Состав и дислокация ВМС Германии
Ядром германских ВМС в годы 1-й Мировой войны являлся Флот Открытого моря (Hochseeflotte), сосредоточенный в базах Северного моря. В августе 1914 г. в его составе числилось 14 дредноутов, сведенных в 1-ю (вице-адмирал фон Ланге) и 3-ю (контр-адмирал Функе) эскадры. Последняя уже в ходе войны пополнилась 2 линейными кораблями «Маркграф» и «Кронпринц». Кроме того, 8 эскадренных броненосцев (классифицировались как линейные корабли) составляли 2-ю эскадру (вице-адмирал Шеер). К Флоту Открытого моря были приписаны разведывательные силы, состоявшие из 3 линейных и 6 легких крейсеров. Их возглавлял контр-адмирал Хиппер. К октябрю 1914 г. разведывательные силы разделили на 2 группы. В 1-ю вошли линейные крейсера, а во 2-ю — легкие. Причем корабельный состав первой разведывательной группы практически не менялся (если не считать вступивших в строй трех линейных крейсеров типа «Дерфлингер» и потерю одного из них в Ютландском бою), в то время как вторая периодически пополнялась теми или иными кораблями. Командовал Флотом Открытого моря адмирал фон Ингеноль, державший свой флаг на дредноуте «Фридрих дер Гроссе». Этот корабль не входил в состав ни одной из эскадр и являлся самостоятельной боевой единицей. Командующему подчинялись 7 флотилий миноносцев. Каждая из них была разделена на 2 полуфлотилии из 4—6 кораблей. Флотилии возглавлялись легкими или бронепалубными крейсерами. К концу 1914 г. разведывательные силы дополнили 3-й и 4-й разведгруппами из 5 — 6 легких крейсеров.
Для обеспечения постоянной мобилизационной готовности флоту придавались отряд вспомогательных кораблей (1 бронепалубный крейсер и 2 авизо), отряд учебных кораблей (5 устаревших бронепалубных крейсеров) и отряд кораблей технического обеспечения, в том числе и броненосный крейсер «Блюхер», использовавшийся для опытовых артиллерийских стрельб.
С объявлением мобилизации все находившиеся в резерве корабли поступили в распоряжение фон Ингеноля. Эскадренные броненосцы типа «Виттельсбах» образовали 4-ю эскадру; типа «Кайзер Фридрих III» — 5-ю, а броненосцы береговой обороны типа «Зигфрид» — 6-ю.
Командование силами на Балтийском море располагало 7 легкими и бронепалубными крейсерами, 16 эсминцами и миноносцами, 4 подводными лодками. Эти корабли не составляли какое-либо устойчивое соединение и использовались в группах смешанного состава.
Вне пределов Германии находились несколько устаревших канонерских лодок (в основном в водах Восточной Азии) и крейсерская эскадра адмирала Шпее, состоявшая из броненосных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», легких крейсеров (бронепалубных) «Нюрнберг», «Эмден», «Дрезден» и «Лейпциг». Кроме того, в Средиземном море оперировала средиземноморская эскадра в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого «Бреслау».
Подводные лодки были сведены в три полуфлотилии, которыми командовал капитан 2 ранга Бауэр. Свое командование имели флотилия минных заградителей (на август 1914 г. состояла из трех судов) и корабли охраны прибрежной зоны, в том числе 3 дивизиона тральщиков (1 дивизион в Балтийском море) из 52 переоборудованных миноносцев.
Всем флотом руководил так называемый адмирал-штаб (Admiralstab), разрабатывавший оперативные планы и находившийся под верховным командованием кайзера. Вопросами развития и строительства флота занимался статс-секретарь морского министерства (долгие годы им был Тирпиц).
В принципе такая организация флота не претерпела изменений в течение всей войны, с той лишь разницей, что подводные лодки на Балтике, Северном и Средиземном морях вошли в состав образованных там флотилий.
Кроме того, был сформирован Фландрский флотский корпус (к февралю 1917 г. насчитывал 38 подводных лодок типа UC). Все эти соединения подчинялись командующему Флотом Открытого моря. Два дивизиона тральщиков, по мере замены в них устаревших миноносцев на корабли новой конструкции, были реорганизованы соответственно в 1-ю и 3-ю флотилии тральщиков, состоявших из четырех полуфлотилий (1-я, 2-я, 5-я и 6-я). Несколько позже появилась и 2-я флотилия (3-я и 4-я полуфлотилии).
В середине 1917 г. 1-я и 2-я флотилии получили по третьей полуфлотилии тральщиков. К тому же в середине 1916 г. из небольших рыболовецких судов была сформирована флотилия вспомогательных тральщиков. К середине 1918 г. она стала именоваться 4-й и включала в себя уже тральщики новой постройки. К концу 1918 г. появилась 6-я флотилия траления, куда входили ведущий «стандартный» тральщик и 2 полуфлотилии, каждая из которых имела в своем составе тральщик-базу, 6 катеров типа F и 3 больших моторных катера типа FM. Все минно-тральные силы, в том числе и минные заградители (кроме легких крейсеров «Бруммер» и «Бремзе»), были подчинены единому начальнику.