Секционные ворота обеспечивают надёжную защиту Вашего имущества

Эсминцы и миноносцы

 

Германские эсминцы, в отличие от своих зарубежных со­братьев, не имели названий, а несли литерно-цифровые обоз­начения. Их нумерация была сквозной — по мере выдачи заказа, а буквы означали фирму-строитель (V — «Вулкан», S - «Шихау», G — «Германиаверфт», В — «Блом унд Фосс», Н — «Ховальдсверке»).

 

Эсминцы типа V170 (проект 1917 г.) —0+46 ед.

42.jpg

 

V170 —S223

 

1268/1563 т; 92,5x9,10x3,6 м. ПТ - 2, 3 ПК, 36 000 - 38 000 л.с. = 35 уз., 345 т нефти. Эк. 130 чел. 4-105 мм/45, 2x4 ТА 500 мм, 40 мин.

 

Данные корабли являлись альтернативой дорогим эсминцам S113 — В124. Все 46 единиц предполагалось заложить в начале 1918 г. на за­водах трех различных фирм, однако заказы на V203 — V211 — S223 ан­нулировали в декабре 1917 г. Для всех остальных кораблей были заго­товлены материалы и механизмы, но к концу войны только у S178, S179, Н186 и Н187 была достигнута готовность по корпусу 70—80%. Послед­ние 2 эсминца даже спустили на воду и впоследствии переоборудовали в торговые суда. Остальные разобрали на стапелях.

 

Эсминцы типа S113 (проект 1916 г.) — 2+10 ед.

43.jpg

 

S113 (1916/31.1.18/5.8.1919, искл. 1919), S114(1916/11.4.18/недостр.), S115(1917/20.7.18/ не достр.), V116 (1916/2.3.18/31.7.1918, искл. 1920), V117 (1917 4.5.18/не достр.), V118 (1917/6.7.18/недостр., искл. 1919), G119 (1916/8.10.18/не достр.), S120, S121, В122— В124 (все не достроены).

 

2040-2060/2360-2415 т, 107,5х 10,4x4,84 м. ПТ - 2, 4 ПК, 56 000 л.с. = 36,9 уз., 720 т нефти. Экипаж 176-188 человек, 4-150 мм/45, 2x4 ТА 600 мм, 40 мин.

 

Строились в ответ на появление в русском и английском флотах эсмин­цев с мощным артиллерийским и торпедным вооружением. Должны были стать лидерами флотилий миноносцев. Корабли различались между со­бой размерами и мощностью силовой установки. Приведены данные всту­пившего в строй S113. 5 эсминцев — S120, S121, В122 — В124 к моменту окончания войны имели готовность по корпусу около 65—68% и не были спущены на воду. В 1920 г. 8113 и ¥116 по репарациям передали соответ­ственно Франции и Италии. Остальные корабли продали на слом.

 

Эсминцы типа G101 — 4 ед.

44.jpg

 

G101 (1914/12.8.14/4.3.1915, погиб 21.6.1919), G102 (1914/16.9.14/8.4.1915, по­гиб 21.6.1919), G103 (1914/14.11.14/11.5.1915, погиб 21.6.1919), G104 (1914/ 28.11.14/5.6.1915, погиб 21.6.1919).

 

1116/1734 т, 95,3x9,47x3,84 м. ПТ-2, 2 ПК, 29 400 л.с. = 33,7 уз., 500т нефти. Экипаж 104 человека. 4 — 88 мм/45. С 1916 г. на G102 4— 105мм/ 45; 2x3 ТА 500 мм; 24 мины.

 

Строились по заказу Аргентины, реквизированы с началом войны. Учас­твовали в Ютландском бою. Все 4 корабля в 1918 г. интернированы англи­чанами, позже затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу. Подняты в се­редине 20-х гг. и проданы на слом.

 

Эсминцы типа В97 — 8 ед.

45.jpg

 

В97 (1914/15.12.14/13.2.1915, искл. 1920), В98 (1914/2.1.15/ 24.3.1915, искл. 1919), V99 (1914/9.2.15/20.4.1915, погиб 17.8.1915), V100 (1914/8.3.15/17.6.1915, искл. 1919), В109 (1914/11.3.15/ 8.6.1915, погиб 21.6.1919), В110 (1914/31.3.15/26.6.1915, погиб 21.6.1919), В111 (1914/8.6.15/10.8.1915, погиб 21.6.1919), В112 (1914/17.6.15/3.9.1915, погиб 21.6.1919).

 

1374/1843 т, 98,0x9,35x3,42 м. ПТ-2, 4 ПК, 40 000 л.с. = 36,0 уз., 527 т нефти. Эк. 114 человек. 4-88 мм/45, 2x2 ТА 500 мм, 2x1 ТА 500 мм, 24 мины.

 

Построены по инициативному предложению фирмы «Блом унд Фосс», стремившейся использовать заказанные русским Морским ведомством механизмы и ряд корпусных конструкций для 4 эсминцев типа «Новик». Предложение было поддержано фирмой «Вулкан», также располагав­шей русскими заказами. После вступления в строй проходили службу на Балтике. V99 был потоплен в бою с русским эсминцем «Новик». Учас­твовали в Ютландском бою. По его опыту летом 1916 г. были перево­оружены на 4 105 мм/45 орудия. После окончания войны эсминцы ин­тернировали англичане. 4 корабля (В109-В112) затоплены в Скапа-Флоу. В97 по репарациям передали Италии. V100 — Франции, a V98 из-за плохого состояния корпуса и механизмов (его также пытался зато­пить экипаж в Скапа-Флоу) продали на слом.

 

Эсминцы типа G96 —19 ед.

