Тактико-технические характеристики эскадренного миноносца «ГРЕМЯЩИЙ» (1942 г.)

 

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Размерения: длина наибольшая 112,5м, шири­на 10,2м, осадка при нормальном водоизмещении форштевнем 3,8 м, ахтерштевнем 3,9 и, осадка в полном грузу форштевнем 3,9 м, ахтерштевнем 4,1 м, наиболее выступающей частью 5,02 м.

Водоизмещение: стандартное 1855 т, нор­мальное 2125т, полное 2400 т.

Метацентрическая высота при стандартном водоизмещении 0,56 и, при нормальном — 0,87м, поп-ном —0,91 ми при стандартном водоизмещении с минами на верхней палубе — 0,40 м.

Высота от ватерлинии до палубы полубака 5,46 м, до верхней палубы 2,86м, до ходового мос­тика 9,8м, до дальномерного поста 14,1 м.

Коэффициент общей полноты корпуса 0,446.

Период бортовой качки 8 с.

 

МЕХАНИЗМЫ

Тип энергетической установки: 2 главных турбозубчатых трехкорпусных агрегата смешан­ной активно-реактивной системы и 3 водотруб­ных котла треугольного типа.

Мощность: 48 000 л.с. (по проектной докумен­тации) При 415 об/мин.

Движители: 2 гребных винта диаметром 318 см и шагом 365 см.

Параметры пара: давление 26,5 кг/кв.см, тем­пература 350 С.

Топливо: мазут флотский. Нормальный запас 250 т, полный — 450 т, наибольший — 500 т.

Скорость: наибольшая 37 узлов, полного хода 36 узлов, экономического хода 19 узлов.

Дальность плавания: полным ходом 770 миль, экономическим ходом 1670 миль.

Расход топлива на одну пройденную милю: на полном ходу 0,61 т на экономическом ходу 0,275 т (данные для эсминца «Грозный»),

Циркуляции: на скорости 29,8 уз. при положе­нии руля 15'— 7,7 кбт, на скорости 18,8 уз. при положении руля 25'—4,2 кбт (данные для эсминца «Грозный»).

Запас воды: котельный — 48 т (по проекту 38 т), питьевой и мытьевой— 12т (по проекту 16т).

Время подготовки машин к походу: нормаль­ное — 2 часа, ускоренное — 45 мин.

Электростанция: 3 динамо-машины постоян­ного тока по 50 кВт (115 В) и один аварийный ди­зель-генератор в 30 кВт.

Водоотливные средства: 13 постоянных (про­изводительностью от 10 до 100 т/ч) и 2 перенос­ных (по 20 т/ч) эжектора.

 

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: 4 130-ми орудия Б-13-2с (бо­езапас 600 выстрелов), 2 76-мм зенитных орудия 34-К (боезапас 540 выстрелов), 4 37-ми автома­тических зенитных орудия 70-К (боезапас 4000 вы­стрелов), 212,7-мм пулемета ДШК и 2 спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг».

Торпедное: 2 торпедных аппарата 39-Ю с шестью торпедами 53—38.

Минное: может взять на верхнюю палубу до 56 мин КБ-3 или до 80 образца 1908 г.

Противолодочное: г бомбомета БМБ-1 и 2 ры­чажных бомбосбрасывателя. Запас глубинных бомб — ЗОБ-1и24М-1.

Химическое: дымоаппаратура ДА-1 и ДА-2Б.

Противомагнитное: размагничивающая об­мотка ЛФТИ.

 

СРЕДСТВА НАБЛЮДЕНИЯ, НАВИГАЦИИ И СВЯЗИ

Оптические дальномеры: два ДМ-4 (в КДП), один ДМ-3, один ЗД-1 и две стереотрубы БСТ.

Радиолокационная станция: типа 286-М.

Гидроакустическая станция: «Арктур», в 1943г. заменена на «Асдик».

Радиостанции: передатчик «Шквал-М», «Бухта», «Бриз», приемопередатчик «Рейд», приемники «До­зор» (2 шт.), «Метель» (2 шт.) и 45-ПК-1.

Радиопеленгатор: «Градус-К».

Прожекторы: два 90-см МПЭ-9.

Штурманское оборудование: гирокомпас «Курс-1», 4 127-мм магнитных компаса 3МИ, лаг типа ГО, эхолот и механический лот 3МИ.

 

ЭКИПАЖ

Офицеров 15, старшин 52, рядовых 179 (всего 246 человек). В марте 1945 г. экипаж увеличен до 248 человек.

 

ПРИМЕЧАНИЕ. ТТХ «Гремящего» мало отлича­ются от параметров других однотипных кораблей. Наибольший разброс эксплуатационных данных относится к экономичности ГЭУ и, соответственно, к скорости и дальности плавания. Вместе с тем су­ществовали и конструктивные различия. Например, в тактическом формуляре головного эсминца «Гнев­ный» указана наибольшая длина 112,86 м. На «се­мерках» последних серий КДП устанавливался на 0,5 м выше. Черноморский «Бодрый» вообще имел ходовой мостик, сильно отличающийся от своих систершипов. Комплектация экипажей по штату мир­ного времени (в 1940 г.) составляла всего 197 чело­век: 15 офицеров, 44 старшины и 138 рядовых.

 

ОКРАСКА

При вступлении в строй эсминцы проекта 7 окраши­вались в шаровый цвет. Подводная часть корпуса ко­раблей ленинградской постройки покрывалась кузбасслаком (то есть была черной, блестящей), черноморс­ких и тихоокеанских — противообрастающим составом «Интернациональ» N°1 и N°2 (темно-красного либо зе­леного цвета). Верхняя палуба на североморских «се­мерках» в целях борьбы с коррозией обычно натира­лась мазутом или маслом, что, кстати, делало ее очень скользкой.

Первоначально на бортах белой краской наносились литеры (ПЦ— «Гремящий», БД —«Бодрый», РН — «Рьяный», СЩ — «Стерегущий» и т.п.), но 15 июня 1941 года они были отменены официальным приказом. Вмес­то литер на СФ и ЧФ ввели двухзначные номера: 01 — «Гремящий», 02 - «Громкий», 03 —«Грозный», 04-«Сокрушительный», 05 — «Стремительный», 21 — «Бод­рый», 22 -«Бойкий», 23 —-Безупречный», 24-«Беспощадный», 25 — «Бдительный» (у черноморских кораблей первая цифра означала номер дивизиона, вто­рая — порядковый номер мателота внутри дивизиона). 19 июля 1942 года все оставшиеся черноморские эс­минцы свели в один дивизион, и бортовые номера из­менились: 15 — «Бодрый», 16 — «Бойкий», 17 — «Беспо­щадный». Прибывшие на Север «Разумный» и -Разъ­яренный» получили номера 05 и 09.

На Балтике и Тихом океане в годы войны бортовых номеров не было, но дальневосточные «семерки» не­сли на трубах красные, голубые или желтые марки: каж­дый цвет соответствовал своему дивизиону. Бортовые номера у «балтийцев» появились после 1946 года, а у «тихоокеанцев» — только в 50-е.

Камуфляжная окраска у «семерок» впервые появилась на СФ в конце 1941 года. В 1942 году корабли перекра­сили в более традиционный трехцветный камуфляж, к концу войны такая окраска появилась и на других флотах (в частности, на «Грозящем, «Бойком», «Рьяном» и дру­гих «тихоокеанцах»). На Севере довольно нетипично, в два цвета, был окрашен «Разумный». В 1945 году его ка­муфляж остался только на надстройках, а корпус стал тем­но-шаровым с белым номером 05.