Линейные крейсера

 

Линейные крейсера типа «Макензен» —0+4 ед.

06.jpg

 

«Макензен» (Mackensen)                                               Бл.Ф.Гмб.   30.1.15/21.4.17/не достр.  искл. 17.11.1919

«Граф Шпее» (Graf Spee)                                              Шх.Д.          30.3.15/15.9.17/не достр. искл. 17.11.1919

«Принц Эйтель Фридрих» (Prinz Eitel Friedrich)        Бл.Ф.Гмб.   1.5.15/13.3.20/не достр.   искл. 13.3.1920

«Фюрст Бисмарк» (Furst Bismarck)                              Кз.В.Х.        3.11.15/не достр.               искл. 17.11.1919

 

31 000/35 300 т, 223,0x30,4x9,3 м. ПТ - 4, 16 ПК, 90 000 л.с. = 27,0 уз., 4000 т угля + 2000 т нефти. Броня: пояс до 300 мм, башни до 270 мм, барбеты до 280 мм, рубка носовая до 300 мм, кормовая до 200 мм, ка­зематы 150 мм, палубы 50 — 80 мм. Эк. 1186 чел. 8 - 355,6 мм/50, 14 -150 мм/45, 8-88 мм/45 зен., 5 ТА 600 мм подв.

 

Заложены по программе 1913 г. как даль­нейшее развитие линейных крейсеров типа «Дерфлингер». Предназначались для совмес­тных действий с линейными кораблями типа «Байерн». По конструкции, схеме брониро­вания и подводной защите полностью повто­ряли свой прототип. Увеличенный на 5000 т запас водоизмещения был истрачен на бо­лее мощное вооружение и обеспечение ско­рости хода в 27 узлов. «Макензен» разобра­ли в 1922 г., «Граф Шпее» - в 1921 - 1922 гг. «Принц Эйтель Фридрих» и «Фюрст Бис­марк» разобраны на стапелях соответствен­но в 1920 и 1922 гг.

 

Линейные крейсера типа «Дерфлингер» — 3 ед.

07.jpg

 

08.jpg

 

«Дерфлингер» (Derfflinger)      Бл.Ф.Гмб.   1.1912/12.7.13/1.9.1914.     погиб 21.6.1919

«Лютцов» (Lutzow)                   Шх.Д.          5.1912/29.11.13/8.8.1915    погиб 1.6.1916

«Гинденбург» (Hindenburg)      Кз.В.Х.        30.6.13/1.8.15/10.5.1917     погиб 21.6.1919

 

26 600/31 200 т, 210,4x29,0x9,20 м. ПТ- 2, 14 ПК, 72 000 л.с. = 27,0 - 27,5 уз., 3700 т угля + 1000 т нефти. Броня: пояс до 300 мм, башни 270 мм, барбеты до 280 мм, рубка носовая до 300 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 - 80 мм. Эк. 1112 - 1240 чел. 8 -305 мм/50, 12 - 150 мм/45, («Лютцов» - 14-150 мм/45), 4 — 88 мм/45, «Лютцов» и «Гин­денбург» — 8 - 88 мм/45 зен., 4 — 500 мм ТА подв. «Лютцов» и «Гинденбург» — 4 ТА 600 мм подв.

 

Заложены по программе 1912 г. как проти­вовес английским линейным крейсерам типа «Лайон» и «Тайгер». Их отличало довольно ос­новательное бронирование и совершенная под­водная защита. Первые германские линейные крейсера с артиллерией ГК, расположенной в диаметральной плоскости. Одной из особен­ностей кораблей являлся заметный подъем но­совой части, позволявший иметь достаточно высокий надводный борт с пониженным рас­положением башен ГК, что усилило вертикаль­ное бронирование и повысило остойчивость. В процессе эксплуатации выяснилось, что «Дерфлингер», например, мог развить ход не менее 28 узлов. «Лютцов» и «Дерфлингер» участвовали в Ютландском бою, причем пер­вый являлся флагманским кораблем команду­ющего боевыми разведывательными силами вице-адмирала Хиппера, а второй входил в состав 1-й разведгруппы. В результате полу­ченных повреждений «Лютцов» был оставлен экипажем на следующий день после боя и тор­педирован германским эсминцем G-38. Крей­сер оказался единственным дредноутом Фло­та Открытого моря, погибшим в ходе боевых действий. «Дерфлингер» 24.11.1918 интерни­ровали в Скапа-Флоу, где 21.6.1919 затоплен экипажем. В 1934 г. его подняли и в 1935—1936 гг. разобрали в Розайте. «Гинден­бург» отличался от двух других кораблей уси­ленной защитой артиллерии и ее погребов. Кроме того, каждую из башен снабдили дальномерным постом. Он также затоплен в Скапа-Флоу, 22.7.1930 поднят и в 1931 г. про­дан по слом.

 

Линейный крейсер «Зейдлиц» — 1 ед.

