Эсминцы и миноносцы
Германские эсминцы, в отличие от своих зарубежных собратьев, не имели названий, а несли литерно-цифровые обозначения. Их нумерация была сквозной — по мере выдачи заказа, а буквы означали фирму-строитель (V — «Вулкан», S - «Шихау», G — «Германиаверфт», В — «Блом унд Фосс», Н — «Ховальдсверке»).
Эсминцы типа V170 (проект 1917 г.) —0+46 ед.
V170 —S223
1268/1563 т; 92,5x9,10x3,6 м. ПТ - 2, 3 ПК, 36 000 - 38 000 л.с. = 35 уз., 345 т нефти. Эк. 130 чел. 4-105 мм/45, 2x4 ТА 500 мм, 40 мин.
Данные корабли являлись альтернативой дорогим эсминцам S113 — В124. Все 46 единиц предполагалось заложить в начале 1918 г. на заводах трех различных фирм, однако заказы на V203 — V211 — S223 аннулировали в декабре 1917 г. Для всех остальных кораблей были заготовлены материалы и механизмы, но к концу войны только у S178, S179, Н186 и Н187 была достигнута готовность по корпусу 70—80%. Последние 2 эсминца даже спустили на воду и впоследствии переоборудовали в торговые суда. Остальные разобрали на стапелях.
Эсминцы типа S113 (проект 1916 г.) — 2+10 ед.
S113 (1916/31.1.18/5.8.1919, искл. 1919), S114(1916/11.4.18/недостр.), S115(1917/20.7.18/ не достр.), V116 (1916/2.3.18/31.7.1918, искл. 1920), V117 (1917 4.5.18/не достр.), V118 (1917/6.7.18/недостр., искл. 1919), G119 (1916/8.10.18/не достр.), S120, S121, В122— В124 (все не достроены).
2040-2060/2360-2415 т, 107,5х 10,4x4,84 м. ПТ - 2, 4 ПК, 56 000 л.с. = 36,9 уз., 720 т нефти. Экипаж 176-188 человек, 4-150 мм/45, 2x4 ТА 600 мм, 40 мин.
Строились в ответ на появление в русском и английском флотах эсминцев с мощным артиллерийским и торпедным вооружением. Должны были стать лидерами флотилий миноносцев. Корабли различались между собой размерами и мощностью силовой установки. Приведены данные вступившего в строй S113. 5 эсминцев — S120, S121, В122 — В124 к моменту окончания войны имели готовность по корпусу около 65—68% и не были спущены на воду. В 1920 г. 8113 и ¥116 по репарациям передали соответственно Франции и Италии. Остальные корабли продали на слом.
Эсминцы типа G101 — 4 ед.
G101 (1914/12.8.14/4.3.1915, погиб 21.6.1919), G102 (1914/16.9.14/8.4.1915, погиб 21.6.1919), G103 (1914/14.11.14/11.5.1915, погиб 21.6.1919), G104 (1914/ 28.11.14/5.6.1915, погиб 21.6.1919).
1116/1734 т, 95,3x9,47x3,84 м. ПТ-2, 2 ПК, 29 400 л.с. = 33,7 уз., 500т нефти. Экипаж 104 человека. 4 — 88 мм/45. С 1916 г. на G102 4— 105мм/ 45; 2x3 ТА 500 мм; 24 мины.
Строились по заказу Аргентины, реквизированы с началом войны. Участвовали в Ютландском бою. Все 4 корабля в 1918 г. интернированы англичанами, позже затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу. Подняты в середине 20-х гг. и проданы на слом.
Эсминцы типа В97 — 8 ед.
В97 (1914/15.12.14/13.2.1915, искл. 1920), В98 (1914/2.1.15/ 24.3.1915, искл. 1919), V99 (1914/9.2.15/20.4.1915, погиб 17.8.1915), V100 (1914/8.3.15/17.6.1915, искл. 1919), В109 (1914/11.3.15/ 8.6.1915, погиб 21.6.1919), В110 (1914/31.3.15/26.6.1915, погиб 21.6.1919), В111 (1914/8.6.15/10.8.1915, погиб 21.6.1919), В112 (1914/17.6.15/3.9.1915, погиб 21.6.1919).
1374/1843 т, 98,0x9,35x3,42 м. ПТ-2, 4 ПК, 40 000 л.с. = 36,0 уз., 527 т нефти. Эк. 114 человек. 4-88 мм/45, 2x2 ТА 500 мм, 2x1 ТА 500 мм, 24 мины.
Построены по инициативному предложению фирмы «Блом унд Фосс», стремившейся использовать заказанные русским Морским ведомством механизмы и ряд корпусных конструкций для 4 эсминцев типа «Новик». Предложение было поддержано фирмой «Вулкан», также располагавшей русскими заказами. После вступления в строй проходили службу на Балтике. V99 был потоплен в бою с русским эсминцем «Новик». Участвовали в Ютландском бою. По его опыту летом 1916 г. были перевооружены на 4 105 мм/45 орудия. После окончания войны эсминцы интернировали англичане. 4 корабля (В109-В112) затоплены в Скапа-Флоу. В97 по репарациям передали Италии. V100 — Франции, a V98 из-за плохого состояния корпуса и механизмов (его также пытался затопить экипаж в Скапа-Флоу) продали на слом.
Эсминцы типа G96 —19 ед.
G96 (1915/16.9.16/23.12.1916 - погиб 26.6.1917), V125 (1916/18.5.17/29.8.1917 - погиб 21.6.1919), V126 (1916/30.6.17/25.9.1917 - погиб 21.6.1919), V127 (1916/28.7.17/23.10.1917 - погиб 21.6.1919), V128 (1917/11.8.17/15.11,1917 - погиб 21.6.1919), V129 (1917/19.10.17/20.12.1917 - погиб 21.6.1919), V130 (1917/20.11.17/2.2.1918 - искл. 1920), S131 (1916/3.3.17/11.8.1917 - погиб 21.6.1919), S132 (1916/ 19.5.17/2.10.1917 - погиб 21.6.1919), S133 (1916/1.9.17/21.2.1918 - искл. 1919), S134 (1917/25.8.17/4.1.1918 - искл. 1919), S135 (1917/27.10.17/15.3.1918 - искл. 1919), S136 (1917/1.12.17/30.4.1918 - погиб 21.6.1919). S137 (1917/9.3.18/14.6.1918 - погиб 21.6.1919), S138 (1917/22.4.18/29.7.1918 - погиб 21.6.1919), S139 (1917/24.11.17/15.4.1918 - искл. 1919), Н145 (1917/11.12.17/4.8.1918 - погиб 21.6.1919), Н146 (1917/23.1.18/3.10.1918 - искл. 1920), Н147 (1917/13.3.18/13.7.1920 - искл. 1920).
