«Бойкий»

 

Третий из эсминцев проекта 7 нико­лаевской постройки. Из-за затянувших­ся испытаний в разных источниках при­водятся различные даты его включения в состав ЧФ: от 9.3.1939 до 17.5.1939. К началу Великой Отечественной корабль прошел гарантийный ремонт.

Одним из наиболее ярких эпизодов участия «Бойкого» в войне стали его дей­ствия при обороне Одессы. В течение августа — сентября 1941 года эсминец отконвоировал 13 транспортов, перевез 1100 солдат и офицеров, 50 ящиков с оружием и 320 т боеприпасов. Он про­извел 21 стрельбу по вражеским объек­там на суше (5—6 сентября подавил две батареи в районе поселка Новая Дофиновка) и отразил 32 атаки фашистских бомбардировщиков. «Бойкий» совмест­но с «Безупречным» и «Беспощадным» поддерживал огнем высадку знаменито­го десанта под Григорьевкой.

При обороне Севастополя «Бойкий» отконвоировал 15 транспортов, непос­редственно перевез около 1900 человек, 242 т вооружений и 180 т продовольст­вия. Эсминец провел 22 стрельбы глав­ным калибром по гитлеровским войскам и 21 раз отражал воздушные атаки. 6 ноября корабль переправил из Ялты в Севастополь рекордное количество гру­за — 830 солдат, 3 пушки, 6 минометов и более 40 ящиков с боеприпасами и иму­ществом.

28—30 декабря 1941 года «Бойкий» при­крывал десантную операцию в Феодосии, высадил 470 бойцов и перевез значитель­ное количество оружия и боеприпасов.

Всего за 1941 год эсминец прошел 26 000 миль, провел 47 стрельб по бе­реговым целям — выпустил 1227 130-мм снарядов, выставил 106 мин, уничтожил 14 плавающих мин и сбросил 10 глубин­ных бомб по предполагаемым подвод­ным лодкам. «Бойкий» отконвоировал 49 транспортов, перевез 4883 красноармей­ца и эвакуируемых гражданских лиц, 6 противотанковых пушек, несколько сотен тонн боеприпасов, вооружения, продо­вольствия. За это время вражеские са­молеты сбросили на «Бойкий» 334 бом­бы и 10 торпед, но ни одного прямого попадания не добились. При отражении воздушных атак эсминец выпустил 926 76-мм, 2655 37-мм снарядов и 2944 12,7-мм пули, сбив три и повредив два неприятельских бомбардировщика.

Вечером 13 января 1942 года при вы­ходе из Новороссийска «Бойкий» стол­кнулся с транспортом «Серов». В районе 18—30-го шпангоутов образовалась глу­бокая пробоина. Корабль пришлось от­править на ремонт в Туапсе.

В феврале — марте «Бойкий» неодно­кратно выходил в море для обстрела бе­реговых позиций врага в районе Феодо­сии, Судака, Владиславовки, Новомихайловки. 22 марта эсминец, находясь на траверзе Сочи, попал в сильный шторм (ветер 9 баллов, волнение до 8 баллов). Полубак начал сильно зарываться в воду, его настил, несмотря на установку под­креплений, просел и деформировался. Местами в корпусе образовались тре­щины, сорвало и смыло за борт вьюш­ку. Но самое удивительное, что от уда­ров волн образовались трещины в щите 1-го 130-мм орудия. Это весьма крас­норечивая характеристика качества «бро­ни», из которой порой делалась противоосколочная защита артиллерии.

После ремонта «Бойкий» использо­вался для конвойной службы и набего­вых операций. До июля 1942 года он со­вершил 6 рейсов в осажденный Севас­тополь, получил ряд осколочных пов­реждений в результате воздушных атак, из-за чего вновь был поставлен на ре­монт. 3 октября он выходил на обстрел портовых сооружений Ялты, сделав вместе с «Сообразительным» более 300 выстрелов из 130-мм орудий, затем участвовал в перевозке войск из Поти в Туапсе.

С 29 ноября по 2 декабря 1942 года Черноморский флот предпринял попытку провести набеговую операцию на комму­никации противника. С этой целью к не­приятельским берегам были направлены два отряда: 1-й под командованием вице-адмирала Л.А.Владимирского (крейсер «Ворошилов», лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный») и 2-й под командо­ванием командира 1-го дивизиона эсмин­цев капитана 2 ранга П.А.Мельникова («Бойкий» и «Беспощадный»). Поход пер­вого отряда оказался неудачным: у остро­ва Фидониси крейсер «Ворошилов» подо­рвался сразу на двух минах и вынужден был срочно вернуться в Поти. Второй от­ряд, приняв топливо в Туапсе, направился к болгарскому побережью. Утром 1 декаб­ря у мыса Калиакра оба эсминца попали в сплошной туман.

