«Разъяренный»
Заложен на заводе № 198 как «Передовой», перезаложен на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре 17.9.1937 года. 25 сентября 1940 года переименован в «Развитой», а 16 мая 1941-го — в «Разъяренный». Официально вошел в состав ТОФ 14 декабря 1941 года.
В июне — июле 1942 года прошел подготовку к плаванию во льдах аналогично «Разумному». 15 июля вышел из Владивостока в составе ЭОН-18.
В бухте Провидения 30 июля «Разъяренный» зацепил грунт штатным бронзовым винтом и серьезно повредил лопасти. Винт пришлось менять на запасной, взятый с «Разумного». Все работы проводились на плаву, и их удалось закончить за неделю. Однако выяснилось, что правый гребной вал также погнут. Из-за большой вибрации корпуса скорость корабля пришлось ограничить 8 узлами.
Чукотское море встретило экспедицию мощным льдом. 17 августа «Разъяренный» сильно сдавило ледяными полями и с огромным трудом он был выведен из ловушки ледоколами «Микоян» и «Каганович».
Большую часть пути от Амбарчика до Диксона эсминец шел на буксире лидера «Баку». В Диксоне с помощью кессона левый винт «Разъяренного» заменили на бронзовый, а правый сняли вообще. Весь остальной переход эсминец шел под одним винтом, причем проведенные испытания показали, что в таком виде корабль способен развивать вполне приличную скорость — до 25 узлов.
По прибытии в Кольский залив «Разъяренный» поставили в плавучий док у мыса Абрам-Карга. Все повреждения, включая «биение» гребного вала, были исправлены к 1 января 1943 года.
На следующий день эсминец совершил первый боевой поход в составе Северного флота — он встречал союзные транспорты. Задание было выполнено успешно, если не считать маленького инцидента: в тумане корабль опасно приблизился к острову Сальный и коснулся форштевнем грунта. На первый раз обошлось без повреждений.
Но следующий выход в море оказался куда менее удачным. 8 января «Разъяренный» возвращался с мерной мили, где он определял скорость хода и проверял лаг. В условиях хорошей видимости эсминец шел 24-узловым ходом к Ваенге. В 14.32 он начал менять курс, но тут произошла авария с турбогенератором № 2. Нагрузка, перенесенная на турбогенератор № 3 превысила допустимую, сработал предохранитель и... корабль временно обесточился, электропривод руля вышел из строя. Через минуту напряжение в электросети восстановили, но было поздно. «Разъяренный» вылетел на камни все того же острова Сальный.
Эсминец сумел самостоятельно сняться с мели и прийти в Мурманск. Носовая часть до 7-го шпангоута оказалась загнутой вниз примерно на 1,5 м, до 44-го шпангоута образовались многочисленные гофры и разрывы, деформировались шпангоуты и бимсы. «Разъяренный» вновь пришлось ставить на ремонт, который продлился до 25 июня 1943 года.
Командира эсминца капитан-лейтенанта Н.И.Никольского за этот случай отправили в штрафбат. После ранения он был восстановлен в звании и до конца войны командовал эсминцами «Разумный», «Достойный» и «Громкий», позже стал контр-адмиралом.
Вторую половину 1943-го и весь 1944 год «Разъяренный» нес конвойную и дозорную службу, участвовал в Петсамо-Киркинесской наступательной операции. 23 января 1945 года вместе с эсминцем «Разумный» сопровождал конвой в Лиинахамари. В 12.20 с помощью сонара была обнаружена вражеская подлодка. Оба эсминца начали ее преследовать, однако в 12.50 в корму «Разъяренного» попала торпеда (как позже выяснилось, это была самонаводящаяся акустическая торпеда, выпущенная немецкой субмариной U-293). Кормовая часть до 205-го шпангоута фактически оказалась оторванной, она висела лишь на листах обшивки. Вспыхнул пожар. Из экипажа 38 человек были убиты и 17 ранены.
Попытки взять тяжело поврежденный корабль на буксир поначалу не увенчались успехом — висевшая кормовая часть мешала движению, и буксирные канаты лопались. Около 20.00 корма оторвалась и ушла на дно. К счастью, погода в тот день была хорошая, и искалеченный «Разъяренный» все же удалось отвести в Печенгу. Позже, его перебазировали в Мурманск. Восстановление эсминца завершилось в 1946 году, причем его кормовая часть была «трансплантирована» от погибшего «Стремительного».
Командовали «Разъяренным» капитан-лейтенант Н.И.Никольский (до 19.1.1943), капитан 3 ранга Е.М.Крашенников (с 18.2.1943 до 26.8.1943), капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) В.В.Федоров (до 7.3.1944) и капитан 3 ранга Г.П.Васильев.