Подводные лодки
Подводные крейсера типа U151 —7 ед.
U151 U152 U153 U154 U155 U156 U157 |
1916/4.4.17/21.7.1917 1916/20.5.17/20.10.1917 1916/19.7.17/17.11.1917 1915/28.3.16/5.1916 1916/10.9.17/12.12.1917 1916/17,4.17/28.8.1917 1916/23.5.17/22.9.1917 |
искл. 1918 искл. 1918 искл. 1918 искл. 1918 погибла 11.5.1918 погибла 25.9.1918 искл. 1918 |
1503/1875 т, (U157 1575/1880 т), 65,0x8,9x5,3 м. 2 диз., 2 ЭД, 800/800 л.с. = 12,4/5,2 уз, 328 т нефти. Эк. 56 чел. 2 ТА 500 мм, 2-105 мм/45, 2-88 мм/30, 6 ТА 500 мм, (на U155 - 2 - 150 мм/40).
Первоначально строились как транспортные лодки типа «Дойчланд», но когда в войну вступили США, было принято решение переоборудовать транспортные корабли в большие крейсерские лодки. Так, «Дойчланд» стал U155; «Ольденбург» — U151. 8-й корабль серии — «Бремен» — погиб в конце 1916 года на минах у Оркнейских островов. Остальные лодки достраивались как чисто боевые. При этом были использованы дизель-генераторы с линкора «Заксен» и линейного крейсера «Эрзац Йорк». Крейсерские лодки этого типа имели небольшую скорость хода и слабое торпедное вооружение. В ходе боевых действий немцы потеряли 2 корабля. Английская ПЛ Е35 торпедой уничтожила в Атлантике U154; на минах в Северном море погибла U156. Остальные корабли были интернированы союзниками и по условиям Версальского договора затоплены в 1921 г.
Подводные крейсера типа U139 —4 ед.
U139 U140 U141 U142 |
1916/3.12.17/18.5.1918 1916/4.11.17/28.3.1918 1916/9.1.18/24.6.1918 1916/4.3.18/10.11.1918 |
искл. 1918 искл. 1918 искл. 1918 искл. 1918 |
1930/2483 т, 92,0x9,12x5,27 м. 2 диз. + 1 диз., 2 ЭД, 3500+450/ 1780 л.с. = 15,3/7,6 уз., 443 т. нефти. Эк. 62 чел. 6 ТА 500 мм. 2-150 мм/45.
Большие подводные крейсера. Имели по 1 вспомогательному дизелю, использовавшемуся во время крейсерства для зарядки аккумуляторов. Этот дизель мог самостоятельно обеспечить ход кораблю в 8 узлов и дальность плавания 17 800 миль. После окончания войны 4 вступивших в строй корабля этой серии были переданы по репарациям союзникам. U139 находилась в составе французского флота до 1935 г. U140 потоплена американцами летом 1921 г. U141 и U142 были сданы на слом в 20-х гг. Остальные корабли серии к концу войны имели готовность от 20% (U173-U176) до 75% (U145-U148). Разобраны на металл в заводах-изготовителях.
Подводные крейсера типа U135 — 2 ед.
U135 1916/8.9.17/20.6.1918 искл. 1918
U136 1916/7.11.17/15.8.1918 искл. 1918
1175/1534 т, 83,5x7,54x4,26 м. 2 диз. + 2 диз.-ген., 2 ЭД, 3500+900/ 1690 л.с. = 17,0/8,1 уз., 167 т нефти. Эк. 46 чел. 6 ТА 500 мм. 2-150 мм/45.
Большие подводные крейсера. Имели по 2 вспомогательных дизеля для зарядки аккумуляторов. Могли принимать топливо в главные балластные цистерны, тогда его запасы увеличивались до 220 т. Оба вступивших в строй корабля после окончания войны были интернированы союзниками. U135 затонула на переходе у восточного побережья Англии. Остальные корабли серии к концу войны имели готовность от 80% (U127 - U130) до 95% (U137, U138). Их разобрали на металл в заводах-изготовителях.
Подводные заградители — крейсера типа U117 — 9+1 ед.