О том, что произошло дальше, до сих пор существуют противоречивые версии. По докладу командиров, между мысами Калиакра и Шабла ими были обнаружены 4 вражеских транспорта, стоявшие у бе­рега и пережидавшие туман. Первым отк­рыл огонь, а минуту спустя выпустил тор­педы из первого аппарата «Беспощад­ный», но промахнулся. Затем с дистанции в 5—6 кбт дал 6-торпедныйзалп «Бойкий».

Несколько минут спустя, в 8.12, послы­шался сильный взрыв — наши моряки посчитали, что это было попадание сра­зу в два транспорта. По советским эс­минцам открыла огонь береговая бата­рея. Снаряды стали ложиться в 15 — 30 м от борта, поэтому «Бойкий» и «Беспо­щадный» отошли, но, развернувшись в тумане, в 8.30 повторили атаку. Корабли открыли огонь из 130-мм орудий, а «Бес­пощадный» выпустил последние три тор­педы из второго аппарата. Наблюдатели доложили, что от прямого торпедного по­падания один транспорт переломился над­вое и затонул, на другом вспыхнул пожар. Эсминцы вновь были обстреляны с бере­га, но, увеличив скорость до 20 узлов, бла­гополучно покинули опасную зону, попут­но уклонившись от якобы замеченной вра­жеской подводной лодки. 2 декабря эс­минцы вернулись в Поти. За этот поход протяженностью 1240 миль «Бойкий» из­расходовал 439 т топлива.

Командование поверило докладу ко­мандиров эсминцев, и данный эпизод в литературе обычно описывался именно в такой интерпретации. Даже в не предна­значавшихся для печати дневниках командующий флотом адмирал Ф.С.Октябрьс­кий записал, что «Бойкий» и «Беспощад­ный» уничтожили один танкер в 10—12 тысяч т, два транспорта по 3—4 тысяч т «и, видимо, одну румынскую канлодку».

Однако впоследствии факт гибели транспортов не подтвердился. Согласно авторитетным исследованиям последних лет, как зарубежным, так и отечествен­ным (например, см. книгу «Боевая лето­пись военно-морского фота 1941 — 1942», М., Воениздат, 1983, с.333), вражеских судов в тот момент в указанном месте не было. Скорее всего, в тумане за тран­спорты приняли скалы, и именно по кам­ням эсминцы разрядили свои торпедные аппараты — это наиболее логичное объ­яснение ошибки наших моряков. Так что единственное за всю войну применение «семерками» торпед следует признать безуспешным.

В январе 1943 года «Бойкий» занимал­ся конвойной службой, а затем участво­вал в операции по обстрелу гитлеровс­ких войск в районе Новороссийска. 5—6 февраля эсминец попал в жестокий шторм и получил серьезные поврежде­ния. В частности, в верхней палубе (пре­имущественно по сварным швам) и в наружной обшивке борта образовались трещины длиной до 50 см, были дефор­мированы комингсы и крышки люков, сорваны задрайки, почти из всех топлив­ных цистерн начал вытекать мазут в со­седние помещения. Корабль вновь при­шлось основательно ремонтировать.

27 февраля за активные боевые дей­ствия в течение первых полутора лет вой­ны эсминец «Бойкий» был награжден орденом Красного Знамени.

Весной — летом 1943 года «Бойкий» участвовал в набеговых операциях на ближние коммуникации противника. 26 августа в составе соединения выходил в море для постановки минного загражде­ния, но был обнаружен вражеским само­летом и по приказу командования вер­нулся в базу. Интенсивная эксплуатация корабля сказалась на экономичности его механизмов: за этот поход протяжен­ностью 817 миль в топках сожгли 454 т мазута — значительно больше, чем в пре­жние времена. Правда, на это повлияло и низкое качество мазута, которым при­ходилось заправлять наши корабли в Поти и Батуми.

Износ котельно-турбинной установки, а также фактический запрет командования использовать крупные корабли на Черно­морском театре после трагической гибе­ли лидера «Харьков» и двух эсминцев в октябре 1943 года привели к тому, что на заключительном этапе Великой Отечес­твенной войны «Бойкий» выходил в море лишь эпизодически и в боевых действиях участвовал очень ограниченно.

Почти в течение всей войны «Бойким» командовал капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга и капитан 2 ранга) Г.Ф.Годлевский, 24.4.1944 его сменил капитан 2 ранга Л.Г.Леут, а 12.6.1944 — капитан 3 ранга В.Г.Бакарджиев.