46.jpg

 

47.jpg

 

G96 (1915/16.9.16/23.12.1916 - погиб 26.6.1917), V125 (1916/18.5.17/29.8.1917 - погиб 21.6.1919), V126 (1916/30.6.17/25.9.1917 - погиб 21.6.1919), V127 (1916/28.7.17/23.10.1917 - погиб 21.6.1919), V128 (1917/11.8.17/15.11,1917 - погиб 21.6.1919), V129 (1917/19.10.17/20.12.1917 - погиб 21.6.1919), V130 (1917/20.11.17/2.2.1918 - искл. 1920), S131 (1916/3.3.17/11.8.1917 - погиб 21.6.1919), S132 (1916/ 19.5.17/2.10.1917 - погиб 21.6.1919), S133 (1916/1.9.17/21.2.1918 - искл. 1919), S134 (1917/25.8.17/4.1.1918 - искл. 1919), S135 (1917/27.10.17/15.3.1918 - искл. 1919), S136 (1917/1.12.17/30.4.1918 - погиб 21.6.1919). S137 (1917/9.3.18/14.6.1918 - погиб 21.6.1919), S138 (1917/22.4.18/29.7.1918 - погиб 21.6.1919), S139 (1917/24.11.17/15.4.1918 - искл. 1919), Н145 (1917/11.12.17/4.8.1918 - погиб 21.6.1919), Н146 (1917/23.1.18/3.10.1918 - искл. 1920), Н147 (1917/13.3.18/13.7.1920 - искл. 1920).

 

990/1147 т, 84,5x8,36x3,4 м. ПТ- 2, 3 ПК, 25 150 л.с. = 34,6 уз., 332 т. нефти. Эк. 105 чел. 3-105 мм/45, 2x2 ТА 500 мм, 2x1 ТА 500 мм, 24 мины.

 

Эсминцы так называемого «1916М» типа (программы 1916 года, мо­билизационные). По конструкции являлись развитием кораблей V25 — G95. В отличие от прототипа имели увеличенные размеры, удлиненный полубак и усиленный корпус, что повышало их автономность и мореход­ность, делая более приспособленными для совместных с флотом дей­ствий в Северном море. Различались между собой размерами и архи­тектурой надстроек. Кроме того, эсминцы завода «Германия» могли нести по 40 мин заграждения. Всего было заложено 46 кораблей данного типа, но в строй вступили только 19. V140 — V144, Н166 — Н169 спус­тили на воду, но к моменту окончания войны готовность их котлов и механизмов составляла порядка 60%; Ww151 (заказан заводу «Кайзерликг Верфт» в Хафене); G148 - G150; S152 - S157; V158 - V165 имели готовность по корпусу от 2 до 40%. Все недостроенные корабли после войны продали на слом. В ходе боевых действий был потерян лишь G96 (подорвался на мине у Фландрского побережья). V125 — V129, S131, S132, S136, S137, S138 и Н145 затопили экипажи в Скапа-Флоу. В се­редине 20-х гг. их подняли и продали на слом либо (как, например, S132) передали по репарациям союзникам. Все оставшиеся корабли по условиям Версальского договора передали Франции, и они прослужи­ли в качестве эсминцев до конца 30-х гг.

 

Эсминцы типа V25 —71 ед.

48.jpg

 

49.jpg

 

V25

1913/29.1.14/27.6.1914

погиб 13.2.1915

 

V26

1913/21.2.14/1.8.1914

искл. 1920

 

V27

1913/26.3.14/2.9.1914

погиб 31. 5.1916

 

V28

1913/9.5.14/22.9.1914

искл. 1920

 

V29

1913/18.8.14/19.10.1914

погиб 31.5.1916

 

V30

1913/18.9.14/16.11.1914

погиб 20. 11. 191 8

 

S31

1913/20.12.13/9.8.1914

погиб 19.8.1915

 

S32

1913/28.2.14/10.9.1914

погиб 21 .6.1919

 

S33

1913/4.4.13/4.10.1914

погиб 3.10.1918

 

S34

1913/13.6.14/5.11.1914

погиб 3.10.1918

 

S35

1913/30.8.14/4.12.1914

погиб 31.5.1916

 

S36

1913/17.10.14/4.1.1915

погиб 21.6.1919

 

G37

1914/17.12.14/29.6.1915

погиб 4.1 1.1917

 

G38

1914/23.12.14/30.7.1915

погиб 21 .6.1919

 

G39

1914/16.1.15/20.8.1915

погиб 21 .6.1919

 

G40

1914/27.2.15/16.9.1915

погиб 21. 6.1919

 

G41

1914/24.4.15/14.10.1915

погиб 3.10.1918

 

G42

1914/20.5.15/10.11.1915

погиб 21.4.1917

 

V43

1914/27.1.15/28.5.1915

погиб 21.6.1919

 

V44

1914/24.2.15/22.7.1915

погиб 21. 6.1919

 

V45

1914/29.3.15/30.9.1915

погиб 21. 6.1919

 

V46

1914/23.12.14/31.10.1915

погиб 21.6.1919

 

V47

1914/10.6.15/20.11.1915

погиб 2. 11. 191 8

 

V48

1914/6.8.15/10.12.1915

погиб 31. 5.1916

S49

1914/10.4.15/12.7.1915

погиб 21.6.1919

S50

1914/24.4.15/15.8.1915

погиб 21. 6.1919

S51

1914/29.4.15/7.9.1915

погиб 21.6.1919

S52

1914/12.6.15/28.9.1915

погиб 21.6.1919

S53

1914/18.9.15/17.12.1915

погиб 21 .6. 1919

S54

1914/11.10.15/30.1.1916

погиб 21. 6.1919

S55

1914/6.11.15/6.3.1916

погиб 21. 6.1919

S56

1914/11.12.15/16.4.1916

погиб 21 .6.1919

S57

1914/8.1.16/5.5.1916

погиб 10.11.1916

S58

1914/5.2.16/4.6.1916

погиб 11.11.1916

S59

1914/16.2.16/3.7.1916

погиб 11.11.1916

S60

1914/3.4.16/15.8.1916

погиб 21.6.1919

S61

1914/8.4.16/20.9.1916

погиб 2.1 1.1918

S62

1914/13.5.16/7.11.1916

погиб 10.7.1918

S63

1914/27.5.16/18.12.1916

искл. 1919

S64

1914/21.8.16/15.3.1917

погиб 18.10.1917

S65

1914/14.10.16/22.4.1917

погиб 21.6.1919

S66

1914/21.11.16/9.5.1917

погиб 10.7.1918

V67

1914/3.8.15/1.11.1915

Погиб 2.11.1918

V68

1914/24.8.15/3,12.1915

погиб 8.8.1918

V69

1914/18.8.15/9.1.1916

погиб 2.1 1.1918

V70

1914/14.10.15/6.1.1916

погиб 21.6.1919

V71

1914/1.9.15/10.3.1916

искл. 1920

 