990/1147 т, 84,5x8,36x3,4 м. ПТ- 2, 3 ПК, 25 150 л.с. = 34,6 уз., 332 т. нефти. Эк. 105 чел. 3-105 мм/45, 2x2 ТА 500 мм, 2x1 ТА 500 мм, 24 мины.
Эсминцы так называемого «1916М» типа (программы 1916 года, мобилизационные). По конструкции являлись развитием кораблей V25 — G95. В отличие от прототипа имели увеличенные размеры, удлиненный полубак и усиленный корпус, что повышало их автономность и мореходность, делая более приспособленными для совместных с флотом действий в Северном море. Различались между собой размерами и архитектурой надстроек. Кроме того, эсминцы завода «Германия» могли нести по 40 мин заграждения. Всего было заложено 46 кораблей данного типа, но в строй вступили только 19. V140 — V144, Н166 — Н169 спустили на воду, но к моменту окончания войны готовность их котлов и механизмов составляла порядка 60%; Ww151 (заказан заводу «Кайзерликг Верфт» в Хафене); G148 - G150; S152 - S157; V158 - V165 имели готовность по корпусу от 2 до 40%. Все недостроенные корабли после войны продали на слом. В ходе боевых действий был потерян лишь G96 (подорвался на мине у Фландрского побережья). V125 — V129, S131, S132, S136, S137, S138 и Н145 затопили экипажи в Скапа-Флоу. В середине 20-х гг. их подняли и продали на слом либо (как, например, S132) передали по репарациям союзникам. Все оставшиеся корабли по условиям Версальского договора передали Франции, и они прослужили в качестве эсминцев до конца 30-х гг.
Эсминцы типа V25 —71 ед.
V25 |
1913/29.1.14/27.6.1914 |
погиб 13.2.1915 |
|
||||||||
V26 |
1913/21.2.14/1.8.1914 |
искл. 1920 |
|
||||||||
V27 |
1913/26.3.14/2.9.1914 |
погиб 31. 5.1916 |
|
||||||||
V28 |
1913/9.5.14/22.9.1914 |
искл. 1920 |
|
||||||||
V29 |
1913/18.8.14/19.10.1914 |
погиб 31.5.1916 |
|
||||||||
V30 |
1913/18.9.14/16.11.1914 |
погиб 20. 11. 191 8 |
|
||||||||
S31 |
1913/20.12.13/9.8.1914 |
погиб 19.8.1915 |
|
||||||||
S32 |
1913/28.2.14/10.9.1914 |
погиб 21 .6.1919 |
|
||||||||
S33 |
1913/4.4.13/4.10.1914 |
погиб 3.10.1918 |
|
||||||||
S34 |
1913/13.6.14/5.11.1914 |
погиб 3.10.1918 |
|
||||||||
S35 |
1913/30.8.14/4.12.1914 |
погиб 31.5.1916 |
|
||||||||
S36 |
1913/17.10.14/4.1.1915 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
G37 |
1914/17.12.14/29.6.1915 |
погиб 4.1 1.1917 |
|
||||||||
G38 |
1914/23.12.14/30.7.1915 |
погиб 21 .6.1919 |
|
||||||||
G39 |
1914/16.1.15/20.8.1915 |
погиб 21 .6.1919 |
|
||||||||
G40 |
1914/27.2.15/16.9.1915 |
погиб 21. 6.1919 |
|
||||||||
G41 |
1914/24.4.15/14.10.1915 |
погиб 3.10.1918 |
|
||||||||
G42 |
1914/20.5.15/10.11.1915 |
погиб 21.4.1917 |
|
||||||||
V43 |
1914/27.1.15/28.5.1915 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
V44 |
1914/24.2.15/22.7.1915 |
погиб 21. 6.1919 |
|
||||||||
V45 |
1914/29.3.15/30.9.1915 |
погиб 21. 6.1919 |
|
||||||||
V46 |
1914/23.12.14/31.10.1915 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
V47 |
1914/10.6.15/20.11.1915 |
погиб 2. 11. 191 8 |
|
||||||||
V48 |
1914/6.8.15/10.12.1915 |
погиб 31. 5.1916 |
|||||||||
S49 |
1914/10.4.15/12.7.1915 |
погиб 21.6.1919 |
|||||||||
S50 |
1914/24.4.15/15.8.1915 |
погиб 21. 6.1919 |
|||||||||
S51 |
1914/29.4.15/7.9.1915 |
погиб 21.6.1919 |
|||||||||
S52 |
1914/12.6.15/28.9.1915 |
погиб 21.6.1919 |
|||||||||
S53 |
1914/18.9.15/17.12.1915 |
погиб 21 .6. 1919 |
|||||||||
S54 |
1914/11.10.15/30.1.1916 |
погиб 21. 6.1919 |
|||||||||
S55 |
1914/6.11.15/6.3.1916 |
погиб 21. 6.1919 |
|||||||||
S56 |
1914/11.12.15/16.4.1916 |
погиб 21 .6.1919 |
|||||||||
S57 |
1914/8.1.16/5.5.1916 |
погиб 10.11.1916 |
|||||||||
S58 |
1914/5.2.16/4.6.1916 |
погиб 11.11.1916 |
|||||||||
S59 |
1914/16.2.16/3.7.1916 |
погиб 11.11.1916 |
|||||||||
S60 |
1914/3.4.16/15.8.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|||||||||
S61 |
1914/8.4.16/20.9.1916 |
погиб 2.1 1.1918 |
|||||||||
S62 |
1914/13.5.16/7.11.1916 |
погиб 10.7.1918 |
|||||||||
S63 |
1914/27.5.16/18.12.1916 |
искл. 1919 |
|||||||||
S64 |
1914/21.8.16/15.3.1917 |
погиб 18.10.1917 |
|||||||||
S65 |
1914/14.10.16/22.4.1917 |
