Легкие и бронепалубные крейсера
Легкие крейсера типа «Кенигсберг» — 6 + 8 ед.
1-я серия: |
|
|
«Кенигсберг» (Kunigsberg) |
Вз.Бр. |
1914/18.12.15/12.8.1916 искл. 1920 |
«Карлсруэ» (Karlsruhe) |
Кз.В.К. |
1915/31.1.16/15.11.1916 погиб 21.6.1919 |
«Эмден» (Emden) |
Вз.Бр. |
1914/1.2.16/16.12.1916 искл. 1920 |
«Нюрнберг» (Nurnberg) |
Хв.К. |
1915/14.4.16/15.2.1917 искл. 1919 |
2-я серия: |
|
|
«Кёльн» (Coln) |
Бл.Ф.Гмб. |
1915/5.10.16/17.1.1918 погиб 21.6.1919 |
«Висбаден» (Wiesbaden) |
Вл.Шт. |
1915/3.3.17. не достр. искл. 1919 |
«Дрезден» (Dresden) |
Хв.К. |
1916/25.4.17/28.3.1918 погиб 21.6.1919 |
«Магдебург» (Magdeburg) |
Хв.К. |
1916/17.11.17/не достр. искл. 1919 |
«Лейпциг» (Leipzig) |
Вз.Бр. |
191 5/28.1.18/не достр. искл. 1919 |
«Росток» (Rostock) |
Вл.Шт. |
191 5/6.4.18/не достр. искл. 1919 |
«Фрауенлоб» (Frauenlob) |
Кз.В.К. |
1 91 5/16.9. 18/не достр. искл. 1919 |
Замещающий «Кёльн» (Ersatz Coln) |
Вз.Бр. |
1916/не достр. искл. 1919 |
Замещающий «Эмден» (Ersatz Emden) |
Вз.Бр. |
1916/не достр. искл .1919 |
Замещающий «Карлсруэ» (Ersatz Karlsruhe) |
Кз.В.К. |
1916/не достр. искл. 1919 |
5440/7125 т, 151,4x14,2x5,96 м. ПТ-2, 12 ПК, 4500Q л.с. = 27,8уз., 1340тугля + 500 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 475 чел. 8-150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм (2 подв. и 2 палубные поворотные, либо 200 мин).
Являлись развитием крейсеров типа «Магдебург». В отличие от прототипа имели большие размеры, 8.150-мм орудий (против 7), более совершенную систему подводной защиты и приборы управления огнем. Боевые качества этих кораблей явно преобладали над крейсерскими. Крейсера 2-й серии, начиная с «Кёльна», имели длину 155,5 м, водоизмещение 5620/7486 т и запас топлива в 1100 т угля и 1050 т нефти. Их вооружение было усилено за счет добавления третьего 88-мм зенитного орудия и замены 500-мм ТА на 600-мм. «Карлсруэ», «Эмден», «Кёльн», «Нюрнберг» и «Дрезден» были интернированы 21.11.1918 англичанами в Скапа-Флоу. Экипажи кораблей пытались их затопить, однако «Эмден» и «Нюрнберг» удалось спасти. «Эмден», как и «Кенигсберг», по репарациям передали Франции. Последний служил во французском флоте до 1936 г., а «Эмден» после ряда опытов разобрали в 1926 г. «Нюрнберг» англичане использовали как опытовый корабль, и в 1922 г. он затонул после артиллерийского обстрела. Недостроенные корабли разобраны на металл, за исключением «Магдебурга», корпус которого использовали при постройке Северного мола в Киле.
Легкие крейсера типа «Висбаден» — 2 ед.
«Висбаден» (Wiesbaden) Вл.Шт. 1913/30.1.15/23.8.1915 погиб 1.6.1916
«Франкфурт» (Frankfurt) Кз.В.К. 1913/20.3.15/20.8.1915 искл. 1919
5180/6601 т, 145,3x13,9x5,76 м. ПТ-2, 12 ПК, 31 000 л.с. = 27,5 уз., 1280 т угля + 470 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий 50 мм, палубы до 40 мм. Эк. 474 чел. (в военное время — свыше 580 чел.). 8—150 мм/45, 4 — 52 мм/44 зен. впоследствии, 2 — 88/45 зен., 4 ТА 500 мм (2 подв. и 2 палубные поворотные, либо 120 мин).
