Броненосные крейсера
Броненосный крейсер «Блюхер» — 1 ед.
«Блюхер» (Blucher) Кз.В.К. 1907/11.4.08/1.10.1909 погиб 24.1.1915
15 842/17 500 т, 161,8x24,5x8,84 м. ПМ - 3, 18 ПК, 38 320 л.с. = 25,4 уз., 2510 т угля. Броня: пояс до 180 мм, башни до 180 мм, казематы 140 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 140 мм, палуба до 70 мм. Эк. 853 чел. 12 — 210 мм/45, 8-150 мм/45, 16-88 мм/45, 4 - 450 мм ТА подв.
Крейсер представлял собой облегченный вариант германского дредноута «Нассау», но вооруженным 210-мм орудиями. Ввиду слабости вооружения не мог считаться линейным крейсером. С 1911 г. использовался как учебный артиллерийский корабль. С 1914 г. вошел в состав Флота Открытого моря. Участвовал в набеговых операциях германских крейсерских сил на побережье Великобритании. Во время одной из таких операций 24 января 1915 г. был потоплен артиллерийским огнем английских линейных крейсеров. Погибло 792 чел.
Броненосные крейсера типа «Шарнхорст» — 2 ед.
«Шарнхорст» (Scharnhorst) Бл.Ф.Гмб. 1905/22.3.06/24.10.1907 погиб 8.12.1914
«Гнейзенау» (Gneisenau) Вз.Бр. 1904/14.6.06/6.3.1908 погиб 8.12.Т914
11 616/12985 т, 144,6x21,6х 8,37 м. ПМ - 3, 14 ПК, 30 390 л.с. = 23,6 уз., 2000 т угля. Броня: пояс до 150 мм, башни до 170 мм, рубка до 200 мм, палуба до 60 мм, на скосах до 55 мм. Эк. 764 чел.(На «Шарнхорсте» экипаж вместе со штабом эскадры превышал 870 чел.) 8-210 мм/40, 6 - 150мм/40, 18-88 мм/35, 4 пулемета, 4 ТА 450 мм подв.
Являлись дальнейшим развитием крейсеров типа «Фридрих Карл». Имели хорошие для кораблей своего класса бронирование и систему подводной защиты. В момент вступления в строй считались морально устаревшими из-за малой скорости хода и сравнительно слабого вооружения. Длительное время составляли крейсерскую эскадру германского флота в водах Восточной Азии. После начала 1 -и мировой войны эскадра оперировала на английских торговых коммуникациях в Тихом и Атлантическом океанах. 1.11.1914 у мыса Коронель (Чили) «Шарнхорст» (флагман) и «Гнейзенау» артиллерийским огнем потопили английские броненосные крейсера «Монмоут» и «Гуд Хоуп» - эскадры адмирала Крэдока. 8 декабря 1914 г. оба крейсера уничтожены в бою с линейными крейсерами «Инвинсибл» и «Инфлексибл» у Фолклендских островов. На «Шарнхорсте» погибло 860 чел., на «Гнейзенау» — 598 чел.
Броненосные крейсера типа «Йорк» — 2 ед.
«Роон» (Roon) Кз.В.К. 1902/27.6.03/5.4.1906 искл. 1920
«Йорк» (Yorck) Бл.Ф.Гмб. 1903/14.5.04/21.11.1905 погиб 4.11.1914
9533/10 266 т, 127,8x20,2x7,76 м. ПМ - 3, 14 ПК, 20 620 л.с. = 21,4 уз., 1570 т угля. Броня: пояс до 100 мм, башни до 150 мм, казематы 100 мм, рубка носовая 150 мм, кормовая до 80 мм, палуба до 60 мм, на скосах до 60 мм. Эк. 633 чел. 4-210 мм/40, 10-150 мм/40, 14-88 мм/35, 2 пулемета, 4 — ТА 450 мм подв.
Отличались от прототипа — крейсеров типа «Фридрих Карл» — большими размерами и скоростью хода. К началу 1-й мировой войны морально устарели, тем не менее были зачислены в состав III разведгруппы Флота Открытого моря. 4.11.1914 «Йорк», следуя в Вильгельмесхафен для ремонта, в заливе Яде в густом тумане наскочил на 2 немецкие мины и вскоре затонул. Погибло 336 чел. «Роон» был переведен на Балтику. С начала 1916 г. выведен из состава флота и использовался как вспомогательный корабль (плавказарма). Планировалось переоборудовать его в гидроавианосец. В 1921 г. корпус корабля использовался для постройки Северного мола в Киле.