погиб 21.6.1919 |
|||||||||
S66 |
1914/21.11.16/9.5.1917 |
погиб 10.7.1918 |
|||||||||
V67 |
1914/3.8.15/1.11.1915 |
Погиб 2.11.1918 |
|||||||||
V68 |
1914/24.8.15/3,12.1915 |
погиб 8.8.1918 |
|||||||||
V69 |
1914/18.8.15/9.1.1916 |
погиб 2.1 1.1918 |
|||||||||
V70 |
1914/14.10.15/6.1.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|||||||||
V71 |
1914/1.9.15/10.3.1916 |
искл. 1920 |
|
||||||||
V72 |
1914/30.12.15/28.3.1916 |
погиб 11.11.1916 |
|
||||||||
V73 |
1914/24.9.15/16.2.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
V74 |
1914/29.10.15/28.3.1916 |
погиб 25.5.1918 |
|
||||||||
V75 |
1914/15.1.16/29.4.1916 |
погиб 10.11.1916 |
|
||||||||
V76 |
1914/27.2.16/8.6.1916 |
погиб 11.11.1916 |
|
||||||||
V77 |
1914/28.2.16/18.5.1916 |
погиб 2.1 1.1918 |
|
||||||||
V78 |
1914/19.2.16/18.5.1916 |
погиб 21. 6.1919 |
|
||||||||
V79 |
1914/18.4.16/11.7.1916 |
искл. 1920 |
|
||||||||
V80 |
1914/28.4.16/6.7.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
V81 |
1914/27.5.16/29.7.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
V82 |
1914/5.7.16/30.8.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
V83 |
1914/10.6.16/3.10.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
V84 |
1914/17.8.16/6.11.1916 |
погиб 26.5.1917 |
|
||||||||
G85 |
1915/24.7.15/14.12.1915 |
погиб 21.4.1917 |
|
||||||||
G86 |
1915/24.8.15/11.1.1916 |
погиб 21. 6.1919 |
|
||||||||
G87 |
1915/22.9.16/10.2.1916 |
погиб 30.3.1918 |
|
||||||||
G88 |
1915/16.10.15/11.3.1916 |
погиб 8.4.1917 |
|
||||||||
G89 |
1915/11.12.15/10.5.1916 |
погиб 21 .6.1919 |
|
||||||||
G90 |
1915/15.1.16/15.6.1916 |
погиб 11.11.1916 |
|
||||||||
G91 |
1915/16.11.15/22.7.1916 |
погиб 21. 6.1919 |
|
||||||||
G92 |
1915/15.2.16/25.8.1916 |
погиб 21.6.1919 |
|
||||||||
G93 |
1915/11.7.16/25.8.1916 |
погиб 30.2.1918 |
|
||||||||
G94 |
1915/1.8.16/26.10.1916 |
погиб 30.3.1918 |
|
||||||||
G95 |
1915/29.8.16/25.11.1916 |
искл. 1920. |
|
||||||||
802/971 т (960/1147 т G85 - G95, G41, G42), 924/1188 т (V67-V84), 78,5 - 83,0x8,33 - 8,36x3,33 - 3,80 м. ПТ - 2, 3 ПК, 24 800 - 26 300 л.с. = 34,2-36 уз., 225-340 т нефти. Эк. 83 чел. 3-88 мм/45, 2x2 ТА 500 мм, 2x1 ТА 500 мм, 24 мины.
Эсминцы «мобилизационного» типа. Начало постройки было вызвано подготовкой к предстоящей войне. Отражали стремление руководства флота иметь миноносцы водоизмещением свыше 1000 т с мощным торпедным и артиллерийским вооружением, способные сопровождать тяжелые корабли на всей акватории Северного моря. Эти эсминцы (zerstorer) составили основу флотилий Флота Открытого моря в первые годы войны. Различались между собой размерами и архитектурой надстроек. Летом и зимой 1916г. S60 - S66, V82 - V84, G92 - G95, G42, G85 -G89, V47 - V48, V67 - V71, V73, V74, V77 - V81, S53 - S56 были перевооружены на 3 105 мм/45 орудия. На V25 в районе машинного отделения была смонтирована платформа для гидросамолета. В ходе боевых действий немцы потеряли 18 кораблей. Огнем английских линкоров и крейсеров были потоплены S35, V27 и V48, во время рейда на Дувр английские эсминцы «Свифт» и «Броук» уничтожили G42 и G85. В Рижском и Финском заливах на русских минах подорвались и затонули S31, S57, S58, S59, V72, V75, V76 и G90. Английская ПЛ L-11 торпедировала S33, эсминец «Петард» — V29, а один из торпедных катеров у бельгийского побережья — G68. Там же на минах погибли V74 и V69. Уже после окончания войны у берегов Бельгии подорвался на минах V30. Своими экипажами были затоплены S61, V77 и V67. G41 затонул у Брюгге по неизвестным причинам. По репарациям S63 передали Италии, a V79 — Франции. Оба корабля оставались в строю до середины 30-х гг. Остальные эсминцы в подавляющем большинстве были затоплены экипажами в Скапа-Флоу. Впоследствии их подняли и передали союзникам по репарациям либо продали на слом. Так, например, V43 и V73 достались США, и их потопил артиллерийским огнем линкор «Флорида». V46 был отбуксирован в Шербур (Франция) и разобран в 1925 г.
Большие миноносцы типа V1 — 24 ед.