Первые германские крейсера, оснащенные турбинами с зубчатой передачей. Дальнейшего развития машинная установка данных кораблей не получила из-за сложности и малой надежности. После вступления в строй вошли в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. Во время Ютландского сражения «Висбаден» был потоплен артиллерийским огнем. Погибло 589 чел. «Франкфурт» интернирован в Скапа-Флоу. Экипаж пытался затопить корабль, однако англичанам удалось удержать его на плаву. Он был передан по репарациям США. Потоплен 18.7.1921 у м. Генри бомбами большого калибра.
Легкие крейсера типа «Грауденц» — 2 ед.
«Грауденц» (Graudenz) Кз.В.К. 1912/25.10.13/10.8.1914 искл. 1919
«Регенсбург» (Regensburg) Вз.Бр. 1912/25.4.14/3.1.1915 искл. 1919
4912/6382 т, 142,7x13,8x5,75 м. ПТ- 2, 12 ПК, 26 000 л.с. = 27 уз., 1280 т угля + 375 т нефти. Броня: пояс £О 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 381 чел. 12—105 мм/45, после перевооружения в 1*915 — 1917 гг.-7 150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм (2 подв. и 2 палубные поворотные).
Одна из модификаций крейсера «Магдебург». По сравнению с прототипом имели увеличенные размеры для обеспечения более надежной подводной защиты и улучшения условий обитаемости экипажа. Энергетическая установка осталась такой же, как и на «Магдебурге», что не позволяло развивать ход свыше 26,5 узла. После вступления в строй возглавляли флотилии миноносцев. С начала 1916 г. «Регенсбург» вошел в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря, а «Грауденц» стал лидером 1-й флотилии миноносцев. После окончания войны были переданы по репарациям соответственно Франции и Италии.
Легкие крейсера типа «Карлсруэ» — 2 ед.
«Карлсруэ» (Karlsruhe) «Росток» (Rostock) |
Грв.К. Хв.К. |
1911/11.11.12/15.1.1914 1911/12.11.12/5.2.1914 |
погиб .11.1914 погиб 1.6.1916 |
4900/6191 т, 142,2x13,7x5,38 м. ПТ- 2, 14 ПК, 37 800 л.с. = 28,5 уз., 1300 т угля + 260 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий до 50 мм, палубы до 40 мм. Эк. 375 чел. 12-105 мм/45, 2 ТА 500 мм подв.
Одна из модификаций крейсера «Магдебург». Отличались, от прототипа увеличенными размерами. После начала войны «Карлсруэ» действовал в водах Индийского и Тихого океанов. Затонул 4.11.1914 после внутреннего взрыва у берегов Западной Индии (единственный германский корабль, погибший по этой причине). «Росток» входил в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря и периодически возглавлял флотилии миноносцев. В Ютландском бою 1.6.1916 был поврежден торпедами английских эсминцев и добит миноносцами V-71 и V-73.
Легкие крейсера типа «Магдебург» — 4 ед.
«Магдебург» (Magdeburg) Вз.Бр. 1910/13.5.11/20.8.1912 погиб 26.8.1914
«Бреслау» (Breslau) Вл.Шт. 1910/16.5.11/10.5.1912 погиб 20.1.1918
«Страсбург» (Strassburg) Кз.В.Х. 1910/24.8.11/9.10.1912 искл. 1919
«Штральзунд» (Stralsund) Вз.Бр. 1910/4.11.11/10.12.1912 искл. 1919
4570/5587 т, 138,7x13,4x5,13 м. ПТ-3 («Магдебург» и «Штральзунд»), ПТ —2 («Страсбург»), 4 ПТ («Бреслау»), 16 ПК, 35 500 л.с. = 28,2 уз., 1200 т угля -f 106 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий до 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 354 чел. 12— 105 мм/45. После перевооружения в 1915—1917 гг.—7 150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 2 ТА 500 мм палубные поворотные и 2 ТА 500 мм подв. (демонтированы в ходе перевооружения), 100 мин.
