«Грозящий»

 

Эсминец «Грозящий» стал единствен­ной «семеркой», в строительстве кото­рого участвовали оба главных ленинград­ских судостроительных предприятия. Он был заложен и спущен на воду на заводе имени А.А.Жданова, а достраивался на заводе имени С.Орджоникидзе.

До начала Великой Отечественной войны «Грозящий» базировался преиму­щественно в Таллине и Лиепае. Во вре­мя войны с Финляндией нес патрульную службу, 30 ноября 1939 года совместно с катером МО-111 у острова Аэгна за­хватил финский пароход «Айва». В тече­ние 1940 года дважды проходил ремонт на заводе № 189 в Ленинграде, в ходе которого осуществили подкрепление корпуса, улучшили изоляцию трубопро­водов, подняли на 40 см ограждения вин­тов. К 22 июня 1941 года эсминец нахо­дился в хорошем техническом состоянии и имел подготовленный экипаж.

В начале войны «Грозящий» в паре со «Сторожевым» нес дозорную службу в Ирбенском проливе. 25 июня он принял первый бой. В 13.50 эсминец атаковали «Юнкерсы-88». Самолеты пикировали на корабль с кормовых углов и сбросили в общей сложности 18 бомб крупного ка­либра, но промахнулись. Зенитным ог­нем один бомбардировщик был сбит. Боевых повреждений и потерь в личном составе «Грозящий» счастливо избежал.

27 июня эсминец ушел из Усть-Двинска в Таллин, где находился до 7 июля, а затем нес преимущественно дозорную службу, неоднократно подвергался ата­кам авиации (только за июль 19 раз!). Наиболее успешным стало отражение воздушного налета в Рижском заливе 15 июля. Три «юнкерса» зашли на ко­рабль с разных направлений, но лишь одному из них удалось сбросить с пики­рования 4 бомбы, разорвавшиеся на рас­стоянии 10—20 м с обоих бортов. Два других бомбардировщика были встрече­ны плотным метким зенитным огнем, сбросили бомбы преждевременно и один за другим упали в море. При этом «Гро­зящий» израсходовал 30 76-мм, 50 45-мм снарядов и 135 12,7-мм патронов. Потерь и повреждений опять-таки не было.

На следующий день пара «Юнкерсов-88» вновь атаковала эсминец. От близких разрывов корабль получил лег­кие повреждения, а пулями и осколками были ранены два краснофлотца. Пожа­луй, этим исчерпывался ущерб, нанесен­ный вражеской авиацией.

20 июля «Грозящий» вместе со сто­рожевым кораблем «Буря», приняв на борт мины, отправился для постановки заграждения в Ирбенском проливе. Ночью операция была закончена (эсминец выставил 60 мин), и кораб­ли начали отход. Но в 2.38 в тра­лящей части левого паравана «Грозящего» взорвалась мина. Обшивка подводной части кор­пуса в районе 21 — 66-го шпан­гоутов деформировалась, в пе­реборках и на платформе обра­зовались гофры, сквозь трещи­ны и разошедшиеся заклепочные швы начала поступать вода, в конце концов затопило помещения ЦАП, погреба бое­запаса и некоторые другие. Помимо течи в корпусе, вызванной взрывом, огром­ный столб воды обрушился на корабль в районе вентиляторных шахт, через кото­рые вода хлынула в котельные отделе­ния. Временно погасло обычное освеще­ние, но сразу же включилось аварийное. Чтобы уменьшить затопление носовых отсеков, «Грозящий» развернулся кормой вперед и развил ход 15 узлов. Правда, вода продолжала прибывать, дифферент рос и к утру осадка носом достигла вели­чины в 5,6м. В таком виде эсминец к 10.00 21 июля добрался до острова Хельтермаа. Здесь к нему подошли катера, два траль­щика и санитарное судно «Колывань». Вечером следующего дня караван благо­получно прибыл в Таллин, а 24 июля «Гро­зящий» встал к стенке Морского завода в Кронштадте для ремонта. Помимо исправ­ления повреждений на эсминце установи­ли два бомбомета БМБ-1 и размагничи­вающую обмотку. 2 сентября все работы были закончены.