V1 |
1911/11.9.11/12.1.1912 |
искл. 1929 |
|
||
V2 |
1911/14.10.11/28.3.1932 |
искл. 1929 |
|
||
V3 |
1911/15.11.11/2.5.1912 |
искл. 1929 |
|
||
V4 |
1911/23.12.11/15.6.1912 |
погиб 1.6.1916 |
|
||
V5 |
1911/25.4.13/17.7.1913 |
искл. 1929 |
|
||
V6 |
1911/28.2.13/17.5.1913 |
искл. 1929 |
|
||
G7 |
1911/7.11.11/30.4.1912 |
искл. 1945 |
|
||
G8 |
1911/21.12.11/6.8.1912 |
искл. 1945 |
|
||
G9 |
1911/31.1.12/25.9.1912 |
погиб 3.5. 191 8 |
|
||
G10 |
1911/15.3.12/28.8.1912 |
погиб 5.5. 1945 |
|
||
G11 |
1911/23.4.12/8.8.1912 |
погиб 3.4. 1945 |
|
||
G12 |
1911/15.7.12/17.10.1912 |
погиб 8.9. 191 5 |
|
||
S13 |
1911/7.12.11/2.7.1912 |
погиб 6.11.1914 |
|||
S14 |
1911/2.3.12/1.11.1912 |
погиб 19.2.1915 |
|||
S15 |
1911/23.3.12/1.11.1912 |
погиб 21.8.1917 |
|||
S16 |
1911/20.4.12/1.10.1912 |
погиб 20.1. 1918 |
|||
S17 |
1911/22.6.12/7.12.1912 |
погиб 16.5.1917 |
|||
S18 |
1911/10.8.12/12.1.1913 |
искл. 1931 |
|||
S19 |
1911/17.10.12/29.3.1913 |
искл. 1931 |
|||
S20 |
1911/4.12.12/1.11.1913 |
погиб 5.6.1917 |
|||
S21 |
1911/11.1.13/20.6.1913 |
погиб 21.3.1915 |
|||
S22 |
1911/15.2.13/23.7.1913 |
погиб 26.3.1916 |
|||
S23 |
1911/29.3.13/1.11.1913 |
искл. 1945 |
|||
S24 |
1911/28.6.13/27.8.1913 |
искл. 1920 |
|||
569/697т(573/719т07-С12),71,1 -71,5x7,43-7,6x3,11 -3,15. ПТ-2,3 ПК, 15 700-17 100 л.с. = 32,9 - 34,0 уз., 107 - 146 т угля + 71 -78 т нефти. Эк. 74 чел. 2-88 мм/45, 2x2 ТА 450 мм, 18 мин.
Эсминцы различались между собой размерами, архитектурой надстроек и мощностью силовой установки. В ходе первой мировой войны немцы потеряли 9 кораблей этого типа. S14 погиб от внутреннего взрыва в Хафене. После столкновения с крейсером «Гамбург» затонул в Северном море S21. От взрыва торпед были уничтожены S13 и V4. На минах в Северном море подорвались S15, S16, S17 и S22.
Береговой артиллерией у Фландрского побережья был потоплен S20. В 1931—1933 гг. V6, S18 и S19 продали на слом, a S24 в 1920 г. разобрали на металл. Оставшиеся корабли служили в составе германского флота до середины 40-х годов. Отдельные из них после окончания 2-й мировой войны были переданы по репарациям СССР (G7, с 1946 г.- «Поражающий») и Великобритании.
Большие миноносцы типа S138 — 59 ед.
S138 |
1906/22.9.06/1.5.1907 |
погиб 7.7. 1918 |
|
S139 |
1906/12.11.06/6.7.1907 |
искл. 1927 |
|
S140 |
1906/22.12.06/3.8.1907 |
искл. 1921 |
|
S141 |
1906/7.2.07/9.9.1907 |
искл. 1933 |
|
S142 |
1906/6.3.07/20.9.1907 |
искл. 1920 |
|
S143 |
1906/6.4.07/12.10.1907 |
искл. 1927 |
|
S144 |
1906/27.4.07/3.12.1907 |
искл. 1928 |
|
S145 |
1906/8.6.07/17.12.1907 |
искл. 1921 |
|
S146 |
1906/37.6.07/20.11.1907 |
искл. 1929 |
|
S147 |
1906/3.8.07/10.4.1908 |
искл. 1921 |
|
S148 |
1906/14.9.07/18.3.1908 |
искл. 1935 |
|
S149 |
1906/19.10.07/27.7.1908 |
искл. 1927 |
|
V150 |
1907/1.8.07/20.11.1907 |
погиб 18.5.1915 |
|
V151 |
1907/14.9.07/29.2.1908 |
искл. 1937 |
|
V152 |
1907/11.10.07/10.4.1908 |
искл. 1931 |
|
V153 |
1907/13.11.07/9.5.1908 |
искл. 1945 |
|
V154 |
1907/19.12.07/5.6.1908 |
искл. 1935 |
|
V155 |
1 907/28. 1 .08/25.6. 1 908 |
погиб 22.4. 1945 |
|
V156 |
1907/29.2.08/21.7.1908 |
погиб 3.5.1945 |
|
V157 |
1907/29.5.08/27.8.1908 |
погиб 22. 10. 1943 |
|
V158 |
1907/23.6.08/8.10.1908 |
искл. 1945 |
|
V159 |
1907/18.7.08/2.11.1908 |
искл. 1922 |
|
V160 |
1907/12.9.08/15.12.1908 |
искл. 1920 |
|
V161 |
1907/21.4.08/17.9.1908 |
искл. 1922 |
|
V162 |
1908/9.5.09/28.5.1909 |
погиб 15.8.1916 |
|
V163 |
1908/24.5.09/22.7.1909 |
искл. 1921 |
|
V164 |
1908/27.5.09/20.8.1909 |
искл. 1920 |
|
S165 |
1908/26.11.10/27.4.1911 |
искл. 1920 |
|
S166 |
1908/27.12.10/7.7.1911 |
искл. 1922 |
|
S167 |
1908/15.2.11/26.8.1911 |
искл. 1921 |
|
S168 |
1908/16.3.11/1.7.1911 |
искл. 1927 |
|
G169 |
1 908/29. 1 2.08/29.4. 1 909 |
искл. 1920 |
|
G170 |
1908/3.3.09/14.7.1909 |
искл. 1921 |
|
G172 |
1908/10.7.09/4.1.1910 |
погиб 7.7. 191 8 |
|
G173 |
1908/28.7.09/24.1.1910 |
искл. 1922 |
|
G174 |
1908/8.1.10/6.7.1910 |
искл. 1920 |
|
G175 |
1908/24.2.10/4.12.10 |
искл. 1926 |
|
S176 |
1909/12.4.10/23.9.1910 |
искл. 1920 |
|
S177 |
1909/21.5.10/16.2.1911 |
погиб 23.12.1915 |
|
S178 |
1909/14.7.10/9.12.1910 |
искл. 1920 |
|
S179 |
1909/27.8.10/8.3.1911 |
искл. 1921 |
|
V180 |
1909/15.10:09/4.1.1910 |
искл. 1920 |
|
V181 |
1909/6.11.09/11.3.1910 |
искл. 1920 |
|
V182 |
1909/1.12.09/4.5.1910 |
искл. 1920 |
|
V183 |
1909/23.12.09/12.5.1910 |
искл. 1920 |
|
V184 |
1909/26.2.10/29.6.1910 |
искл. 1920 |
|
V185 |
1909/9.4.10/20.9.1910 |
искл. 1945 |
|
V186 |
1909/28,11. 10/21 .4.1911 |
искл. 1920 |
