Линкоры
К началу 1 -и мировой войны германский флот насчитывал в своем составе 15 дредноутов, 4 линейных крейсера и 22 эскадренных броненосца. До конца 1914 г. в строй вошли 2 корабля типа «Кениг» и линейный крейсер «Дерфлингер». В 1915—1918 гг. флот пополнился двумя линкорами с 380-мм орудиями типа «Байерн» и двумя линейными крейсерами типа «Дерфлингер». В ходе боевых действий был потерян только 1 дредноут — линейный крейсер «Лютцов». К моменту заключения перемирия германский флот располагал 17 линкорами дредноутского типа и 6 линейными крейсерами. Помимо того, были спущены на воду и достраивались 2 корабля типа «Байерн» и 2 линейных крейсера типа «Макензен» с 350-мм орудиями. На стапелях находились еще 2 корабля типа «Макензен» и 3 крейсера с 380-мм орудиями.
Линкоры типа «Байерн» — 2+2 ед.
«Байерн» (Bayern) «Баден» (Baden) «Вюртемберг» (Wurtemberg) «Заксен» (Sachsen) |
Хв.К. Шх.Д. Вл.Гмб. Грв.К. |
1.1914/18.2.15/18.3.1916 20.12.13/30.10.15/19.10.16 4. 1.1 5/20.6.1 7/ постр. прекр. 12.1917. 7.4.1 4/21. 11.16/постр. прекр. 9.1917. |
погиб 21. 6.1919 погиб 16.8.1921 искл.1921 искл.1921 |
28600/32200 т («Байерн», «Баден»); 28800/ 32500т («Вюртемберг», «Заксен»), 180 («Вюртемберг», «Заксен» —183)х30,0x9,39 м. ПТ — 3, 11 ПК, 55 900 л.с. = 22 уз., 3400 т угля + 620 т нефти. Броня: пояс и башни до 350 мм, барбеты до 250 мм, рубка 400 мм, казематы 170, палубы 6—100 мм. Эк. 1171 чел. 8 — 381 мм/45, 2 - 88/45 зен., 5 ТА 600 мм подв.
Первые германские линейные корабли с 380-мм артиллерией ГК. Решение о начале их постройки совпало с английской программой создания линейных кораблей типа «Куин Элизабет», также вооруженных 381 -мм орудиями. Однако из-за задержки в изготовлении башен и орудий корабли вступили в строй уже после Ютландского сражения, в то время как их английские сверстники принимали в нем активное участие. Считались оптимальными кораблями периода 1-й мировой войны, наиболее удачно сочетавшими в себе наступательные и оборонительные качества. Помимо мощного вертикального и горизонтального бронирования имелась развитая и хорошо продуманная защита от подводных повреждений. Два последних корабля — «Вюртемберг» и «Заксен» — отличались от головных несколько удлиненным корпусом. Кроме того, один из турбинных агрегатов планировалось заменить на двухтактный дизель, что позволило бы увеличить дальность плавания на 2000 миль 12-узловым ходом. «Байерн» и «Баден» участия в боевых действиях практически не принимали. Оба затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу. Впоследствии подняты. «Баден» использовался англичанами в качестве корабля-цели, потоплен 16.8.1921 г., «Байерн» сдан на слом в 1935 г.
Линкоры типа «Кёниг» — 4 ед.
«Кёниг» (Kenig) |
Кз. В.Х. |
10.1911/1.3.13/10.8.1914 погиб 21.6.1919 |
«Гроссер Курфюрст» (Grosser Kurfurst) |
Вл.Гмб. |
10.1911/5.5.13/30.7.1914 погиб 21.6.1919 |
«Маркграф» (Markgraf) |
Вз.Бр. |
11.1911/4.16.13/1.10.1914 погиб 21.6.1919 |
«Кронпринц» (Kronprinz) |
Грв.К. |
5.1912/21.2.14/8.11.1914 погиб 21.6.1919 |
25 796/28 600 т. 175,4 х 29,5 х 9,19 м, ПТ- 3, 15 ПК, 46 200 л.с. = 21,3 уз., 3600 т угля + 700 т нефти. Броня: пояс до 350 мм, башни до 300 мм, барбеты до 200 мм, рубка носовая 300 мм, кормовая 200 мм, казематы 170 мм, палубы 60—100 мм. Эк. 1136 чел. 10 — 305 мм/50, 14-150 мм/45, 6-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 5 ТА 500 мм подв.