V72

1914/30.12.15/28.3.1916

погиб 11.11.1916

 

V73

1914/24.9.15/16.2.1916

погиб 21.6.1919

 

V74

1914/29.10.15/28.3.1916

погиб 25.5.1918

 

V75

1914/15.1.16/29.4.1916

погиб 10.11.1916

 

V76

1914/27.2.16/8.6.1916

погиб 11.11.1916

 

V77

1914/28.2.16/18.5.1916

погиб 2.1 1.1918

 

V78

1914/19.2.16/18.5.1916

погиб 21. 6.1919

 

V79

1914/18.4.16/11.7.1916

искл. 1920

 

V80

1914/28.4.16/6.7.1916

погиб 21.6.1919

 

V81

1914/27.5.16/29.7.1916

погиб 21.6.1919

 

V82

1914/5.7.16/30.8.1916

погиб 21.6.1919

 

V83

1914/10.6.16/3.10.1916

погиб 21.6.1919

 

V84

1914/17.8.16/6.11.1916

погиб 26.5.1917

 

G85

1915/24.7.15/14.12.1915

погиб 21.4.1917

 

G86

1915/24.8.15/11.1.1916

погиб 21. 6.1919

 

G87

1915/22.9.16/10.2.1916

погиб 30.3.1918

 

G88

1915/16.10.15/11.3.1916

погиб 8.4.1917

 

G89

1915/11.12.15/10.5.1916

погиб 21 .6.1919

 

G90

1915/15.1.16/15.6.1916

погиб 11.11.1916

 

G91

1915/16.11.15/22.7.1916

погиб 21. 6.1919

 

G92

1915/15.2.16/25.8.1916

погиб 21.6.1919

 

G93

1915/11.7.16/25.8.1916

погиб 30.2.1918

 

G94

1915/1.8.16/26.10.1916

погиб 30.3.1918

 

G95

1915/29.8.16/25.11.1916

искл. 1920.

 

               

 

802/971 т (960/1147 т G85 - G95, G41, G42), 924/1188 т (V67-V84), 78,5 - 83,0x8,33 - 8,36x3,33 - 3,80 м. ПТ - 2, 3 ПК, 24 800 - 26 300 л.с. = 34,2-36 уз., 225-340 т нефти. Эк. 83 чел. 3-88 мм/45, 2x2 ТА 500 мм, 2x1 ТА 500 мм, 24 мины.

 

Эсминцы «мобилизационного» типа. Начало постройки было вызвано подготовкой к предстоящей войне. Отражали стремление руководства флота иметь миноносцы водоизмещением свыше 1000 т с мощным тор­педным и артиллерийским вооружением, способные сопровождать тя­желые корабли на всей акватории Северного моря. Эти эсминцы (zerstorer) составили основу флотилий Флота Открытого моря в первые годы войны. Различались между собой размерами и архитектурой надстро­ек. Летом и зимой 1916г. S60 - S66, V82 - V84, G92 - G95, G42, G85 -G89, V47 - V48, V67 - V71, V73, V74, V77 - V81, S53 - S56 были пере­вооружены на 3 105 мм/45 орудия. На V25 в районе машинного отделе­ния была смонтирована платформа для гидросамолета. В ходе боевых действий немцы потеряли 18 кораблей. Огнем английских линкоров и крейсеров были потоплены S35, V27 и V48, во время рейда на Дувр английские эсминцы «Свифт» и «Броук» уничтожили G42 и G85. В Риж­ском и Финском заливах на русских минах подорвались и затонули S31, S57, S58, S59, V72, V75, V76 и G90. Английская ПЛ L-11 торпедировала S33, эсминец «Петард» — V29, а один из торпедных катеров у бельгий­ского побережья — G68. Там же на минах погибли V74 и V69. Уже после окончания войны у берегов Бельгии подорвался на минах V30. Своими экипажами были затоплены S61, V77 и V67. G41 затонул у Брюгге по неизвестным причинам. По репарациям S63 передали Италии, a V79 — Франции. Оба корабля оставались в строю до середины 30-х гг. Ос­тальные эсминцы в подавляющем большинстве были затоплены экипа­жами в Скапа-Флоу. Впоследствии их подняли и передали союзникам по репарациям либо продали на слом. Так, например, V43 и V73 доста­лись США, и их потопил артиллерийским огнем линкор «Флорида». V46 был отбуксирован в Шербур (Франция) и разобран в 1925 г.

 

Большие миноносцы типа V1 — 24 ед.