Первые германские легкие крейсера. Проект разработан в 1906—1907 гг. На этой серии кораблей был выработан наиболее оптимальный тип энергетической установки для всех последующих типов легких крейсеров. Отличались хорошим бронированием, системой подводной защиты, мореходными качествами и маневренностью. Одним из существенных недостатков считалась слабость артиллерийского вооружения, что заставило в ходе войны перевооружить крейсера 150-мм орудиями. На «Бреслау» с 1916г. 2 150 мм/45, 10 105 мм/45 орудий. С 1917 г. 8 150 мм/45. 26.8.1914 «Магдебург» выскочил на камни у м. Оденсхольм. Из-за невозможности спасти крейсер был подорван своим экипажем и добит подошедшими русскими крейсерами. «Бреслау» входил в состав Средиземноморской эскадры, 20.1.1918 подорвался на минах в Мраморном море. «Страсбург» и «Штральзунд» после войны передали по репарациям соответственно Италии и Франции.
Бронепалубные крейсера типа «Пиллау» — 2 ед.
«Пиллау» (Pillau) Шх.Д. 1913/1.4.14/14.12.1914 искл. 1919
«Эльбинг» (Elbing) Шх.Д. 1913/21.11.14/1.9.1915 погиб 1.6.1916
4390/5252Т, 135,3x13,6x5,98 м. ПТ-2, 10ПК. 30000 л.с. = 27,5 уз., 620 т угля + 580 т нефти. Броня: палуба до 80 мм, рубка до 75 мм, щиты орудий 50 мм. Эк. 443 чел. 8-150 мм/45, 4-52 мм/55 зен., заменены на 2 — 88 мм/45, 2 ТА 500 мм палубные поворотные, 120 мин.
Бывшие русские бронепалубные крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской», заказанные для Сибирской флотилии. После начала войны конфискованы Германией. При сравнительно мощном вооружении обладали слабым бронированием и незначительной автономностью. Входили в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. В ходе Ютландского боя поврежденный артиллерийским огнем «Эльбинг» столкнулся с линкором «Позен», после чего затонул. Погибло 4 чел. «Пиллау» по репарациям был передан Италии.
Легкие крейсера — минные заградители типа «Бруммер» — 2 ед.
«Бруммер» (Brummer) Вл.Шт. 1915/11.12.15/2.4.1916 погиб 21.6.1919
«Бремзе» (Bremse) Вл.Шт. 1915/11.3.16/1.7.1916 погиб 21.6.1919
4385/5856 т, 140,4x13,2x6,00 м. ПТ- 2, 6 ПК, 47 700 л.с. = 28,1 уз., 600 т угля + 1000 т нефти. Броня: пояс до 40 мм, рубка до 100 мм, палуба до 15 мм. Эк. 309 чел. 4—150 мм/45, 2 — 88 мм/45 зен., 2 ТА 500 мм палубные поворотные, 400 мин.
По существу, являлись легкими крейсерами с ослабленным артвооружением, за счет чего могли принимать на борт мины. Входили в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. 26.11.1918 оба крейсера были интернированы англичанами в Скапа-Флоу. Затоплены своими экипажами. «Бремзе» в 1929 г. подняли и сдали на слом.
Бронепалубные крейсера типа «Майнц» — 4 ед.
«Кольберг» (Kolberg) «Майнц» (Mainz) «Кёльн» (Culn) «Аугсбург» (Augsburg) |
Шх.Д. Вл.Шт. Грв.К. Кз.В.К. |
1908/14.11.08/21.6.1910 1907/23.1.09/1.10.1909 1908/5.6.09/16.6.1911 1908/10.7.09/1.11.1910 |
искл. 1920 погиб 28.8.1914 погиб 28.8.1914 искл. 1920 |
4362/4915т, 130,5x14,0x5,58 м. ПТ- 2, 15 ПК, 31 000 л.с. = 26,7 уз., 1010 т угля Ч- 115 т нефти. Броня: палуба до 50 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 367 чел. 12 — 105 мм/45, 4 — 52 мм/55, «Кольберг» и «Аугсбург» после перевооружения в 1916 — 1917 гг. 6-150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 2 ТА 450 мм подв., на перевооруженных кораблях 2 ТА 500 мм палубные поворотные, 100 мин.