|
V187 |
1909/11.1.11/4.5.1911 |
погиб 28.8. 1914 |
|
V188 |
1909/8.2.11/20.5.1911 |
погиб 26.7.1915 |
|
V189 |
1909/14.3.11/30.6.1911 |
искл. 1920 |
|
V190 |
1909/12.4.11/5.8.1911 |
искл. 1945 |
|
V191 |
1909/2.6.11/28.9.1911 |
погиб 17.2.1915 |
|
G192 |
1910/5.11.10/8.5.1911 |
искл. 1920 |
|
G193 |
1910/10.12.10/25.6.1911 |
искл. 1920 |
|
G194 |
1940/12.1.11/2.8.1911 |
погиб 26.3. 1916 |
|
G195 |
1910/8.4.11/8.9.1911 |
искл. 1920 |
|
G196 |
1910/24.5.11/2.10.1911 |
искл. 1945 |
|
G197 |
1910/23.6.11/10.11.1911 |
искл. 1920 |
533/684 т (665/765 S165 - S168 и V186 - V191; 700/778 т G169 - G175; 660/810 т G192 - G197), 70,7 - 74,0x7,8 - 7,9x2,75 - 3,02 м. ПМ - 2 (S138-S149), ПМ-3 (V150-V160) или ПТ-2 (G169-G172), 3 ПК, 16020- 19130 л.с. = 31,4-33,9 уз., 11 000 л.с. (S138-S149) = 30,3 уз., 10 900 л.с. (V150 - V160) = 30 уз.; 16 610 л.с. (G169 - G172) = 32,7 уз.; 164 - 194 т угля + 60 - 80 т нефти. Эк. 78 чел. 1 - 88 мм/35, 3-52 мм/52. 1 - 88 мм/30, 3x1 ТА 450 мм, 2x2 ТА 450 мм (на G174).
«Стандартные» мореходные миноносцы германского флота, предназначенные для действий в Северном море в составе флотилий, возглавляемых легкими крейсерами, что предопределило перекос в сторону усиленного торпедного вооружения, в ущерб артиллерийскому. Различались между собой размерами, архитектурой надстроек и силовыми установками. Разнообразие типов главных механизмов было вызвано поиском наиболее приемлемых для установки на последующих сериях миноносцев. Уже после начала боевых действий корабли перевооружались. Так, S138-S141, S143, S145, S147-S149 получили два 88 мм/ 35 и по одному 52 мм/55 орудию; S142, S144 — по два 88 мм/35; S153, S155, G170, G172-G175, S146, S165, S168, S178, S179, V180-V186, V189, V190, G192-G197-no два 88 мм/45. Миноносец G171 погиб в 1912 г. в результате столкновения. В ходе войны немцы потеряли 11 миноносцев этого типа. V150 затонул после столкновения с V157 на рейде р.Яде. На минах в Северном море подорвались и затонули 8138 и V172. По той же причине погибли, но уже в Балтийском море S143, V162, S177 и V191. В ходе артиллерийских боев были уничтожены V187 и G194. Торпеда, выпущенная с одной из английских ПЛ, пустила на дно V188. Наконец, после столкновения с крейсером «Йорк» затонул в Северном море S178. По условиям Версальского договора в составе германского флота были оставлены 18 кораблей. Некоторые из них прослужили до конца 2-й мировой войны и по репарациям были переданы союзникам, в том числе и СССР (V158 и G196). Остальные миноносцы сданы на слом в начале 20-х гг.
Большие миноносцы типа S90 — 46 ед.
S90 |
1 898/26.7.99/24.10.1899 |
погиб 17.10.1914 |
|
||||||||
S91 |
1898/25.9.99/24.4.1900 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S92 |
1898/15.5.00/27.6.1900 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S93 |
1899/24.3.00/14.7.1900 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S94 |
1899/23.4.00/27.7.1900 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S95 |
1899/20.2.00/29.8.1900 |
искл. 1921 |
|
||||||||
S96 |
1 899/31.1.00/27.9.1900 |
искл. 1921 |
|
||||||||
S97 |
1899/16.12.99/28.5.1900 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S98 |
1899/28.7.00/4.11.1900 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S99 |
1899/4.9.00/13.12.1900 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S100 |
1899/13.11.00/18.4.1901 |
погиб 15.10.1915 |
|
||||||||
S101 |
1 899/22. 1 2.00/30.4. 1 901 |
искл. 1921 |
|
||||||||
S102 |
1899/18.4.01/31.7.1901 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S103 |
1899/15.5.01/17.9.1901 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S104 |
1900/22.6.01/7.10.1901 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S105 |
1900/7.8.01/17.11.1901 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S106 |
1900/7.9.01/9.12.1901 |
искл. 1921 |
|
||||||||
S107 |
1900/17.10.01/27.2.1902 |
искл. 1921 |
|
||||||||
G108 |
1900/7.9.01/21.7.1902 |
искл. 1921 |
|
||||||||
G109 |
1900/9.11.01/30.7.1902 |
искл. 1920 |
|
||||||||
G110 |
1900/9.9.02/21.1.1903 |
искл. 1921 |
|
||||||||
G111 |
1900/2.4.02/21.7.1902 |
искл. 1921 |
|
||||||||
G112 |
1900/19.6.02/20.10.1902 |
искл. 1920 |
|
||||||||
G113 |
1900/9.8.02/16.10.1902 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S114 |
1902/9.8.02/25.10.1902 |
искл. 1921 |
|
||||||||
S115 |
1902/10.9.02/22.3.1903 |
погиб 17.16.1914 |
|||||||||
S116 |
1902/14.10.02/28.3.1903 |
погиб 6.10.1914 |
|||||||||
S117 |
1902/4.2.03/21.5.1903 |
погиб 17.10.1914 |
|||||||||
S118 |