50.jpg

 

V1

1911/11.9.11/12.1.1912

искл. 1929

 

V2

1911/14.10.11/28.3.1932

искл. 1929

 

V3

1911/15.11.11/2.5.1912

искл. 1929

 

V4

1911/23.12.11/15.6.1912

погиб 1.6.1916

 

V5

1911/25.4.13/17.7.1913

искл. 1929

 

V6

1911/28.2.13/17.5.1913

искл. 1929

 

G7

1911/7.11.11/30.4.1912

искл. 1945

 

G8

1911/21.12.11/6.8.1912

искл. 1945

 

G9

1911/31.1.12/25.9.1912

погиб 3.5. 191 8

 

G10

1911/15.3.12/28.8.1912

погиб 5.5. 1945

 

G11

1911/23.4.12/8.8.1912

погиб 3.4. 1945

 

G12

1911/15.7.12/17.10.1912

погиб 8.9. 191 5

 

S13

1911/7.12.11/2.7.1912

погиб 6.11.1914

S14

1911/2.3.12/1.11.1912

погиб 19.2.1915

S15

1911/23.3.12/1.11.1912

погиб 21.8.1917

S16

1911/20.4.12/1.10.1912

погиб 20.1. 1918

S17

1911/22.6.12/7.12.1912

погиб 16.5.1917

S18

1911/10.8.12/12.1.1913

искл. 1931

S19

1911/17.10.12/29.3.1913

искл. 1931

S20

1911/4.12.12/1.11.1913

погиб 5.6.1917

S21

1911/11.1.13/20.6.1913

погиб 21.3.1915

S22

1911/15.2.13/23.7.1913

погиб 26.3.1916

S23

1911/29.3.13/1.11.1913

искл. 1945

S24

1911/28.6.13/27.8.1913

искл. 1920

       

 

569/697т(573/719т07-С12),71,1 -71,5x7,43-7,6x3,11 -3,15. ПТ-2,3 ПК, 15 700-17 100 л.с. = 32,9 - 34,0 уз., 107 - 146 т угля + 71 -78 т нефти. Эк. 74 чел. 2-88 мм/45, 2x2 ТА 450 мм, 18 мин.

 

Эсминцы различались между собой размерами, архитектурой над­строек и мощностью силовой установки. В ходе первой мировой вой­ны немцы потеряли 9 кораблей этого типа. S14 погиб от внутреннего взрыва в Хафене. После столкновения с крейсером «Гамбург» зато­нул в Северном море S21. От взрыва торпед были уничтожены S13 и V4. На минах в Северном море подорвались S15, S16, S17 и S22.

Береговой артиллерией у Фландрского побережья был потоплен S20. В 1931—1933 гг. V6, S18 и S19 продали на слом, a S24 в 1920 г. разобрали на металл. Оставшиеся корабли служили в составе гер­манского флота до середины 40-х годов. Отдельные из них после окончания 2-й мировой войны были переданы по репарациям СССР (G7, с 1946 г.- «Поражающий») и Великобритании.

 

Большие миноносцы типа S138 — 59 ед.

51.jpg

 

52.jpg

 

S138

1906/22.9.06/1.5.1907

погиб 7.7. 1918

 

S139

1906/12.11.06/6.7.1907

искл. 1927

 

S140

1906/22.12.06/3.8.1907

искл. 1921

 

S141

1906/7.2.07/9.9.1907

искл. 1933

 

S142

1906/6.3.07/20.9.1907

искл. 1920

 

S143

1906/6.4.07/12.10.1907

искл. 1927

 

S144

1906/27.4.07/3.12.1907

искл. 1928

 

S145

1906/8.6.07/17.12.1907

искл. 1921

 

S146

1906/37.6.07/20.11.1907

искл. 1929

 

S147

1906/3.8.07/10.4.1908

искл. 1921

 

S148

1906/14.9.07/18.3.1908

искл. 1935

 

S149

1906/19.10.07/27.7.1908

искл. 1927

 

V150

1907/1.8.07/20.11.1907

погиб 18.5.1915

 

V151

1907/14.9.07/29.2.1908

искл. 1937

 

V152

1907/11.10.07/10.4.1908

искл. 1931

 

V153

1907/13.11.07/9.5.1908

искл. 1945

 

V154

1907/19.12.07/5.6.1908

искл. 1935

 

V155

1 907/28. 1 .08/25.6. 1 908

погиб 22.4. 1945

 

V156

1907/29.2.08/21.7.1908

погиб 3.5.1945

 

V157

1907/29.5.08/27.8.1908

погиб 22. 10. 1943

 

V158

1907/23.6.08/8.10.1908

искл. 1945

 

V159

1907/18.7.08/2.11.1908

искл. 1922

 

V160

1907/12.9.08/15.12.1908

искл. 1920

 

V161

1907/21.4.08/17.9.1908

искл. 1922

 

V162

1908/9.5.09/28.5.1909

погиб 15.8.1916

 

V163

1908/24.5.09/22.7.1909

искл. 1921

 

V164

1908/27.5.09/20.8.1909

искл. 1920

 

S165

1908/26.11.10/27.4.1911

искл. 1920

 

S166

1908/27.12.10/7.7.1911

искл. 1922

 

S167

1908/15.2.11/26.8.1911

искл. 1921

 

S168

1908/16.3.11/1.7.1911

искл. 1927

G169

1 908/29. 1 2.08/29.4. 1 909

искл. 1920

G170

1908/3.3.09/14.7.1909

искл. 1921

G172

1908/10.7.09/4.1.1910

погиб 7.7. 191 8

G173

1908/28.7.09/24.1.1910

искл. 1922

G174

1908/8.1.10/6.7.1910

искл. 1920

G175

1908/24.2.10/4.12.10

искл. 1926

S176

1909/12.4.10/23.9.1910

искл. 1920

S177

1909/21.5.10/16.2.1911

погиб 23.12.1915

S178

1909/14.7.10/9.12.1910

искл. 1920

S179

1909/27.8.10/8.3.1911

искл. 1921

V180

1909/15.10:09/4.1.1910

искл. 1920

V181

1909/6.11.09/11.3.1910

искл. 1920

V182

1909/1.12.09/4.5.1910

искл. 1920

V183

1909/23.12.09/12.5.1910

искл. 1920

V184

1909/26.2.10/29.6.1910

искл. 1920

V185

1909/9.4.10/20.9.1910

искл. 1945

V186

1909/28,11. 10/21 .4.1911

искл. 1920

V187

1909/11.1.11/4.5.1911

погиб 28.8. 1914

V188

1909/8.2.11/20.5.1911

погиб 26.7.1915

V189

1909/14.3.11/30.6.1911

искл. 1920

V190

1909/12.4.11/5.8.1911

искл. 1945

V191

1909/2.6.11/28.9.1911

погиб 17.2.1915

G192

1910/5.11.10/8.5.1911

искл. 1920

G193

1910/10.12.10/25.6.1911

искл. 1920

G194

1940/12.1.11/2.8.1911

погиб 26.3. 1916

G195

1910/8.4.11/8.9.1911

искл. 1920

G196

1910/24.5.11/2.10.1911

искл. 1945

G197

1910/23.6.11/10.11.1911

искл. 1920

 