Последние бронепалубные крейсера германского флота. Являлись развитием кораблей типа «Дрезден». Отличались от них увеличенными размерами, большей скоростью хода и усиленным артиллерийским вооружением. «Майнц» имел двухвальную установку и являлся самым скоростным кораблем серии (27,2 уз.). Остальные крейсера четырехвальные. «Майнц» и «Кельн» погибли во время Гельголандского сражения от снарядов английских крейсеров. «Кольберг» и «Аугсбург» были переданы по репарациям в 1920 г. соответственно Франции и Японии.
Бронепалубные крейсера типа «Дрезден» — 2 ед.
«Дрезден» (Dresden) Бл.Ф.Гмб. 1907/5.10.07/14.11.1908 погиб 14.3.1915.
«Эмден» (Emden) Кз.В.Дц. 1906/26.5.08/10.7.1909 погиб 9.11.1914.
3664/4268 т, 118,3x13,5x5,53 м. ПТ - 2 на «Дрезден», 2 ПМ на «Эмден», 12 ПК, 18 800 л.с. на «Дрезден» = 25,2 уз., 16390 л.с. на «Эмден» — 24,1 уз., 860 т угля. Броня: палуба до 50 мм, на скосах до 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 361 чел. 10—105 мм/40, 10 пулеметов, 2 ТА 450 мм подв.
Корабли спроектированы в 1905-1906 гг. Одна из модификаций крейсера «Бремен». Строились для отработки наиболее оптимальной силовой установки крейсеров («Дрезден» — четырехвальный, «Эмден» — двухвальный). В момент начала войны находились в составе эскадры адмирала Шпее, в водах Восточной Азии. «Эмден» в дальнейшем действовал самостоятельно. Потопил русский бронепалубный крейсер «Жемчуг» и французский эсминец «Мускэ» в Пенанге. Уничтожен в бою у Кокосовых островов английским крейсером «Сидней». «Дрезден» расстреляли в Кемберлендском заливе (Чили) английские крейсера «Кент» и «Глазго».
Бронепалубные крейсера типа «Кенигсберг» — 4 ед.
«Кенигсберг» (Kenigsberg) Кз.В.К. 1905/12.12.05/6.4.1907 погиб 11.7.1915
«Нюрнберг» (Nurnberg) Кз.В.К. 1906/29.8.06/10.4.1908 погиб 8.12.1914
«Штуттгарт» (Stuttgart) Кз.В.К. 1905/22.9.06/1.2.1908 искл. 1919
«Штеттин» (Stettin) Вл.Шт. 1906/7.3.07/29.10.1907 искл. 1919
3469/4002 т, (3480/3820 т «Кенигсберг» и «Штеттин»), 117,4 («Кенигсберг» - 115,3)х13,3x5,14 -5,4 м. ПТ—2 «Штеттин»; ПМ 2 — остальные, 11 ПК, 13 900 л.с. = 24,1 уз. («Штеттин» 21 670 л.с. = 25,2 уз.), 880 т угля. Броня: палуба 45 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 322 чел. 10 — 105 мм/40, 10 пулеметов, 2 ТА 450 мм подв.
Спроектированы в 1904—1905 гг. Одна из модификаций крейсера «Бремен». «Кенигсберг» по внешнему виду и конструкции корпуса отличался от трех других кораблей. Паротурбинный «Штеттин» имел 4 линии вала, остальные — 2. «Нюрнберг» входил в состав эскадры адмирала Шеера. Потоплен английским броненосным крейсером «Кент», погибло 327 чел. «Кенигсберг» действовал на торговых коммуникациях самостоятельно. 30.10.1914 был блокирован англичанами в дельте реки Руфиджи и 11.7.1915 разрушен огнем мониторов. «Штуттгарт» с 1908 г. использовался как учебный артиллерийский корабль. В 1914 г. вошел в состав флота. В 1919 г. продан на слом. «Штеттин» с 1917 г. использовался как учебный. В 1919 г. продан на слом.
Бронепалубные крейсера типа «Бремен» — 7 ед.