Броненосные крейсера типа «Фридрих Карл» — 2 ед.
«Фридрих Карл» (Friedrlch Carl) Бл.Ф.Гмб. 1901/21.6.02/12.12.1903 погиб 17.11.1914
«Принц Адальберт» (Prinz Adalbert) Кз.В.К. 1900/22.6.01/12.1.1904 погиб 23.10.1915
9087/9875 т, 126,5x19,6x7,43-7,8 м. ПМ -3, 14 ПК, 18540 л.с. = 20,5 уз., 1630 т угля. Броня: пояс до 100 мм, башни до 150 мм, казематы 100 мм, рубка носовая до 150 мм, кормовая до 20 мм, палуба до 80 мм, на скосах до 80 мм. Эк. 586 чел. 4 — 210 мм/40, 10 — 150 мм/40, 12-88 мм/35, 4 пулемета, 4 ТА 450 мм подв.
Эти корабли послужили прототипом для двух последующих серий броненосных крейсеров, являясь, в свою очередь, развитием крейсера «Принц Генрих». При их создании особое внимание было обращено на усиление боевых качеств в ущерб крейсерским. В частности, всю артиллерию среднего калибра «стянули» в средней части корпуса, что позволило надежно защитить погреба боезапаса. Значительно снижен силуэт корабля. Из-за слабого вооружения и малой скорости хода сразу после вступления в строй использовались как учебные корабли. После начала войны оба крейсера оперировали в Балтийском море. 17.11.1914 «Фридрих Карл» на подходе к Мемелю (Данцигская бухта) подорвался на русских минах и затонул. Погибло 7 человек. «Принц Адальберт» был торпедирован английской ПЛ Е-8 на Балтике близ Либавы. Погибло 672 человек (включая кадетов), спаслись трое.
Броненосный крейсер «Принц Генрих» —1 ед.
«Принц Генрих» (Prinz Heinrteh) Кз.В.К. 1892/22.3.1900/11.3.1902 искл. 1920
8887/9806 т, 126,5x19,6x7,65 м. ПМ - 3, 14 ПК, 15600 л.с. « 20 уз., 1590 т угля. Броня: пояс до 100 мм, башни до 150 мм, казематы 100 мм, рубка до 150 мм, палуба до 50 мм. Эк. 567 чел. 2 — 240 мм/40, 10 — 150 мм/40, 10 — 88 мм/35, 4 пулемета, 4 ТА 450 мм (1 надв. и 3 подв).
Первый германский броненосный крейсер, у которого боевые качества преобладали над крейсерскими. Для обеспечения большой скорости хода при незначительном водоизмещении оставлено только два 240-мм орудия. Среднюю артиллерию сконцентрировали в средней части и защитили вторым броневым поясом. С началом 1-й мировой войны оперировал в Балтийском море. С 1916 г. использовался в качестве штабного корабля. В 1920 г. продан на слом.
Броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк» — 1 ед.
«Фюрст Бисмарк» (Furst Bismarck) Кз.В.К. 1895/25.9.97/1.4.1900 искл. 1920
10620/11461 т, 127,0x20,4x7,80 м. ПМ - 3, 12 ПК, 13500 л.с.= 18,7 уз., 1400 т угля. Броня: пояс до 200 мм, башни до 200 мм, 150-мм орудий до 100 мм, казематы 100 мм, рубка носовая 200 мм, кормовая до 100 мм, палуба до 50 мм. Эк. 642 чел. 4—240 мм/40; 10—150 мм/40, 10—88 мм/35, 4 пулемета, 6 ТА 450 мм (1 надв. и 5 подв.).
Первый броненосный крейсер германского флота. Изначально предполагалось, что корабль будет действовать на океанских коммуникациях противника — отсюда размеры, сопоставимые с размерами броненосцев. Однако по ряду чисто технических причин имел весьма посредственные крейсерские качества и не мог быть использован в эскадренном бою. С началом войны являлся кораблем береговой обороны на Балтике. С 1915 г.— учебное судно школы механиков в Киле, а в 1919 г. — штабное судно. Сдан на слом в 1920 г.