1902/21.3.03/9.7.1903 |
погиб 17.10.1914 |
|
||||||||
S119 |
1902/8.4.03/6.9.1903 |
погиб 17.10.1914 |
|
||||||||
S120 |
1903/10.2.04/7.5.1904 |
искл. 1921 |
|
||||||||
S121 |
1903/3.3.04/17.6.1904 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S122 |
1903/23.4.04/5.8.1904 |
погиб 5.10.1918 |
|
||||||||
S123 |
1903/25.6.04/23.8.1904 |
погиб 1.5.1916 |
|
||||||||
S124 |
1903/3.8.04/8.10.1904 |
погиб 30. 11. 191 4 |
|
||||||||
S125 |
1903/19.5.04/4.4.1905 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S136 |
1904/26.11.04/30.04.1905 |
погиб 17.11.1905 |
|
||||||||
S127 |
1904/12.1.05/7.6.1905 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S128 |
1904/25.02.05/8.7.1905 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S129 |
1904/4.3.05/10.8.1905 |
погиб 5.11.1915 |
|
||||||||
S130 |
1904/27.4.05/17.9.1905 |
искл. 1920 |
|
||||||||
S131 |
1 904/25.05.05/6. 1 0. 1 905 |
искл. 1920 |
|
||||||||
G132 |
1905/12.5.06/22.8.1906 |
искл. 1920 |
|
||||||||
G133 |
1905/30.6.06/10.12.1906 |
искл. 1920 |
|
||||||||
G134 |
1905/23.7.06/16.3.1907 |
искл. 1921 |
|
||||||||
G135 |
1905/7.9.06/24.1.1907 |
искл. 1921 |
|
||||||||
G136 |
1905/25.8.06/16.3.1907 |
искл. 1920 |
|
||||||||
G137 |
1905/24.1.07/24.7.1907 |
искл. 1920 |
|
||||||||
310-315/394-440 т (391/468 т S120-S124; 355-371/454-482 S125, S126 - S131; 580/693 т (G132 - G137); 63,0-65,7x6,7-7,0x2,03-2,83 м (0137-71,5x7,65x2,8 м); ПМ - 2 (ПТ- 1 у S125 и G137), 5900-6600 л.с. = 26,5 - 28,0 уз. (G137 - 10 800 л.с. = 33,9 уз.); 93 - 168 т угля. Эк. 57 чел. 3-50 мм/40, 4-52 мм/55 (на G132), 1 - 88 мм/35, 2-52 мм/ 52 (на G135), 1 - 88 мм/35, 3-52 мм/55 (на G137), 3x1 ТА 450 мм.
Первые большие миноносцы германского флота, являвшиеся развитием дивизионных миноносцев типа «Р». Каждый из заводов, строивший корабли, самостоятельно выбирал механизмы для них и проектировал корпус, исходя из общего ТТЗ. Такой подход предопределил различия в размерах и внешнем виде. С другой стороны, корабли заказывали в течение 7 лет (с 1898 по 1905 г.), и в каждой серии миноносцев их создатели стремились учесть опыт предшественников. В ходе боевых действий корабли перевооружали; S92 и S110 получили по 2 88 мм/ 30 орудий; S108, S130, G136 - по 2 88 мм/45; S12 - S123, S126 - S128, S131 - по 1 88 мм/40 и 2 50 мм/40; G132, G133, G134 - по 1 88 мм/35 и 2 — 52 мм/55. К началу 1-й мировой войны считались устаревшими и использовались, как правило, в охране побережья. До конца 1918 г. погибли 10 кораблей. В Балтийском море после столкновения с датским пароходом затонул S124. В бою с английским крейсером «Андаунтед» и 4 эсминцами были потоплены S115, S117, S118 и S119. В том же месяце в Северном море английская ПЛ Е9 торпедой уничтожила S116. В Циндао японцами был потоплен S129. В Северном море на минах подорвался и затонул S122. S129 уничтожен огнем береговых батарей, a S100 пошел ко дну, столкнувшись со вспомогательным кораблем «Пройссен». Оставшиеся корабли после войны продали на слом.
Большой миноносец «Таку» — 1 ед.
«Таку» (Taku) Шх.Э. 1898/1899/1899 . погиб 28.9.1914
243/284 т, 59,0x6,4x1,44. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с. = 32,0 уз.; 67 т угля. Эк. 57 чел. 2 - 50мм/40, 2x1 ТА 450 мм.
Бывший китайский; захвачен в Таку во время подавления «Боксерского» восстания. Реквизирован Германией. Незадолго до начала войны был выведен из состава флота. Затоплен в Циндао.
Дивизионный миноносец D10 — 1 ед.
D10 Торникрофт 1896/24.3.98/13.10.1898 искл. 1922
310/371 т, 66,1x5,95x2,34 м. ПМ - 2, 3 ПК, 5783 л.с. = 27,2 уз., 77 т угля. Эк. 47 чел. 5 - 50мм/40, 2x1 ТА 450 мм.
Строился в Англии по заказу Германии как подобие английских эсминцев увеличенного «30-узлового» типа. Был приобретен для проверки его возможностей по лидированию флотилий миноносцев. К началу 1-й мировой войны устарел. Использовался в охране побережья. С 1915 г. — в школе подводников. В 1922 г. сдан на слом.
Дивизионный миноносец D9 — 1 ед.
D9 Шх.Э. 1894/39.94/29.12.1894 искл. 1921 |
350/458 т, 63,0x7,7x2,36 м. ПМ - 1, 3 ПК, 4200 л.с. = 23,5 уз., 106 т угля. Эк. 52 чел. 3 — 50 мм/40, 2x1 ТА 450 мм, 1 нос. ТА 450 мм.
К началу 1-й мировой войны устарел. Использовался в охране побережья. С 1915 г. — в школе подводников. После войны сдан на слом.
Дивизионные миноносцы типа D7 — 2 ед.
D7 D8 |
Шх.Э. Шх.Э. |
1890/6.5.91/10.1891 1890/8.6.91/25.10.1891 |
искл. 1920 искл. 1920 |
320/410 т, 59,72x7,40x2,4 м. ПМ - 1, 2 ПК, 3600 л.с. = 22,5 уз., 105 т угля. Эк. 46 чел. 3-50 мм/40, 2x1 ТА 450 мм, 1 нос ТА 450 мм.
