«Разумный»

 

Заложен на заводе № 200 как «Про­чный», перезаложен на заводе № 202 во Владивостоке 13.8.1937 г. 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный», в состав ТОФ официально включен 7.11.1941 года.

В июне 1942 года решением Ставки Верховного главнокомандующего была создана Экспедиция особого назначения ЭОН-18 в составе лидера «Баку» и трех эсминцев: «Разумного», «Разъяренного» и «Ревностного». Экспедиции предстоя­ло перейти Северным морским путем в Полярный.

На всех трех «семерках» провели ос­новательные подготовительные работы. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» — широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровель­ным железом. Во внутренних помещени­ях установили дополнительные подкреп­ления из металлических балок, деревян­ных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и сталь­ными съемными лопастями, второй ос­тавили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъяренном» — пра­вый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. Кроме того, проложили дополнительные трубопрово­ды для обогрева паром различных ус­тройств, химический отсек засыпали пробкой. Любопытно внедрение ориги­нальной диагностики: в разных местах корпуса установили тензодатчики, про­вода от которых вывели на специальный щит, где в соответствии с величиной про­гиба металлоконструкций загоралась оп­ределенная лампочка. Таким образом, на ходовом мостике постоянно имелась на­глядная картина деформаций корпуса при движении во льдах.

Попутно усовершенствовали зенитное вооружение: вместо 45-мм пушек уста­новили по три 37-мм автомата 70-К. Об­щая перегрузка эсминцев без учета при­ема дополнительных запасов составила 145 т, из них 100,5 т весила непосред­ственно сама «шуба».

Корабли вышли из Владивостока 15 июля 1942 года. Через 3 дня из-за стол­кновения с пароходом «Терней» пришлось оставить в Советской гавани эсминец «Ревностный». Оставшиеся два эсминца и лидер благополучно прибыли в Петро­павловск-Камчатский, а 30 июля — в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа — потребовалась экстренная заме­на винта на «Разъяренном».

Уже 15 августа корабли ЗОН-18 попа­ли в 7-балльный мелкобитый лед, а за­тем с каждым днем ледовая обстановка все ухудшалась. В придачу к ледоколу «Микоян» подошли однотипные «Кагано­вич» и «Сталин», но и их общих усилий не хватало, чтобы пробиться к чистой воде. В исключительно тяжелом положе­нии оказался «Разумный». Зажатый с двух сторон мощными ледяными полями, он с 26 августа по 8 сентября не мог сдвинуться с места, ежечасно рискуя быть раздавленным многометровым льдом. К счастью, трагедии не произош­ло, и 17 сентября эсминец прибыл в Тик-си, попутно выдержав 8-балльный шторм. Дальнейший путь по маршруту Тикси — Диксон — Полярный прошел бла­гополучно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, бросили якорь на рейде Ваенги. Повреждения, полученные «Разумным» за время похо­да, оказались незначительными (самые серьезные из них—небольшие загибы лопастей левого винта), и 8 ноября 1942 года эсминец приступил к несению бое­вой службы в составе СФ.

С 20 по 22 ноября «Разумный» участ­вовал в спасательных работах, связан­ных с аварией эсминца «Сокрушитель­ный». При оказании помощи терпящему бедствие кораблю «Разумный» от удара легко повредил форштевень (на палубе образовался гофр, через разрывы об­шивки залило малярную, цепной ящик и погреба провизии).

Два месяца спустя произошел весь­ма примечательный бой, который упоми­нается (правда, нередко в приукрашен­ном виде) практически в любой книге, посвященной действиям советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Речь идет об атаке немецкого конвоя лидером «Баку» и эсминцем «Разумный» в ночь с 20 на 21 января 1943 года.

Умелое использование радиоразвед­ки позволило командованию Северного флота заблаговременно узнать о движении вражеских судов и четко рассчитать точку их возможной атаки. На перехват вышли «Баку» под флагом командира бригады эсминцев капитана 1 ранга П.И.Колчина и «Разумный». В 23.14 в районе мыса Маккаур (северная Норве­гия) на встречном курсе был обнаружен вражеский конвой в составе миноносца, сторожевого корабля, тральщика и двух транспортов. Через 4 минуты «Баку» с дистанции 26,5 кбт открыл огонь из всех орудий и одновременно дал 4-торпедный залп (из-за ошибки торпедного электри­ка второй аппарат не выстрелил). В 23.23 с дистанции 25 кбт открыл артиллерийс­кий огонь и «Разумный», причем уже вто­рым залпом попав в немецкий миноно­сец. Минуту спустя начали отвечать ко­рабли противника и одновременно с ними — береговые батареи. Несколько снарядов легли по корме эсминца, из-за чего в 23.29 наши корабли прекратили огонь, поставили дымовые завесы и по­вернули назад.

Лидер и эсминец вели бой на огром­ной скорости — 32—34 узла. «Разумный» за 6 минут выпустил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм снарядов и 100 12,7-мм пуль. Носовое орудие не стреляло, так как его заливали фонтаны брызг, поднимаемые поврежденной обшивкой ледовой «шубы». Вражеские транспорт и миноносец полу­чили попадания снарядов (по весьма достоверным данным одна из торпед лиде­ра потопила транспорт — норвежский мо­тобот «Тана»; это единственный за всю войну пример удачного применения тор­пед крупными надводными кораблями со­ветского ВМФ). Однако позже командиры кораблей подвергались критике за пос­пешный отход, не позволивший добиться решительной победы.

В конце февраля «Разумный» был пос­тавлен на ремонт. Вечером 3 апреля, находясь в мурманском Северном доке, он подвергся нескольким воздушным атакам. Одна из бомб (весом 50—100 кг) попала в палубу на 178-м шпангоуте, пробила корпус насквозь и разорвалась в доке, сделав в обшивке корабля 122 ос­колочных пробоины. Другая бомба взор­валась в 2—2,5 м от борта в районе 115-го шпангоута. Из пробитых цистерн вытекло около 2 т мазута, но, к счастью, пожара не случилось. Полученные повреждения сдвинули график ремонта, и эсминец во­шел в строй только 14 июня 1943 года.

До конца войны «Разумный» активно нес конвойную службу, неоднократно ата­ковал вражеские субмарины. 26 октября 1944 года вместе с «Гремящим», «Разъ­яренным» и лидером «Баку» участвовал в набеговой операции на порт Варде. 8 де­кабря он серией глубинных бомб повре­дил немецкую подводную лодку (экипаж считал, что потопил, но после войны факт гибели лодки не подтвердился).

Командовали «Разумным» капитан-лейтенант В.В.Федоров (до 27.8.1943), капитан 3 ранга Н.И.Никольский (до 23.10.1944), капитан 2 ранга Е.А.Козлов (до 27.1.1945) и капитан 2 ранга Е.Т.Кашеваров.