«Бремен» (Bremen) «Гамбург» (Hamburg) «Берлин» (Berlin) «Любек» (Lubeck) «Мюнхен» (Munchen) «Лейпциг» (Leipzig) «Данциг» (Danzig) |
Вз.Бр. Вл.Шт. Кз.В.Дц. Вл.Шт. Вз.Бр. Вз.Бр. Кз.В.Дц. |
1902/9.7.03/19.5.1904 1902/25.7.03/8.3.1904 1902/22.9.03/4.4.1905 1903/26.3.04/26.4.1905 1903/30.4.04/10.1905 1904/21.3.05/20.4.1906 1 904/23.9.05/1.2.1907 |
погиб 17.12.1915 погиб 1944 искл. 1935 искл. 1919 искл. 1919 погиб 8.12.1914 искл. 1919 |
3278/3816 т, 111,1 (113,8 «Берлин»)х13,3x5,61 м. ПМ - 2, ,10 ПК, 12 280 л.с. (на «Любеке» 2 ПТ, 14 403 л.с.) = 23,1 уз., 860 т угля. Броня: палуба до 50 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 301 чел. 10—105 мм/ 40, 10 скорострельных пушек, (заменены на пулеметы), 2 ТА 450 мм подв. «Бремен» и «Любек» с 1916 г. : 2 - 150 мм/45, 6 - 105 мм/40, 2 ТА 450 мм (палубные поворотные).
Проект разработан в 1901—1902 гг. Универсальный тип крейсера. Отличались хорошей мореходностью и маневренностью. «Любек» — первый германский крейсер, снабженный паротурбинной установкой. Первоначально имел 8 винтов на 4 валах, впоследствии их заменили на 4. «Лейпциг» входил в состав эскадры адмирала Шпее. Потоплен артиллерией английских крейсеров «Корнуэлл» и «Глазго». «Бремен» потоплен на Балтике английской ПЛ Е-9 (по другим данным — подорвался на русских минах). Погибло 250 чел. Остальные корабли в боевых действиях участвовали мало, так как считались слабо вооруженными и недостаточно скоростными. После войны «Гамбург» и «Берлин» были оставлены Германии.
Бронепалубные крейсера типа «Газелле» —10 ед.
«Газелле» (Gazelle) |
Гер.в.К. |
1897/31.3.98/6.10.1900 |
искл. 1920 |
«Ниобе» (Niobe) |
Вз.Бр. |
1898/18.7.99/25.6.1900 |
искл. 1925 |
«Нимфа» (Nymphe) |
Гер.в.К. |
1898/21.11.90/20.9.1901 |
искл. 1931 |
«Тетис» (Thetis) |
Кз.В.Дц. |
1899/3.7.00/14.9.1901 |
искл. 1929 |
«Ариадна» (Ariadne) |
Вз.Бр. |
1899/10.8.00/18.5.1901 |
погиб 28.8.1914 |
«Амазон» (Amazone) |
Грв.К. |
1899/6.10.00/15.11.1901 |
искл. 1931 |
«Медуза» (Medusa) |
Вз.Бр. |
1900/5.12.00/26.7.1901 |
погиб 3.5. 1945 |
«Фрауенлоб» (Frauenlob) |
Вз.Бр. |
1901/22.3.02/17.2.1903 |
погиб 31. 5.1916 |
«Аркона» (Arcona) |
Вз.Бр. |
1901/22.10.02/12.5.1903 |
искл. 1930 |
«Ундина» (Undine) |
Хв.К. |
1901/11.12.02/5.1.1904 |
погиб 7. 11. 191 5 |
2360-2700/3100-3180 т, 105,1 («Амазон» 108,7) х12,2x4,84-5,12. ПМ -2, ПК-8, 8690 л.с. = 21,5 уз., 550 —710 т угля. Броня: палуба до 75 мм, на скосах до 80 мм, рубка 80 мм, щиты 50 мм. Эк. 258 чел. 10— 105 мм/40, 5 — 10 пулеметов, 2 ТА 450 мм подв.
