Броненосцы
Эскадренные броненосцы типа «Дойчланд» — 5 ед.
«Дойчланд» (Deutschland) «Ганновер» (Hannover) «Поммерн» (Pommern) «Шлезиен» (Schlesien) «Шлезвиг-Гольштейн» (Schleswig-Holstein) |
Гр.в.К. Кз.В.Х. Вл.Шт. Шх.Д. Гр.в.К. |
1903/19.11.04/3.8.1906 1904/29.9.05/1.10.1907 1904/2.12.05/6.8.1907 1904/28.5.06/5.5.1908 1905/7.12.06/6.7.1908 |
искл. 1917 искл. 1946 погиб 1.6.1916 погиб 4.5. 1945 погиб 18. 12.1944 |
13190/14218 т, 127,6x22,2x8,21 м, ПМ - 3, 12 ПК, 18500 л.с., = 18,2 уз. («Дойчланд»); 20 540 л.с. = 18,6-19,1 уз. (остальные); 1600 — 1720 т угля + 240 т нефти. Броня: пояс до 240 мм («Дойчланд» до 225 мм), башни до 280 мм. Казематы до 170 мм, рубка до 300 мм, палубы 40 мм, на скосах до 97 мм. 4 — 280 мм/40, 14-170 мм/40, 20 - 88 мм/35, 6 ТА 450 мм подв.
Последние германские эскадренные броненосцы и последняя серия кораблей, заложенная в соответствии с первым «морским законом» 1898 г. Являлись дальнейшим развитием броненосцев типа «Брауншвейг», составлявших 1-ю серию кораблей этой программы. Ватерлиния была защищена броней по всей длине. Над главным поясом в средней части между основаниями башен был второй пояс (до 170 мм), выше которого шел третий пояс, служивший защитой батареи средней артиллерии. С началом войны входили в состав 2-й эскадры вице-адмирала Шеера. Участвовали в Ютландском сражении. «Поммерн» был торпедирован одним из эсминцев 12-й флотилии в ночной фазе боя и затонул с 839 членами экипажа. Привлечение устаревших броненосцев к совместным действиям с дредноутами считалось ошибкой. «Дойчланд» в 1917 г. был выведен из состава флота/Разоружен 25.1.1920, продан на слом и разобран. «Шлезиен» с начала 1917 г. использовался в качестве вспомогательного корабля, с 1918 г. —учебный корабль для морских кадетов. Служил им до 4.5.1945, когда был затоплен союзной авиацией в Свинемюнде. Разобран у причала в период с 1949 по 1956 г. «Шлезвиг-Гольштейн» в начале 1917 г. выведен в резерв. До 1918 г. находился в Бремерхафене, а затем использовался в качестве учебного корабля. 18.12.1944 затоплен в Готенхафене английской авиацией. Разобран в 1950—1956 гг. «Ганновер» с 1917 г. использовался в качестве брандвахтенного корабля. В 1935 г. разоружен, служил кораблем-целью для авиации. Разобран после окончания 2-й мировой войны.
Эскадренные броненосцы типа «Брауншвейг» — 5 ед.
«Брауншвейг» (Braunschweig) Грв.К. 1901/20.12.02/15.10.1904 искл. 1931
«Эльзас» (Elsass) Шх.Д. 1901/26.5.03/29.11.1904 искл. 1931
«Гессен» (Hessen) Грв. К. 1902/18.9.03/19.9.1905 искл. 1935
«Пронесен» (Preussen) Вл.Шт. 1902/30.10.03/12.7.1905 искл. 1929
«Лотринген» (Lothringen) Шх.Д. 1902/27.5.04/18.5.1906 искл. 1926
13 208/14 394 т, 127,7x25,6x8,10 м. ПМ-3,14 ПК («Гессен»-10 ПК), 17 700 л.с. =18,7 уз. («Гессен» 16 500 л.с. = 18,2 уз.), 1665 т угля. Броня: пояс до 225 мм, башни ГК до 250 мм, башни 170-мм орудий до 150 мм, казематы 150 мм, рубка до 300 мм, палубы 40 мм, на скосах до 140 мм. Эк. 743 чел. 4 - 280 мм/40, 14-170 мм/40, 18-88 мм/35, 6 ТА 450 мм подв.
