«Быстрый»

 

Официально включен в состав ЧФ 7 марта 1939 года. С началом Великой Оте­чественной войны был включен в систе­му ПВО главной базы флота. 1 июля 1941 "года направлен на ремонт в Николаев, и около 14.00 эсминец вышел из Южной бухты Севастополя. В 14.10 при проходе первой линии бонов (глубина 14—16 м) раздался мощный взрыв донной мины, выставленной немецким самолетом. Ко­рабль подбросило вверх и вправо. В ре­зультате 24 человека из экипажа сразу погибли, а 81 оказался ранен, то есть мгновенно была потеряна половина эки­пажа. «Быстрый» начал описывать цир­куляцию вправо. Немного не дойдя до Константиновского равелина, он остано­вился с креном на левый борт: его за­тормозил левый якорь, самопроизволь­но отдавшийся в момент взрыва. Котель­ные отделения № 1 и № 2 были затопле­ны сразу же, а через 10 минут после взрыва вода заполнила все помещения до 109-го шпангоута и между 159-м и 185-м шпангоутами. Крен на левый борт достиг 15, нос сел на грунт.

Примерно в 15.00 вокруг «Быстрого» вспыхнул вытекший из цистерн мазут. При­шлось эвакуировать личный состав. На помощь подошли три спасательных суд­на, но пожар удалось потушить только к полуночи. Эсминец к тому времени почти полностью затонул: над водой возвыша­лись только надстройка и часть полубака.

Утром 2 июля приступили к спасатель­ным работам. Выяснилось, что нос ко­рабля сидит на грунте на глубине 6 м, корма — на 12 м. Первым делом сняли 2 130-мм орудия, 3 45-мм полуавтомата и КДП. Но дальнейшим работам помешал разыгравшийся шторм. Командующий флотом вице-адмирал Ф.С.Октябрьский, осмотрев эсминец, определил его поло­жение как безнадежное. Через два дня под ударами волн носовая часть корпуса отломилась по 34-му шпангоуту.

13 июля «Быстрый» все же был под­нят аварийно-спасательной службой флота и поставлен в док. При детальном осмотре выяснилось, что восстановить корабль будет чрезвычайно трудно. Кор­пус в районе котельных отделений и меж­ду 34-м и 86-м шпангоутами был сильно деформирован, киль перебит, в районе взрыва (58—70 шп.) зияла огромная про­боина размером 5x3,5 м. Тем не менее уже 30 августа корпус эсминца вывели из дока и отбуксировали в Килен-бухту для продолжения ремонта на плаву. Однако вскоре во время авианалета в него попа­ло несколько бомб. «Быстрый» вторично затонул. После войны, в 1945 году, его подняли и позже разобрали на металл.

Носовая часть «Быстрого» осенью 1941 года была использована для вос­становления «Беспощадного». А из сня­тых 130-мм орудий сформировали бере­говую батарею № 112.

В течение короткой боевой службы «Быстрого» его командиром (точнее, ис­полняющим обязанности командира) был капитан 2 ранга С.М.Сергеев.