09.jpg

 

«Зейдлиц» (Seydlitz)         Бл.Ф.Гмб.      4.2.11/30.3.12/22.5.13        погиб 21.6.1919

 

24988/28550 т, 200,6x28,5x9,29 м. ПТ-2, 27 ПК, 89 720 л.с. = 28,5 уз., 3600 т угля. Броня: пояс до 300 мм, башни до 250 мм, барбеты до 280 мм, казематы 150 мм, рубка носовая до 300 мм, кормовая до 200 мм, палубы 30 — 80 мм. Эк. 1067 чел. 10 — 280 мм/50, 12-150 мм/45, 12-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм подв.

 

Корабль построен по программе 1911 г. Яв­лялся дальнейшим развитием линейных крей­серов типа «Мольтке». Сохранив тот же со­став вооружения и скорость хода, «Зейдлиц» благодаря большему на 3000 т водоизмеще­нию имел улучшенную систему защиты артил­лерии ГК, увеличенный боезапас. Особое внимание было обращено на усиление защи­ты носовой оконечности корабля. Носовую башню смонтировали на полубаке. «Зейдлиц» участвовал в Ютландском бою, входил в со­став 1-й разведгруппы. Несмотря на получен­ные повреждения, корабль смог самостоя­тельно дойти до своей базы. 24.11.1918 был интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен эки­пажем 21.6.1919, поднят 2.11.1928 и продан на слом в Розайте.

 

Линейные крейсера типа «Мольтке» —2 ед.

10.jpg

 

«Мольтке» (Moltke)      Бл.Ф.Гмб.   7.4.10/7.4.10/30.9.1911      погиб 21.6.1919

«Гебен» (Goeben)          Бл.Ф.Гмб.   28.8.09/28.3.11/2.7.1912    искл. 1964

 

22 979/25 400 т, 186,5x29,5x8,77 м. ПТ - 2, 24 ПК, 85 720 л.с. = 28,4 уз., 3100 т угля. Броня: пояс до 270 мм, башни до 230 мм, барбеты до 265 мм, рубка носовая до 350 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм. Эк. 1053 чел. 10-280 мм/50, 12-150 мм/45, 12 -88 мм/45, 4 — 88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм подв.

 

По существу, являлись увеличенным на 3000 т крейсером «Фон дер Танн». При их со­здании особое внимание было обращено на обеспечение защиты артиллерии ГК. Так, тол­щина брони барбетов башен возросла со 170 до 265 мм. Главный броневой пояс соответ­ствовал поясу английских линейных кораблей вплоть до «Колоссуса» включительно. Кораб­ли имели хорошо защищенные оконечности и дымоходы. Кроме того, появилась 5-я башня, стрелявшая поверх кормовой. Одной из осо­бенностей крейсеров можно считать наличие двух рулей, расположенных один за другим. Ру­левые устройства находились в отдельных от­секах, что повышало боевую живучесть всей системы управления кораблем в целом. Недо­статком являлось диагональное расположение башен ГК. Вскоре после вступления в строй «Гебен» вошел в состав Средиземноморской эскадры, которую образовал вместе с легким крейсером «Бреслау». С началом боевых дей­ствий был вынужден войти в Дарданеллы. По соглашению с турецким правительством стал флагманским кораблем турецкого флота, сохраняя немецкий экипаж. 2.11.1918 был ин­тернирован Турцией. В 1926—1930 гг.—ре­монт в Сен-Назере, после чего назывался «Явуз Селим». С 1936 г. — «Явуз». С 1948 г. стационер в Измире. В 1973 г. продан на слом. «Мольтке» после вступления в строй вошел в состав разведывательных сил Фло­та Открытого моря. Участвовал в Ютландс­ком сражении. 24.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу. 21.6.1919 затоплен своим эки­пажем, поднят в 1927 г. и в 1929 г. продан на слом.

 

Линейный крейсер «Фон дер Танн» — 1 ед.

11.jpg

 

«Фон дер Танн» (Von der Tann)     Бл.Ф.Гмб.      1908/20.3.09/1.9.1910       погиб 21.6.1919

 

19370/21300 т, 171,7x26,6x8,91 м. ПТ-2, 18 ПК, 79 000 л.с. = 27,4 уз., 2800 т угля. Бро­ня: пояс до 250 мм, башни до 230 мм, барбе­ты до 170 мм, рубка носовая до 250 мм, кор­мовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм. Эк. 923 чел. 8 - 280 мм/45, 10-150 мм/45, 16-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 4 ТА 450 мм подв.

 

Корабль программы 1908 г. Первый гер­манский линейный крейсер. Имел довольно надежную систему броневой защиты при сравнительно большой скорости хода. Одним из существенных недостатков считались ди­агональное расположение башен ГК и нали­чие промежуточного калибра артиллерии из 10 150-мм орудий. Кроме того, были слабо защищены башни 280-мм орудий и их погре­ба. В ходе Ютландского боя корабль доволь­но быстро лишился возможности вести из них огонь, но, сохраняя свое место в линии, слу­жил мишенью для противника и отвлекал та­ким образом его внимание от других кораб­лей. 24.11.1918 был интернирован в Скапа-Флоу. 21.6.1919 затоплен экипажем, 7.12.1930 поднят и в 1934 г. продан на слом в Розайте.