1-я серия броненосцев, построенных по программе 1898 г. Отличались от своих современников довольно развитой системой бронирования. Использование башен для размещения 4 из 14 170-мм орудий вызывало критику из-за их низкой надежности и тактической нецелесообразности. «Брауншвейг» в 1916 г. был выведен в резерв. С августа 1917 г. использовался в качестве вспомогательного корабля. В период с 1921 по 1926 г. входил в состав действующего флота. В 1931 г. продан на слом. «Эльзасе» с июля 1916 г. служил учебным кораблем. С 1924 по 1930 г. входил в состав действующего флота, в 1931 г. исключен и до октября 1935 г. служил опытовым кораблем. Сдан на слом в 1936 г. «Гессен» с 1917 г, использовался в качестве блокшива. В период с 1924 г. по ноябрь 1934 г. входил в состав действующего флота и в 1936 — 1937 гг. переоборудован в корабль-цель. В 1946 г. был передан по репарациям СССР и переименован в «Цель». «Пройссен» и «Лотринген» с 1916 г. служили в качестве брандвахтенных кораблей. В 1919 г. оба корабля переоборудовали в носители торпедных катеров. «Лотринген» исключен из состава флота в 1926 г., «Пройссен» — в 1929 г. Оба проданы на слом в 1931 г.
Эскадренные броненосцы типа «Виттельсбах» — 5 ед.
«Виттельсбах» (Wittelsbach) |
Кз.В.Х. |
1899/3.7.1900/15.10.1902 |
искл. 1921 |
«Веттин» (Wenin) |
Шх.Д. |
1899/6.6.01/1.10.1902 |
искл. 1921 |
«Церинген» (Zahringen) |
Гр.в.К. |
1899/12.6.01/25.10.1902 |
искл. 1920 |
«Швабен» (Schwaben) |
Кз.В.Х. |
1900/19.8.01/13.4.1904 |
искл. 1921 |
«Мекленбург» (Mecklenburg) |
Вл.Шт. |
1900/9.11.01/25.6.1903 |
искл. 1920 |
11 774/12 790 т, 126,8x22,8x7,95 м. ПМ - 3, 12 ПК, 15 170 л.с. = 18,1 уз., 1800 т угля + 200 т нефти (только в периоде 1908 по 1909 г.). Броня: пояс до 225 мм, башни ГК до 250 мм, башни 150-му орудий до 150 мм, казематы 140 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 140 мм, палуба до 50 мм, на скосах до 120 мм. Эк. 683 чел. 4-240 мм/40, 18-150 мм/40, 12-88 мм/30, 12 мелкокалиберных скорострельных орудий, замененных впоследствии на пулеметы, 6 ТА 450 мм поде.
Корабли данного типа являлись дальнейшим развитием броненосцев типа «Кайзер Фридрих III». Ничем не отличаясь от прототипа по составу вооружения, имели ослабленное бронирование и сравнительно низкий силуэт. В отличие от предшественников не модернизировались. К началу войны морально устарели и не участвовали в боевых действиях. В 1916 г. выведены из состава флота и до конца войны использовались как вспомогательные. «Мекленбург», например, в качестве базы подводных лодок. «Виттельсбах» и «Швабен» в 1919 г. были переоборудованы в корабли-носители торпедных катеров. «Церинген» служил учебным кораблем кадетов и кораблем-целью. В марте 1945 г. разрушен союзной авиацией в Готенхафене.
Эскадренные броненосцы типа «Кайзер Фридрих III» — 5 ед.
«Кайзер Фридрих III» (Kaiser Friedrich III) Кз.В.Х. 1895/1.7.96/7.10.1898 искл. 1919
«Кайзер Вильгельм II» (Kaiser Wilhelm II) Кз.В.Х. 1896/14.9.97/13.2.1900 искл. 1921
«Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Kaiser Wilhelm der Grosse) Грв.К. 1898/1.6.99/5.5.1901 искл. 1919
«Кайзер Барбаросса» (Kaiser Barbarossa) Шх.Д. 1898/21.4.1900/10.6.1901 искл. 1919
«Кайзер Карл дер Гроссе» (Kaiser Karl der Grosse) Бл.Ф.Гмб 1898/18.10.99/4.2.1902 искл. 1919
11 233/11 894 т (после модернизации), 125,3х 20,4x8,26 м. ПМ - 3,12 ПК (на «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II»), 10 ПК (на остальных), 13 620 л.с. = 17,8 уз., 1070 т угля. Броня: пояс до 300 мм, башни ГК до 250 мм, башни 150-мм орудий до 150 мм, казематы 150 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 150 мм, палуба 65 мм. Эк. 651 чел. 4—120 мм/40, 14 - 150 мм/40, 12 - 88 мм/30, 12 - 37 мм, 6 ТА 450 мм подв.
