Линейные крейсера
Линейные крейсера типа «Макензен» —0+4 ед.
«Макензен» (Mackensen) Бл.Ф.Гмб. 30.1.15/21.4.17/не достр. искл. 17.11.1919
«Граф Шпее» (Graf Spee) Шх.Д. 30.3.15/15.9.17/не достр. искл. 17.11.1919
«Принц Эйтель Фридрих» (Prinz Eitel Friedrich) Бл.Ф.Гмб. 1.5.15/13.3.20/не достр. искл. 13.3.1920
«Фюрст Бисмарк» (Furst Bismarck) Кз.В.Х. 3.11.15/не достр. искл. 17.11.1919
31 000/35 300 т, 223,0x30,4x9,3 м. ПТ - 4, 16 ПК, 90 000 л.с. = 27,0 уз., 4000 т угля + 2000 т нефти. Броня: пояс до 300 мм, башни до 270 мм, барбеты до 280 мм, рубка носовая до 300 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 — 80 мм. Эк. 1186 чел. 8 - 355,6 мм/50, 14 -150 мм/45, 8-88 мм/45 зен., 5 ТА 600 мм подв.
Заложены по программе 1913 г. как дальнейшее развитие линейных крейсеров типа «Дерфлингер». Предназначались для совместных действий с линейными кораблями типа «Байерн». По конструкции, схеме бронирования и подводной защите полностью повторяли свой прототип. Увеличенный на 5000 т запас водоизмещения был истрачен на более мощное вооружение и обеспечение скорости хода в 27 узлов. «Макензен» разобрали в 1922 г., «Граф Шпее» - в 1921 - 1922 гг. «Принц Эйтель Фридрих» и «Фюрст Бисмарк» разобраны на стапелях соответственно в 1920 и 1922 гг.
Линейные крейсера типа «Дерфлингер» — 3 ед.
«Дерфлингер» (Derfflinger) Бл.Ф.Гмб. 1.1912/12.7.13/1.9.1914. погиб 21.6.1919
«Лютцов» (Lutzow) Шх.Д. 5.1912/29.11.13/8.8.1915 погиб 1.6.1916
«Гинденбург» (Hindenburg) Кз.В.Х. 30.6.13/1.8.15/10.5.1917 погиб 21.6.1919
26 600/31 200 т, 210,4x29,0x9,20 м. ПТ- 2, 14 ПК, 72 000 л.с. = 27,0 - 27,5 уз., 3700 т угля + 1000 т нефти. Броня: пояс до 300 мм, башни 270 мм, барбеты до 280 мм, рубка носовая до 300 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 - 80 мм. Эк. 1112 - 1240 чел. 8 -305 мм/50, 12 - 150 мм/45, («Лютцов» - 14-150 мм/45), 4 — 88 мм/45, «Лютцов» и «Гинденбург» — 8 - 88 мм/45 зен., 4 — 500 мм ТА подв. «Лютцов» и «Гинденбург» — 4 ТА 600 мм подв.
Заложены по программе 1912 г. как противовес английским линейным крейсерам типа «Лайон» и «Тайгер». Их отличало довольно основательное бронирование и совершенная подводная защита. Первые германские линейные крейсера с артиллерией ГК, расположенной в диаметральной плоскости. Одной из особенностей кораблей являлся заметный подъем носовой части, позволявший иметь достаточно высокий надводный борт с пониженным расположением башен ГК, что усилило вертикальное бронирование и повысило остойчивость. В процессе эксплуатации выяснилось, что «Дерфлингер», например, мог развить ход не менее 28 узлов. «Лютцов» и «Дерфлингер» участвовали в Ютландском бою, причем первый являлся флагманским кораблем командующего боевыми разведывательными силами вице-адмирала Хиппера, а второй входил в состав 1-й разведгруппы. В результате полученных повреждений «Лютцов» был оставлен экипажем на следующий день после боя и торпедирован германским эсминцем G-38. Крейсер оказался единственным дредноутом Флота Открытого моря, погибшим в ходе боевых действий. «Дерфлингер» 24.11.1918 интернировали в Скапа-Флоу, где 21.6.1919 затоплен экипажем. В 1934 г. его подняли и в 1935—1936 гг. разобрали в Розайте. «Гинденбург» отличался от двух других кораблей усиленной защитой артиллерии и ее погребов. Кроме того, каждую из башен снабдили дальномерным постом. Он также затоплен в Скапа-Флоу, 22.7.1930 поднят и в 1931 г. продан по слом.
Линейный крейсер «Зейдлиц» — 1 ед.