533/684 т (665/765 S165 - S168 и V186 - V191; 700/778 т G169 - G175; 660/810 т G192 - G197), 70,7 - 74,0x7,8 - 7,9x2,75 - 3,02 м. ПМ - 2 (S138-S149), ПМ-3 (V150-V160) или ПТ-2 (G169-G172), 3 ПК, 16020- 19130 л.с. = 31,4-33,9 уз., 11 000 л.с. (S138-S149) = 30,3 уз., 10 900 л.с. (V150 - V160) = 30 уз.; 16 610 л.с. (G169 - G172) = 32,7 уз.; 164 - 194 т угля + 60 - 80 т нефти. Эк. 78 чел. 1 - 88 мм/35, 3-52 мм/52. 1 - 88 мм/30, 3x1 ТА 450 мм, 2x2 ТА 450 мм (на G174).

 

«Стандартные» мореходные миноносцы германского флота, предна­значенные для действий в Северном море в составе флотилий, воз­главляемых легкими крейсерами, что предопределило перекос в сторо­ну усиленного торпедного вооружения, в ущерб артиллерийскому. Раз­личались между собой размерами, архитектурой надстроек и силовыми установками. Разнообразие типов главных механизмов было вызвано поиском наиболее приемлемых для установки на последующих сериях миноносцев. Уже после начала боевых действий корабли перевооружа­лись. Так, S138-S141, S143, S145, S147-S149 получили два 88 мм/ 35 и по одному 52 мм/55 орудию; S142, S144 — по два 88 мм/35; S153, S155, G170, G172-G175, S146, S165, S168, S178, S179, V180-V186, V189, V190, G192-G197-no два 88 мм/45. Миноносец G171 погиб в 1912 г. в результате столкновения. В ходе войны немцы потеряли 11 миноносцев этого типа. V150 затонул после столкновения с V157 на рейде р.Яде. На минах в Северном море подорвались и затонули 8138 и V172. По той же причине погибли, но уже в Балтийском море S143, V162, S177 и V191. В ходе артиллерийских боев были уничтожены V187 и G194. Торпеда, выпущенная с одной из английских ПЛ, пустила на дно V188. Наконец, после столкновения с крейсером «Йорк» затонул в Се­верном море S178. По условиям Версальского договора в составе гер­манского флота были оставлены 18 кораблей. Некоторые из них про­служили до конца 2-й мировой войны и по репарациям были переданы союзникам, в том числе и СССР (V158 и G196). Остальные миноносцы сданы на слом в начале 20-х гг.

 

Большие миноносцы типа S90 — 46 ед.

53.jpg

 

54.jpg

 

S90

1 898/26.7.99/24.10.1899

погиб 17.10.1914

 

S91

1898/25.9.99/24.4.1900

искл. 1920

 

S92

1898/15.5.00/27.6.1900

искл. 1920

 

S93

1899/24.3.00/14.7.1900

искл. 1920

 

S94

1899/23.4.00/27.7.1900

искл. 1920

 

S95

1899/20.2.00/29.8.1900

искл. 1921

 

S96

1 899/31.1.00/27.9.1900

искл. 1921

 

S97

1899/16.12.99/28.5.1900

искл. 1920

 

S98

1899/28.7.00/4.11.1900

искл. 1920

 

S99

1899/4.9.00/13.12.1900

искл. 1920

 

S100

1899/13.11.00/18.4.1901

погиб 15.10.1915

 

S101

1 899/22. 1 2.00/30.4. 1 901

искл. 1921

 

S102

1899/18.4.01/31.7.1901

искл. 1920

 

S103

1899/15.5.01/17.9.1901

искл. 1920

 

S104

1900/22.6.01/7.10.1901

искл. 1920

 

S105

1900/7.8.01/17.11.1901

искл. 1920

 

S106

1900/7.9.01/9.12.1901

искл. 1921

 

S107

1900/17.10.01/27.2.1902

искл. 1921

 

G108

1900/7.9.01/21.7.1902

искл. 1921

 

G109

1900/9.11.01/30.7.1902

искл. 1920

 

G110

1900/9.9.02/21.1.1903

искл. 1921

 

G111

1900/2.4.02/21.7.1902

искл. 1921

 

G112

1900/19.6.02/20.10.1902

искл. 1920

 

G113

1900/9.8.02/16.10.1902

искл. 1920

 

S114

1902/9.8.02/25.10.1902

искл. 1921

 

S115

1902/10.9.02/22.3.1903

погиб 17.16.1914

S116

1902/14.10.02/28.3.1903

погиб 6.10.1914

S117

1902/4.2.03/21.5.1903

погиб 17.10.1914

S118

1902/21.3.03/9.7.1903

погиб 17.10.1914

 

S119

1902/8.4.03/6.9.1903

погиб 17.10.1914

 

S120

1903/10.2.04/7.5.1904

искл. 1921

 

S121

1903/3.3.04/17.6.1904

искл. 1920

 

S122

1903/23.4.04/5.8.1904

погиб 5.10.1918

 

S123

1903/25.6.04/23.8.1904

погиб 1.5.1916

 

S124

1903/3.8.04/8.10.1904

погиб 30. 11. 191 4

 

S125

1903/19.5.04/4.4.1905

искл. 1920

 