Корабли программы 1911 г. Первые линкоры германского флота, у которых все орудия ГК располагались в диаметральной плоскости. Являлись дальнейшим развитием кораблей типа «Кайзер». Увеличенное почти на 1000 т водоизмещение пошло на усиление бронирования. В частности, было установлено 4 защищенных поста управления артиллерийским огнем и 1 — торпедной стрельбой. Нижние части кожухов дымовых труб забронировали на высоту 6 м от верхней палубы. Система подводной защиты аналогична «Кайзеру». Участвовали во всех операциях Флота Открытого моря. Интернированы 6.12.1918 г. Затоплены своими экипажами 26.6.1919 г. в Скапа-Флоу, затем подняты и сданы на слом.
Линкоры типа «Кайзер» — 5 ед.
«Кайзер» (Kaiser) Кз. В.К. 12.1909/22.3.11/1.8.12 погиб 21.6.1919
«Кайзерин» (Kaiserin) Хв.К. 11.1910/11.11.11/14.5.1913 погиб 21.6.1919
«Фридрих дер Гроссе» (Friedrich der Grosse) Вл.Гмб. 26.1.10/10.6.11/15.10.1912 погиб 21.6.1919
«Кёниг Альберт» (Kenig Albert) Шх.Д. 17.7.1910/27.4.12/31.7.1913 погиб 21.6.1919
«Принц-регент Луитпольд» (Prinzregent Luitpold) Грв.К. 1.1911/17.2.12/19.8.1913 погиб 21.6.1919.
24 724/27 000 т, 172,4x29,0x9,10 м, ПТ - 2, дизель-1, 16 ПК, 55 180 л.с. = 23,4 уз., 12000 л.с. = 12 уз., 3600 т угля + 200 т нефти. Броня: пояс 350 мм, башни 300 мм, барбеты 250 мм, казематы 170 мм, рубки до 400 мм — носовая, 200 мм —кормовая, палубы 60—100 мм. Эк. 1084 чел. 10 - 305 мм/50, 14-150 мм/45, 8-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 5 ТА 500 мм подв.
Первые германские линкоры, имевшие турбинную установку. Программа 1909 г. Число башен по сравнению с кораблями типа «Остфрисланд» сокращено до 5. Однако их разместили по схеме, принятой для линейных крейсеров, что позволяло на определенных курсовых углах всем башням участвовать в бортовом залпе. При уменьшенном числе башен водоизмещение возросло почти на 2000 т, благодаря чему было усилено бронирование и противоторпедная защита, в том числе введены две продольные броневые переборки, «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» строились как флагманские корабли флота и имели соответственно оборудованные боевые рубки и ходовые мостики.
В 1913 г. «Кайзер» и «Кёниг Альберт» предприняли дальнее заграничное плавание в Юго-Западную Африку, посетили западное побережье Южной Америки. «Фридрих дер Гроссе» являлся флагманским кораблем Флота Открытого моря до 1916 г. Корабли этой серии участвовали в боевых действиях на море. Затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу, после того как 25.11.1918 г. были интернированы англичанами. Затем подняты и сданы на слом.
Линкоры типа «Остфрисланд» — 4 ед.