К началу 1-й мировой войны считались устаревшими. «Аркону» переоборудовали в минный заградитель (200 мин). «Ундина», «Амазон», «Тетис» и «Нимфа» использовались как учебные. Остальные служили в охране прибрежной зоны, в основном на Балтике. «Ундина» потоплена у Гельголанда английской ПЛ Е-19. «Фрауенлоб» уничтожен торпедами английского крейсера «Саутгемптон» в Северном море. Погибло 323 чел. После окончания войны «Газелле» продали на слом. «Ниобе» в 1925 г. продали Югославии, где он использовался как учебный. «Медуза» использовалась как блокшив, а в 1942 г. переоборудована в плавучую зенитную батарею. Остальные крейсера до середины 30-х годов были проданы на слом:
Бронепалубные крейсера типа «Фрея» — 5 ед.
«Виктория Луиза» (Victoria Louise) «Герта» (Hertha) «Фрея» (Freya) «Винета» (Vineta) «Ганза» (Hansa) |
Вз.Бр. Вл.Шт. КЗ.Б.ДЦ. КЗ.Б.ДЦ. Вл.Шт. |
1896/29.3.97/20.2.1898 1896/14.4.97/23.7.1898 1896/27.4.97/10.1898. 1896/14.4.97/13.9.1899 1896/12.3.98/20.4.1899 |
искл. 1919 искл. 1919 искл. 1920 искл. 1919 искл. 1919 |
5660-5885/6491-6705 т, 110,6x17,4-17,6x6,9-7,08 м. ПМ - 3,12 ПК(«Герта», «Ганза» - 18 ПК), 10 790 л.с. = 19,1 уз., 950 т угля. Броня: палуба до 140 мм, рубка до 100 мм, кормовая — 12 мм, башни до 100 мм, казематы 100 мм. Эк. 477 чел. 2-210 мм/40, 6-150 мм/40, 11-88 мм/30, 3-88 мм/35, 3 ТА 450 мм подв.
После вступления в строй использовались, как правило, в качестве учебных. Первоначально были трехтрубными, но в ходе ремонта в 1905—1913 гг. основательно перестроены. С началом боевых действий несли службу по охране прибрежной зоны. В 1915 г. «Виктория Луиза» была переоборудована в минный заградитель, а в 1920 г.— в грузовое судно (служила до 1923 г.). «Герта» с 1915 г. служила блокшивом при воздушной станции в Фленсбурге. Остальные корабли находились в отстое и после войны сданы на слом.
Бронепалубный крейсер «Кайзерин Августа» — 1 ед.
«Кайзерин Августа» (Kaiserin Augusta) Гер.в.К. 1890/15.1.92/29.8.1892 искл. 1919
6056/6318 т, 123, 2x15,6x6,48 м. ПМ - 3, 8 ПК, 15 650 л.с. = 21,6 уз., 825 т угля. Броня: палуба до 120 мм, рубка до 50 мм. Эк. 430 чел. 12-150 мм/35, 8-88 мм/30, 1 ТА 350 мм подв.
Устаревший корабль, официально классифицировался как крейсер-корвет 2-го класса. С 1914 г. служил в качестве учебного артиллерийского корабля. В 1919 г. продан на слом, корпус использовали для постройки Северного мола в Киле.
Устаревшие бронепалубные крейсера
К началу 1-й мировой войны германский флот насчитывал 13 бронепалубных крейсеров, использовавшихся в качестве различных вспомогательных единиц. Так, крейсера 2-го класса «Ирена» и «Принцесса Вильгельма» (5020 т; 1886 — 1888 гг.) числились плавказармами школы подводников в Киле.
Крейсера 3-го класса «Гефион» и «Хела» (соответственно 4275 и 2082 т; 1892 — 1896 гг.) использовались как блокшивы. «Хелу» с началом боевых действий возвратили на флот, и она была потоплена 13.9.1914 английской ПЛ Е-9. Из 6 бронепалубных крейсеров 4-го класса типа «Буссард» (2580 т; 1888—1895 гг.) к 1914 г. сохранились 4. «Зееадлер» и «Кондор» служили минными тендерами в Киле, «Корморан» был затоплен своим экипажем в Циндао, «Гейер» в ноябре 1914 г. интернировали США. Крейсера 4-го класса типа «Швальбе» (1400 т; 1887—1889 гг.) использовались в качестве угольных тендеров. Бронепалубный крейсер «Ягд», классифицировавшийся как посыльное судно (авизо), служил хранилищем для торпед. «Метеор» и «Комет» (1700 т; 1888—1893 гг.) служили плавучими причалами в Киле и Данциге.