S136

1904/26.11.04/30.04.1905

погиб 17.11.1905

 

S127

1904/12.1.05/7.6.1905

искл. 1920

 

S128

1904/25.02.05/8.7.1905

искл. 1920

 

S129

1904/4.3.05/10.8.1905

погиб 5.11.1915

 

S130

1904/27.4.05/17.9.1905

искл. 1920

 

S131

1 904/25.05.05/6. 1 0. 1 905

искл. 1920

 

G132

1905/12.5.06/22.8.1906

искл. 1920

 

G133

1905/30.6.06/10.12.1906

искл. 1920

 

G134

1905/23.7.06/16.3.1907

искл. 1921

 

G135

1905/7.9.06/24.1.1907

искл. 1921

 

G136

1905/25.8.06/16.3.1907

искл. 1920

 

G137

1905/24.1.07/24.7.1907

искл. 1920

 

       

 

310-315/394-440 т (391/468 т S120-S124; 355-371/454-482 S125, S126 - S131; 580/693 т (G132 - G137); 63,0-65,7x6,7-7,0x2,03-2,83 м (0137-71,5x7,65x2,8 м); ПМ - 2 (ПТ- 1 у S125 и G137), 5900-6600 л.с. = 26,5 - 28,0 уз. (G137 - 10 800 л.с. = 33,9 уз.); 93 - 168 т угля. Эк. 57 чел. 3-50 мм/40, 4-52 мм/55 (на G132), 1 - 88 мм/35, 2-52 мм/ 52 (на G135), 1 - 88 мм/35, 3-52 мм/55 (на G137), 3x1 ТА 450 мм.

 

Первые большие миноносцы германского флота, являвшиеся разви­тием дивизионных миноносцев типа «Р». Каждый из заводов, строив­ший корабли, самостоятельно выбирал механизмы для них и проекти­ровал корпус, исходя из общего ТТЗ. Такой подход предопределил раз­личия в размерах и внешнем виде. С другой стороны, корабли заказы­вали в течение 7 лет (с 1898 по 1905 г.), и в каждой серии миноносцев их создатели стремились учесть опыт предшественников. В ходе боевых действий корабли перевооружали; S92 и S110 получили по 2 88 мм/ 30 орудий; S108, S130, G136 - по 2 88 мм/45; S12 - S123, S126 - S128, S131 - по 1 88 мм/40 и 2 50 мм/40; G132, G133, G134 - по 1 88 мм/35 и 2 — 52 мм/55. К началу 1-й мировой войны считались устаревшими и использовались, как правило, в охране побережья. До конца 1918 г. погибли 10 кораблей. В Балтийском море после столкновения с дат­ским пароходом затонул S124. В бою с английским крейсером «Андаунтед» и 4 эсминцами были потоплены S115, S117, S118 и S119. В том же месяце в Северном море английская ПЛ Е9 торпедой уничтожила S116. В Циндао японцами был потоплен S129. В Северном море на минах подорвался и затонул S122. S129 уничтожен огнем береговых батарей, a S100 пошел ко дну, столкнувшись со вспомогательным кораблем «Пройссен». Оставшиеся корабли после войны продали на слом.

 

Большой миноносец «Таку» — 1 ед.

55.jpg

 

«Таку» (Taku)      Шх.Э.         1898/1899/1899 .         погиб 28.9.1914

 

243/284 т, 59,0x6,4x1,44. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с. = 32,0 уз.; 67 т угля. Эк. 57 чел. 2 - 50мм/40, 2x1 ТА 450 мм.

 

Бывший китайский; захвачен в Таку во время подавления «Боксер­ского» восстания. Реквизирован Германией. Незадолго до начала вой­ны был выведен из состава флота. Затоплен в Циндао.

 

Дивизионный миноносец D10 — 1 ед.

56.jpg

 

D10      Торникрофт      1896/24.3.98/13.10.1898             искл. 1922

 

310/371 т, 66,1x5,95x2,34 м. ПМ - 2, 3 ПК, 5783 л.с. = 27,2 уз., 77 т угля. Эк. 47 чел. 5 - 50мм/40, 2x1 ТА 450 мм.

 

Строился в Англии по заказу Германии как подобие английских эс­минцев увеличенного «30-узлового» типа. Был приобретен для про­верки его возможностей по лидированию флотилий миноносцев. К началу 1-й мировой войны устарел. Использовался в охране побе­режья. С 1915 г. — в школе подводников. В 1922 г. сдан на слом.

 

Дивизионный миноносец D9 — 1 ед.

57.jpg

 

D9   Шх.Э. 1894/39.94/29.12.1894  искл. 1921 

 

350/458 т, 63,0x7,7x2,36 м. ПМ - 1, 3 ПК, 4200 л.с. = 23,5 уз., 106 т угля. Эк. 52 чел. 3 — 50 мм/40, 2x1 ТА 450 мм, 1 нос. ТА 450 мм.

 

К началу 1-й мировой войны устарел. Использовался в охране побе­режья. С 1915 г. — в школе подводников. После войны сдан на слом.

 

Дивизионные миноносцы типа D7 — 2 ед.

58.jpg

 

D7

D8

Шх.Э.

Шх.Э.

1890/6.5.91/10.1891

1890/8.6.91/25.10.1891

искл. 1920

искл. 1920

 

320/410 т, 59,72x7,40x2,4 м. ПМ - 1, 2 ПК, 3600 л.с. = 22,5 уз., 105 т угля. Эк. 46 чел. 3-50 мм/40, 2x1 ТА 450 мм, 1 нос ТА 450 мм.

 

Использовались в охране побережья. D7 с 1916 г. был передан школе подводников. С 1917 г. оба корабля поставили на прикол в Гамбурге. Разобраны на металл в 1921 г.

 

Дивизионные миноносцы D1 — 6 ед.