«Гельголанд» (Helgoland) Хв.К. 24.12.08/25.9.09/23.8.1911 погиб 1924
«Остфрисланд» (Osteriesland) Кз В.Х. 19.10.08/30.9.09/1.8.1911. погиб 21.7.1921
«Тюринген» (ThCiringen) Вз.Бр. 7.11.08/27,11.09/1.7.1911 искл. 1933
«Ольденбург» (Oldenburg) Шх.Д. 1.3.09/30.6.10/1.5.1912 искл. 1921
22 808/24 700т, 167,2x28,5x8,68 м. ПМ - 3, 15 ПК, 31 200 л.с. = 20,8 уз., 3200.т угля. Броня: пояс и башни до 300 мм, барбеты до 250 мм, казематы 170 мм, рубка до 400 мм, палубы 55 -80 мм. Эк. 1113 чел. 12 - 305 мм/50, 14-150 мм/45, 12-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 6 ТА 500 мм подв.
Корабли программы 1908 г. Отличались от своих предшественников — кораблей типа «Нассау» — увеличенным на 4000 т водоизмещением, 305-мм орудиями, усиленной броней и более совершенной конструктивной подводной защитой. Расположение башен главного калибра осталось традиционным — по ромбической схеме, что вызывало немало нареканий. Кроме того, сохранилась средняя (из 150-мм орудий) и противоминная (из 88-мм орудий) артиллерия. Корабли типа «Остфрисланд» активно участвовали в боевых действиях. После капитуляции Германии интернированы: «Гельголанд» по репарациям был передан Великобритании, затонул в 1924 г. после проведения ряда тестов на живучесть; «Остфрисланд» — США, потоплен 21.7.1921 после обстрела с линейного корабля «Вирджиния» и воздушной бомбардировки ; «Тюринген» — Франции, использовался в качестве корабля-цели, в 1933 г. разобран; «Ольденбург» - Японии, в 1920 г. продан на слом английской фирме, разобран в 1921 г.
Линкоры типа «Нассау» — 4 ед.
«Нассау» (Nassau) «Вестфален» (Westfalen) «Рейнланд» (Rheinland) «Позен» (Rosen) |
Кз В.Х. Вз.Бр. Вл.Шт. Грв.К. |
22.7.07/7.3.08/1.10.1909 12.8.07/1.7.08/16.11.1909 1.6.07/26.9.08/30.4.1910 11.6.07/12.12.08/31.5.1910 |
искл. 1920 искл. 1924 искл. 1920 искл. 1922 |
18 873/20 535 т, 146,1x26,9x8,57 м. ПМ - 3, 12 ПК, 26 700 л.с. = 20,2 уз., 3000 т угля. Броня: пояс 300 мм, башни 280 мм, барбеты 265 мм, рубка 400 мм, казематы 160 мм, палубы 55 — 80 мм. Эк. 1008 чел. 12-280 мм/45, 12-150 мм/45, 14-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 6 ТА 450 мм подв.
Корабли программы 1907 г. Отличались превосходной для своего времени подводной защитой и мощным бронированием. Имели оборудование для ведения огня в ночное время и, впервые в мировой практике, металлические гильзы для зарядов ГК. Главным недостатком было ромбическое расположение артиллерии ГК, отчего в бортовом залпе могло участвовать только 8 орудий из 12. Кроме того, в казематах была сохранена средняя артиллерия из 150-мм орудий при наличии 88-мм противоминных орудий. Как показал боевой опыт, последние были практически бесполезны.
Все корабли этого типа входили в состав Флота Открытого моря. После капитуляции были интернированы. «Нассау» по репарациям передали Японии, разобран в 1921 г. одной из английских фирм. «Вестфален» 1.9.1918 выведен из состава флота и использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. После капитуляции был интернирован и передан Англии, разобран в 1924 г. «Рейнланд» 11.4.1918 г. во время операции против Аландских островов (Балтийское море) в тумане наскочил на камни. Его удалось снять и отбуксировать в Киль. Из-за сильных повреждений восстановление было признано нецелесообразным. 9.7.1918г. выведен из состава флота и разобран в 1921 г. «Позен» после капитуляции Германии передан Великобритании и разобран в 1922 г.