«Зейдлиц» (Seydlitz) Бл.Ф.Гмб. 4.2.11/30.3.12/22.5.13 погиб 21.6.1919
24988/28550 т, 200,6x28,5x9,29 м. ПТ-2, 27 ПК, 89 720 л.с. = 28,5 уз., 3600 т угля. Броня: пояс до 300 мм, башни до 250 мм, барбеты до 280 мм, казематы 150 мм, рубка носовая до 300 мм, кормовая до 200 мм, палубы 30 — 80 мм. Эк. 1067 чел. 10 — 280 мм/50, 12-150 мм/45, 12-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм подв.
Корабль построен по программе 1911 г. Являлся дальнейшим развитием линейных крейсеров типа «Мольтке». Сохранив тот же состав вооружения и скорость хода, «Зейдлиц» благодаря большему на 3000 т водоизмещению имел улучшенную систему защиты артиллерии ГК, увеличенный боезапас. Особое внимание было обращено на усиление защиты носовой оконечности корабля. Носовую башню смонтировали на полубаке. «Зейдлиц» участвовал в Ютландском бою, входил в состав 1-й разведгруппы. Несмотря на полученные повреждения, корабль смог самостоятельно дойти до своей базы. 24.11.1918 был интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем 21.6.1919, поднят 2.11.1928 и продан на слом в Розайте.
Линейные крейсера типа «Мольтке» —2 ед.
«Мольтке» (Moltke) Бл.Ф.Гмб. 7.4.10/7.4.10/30.9.1911 погиб 21.6.1919
«Гебен» (Goeben) Бл.Ф.Гмб. 28.8.09/28.3.11/2.7.1912 искл. 1964
22 979/25 400 т, 186,5x29,5x8,77 м. ПТ - 2, 24 ПК, 85 720 л.с. = 28,4 уз., 3100 т угля. Броня: пояс до 270 мм, башни до 230 мм, барбеты до 265 мм, рубка носовая до 350 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм. Эк. 1053 чел. 10-280 мм/50, 12-150 мм/45, 12 -88 мм/45, 4 — 88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм подв.
По существу, являлись увеличенным на 3000 т крейсером «Фон дер Танн». При их создании особое внимание было обращено на обеспечение защиты артиллерии ГК. Так, толщина брони барбетов башен возросла со 170 до 265 мм. Главный броневой пояс соответствовал поясу английских линейных кораблей вплоть до «Колоссуса» включительно. Корабли имели хорошо защищенные оконечности и дымоходы. Кроме того, появилась 5-я башня, стрелявшая поверх кормовой. Одной из особенностей крейсеров можно считать наличие двух рулей, расположенных один за другим. Рулевые устройства находились в отдельных отсеках, что повышало боевую живучесть всей системы управления кораблем в целом. Недостатком являлось диагональное расположение башен ГК. Вскоре после вступления в строй «Гебен» вошел в состав Средиземноморской эскадры, которую образовал вместе с легким крейсером «Бреслау». С началом боевых действий был вынужден войти в Дарданеллы. По соглашению с турецким правительством стал флагманским кораблем турецкого флота, сохраняя немецкий экипаж. 2.11.1918 был интернирован Турцией. В 1926—1930 гг.—ремонт в Сен-Назере, после чего назывался «Явуз Селим». С 1936 г. — «Явуз». С 1948 г. стационер в Измире. В 1973 г. продан на слом. «Мольтке» после вступления в строй вошел в состав разведывательных сил Флота Открытого моря. Участвовал в Ютландском сражении. 24.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу. 21.6.1919 затоплен своим экипажем, поднят в 1927 г. и в 1929 г. продан на слом.
Линейный крейсер «Фон дер Танн» — 1 ед.
«Фон дер Танн» (Von der Tann) Бл.Ф.Гмб. 1908/20.3.09/1.9.1910 погиб 21.6.1919
19370/21300 т, 171,7x26,6x8,91 м. ПТ-2, 18 ПК, 79 000 л.с. = 27,4 уз., 2800 т угля. Броня: пояс до 250 мм, башни до 230 мм, барбеты до 170 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм. Эк. 923 чел. 8 - 280 мм/45, 10-150 мм/45, 16-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 4 ТА 450 мм подв.
Корабль программы 1908 г. Первый германский линейный крейсер. Имел довольно надежную систему броневой защиты при сравнительно большой скорости хода. Одним из существенных недостатков считались диагональное расположение башен ГК и наличие промежуточного калибра артиллерии из 10 150-мм орудий. Кроме того, были слабо защищены башни 280-мм орудий и их погреба. В ходе Ютландского боя корабль довольно быстро лишился возможности вести из них огонь, но, сохраняя свое место в линии, служил мишенью для противника и отвлекал таким образом его внимание от других кораблей. 24.11.1918 был интернирован в Скапа-Флоу. 21.6.1919 затоплен экипажем, 7.12.1930 поднят и в 1934 г. продан на слом в Розайте.