59.jpg

 

D1 — D6

 

249/300 т (D5 и D6 - 300/406), 56,64x6,6 - 7,4 х 1,83 - 2,18 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2020-2200 л.с. (Do, D6 - 3200 л.с.); 56-98 т угля. Эк. 46 чел. 3-50 мм/40; 2x1 ТА 450 мм; 1 нос. ТА 540 мм.

 

Построены фирмой «Шихау» в Эльбинге в 1886 — 1889 гг. С 1906 г. использовались для охраны рыболовства. С началом боевых действий — в охране прибрежной зоны либо в школе подводников. В 1920 г. сданы на слом.

 

Малые миноносцы типа V105 — 4 ед.

60.jpg

 

V105 V106 V107 V108

1914/26.8.14/5.1.1915 1914/26.8.14/25.1.1915 1914/12.12.14/3.3.1915 1914/12.12.14/23.3.1915

искл. 1920

искл. 1920

погиб 8.5.1915

искл. 1920

 

340/421 т, 62,6x6,22x2,54 м. ПТ-2, 2 ПК, 5670 л.с. = 29,5 уз., 60 т угля + 16,2 т нефти. Эк. 59 чел. 2 - 8^мм/30, Z- 52 мм/55 (на V106), 2-88 мм/45 (на V108), 2x1 ТА 450 мм.

 

Строились по заказу Нидерландов (соответственно Z1 —Z4). В годы войны использовались как учебные. V107 подорвался на мине у Либавы (Балтийское море). После окончания войны по репарациям перешли к союзникам. Перекуплены Великобританией и в рамках программы во­енной помощи переданы Польше.

 

Малые миноносцы типа А56 — 35+5 ед.

61.jpg

 

62.jpg

 

А56

1916/28.2.17/14.4.1917

погиб 12.3.1918

 

А57

1916/28.2.17/28.4.1917

погиб 1.3.1918

 

А58

1916/31.3.17/19.5.1917

погиб 16.8.1918

 

А59

1916/13.4.17/9.6.1917

искл. 1920

 

А60

1916/15.5.17/23.6.1917

погиб 23. 11. 1917

 

А61

1917/15.5.17/11.7.1917

искл. 1920

 

А62

1917/8.6.17/25.7.1917

искл. 1920

 

А63

1917/16.6.17/11.8.1917

искл. 1920

 

А64

1917/30.3.18/8.8.1918

искл. 1920

 

А65

1917/30.3.18/24.8.1918

искл. 1920

 

А66

1917/23.6.18/20.9.1918

искл. 1920

 

А67

1917/23.6.18/недостр.

 

 

А68

1916/11.4.17/13.6.1917

искл. 1920

 

А69

1916/28.4.17/4.7.1917

искл. 1920

 

А70

1916/19.5.17/23.7.1917

искл. 1920

 

А71

1916/9.6.17/13.8.1917

погиб 4.5.1918

 

А72

1916/30.6.17/1.9.1917

погиб 14.5. 1918

 

А73

1916/7.7.17/21.9.1917

погиб 20.1. 1918

 

А74

1916/4.8.17/9.10.1917

искл. 1920

 

А75

1916/11.8.17/26.10.1917

искл. 1920

 

А76

1916/1.9.17/12.11.1917

искл. 1920

 

А77

1916/22.9.17/27.11.1917

погиб 20.1.1918

А78

1917/13.10.17/15.12.1917

искл. 1920

 

А79

1917/8.11.17/12.1.1918

погиб 10.7.1918

А80

1917/23.10.17/21.12.1917

искл. 1920

 

А81

1917/27.11.17/10.1.1918

искл. 1920

 

А82

1917/27.3.18/1.6.1918

погиб 29.10.1918

А83

1917/28.5.18/недостр.

 

 

А84

1917/19.4.18/недостр.

 

 

А85

191 7/6.6. 18/недостр.

 

 

А86

1917/5.2.18/16.3.1918

искл. 1920

 

А87

1918/21.2.18/8.4.1918

искл. 1920

 

А88

1917/2.3.18/27.4.1918

искл. 1920

 

А89

1917/22.3.18/14.5.1918

искл. 1920

 

А90

1917/6.4.18/6.6.1918

искл, 1920

 

А91

1917/27.4.18/22.6.1918

искл. 1920

 

А92

1917/16.3.18/24.5.1918

искл. 1920

 

А93

1917/9.4.18/18.6.1918

искл. 1920

 

А94

1917/-

 

 

А95

1917/25.5.18/19.8.1918

 

 

           

 

330/381 -392 т, 60,37-61,1x6,41x2,21 -2,34 м. ПТ-2, 2 ПК, 6000 л.с. = 28,2 уз., 82 - 92 т нефти. Эк. 50 чел. 3-88 мм/30; 1 ТА 450 мм.

 

Строились фирмами «Вулкан» и «Шихау» для действий в прибреж­ных районах и узостях как своеобразный «расходный» материал в борьбе с москитным флотом и торговым судоходством противника. Также предназначались для обеспечения действий подводных лодок. Отличались хорошей маневренностью и надежностью, но имели сла­бое артиллерийское и торпедное вооружение. Могли быть разобраны и перевезены по железной дороге. А83—А85 строились фирмой «Ховальдсверке», заказы на А96—А113 (завод «Вулкан», Штеттин) были аннулированы в конце 1918 г. В ходе боевых действий было потеряно 10 миноносцев. А56, А57, А58, А60, А71, А72, А73, А77 и А79 подорва­лись на минах в Северном море. А82 был затоплен в Поле (Австро-Венгрия) своим экипажем. А64, А68 и А80 передали Польше. Остальные миноносцы были интернированы союзниками и в начале 20-х годов ра­зобраны, на металл.

 

Малые миноносцы типа А26 — 30 ед.