9 сентября «Грозящий» прибыл в Ора­ниенбаум для обстрела сухопутных по­зиций врага и выпустил 86 130-мм сна­рядов. В течение двух последующих дней участвовал в минных постановках — вы­ставил в районе Лужской губы 54 мины и 90 минных защитников. Во время од­ного из этих выходов эсминец ночью опасно приблизился к Кургальскому рифу, потерял параваны и зацепил вин­тами за камни. Лопасти обоих винтов и перо руля погнулись, в румпельном от­делении началась течь, корма корабля стала сильно вибрировать. Тем не менее «Грозящий» выполнил боевую задачу. По возвращении в Кронштадт 18 сентября эсминец поставили в док «Памяти трех эсминцев» на ремонт.

Начиная с 21 сентября в течение не­скольких дней Кронштадт подвергался массированным налетам гитлеровской авиации. Последствия были трагически­ми. Погибли линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», сторожевой корабль «Вихрь», подводная лод­ка М-74, многие корабли получили пов­реждения. Серьезно пострадал и «Гро­зящий». Сначала его поразила бомба, разорвавшаяся на верхней палубе в рай­оне 187—191-го шпангоутов. Наследую­щий день, 22 сентября, в доке в 5 мет­рах за кормой эсминца, взорвалась вто­рая бомба, а 23 сентября примерно в том же месте — третья. Наиболее тяжелые последствия вызвал последний, третий взрыв. Осколки пробили днищевые топ­ливные цистерны «Грозящего», в кото­рых (в нарушение правил докования) ос­тавалось 200 т мазута. Вытекшее топли­во загорелось, и вскоре пожар охватил всю кормовую часть эсминца. Последо­вал еще один взрыв — это огонь добрал­ся до топливной цистерны, расположен­ной под помещением лазарета. Горящий мазут растекся по отсекам, затрудняя борьбу с пожаром. Тогда командир ко­рабля капитан 3 ранга К.К.Черемхин при­нял решение заполнить осушенный док водой. Это помогло. Вода сбила огонь, после чего док вновь осушили.

Но на этом испытания, выпавшие на долю эсминца, не окончились. 29 сентяб­ря по нему неожиданно открыла огонь немецкая дальнобойная батарея. Три снаряда попали в стену дока, осыпав ко­рабль градом осколков и камней. «Гро­зящий» пришлось срочно отбуксировать в более безопасное место — к стенке Морского завода.

Повреждения корабля оказались серь­езными. В верхней палубе зияла дыра размером 2—3 м от прямого попадания авиабомбы. Корпус был буквально изре­шечен осколками: лишь в подводной час­ти насчитали около 200 пробоин. Кормо­вая часть сильно разрушена, перо руля оторвало, только что установленный греб­ной винт вновь приведен в негодность. Сильно пострадало кормовое 130-мм ору­дие № 4, а у орудия № 3 попаданием ос­колка в дульный срез был поврежден лейнер. Вышли из строя оба бомбоме­та, дымоаппаратура, штурманские при­боры, различные механизмы, трубо­проводы, средства связи. Потери экипа­жа составили 32 человека: 7 моряков были убиты, 20 ранены и 5 отравились пороховыми газами и дымом.

3 октября «Грозящий» отбуксировали в Ленинград к стенке завода № 189. Ко­рабль удалось полностью отремонтиро­вать только к лету 1942 года. В марте-апреле стоявшие на Неве корабли КБФ вновь подверглись массированным уда­рам с воздуха, и эсминец опять получил повреждения. 22 мая его ввели в док Канонерского завода, и через 10 дней «Грозящий» наконец вступил в строй.

Первый боевой операцией восстанов­ленного корабля стал переход в Крон­штадт 13 июля. «Грозящий» шел ночью под прикрытием дымовых завес, но все равно был обстрелян с берега немецкой артиллерией. Прямых попаданий удалось избежать, но осколками был убит один краснофлотец и поврежден 2-й торпед­ный аппарат.

В Кронштадте эсминец занимался боевой подготовкой. В море выходил лишь один раз — к Шепелевскому маяку для испытания параванов и бомбометов. В ночь на 9 ноября 1942 года он вернул­ся в Ленинград. На переходе вновь по­пал под огонь вражеской артиллерии, но на сей раз не пострадал.

До конца года «Грозящий» находился на Большой Невке, поддерживал огнем части Красной Армии. 22 декабря пере­шел для ремонта на Балтийский завод, и в дальнейшем в боевых действиях учас­твовал лишь эпизодически. Последней его операцией стала огневая поддержка наших войск в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции в январе 1944 года.

В годы войны эсминцем командовали капитан 3 ранга К.К.Черемхин (до 21.8.1942) и сменивший его капитан-лей­тенант (затем капитан 3 ранга) И.И.Маевский.