Проект кораблей разработан в период с 1894 по 1896 г. Отличались сравнительно слабой артиллерией ГК при многочисленной средней артиллерии. Последняя довольно удачно была расположена вдоль всего корпуса корабля, хорошо защищалась броней. Однако это потребовало ослабления защиты корпуса. Главный пояс простирался лишь на 4/5 длины корпуса. Высокие надстройки и сильно развитые мостики увеличивали незащищенные площади. В период 1907 — 1910 гг. на броненосцах срезали надстройки и демонтировали 4 нижних каземата 150-мм орудий, в результате чего кромка броневого пояса поднялась над ватерлинией, а остойчивость повысилась. Тем не менее к началу 1-й мировой войны корабли морально устарели и практически не участвовали в боевых действиях. В 1916 г. их вывели из состава флота и вплоть до конца 1918 г. применяли в качестве вспомогательных кораблей (как штабные, станции пристрелки торпед и т.п.). Корпуса кораблей. «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» были использованы для постройки Северного мола в Киле.
Эскадренные броненосцы типа «Бранденбург»— 2 ед.
«Бранденбург» (Brandenburg) «Вёрт» (Worth) |
Вл.Шт. Грв.К. |
1890/21.9.91/19.11.1893 1890/6.8.92/31.10.1893 |
искл. 1919 искл. 1919 |
10 013/10 670 т, 115,7x19,5x7,6 м. ПМ - 2, 12 ПК, 10220 л.с. = 16,9 уз., 1050 т угля. Броня: пояс до 400 мм, барбеты до 300 мм. Эк. 568 чел. 4 - 280 мм/40, 2 - 280 мм/35, 8-105 мм/ 35, 8 — 88 мм/30, 6 — 8 пулеметов, 4 надо. ТА 450 мм, 2 ТА 450 мм подв.
Первые германские эскадренные броненосцы. Всего построено 4 единицы, но «Курфюрст Фридрих Вильгельм» и «Вейссенбург» в 1910 г. проданы Турции. К началу войны морально устарели и использовались .для охраны побережья в Балтийском море. «Бранденбург» в период с 1916 г. до конца 1918 г. служил кораблем-целью.
Броненосцы береговой обороны типа «Зигфрид» — 8 ед.
«Зигфрид» (Siegfried) |
Грв.К. |
1888/10.8.89/29.4.1890 |
искл. 1919 |
«Беовульф» (Beowulf) |
Вз.Бр. |
1890/8.11.90/1.4.1892 |
искл. 1919 |
«Фритьоф» (Frithyof) |
Вз.Бр. |
1890/21.7.91/23.2.1893 |
искл. 1919 |
«Хеймдалл» (Heimdall) |
Кз.В.Х. |
1891/27.7.92/7.4.1894 |
искл. 1919 |
«Гильдебранд» (Hildebrand) |
Кз.В.Х. |
1890/6.8.92/28.10.1893 |
искл. 1919 |
«Хаген» (Надел) |
Кз.В.К. |
1889/21.10.93/2.10.1894 |
искл. 1919 |
«Один» (Odin) |
Кз.В.К. |
1893/3.11.94/22.9.1896 |
искл. 1919 |
«Эгир» (Agir) |
Кз.В.К. |
1892/3.4.95/15.10.1896 |
искл. 1919 |
4100/4290-4390 т («Один», «Эгир»), 4000/4250-4370 т; (остальные) 86,13x14,9 - 15,4x5,6 м. ПМ - 2, 4 ПК («Хаген», «Один» и «Эгир» - 8 ПК), 5300 л.с. = 15,3 уз., 580 т угля. Броня: пояс до 240 мм («Один» и «Эгир» — до 220 мм), рубка до 80 мм, палуба до 30 мм («Хеймдалл» и «Хаген» — до 50 мм). Эк. 276 чел. 3 — 240 мм/35, 10 — 88 мм/30, 6 мелкокалиберных скорострельных пушек, 2 —450 мм надв. ТА, 1 ТА 450 мм подв.
Броненосцы береговой обороны, по первоначальной классификации — броненосные корабли 4-го класса. В известной степени являлись альтернативой эскадренным броненосцам. После изменения политического курса руководством Германии дальнейшая постройка кораблей этого типа была прекращена. Отличались хорошей маневренностью и мореходностью. С 1900 по 1904 г. модернизировались с целью повышения живучести и остойчивости. К началу 1-й мировой войны морально устарели. С 1915 г. служили в частях береговой обороны, причем «Беовульф», «Фритьоф» и «Хаген» — на Балтике. С середины 1916 г. использовались как вспомогательные корабли различного назначения. В 1919г. все проданы на слом. «Зигфрид» в 1920 г. использовали для постройки Северного мола в Киле; «Беовульф», «Хеймдалл» и «Хаген» разобрали в период с 1921 по 1923 г. «Фритьоф», «Один» и «Эгир» переоборудовали в торговые суда, и в этом качестве они служили до середины 30-х годов. «Гильдебранд» затонул в 1919 г. при буксировке на одно из голландских судоразборных предприятий.