63.jpg

 

А26

1916/20.5.16/22.7.1916

искл. 1920

 

А27

1916/27.5.16/12.8.1916

искл. 1920

 

А28

1916/10.6.16/26.8.1916

искл. 1920

 

А29

1916/15.6.16/9.9.1916

искл. 1920

 

АЗО

1916/15.7.16/28.9.1916

искл. 1920

 

А31

1916/1.7.16/30.9.1916

искл. 1920

 

А32

1916/15.7.16/14.10.1916

погиб 25.10.1917

 

А33

1916/29.7.16/30.10.1916

искл. 1920

 

А34

1916/20.7.16/8.11.1916

искл. 1920

 

А35

1916/19.8.16/1.12.1916

искл. 1920

 

А36

1916/14.8.16/27.11.1916

искл.

1920

А37

1916/12.8.16/24.11.1916

искл.

1920

А38

1916/17.10.16/14.3.1917

искл.

1920

А39

1916/12.9.16/16.12.1916

искл.

1920

А40

1916/2.9.16/16.12.1916

искл.

1920

А41

1916/8.12.16/16.3.1917

искл.

1920

А42

1916/1.11.16/5.1.1917

искл.

1920

А43

1916/25.12.16/2.4.1917

искл.

1920

А44

1916/10.3.17/30.4.1917

искл.

1920

А45

1916/8.11.16/15.1.1917

искл.

1920

А46

1916/24.3.16/22.5.1917

искл. 1920

 

А47

1916/23.4.17/22.6.1917

искл. 1920

 

А48

1916/9.6.17/31.7.1917

искл. 1920

 

А49

1916/19.5.17/9.7.1917

искл. 1920

 

А50

1916/8.7.17/20.8.1917

погиб 17.11. 1917

 

А51

1916/15.5.17/26.6.1917

погиб 29.10.1918

 

А52

1916/18.1.17/1.4.1917

искл. 1920

 

А53

1916/3.2.17/7.4.1917

искл. 1920

 

А54

1916/22.2.17/14.4.1917

искл. 1920

 

А55

1916/10.3.17/27.4.1917

искл. 1920

 

             

 

227 - 229/250 - 252 т, 50,0х 5,32 - 5,62x2,34 м. ПТ - 1, 1 ПК, 3506 л.с. = 25,8 уз., 53 т нефти. Эк. 29 чел. 2/ 88 мм/30, 1x1 ТА 450 мм, рельсы для 18 мин.

 

Строились фирмой «Шихау» для действий у Фландрского побережья для защиты и обеспечения действий своих ПЛ. Являлись дальнейшим развитием миноносцев А1 — А25, признанных из-за своих малых разме­ров и слабого вооружения неудачными. В ходе боевых действий был потерян лишь А50, подорвавшийся на минах в Северном море. А32 за­топлен экипажем в Поле. А30, А40, А42, А43 и А47 были интернированы во Фландрии Бельгийским правительством. Они оставались в составе флота до середины 20-х гг. Остальные корабли по репарациям переда­ли союзникам (в основном Великобритании). Их либо разобрали на металл, либо потопили в ходе различных экспериментов.

 

Малые миноносцы типа А1 — 25 ед.

64.jpg

 

А1

1914/16.1.15/29.1.1915

искл. 1921

 

А2

1914/17,3.15/23.3.1915

погиб 1.5.1915

 

A3

1914/24.6.15/13.7.1915

погиб 7.11. 1915

 

А4

1914/26.6.15/30.6.1915

погиб 11.11.1918

 

AS

1914/5.5.15/10.5.1915

искл. 1919

 

А6

1914/3.4.15/8.4. 1915

погиб 1.5.1915

 

А7

19Г4/2.2.15/19.4.1915

погиб 21.3.1918

 

А8

1914/25.4.15/21.5.1915

искл. 1920

 

А9

1914/4.8.15/6.8.1915

искл. 1920

 

А10

1914/16.8.15/23.8.1915

погиб 7.2.1918

 

А11

1914/4.6.15/7.6.1915

искл. 1920

 

А12

1914/28.4.15/2.5.1915

искл. 1920

 

А13

1914/15.5.15/21.5.1915

погиб 16.8.1917

 

А14

1914/22.7.15/27.7.1915

искл. 1921

А15

1914/10.7.15/15.7.1915

погиб 23. 8. 1915

А16

1914/16.6.15/19.6.1915

искл. 1920

А17

1914/8.6.15/6.7.1915

погиб 13.3.1920

А18

1914/2.7.15/20.7.1915

искл. 1922

А19

1914/9.9.15/15.10.1915

погиб 21.3.1918

А20

1914/27.8.15/1.9.1915

искл. 1927

А21

1914/1.6.15/29.6.1915

погиб 13.3.1920

А22

1914/22.5.15/8.6.1915

искл. 1922

А23

1914/5.5.15/29.5.1915

искл. 1924

А24

1914/12.6.15/6.8.1915

искл. 1924

А25

1914/13.7.15/27.7.1915

искл. 1922

     

 

109/137 т, 41,6x4,6x1,52 м. ПМ - 1, 1 ПК, 1090 л.с. = 19,0 уз., 24,5 т угля. Эк. 28 чел. 1 - 50мм/40 (А1, А2, А17, А18, А21 - А25), 1 - 52 мм/55, 2x1 ТА 450 мм, 4 мины.

 

Построены фирмой «Вулкан» в Гамбурге для действий у Фландрского побережья как альтернатива большим миноносцам, дорогостоящим и неспособным оперировать в мелководных районах. Однако эти корабли оказались слабо вооруженными и обладали недостаточной автоном­ностью и мореходностью. В ходе боевых действий были потеряны 7 ми­ноносцев. А2, А6, А7, А15 и А19 — в боях у Фландрского побережья с надводными кораблями противника; на минах подорвался А10, англий­ской авиацией был потоплен А13. А4, А12, А14, А16 и А20 интернирова­ло во Фландрии Бельгийское правительство, включив затем в состав своего флота. По условиям Версальского договора миноносцы этого типа были оставлены Германии. Тем не менее к середине 20-х гг. их разобрали на металл.