Тактико-технические характеристики эскадренного миноносца «ГРЕМЯЩИЙ» (1942 г.)
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Размерения: длина наибольшая 112,5м, ширина 10,2м, осадка при нормальном водоизмещении форштевнем 3,8 м, ахтерштевнем 3,9 и, осадка в полном грузу форштевнем 3,9 м, ахтерштевнем 4,1 м, наиболее выступающей частью 5,02 м.
Водоизмещение: стандартное 1855 т, нормальное 2125т, полное 2400 т.
Метацентрическая высота при стандартном водоизмещении 0,56 и, при нормальном — 0,87м, поп-ном —0,91 ми при стандартном водоизмещении с минами на верхней палубе — 0,40 м.
Высота от ватерлинии до палубы полубака 5,46 м, до верхней палубы 2,86м, до ходового мостика 9,8м, до дальномерного поста 14,1 м.
Коэффициент общей полноты корпуса 0,446.
Период бортовой качки 8 с.
МЕХАНИЗМЫ
Тип энергетической установки: 2 главных турбозубчатых трехкорпусных агрегата смешанной активно-реактивной системы и 3 водотрубных котла треугольного типа.
Мощность: 48 000 л.с. (по проектной документации) При 415 об/мин.
Движители: 2 гребных винта диаметром 318 см и шагом 365 см.
Параметры пара: давление 26,5 кг/кв.см, температура 350 С.
Топливо: мазут флотский. Нормальный запас 250 т, полный — 450 т, наибольший — 500 т.
Скорость: наибольшая 37 узлов, полного хода 36 узлов, экономического хода 19 узлов.
Дальность плавания: полным ходом 770 миль, экономическим ходом 1670 миль.
Расход топлива на одну пройденную милю: на полном ходу 0,61 т на экономическом ходу 0,275 т (данные для эсминца «Грозный»),
Циркуляции: на скорости 29,8 уз. при положении руля 15'— 7,7 кбт, на скорости 18,8 уз. при положении руля 25'—4,2 кбт (данные для эсминца «Грозный»).
Запас воды: котельный — 48 т (по проекту 38 т), питьевой и мытьевой— 12т (по проекту 16т).
Время подготовки машин к походу: нормальное — 2 часа, ускоренное — 45 мин.
Электростанция: 3 динамо-машины постоянного тока по 50 кВт (115 В) и один аварийный дизель-генератор в 30 кВт.
Водоотливные средства: 13 постоянных (производительностью от 10 до 100 т/ч) и 2 переносных (по 20 т/ч) эжектора.
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское: 4 130-ми орудия Б-13-2с (боезапас 600 выстрелов), 2 76-мм зенитных орудия 34-К (боезапас 540 выстрелов), 4 37-ми автоматических зенитных орудия 70-К (боезапас 4000 выстрелов), 212,7-мм пулемета ДШК и 2 спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг».
Торпедное: 2 торпедных аппарата 39-Ю с шестью торпедами 53—38.
Минное: может взять на верхнюю палубу до 56 мин КБ-3 или до 80 образца 1908 г.
Противолодочное: г бомбомета БМБ-1 и 2 рычажных бомбосбрасывателя. Запас глубинных бомб — ЗОБ-1и24М-1.
Химическое: дымоаппаратура ДА-1 и ДА-2Б.
Противомагнитное: размагничивающая обмотка ЛФТИ.
СРЕДСТВА НАБЛЮДЕНИЯ, НАВИГАЦИИ И СВЯЗИ
Оптические дальномеры: два ДМ-4 (в КДП), один ДМ-3, один ЗД-1 и две стереотрубы БСТ.
Радиолокационная станция: типа 286-М.
Гидроакустическая станция: «Арктур», в 1943г. заменена на «Асдик».
Радиостанции: передатчик «Шквал-М», «Бухта», «Бриз», приемопередатчик «Рейд», приемники «Дозор» (2 шт.), «Метель» (2 шт.) и 45-ПК-1.
Радиопеленгатор: «Градус-К».
Прожекторы: два 90-см МПЭ-9.
Штурманское оборудование: гирокомпас «Курс-1», 4 127-мм магнитных компаса 3МИ, лаг типа ГО, эхолот и механический лот 3МИ.
ЭКИПАЖ
Офицеров 15, старшин 52, рядовых 179 (всего 246 человек). В марте 1945 г. экипаж увеличен до 248 человек.
ПРИМЕЧАНИЕ. ТТХ «Гремящего» мало отличаются от параметров других однотипных кораблей. Наибольший разброс эксплуатационных данных относится к экономичности ГЭУ и, соответственно, к скорости и дальности плавания. Вместе с тем существовали и конструктивные различия. Например, в тактическом формуляре головного эсминца «Гневный» указана наибольшая длина 112,86 м. На «семерках» последних серий КДП устанавливался на 0,5 м выше. Черноморский «Бодрый» вообще имел ходовой мостик, сильно отличающийся от своих систершипов. Комплектация экипажей по штату мирного времени (в 1940 г.) составляла всего 197 человек: 15 офицеров, 44 старшины и 138 рядовых.
ОКРАСКА
При вступлении в строй эсминцы проекта 7 окрашивались в шаровый цвет. Подводная часть корпуса кораблей ленинградской постройки покрывалась кузбасслаком (то есть была черной, блестящей), черноморских и тихоокеанских — противообрастающим составом «Интернациональ» N°1 и N°2 (темно-красного либо зеленого цвета). Верхняя палуба на североморских «семерках» в целях борьбы с коррозией обычно натиралась мазутом или маслом, что, кстати, делало ее очень скользкой.
Первоначально на бортах белой краской наносились литеры (ПЦ— «Гремящий», БД —«Бодрый», РН — «Рьяный», СЩ — «Стерегущий» и т.п.), но 15 июня 1941 года они были отменены официальным приказом. Вместо литер на СФ и ЧФ ввели двухзначные номера: 01 — «Гремящий», 02 - «Громкий», 03 —«Грозный», 04-«Сокрушительный», 05 — «Стремительный», 21 — «Бодрый», 22 -«Бойкий», 23 —-Безупречный», 24-«Беспощадный», 25 — «Бдительный» (у черноморских кораблей первая цифра означала номер дивизиона, вторая — порядковый номер мателота внутри дивизиона). 19 июля 1942 года все оставшиеся черноморские эсминцы свели в один дивизион, и бортовые номера изменились: 15 — «Бодрый», 16 — «Бойкий», 17 — «Беспощадный». Прибывшие на Север «Разумный» и -Разъяренный» получили номера 05 и 09.
На Балтике и Тихом океане в годы войны бортовых номеров не было, но дальневосточные «семерки» несли на трубах красные, голубые или желтые марки: каждый цвет соответствовал своему дивизиону. Бортовые номера у «балтийцев» появились после 1946 года, а у «тихоокеанцев» — только в 50-е.
Камуфляжная окраска у «семерок» впервые появилась на СФ в конце 1941 года. В 1942 году корабли перекрасили в более традиционный трехцветный камуфляж, к концу войны такая окраска появилась и на других флотах (в частности, на «Грозящем, «Бойком», «Рьяном» и других «тихоокеанцах»). На Севере довольно нетипично, в два цвета, был окрашен «Разумный». В 1945 году его камуфляж остался только на надстройках, а корпус стал темно-шаровым с белым номером 05.