Использовались в охране побережья. D7 с 1916 г. был передан школе подводников. С 1917 г. оба корабля поставили на прикол в Гамбурге. Разобраны на металл в 1921 г.
Дивизионные миноносцы D1 — 6 ед.
D1 — D6
249/300 т (D5 и D6 - 300/406), 56,64x6,6 - 7,4 х 1,83 - 2,18 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2020-2200 л.с. (Do, D6 - 3200 л.с.); 56-98 т угля. Эк. 46 чел. 3-50 мм/40; 2x1 ТА 450 мм; 1 нос. ТА 540 мм.
Построены фирмой «Шихау» в Эльбинге в 1886 — 1889 гг. С 1906 г. использовались для охраны рыболовства. С началом боевых действий — в охране прибрежной зоны либо в школе подводников. В 1920 г. сданы на слом.
Малые миноносцы типа V105 — 4 ед.
V105 V106 V107 V108 |
1914/26.8.14/5.1.1915 1914/26.8.14/25.1.1915 1914/12.12.14/3.3.1915 1914/12.12.14/23.3.1915 |
искл. 1920 искл. 1920 погиб 8.5.1915 искл. 1920 |
340/421 т, 62,6x6,22x2,54 м. ПТ-2, 2 ПК, 5670 л.с. = 29,5 уз., 60 т угля + 16,2 т нефти. Эк. 59 чел. 2 - 8^мм/30, Z- 52 мм/55 (на V106), 2-88 мм/45 (на V108), 2x1 ТА 450 мм.
Строились по заказу Нидерландов (соответственно Z1 —Z4). В годы войны использовались как учебные. V107 подорвался на мине у Либавы (Балтийское море). После окончания войны по репарациям перешли к союзникам. Перекуплены Великобританией и в рамках программы военной помощи переданы Польше.
Малые миноносцы типа А56 — 35+5 ед.
А56 |
1916/28.2.17/14.4.1917 |
погиб 12.3.1918 |
|
|||
А57 |
1916/28.2.17/28.4.1917 |
погиб 1.3.1918 |
|
|||
А58 |
1916/31.3.17/19.5.1917 |
погиб 16.8.1918 |
|
|||
А59 |
1916/13.4.17/9.6.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А60 |
1916/15.5.17/23.6.1917 |
погиб 23. 11. 1917 |
|
|||
А61 |
1917/15.5.17/11.7.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А62 |
1917/8.6.17/25.7.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А63 |
1917/16.6.17/11.8.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А64 |
1917/30.3.18/8.8.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А65 |
1917/30.3.18/24.8.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А66 |
1917/23.6.18/20.9.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А67 |
1917/23.6.18/недостр. |
|
|
|||
А68 |
1916/11.4.17/13.6.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А69 |
1916/28.4.17/4.7.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А70 |
1916/19.5.17/23.7.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А71 |
1916/9.6.17/13.8.1917 |
погиб 4.5.1918 |
|
|||
А72 |
1916/30.6.17/1.9.1917 |
погиб 14.5. 1918 |
|
|||
А73 |
1916/7.7.17/21.9.1917 |
погиб 20.1. 1918 |
|
|||
А74 |
1916/4.8.17/9.10.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А75 |
1916/11.8.17/26.10.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А76 |
1916/1.9.17/12.11.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А77 |
1916/22.9.17/27.11.1917 |
погиб 20.1.1918 |
||||
А78 |
1917/13.10.17/15.12.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А79 |
1917/8.11.17/12.1.1918 |
погиб 10.7.1918 |
||||
А80 |
1917/23.10.17/21.12.1917 |
искл. 1920 |
|
|||
А81 |
1917/27.11.17/10.1.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А82 |
1917/27.3.18/1.6.1918 |
погиб 29.10.1918 |
||||
А83 |
1917/28.5.18/недостр. |
|
|
|||
А84 |
1917/19.4.18/недостр. |
|
|
|||
А85 |
191 7/6.6. 18/недостр. |
|
|
|||
А86 |
1917/5.2.18/16.3.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А87 |
1918/21.2.18/8.4.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А88 |
1917/2.3.18/27.4.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А89 |
1917/22.3.18/14.5.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А90 |
1917/6.4.18/6.6.1918 |
искл, 1920 |
|
|||
А91 |
1917/27.4.18/22.6.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А92 |
1917/16.3.18/24.5.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А93 |
1917/9.4.18/18.6.1918 |
искл. 1920 |
|
|||
А94 |
1917/- |
|
|
|||
А95 |
1917/25.5.18/19.8.1918 |
|
|
|||
330/381 -392 т, 60,37-61,1x6,41x2,21 -2,34 м. ПТ-2, 2 ПК, 6000 л.с. = 28,2 уз., 82 - 92 т нефти. Эк. 50 чел. 3-88 мм/30; 1 ТА 450 мм.
Строились фирмами «Вулкан» и «Шихау» для действий в прибрежных районах и узостях как своеобразный «расходный» материал в борьбе с москитным флотом и торговым судоходством противника. Также предназначались для обеспечения действий подводных лодок. Отличались хорошей маневренностью и надежностью, но имели слабое артиллерийское и торпедное вооружение. Могли быть разобраны и перевезены по железной дороге. А83—А85 строились фирмой «Ховальдсверке», заказы на А96—А113 (завод «Вулкан», Штеттин) были аннулированы в конце 1918 г. В ходе боевых действий было потеряно 10 миноносцев. А56, А57, А58, А60, А71, А72, А73, А77 и А79 подорвались на минах в Северном море. А82 был затоплен в Поле (Австро-Венгрия) своим экипажем. А64, А68 и А80 передали Польше. Остальные миноносцы были интернированы союзниками и в начале 20-х годов разобраны, на металл.
Малые миноносцы типа А26 — 30 ед.
