвало нос до 44-го шпангоута. Поскольку лежавший на грунте «Стерегущий» находился в прямой видимости немецких солдат, работы проводились водолазами по ночам, на ощупь.
Позже с эсминца демонтировали и остальное вооружение. А вот приступить к подъему самого корабля удалось только после разгрома гитлеровцев под Ленинградом. 20 июля 1944 года пролежавший на дне без малого 3 года «Стерегущий» был поставлен в док на завод имени А.А.Жданова. Его ремонт завершился уже после окончания войны.
В годы Великой Отечественной «Стерегущим» командовали капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Е.П.Збрицкий (официально до 7.10.1941), капитан 2 ранга В.П.Васильев (с июня 1944 по 3.1.1945) и капитан 3 ранга В.В.Бондарец (с апреля 1945).