А26 |
1916/20.5.16/22.7.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А27 |
1916/27.5.16/12.8.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А28 |
1916/10.6.16/26.8.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А29 |
1916/15.6.16/9.9.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
АЗО |
1916/15.7.16/28.9.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А31 |
1916/1.7.16/30.9.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А32 |
1916/15.7.16/14.10.1916 |
погиб 25.10.1917 |
|
|||||||
А33 |
1916/29.7.16/30.10.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А34 |
1916/20.7.16/8.11.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А35 |
1916/19.8.16/1.12.1916 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А36 |
1916/14.8.16/27.11.1916 |
искл. |
1920 |
|||||||
А37 |
1916/12.8.16/24.11.1916 |
искл. |
1920 |
|||||||
А38 |
1916/17.10.16/14.3.1917 |
искл. |
1920 |
|||||||
А39 |
1916/12.9.16/16.12.1916 |
искл. |
1920 |
|||||||
А40 |
1916/2.9.16/16.12.1916 |
искл. |
1920 |
|||||||
А41 |
1916/8.12.16/16.3.1917 |
искл. |
1920 |
|||||||
А42 |
1916/1.11.16/5.1.1917 |
искл. |
1920 |
|||||||
А43 |
1916/25.12.16/2.4.1917 |
искл. |
1920 |
|||||||
А44 |
1916/10.3.17/30.4.1917 |
искл. |
1920 |
|||||||
А45 |
1916/8.11.16/15.1.1917 |
искл. |
1920 |
|||||||
А46 |
1916/24.3.16/22.5.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А47 |
1916/23.4.17/22.6.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А48 |
1916/9.6.17/31.7.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А49 |
1916/19.5.17/9.7.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А50 |
1916/8.7.17/20.8.1917 |
погиб 17.11. 1917 |
|
|||||||
А51 |
1916/15.5.17/26.6.1917 |
погиб 29.10.1918 |
|
|||||||
А52 |
1916/18.1.17/1.4.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А53 |
1916/3.2.17/7.4.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А54 |
1916/22.2.17/14.4.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
А55 |
1916/10.3.17/27.4.1917 |
искл. 1920 |
|
|||||||
227 - 229/250 - 252 т, 50,0х 5,32 - 5,62x2,34 м. ПТ - 1, 1 ПК, 3506 л.с. = 25,8 уз., 53 т нефти. Эк. 29 чел. 2/ 88 мм/30, 1x1 ТА 450 мм, рельсы для 18 мин.
Строились фирмой «Шихау» для действий у Фландрского побережья для защиты и обеспечения действий своих ПЛ. Являлись дальнейшим развитием миноносцев А1 — А25, признанных из-за своих малых размеров и слабого вооружения неудачными. В ходе боевых действий был потерян лишь А50, подорвавшийся на минах в Северном море. А32 затоплен экипажем в Поле. А30, А40, А42, А43 и А47 были интернированы во Фландрии Бельгийским правительством. Они оставались в составе флота до середины 20-х гг. Остальные корабли по репарациям передали союзникам (в основном Великобритании). Их либо разобрали на металл, либо потопили в ходе различных экспериментов.
Малые миноносцы типа А1 — 25 ед.
А1 |
1914/16.1.15/29.1.1915 |
искл. 1921 |
|
||
А2 |
1914/17,3.15/23.3.1915 |
погиб 1.5.1915 |
|
||
A3 |
1914/24.6.15/13.7.1915 |
погиб 7.11. 1915 |
|
||
А4 |
1914/26.6.15/30.6.1915 |
погиб 11.11.1918 |
|
||
AS |
1914/5.5.15/10.5.1915 |
искл. 1919 |
|
||
А6 |
1914/3.4.15/8.4. 1915 |
погиб 1.5.1915 |
|
||
А7 |
19Г4/2.2.15/19.4.1915 |
погиб 21.3.1918 |
|
||
А8 |
1914/25.4.15/21.5.1915 |
искл. 1920 |
|
||
А9 |
1914/4.8.15/6.8.1915 |
искл. 1920 |
|
||
А10 |
1914/16.8.15/23.8.1915 |
погиб 7.2.1918 |
|
||
А11 |
1914/4.6.15/7.6.1915 |
искл. 1920 |
|
||
А12 |
1914/28.4.15/2.5.1915 |
искл. 1920 |
|
||
А13 |
1914/15.5.15/21.5.1915 |
погиб 16.8.1917 |
|
||
А14 |
1914/22.7.15/27.7.1915 |
искл. 1921 |
|||
А15 |
1914/10.7.15/15.7.1915 |
погиб 23. 8. 1915 |
|||
А16 |
1914/16.6.15/19.6.1915 |
искл. 1920 |
|||
А17 |
1914/8.6.15/6.7.1915 |
погиб 13.3.1920 |
|||
А18 |
1914/2.7.15/20.7.1915 |
искл. 1922 |
|||
А19 |
1914/9.9.15/15.10.1915 |
погиб 21.3.1918 |
|||
А20 |
1914/27.8.15/1.9.1915 |
искл. 1927 |
|||
А21 |
1914/1.6.15/29.6.1915 |
погиб 13.3.1920 |
|||
А22 |
1914/22.5.15/8.6.1915 |
искл. 1922 |
|||
А23 |
1914/5.5.15/29.5.1915 |
искл. 1924 |
|||
А24 |
1914/12.6.15/6.8.1915 |
искл. 1924 |
|||
А25 |
1914/13.7.15/27.7.1915 |
искл. 1922 |
|||
109/137 т, 41,6x4,6x1,52 м. ПМ - 1, 1 ПК, 1090 л.с. = 19,0 уз., 24,5 т угля. Эк. 28 чел. 1 - 50мм/40 (А1, А2, А17, А18, А21 - А25), 1 - 52 мм/55, 2x1 ТА 450 мм, 4 мины.
Построены фирмой «Вулкан» в Гамбурге для действий у Фландрского побережья как альтернатива большим миноносцам, дорогостоящим и неспособным оперировать в мелководных районах. Однако эти корабли оказались слабо вооруженными и обладали недостаточной автономностью и мореходностью. В ходе боевых действий были потеряны 7 миноносцев. А2, А6, А7, А15 и А19 — в боях у Фландрского побережья с надводными кораблями противника; на минах подорвался А10, английской авиацией был потоплен А13. А4, А12, А14, А16 и А20 интернировало во Фландрии Бельгийское правительство, включив затем в состав своего флота. По условиям Версальского договора миноносцы этого типа были оставлены Германии. Тем не менее к середине 20-х гг. их разобрали на металл.