U117 |
1916/10.12.17/28.3.1918 |
искл. |
1918 |
U118 |
1916/23.2.18/8.5.1918 |
искл. |
1919 |
U119 |
1916/4.4.18/20.6.1918 |
искл. |
1918 |
U120 |
1916/20.6.18/31.8.1918 |
искл. |
1918 |
U121 |
191 6/20.9. 191 8 не достр. |
искл. |
1918 |
U122 |
1916/9.12.17/4.5.1918 |
искл. |
1918 |
U123 |
1916/26.1.18/20.7.1918 |
искл. |
1918 |
U124 |
1916/28.3.18/13.7.1918 |
искл. |
1918 |
U125 |
1916/26.5.18/4.9.1918 |
искл. |
1918 |
U126 |
1916/16.6.18/7.10.1918 |
искл. |
1918 |
1163- 1164/1468- 1512т, 82,0x7,42x4,22 м. 2 диз., 2 ЭД, 2400 л.с./ 1200л.с. =14,7/7,0-7,2 уз., 167 т нефти. Эк. 39 - 40 чел. 4 ТА 500 мм. 2 минные трубы для 30 мин. 1 — 150 мм/45 (на U117 1 — 88 мм/30, а начиная с U123 1 - 105 мм/45).
Лодки океанского типа, развитие кораблей типа U71. Строились в Гамбурге фирмами «Вулкан» и «Блом унд Фосс». Имели более мощное вооружение, большую скорость и радиус действия. Мины грузились в горизонтальном положении. 10 запасных торпед располагались на стеллажах внутри прочного корпуса плюс 10 торпед в герметичных контейнерах на верхней палубе. Обводы легкого корпуса обеспечивали отличную управляемость в подводном положении. Впервые в германском флоте легкий корпус был как бы «подвешен» к прочному рамными шпангоутами, что повышало общую прочность конструкции. К моменту подписания перемирия большинство кораблей проходило приемные испытания. Только U117 успела совершить боевой поход к берегам США. Лодки этой серии стали прообразом советских ПЛ типа «Л». После окончания войны были переданы союзникам по репарациям. Их либо разрушили, либо уничтожили в ходе экспериментов и боевой подготовки. U119 была отбуксирована во Францию, где ее достроили. Корабль оставался в составе французского флота до 1937 г.
Крейсерские лодки типа U81 — 40 ед.
U81 |
1915/24.6.16/22.8.1916 |
погибла 1.5.1917 |
|
||
U82 |
1915/1.7.16/16.9.1916 |
искл. 1919 |
|
||
U83 |
1915/13.7.16/6.9.1916 |
погибла 17.2.1917 |
|
||
U84 |
1915/22.7.16/7.10.1916 |
погибла 26. 1.1 91 8 |
|
||
U85 |
1915/22.8.16/23.10.1916 |
погибла 12.3.1917 |
|
||
U86 |
1915/7.11.16/30.11.1916 |
искл. 1921 |
|
||
U87 |
1915/22.5.16/26.2.1917 |
погибла 25. 12. 191 7 |
|
||
U88 |
1915/22.6.16/7.4.1917 |
погибла 17.9.1917 |
|
||
U89 |
1915/6.10.16/6.1917 |
погибла 12.2.1918 |
|
||
U90 |
1915/12.1.17/2.8.1917 |
искл. 1919 |
|
||
U91 |
1915/14.4.17/17.9.1917 |
искл. 1918 |
|
||
U92 |
1915/12.5.17/22.10.1917 |
погибла 9.9.1918 |
|
||
U93 |
1915/15.12.16/10.2.1917 |
погибла 7. 1.1 91 8 |
|
||
U94 |
1915/5.1.17/3.3.1917 |
искл. 1918 |
|
||
U95 |
1915/20.1.17/19.4.1917 |
погибла 01.1918 |
|
||
U96 |
1916/15.2.17/11.4.1917 |
искл. 1918 |
|
||
U97 |
1916/4.4.17/16.5.1917 |
погибла 21.11.1918 |
|
||
U98 |
1916/28.2.17/31.5.1917 |
искл. 1918 |
|
||
U99 |
1916/27.1.17/28.3.1917 |
погибла 7.7.1917 |
|
||
U100 |
1916/25.2.17/16.4.1917 |
искл. 1918 |
|
||
U101 |
1916/1.4.17/15.5.1917 |
искл. 1918 |
|||
U102 |
1916/12.5.17/18.6.1917 |
погибла 2.9. 191 8 |
|||
U103 |
1916/9.6.17/15.7.1917 |
погибла 12.5.1918 |
|||
U104 |
1916/3.7.17/12.8.1917 |
погибла 25.4.1918 |
|||
U105 |
1916/16.5.17/4.7.1917 |
искл. 1918 |
|||
U106 |
1916/12.6.17/28.7.1917 |
погибла 8. 10. 1917 |
|||
U107 |
1916/28.6.17/18.8.1917 |
искл. 1918 |
|||
U108 |
1916/11.10.17/5.12.1917 |
искл. 1918 |
|||
U109 |
1916/25.9.17/7.11.1917 |
погибла 26. 1.191 8 |
|||
U110 |
1916/28.7.17/25.9.1917 |
погибла 15.3.1918 |
|||
U111 |
1916/5.9.17/30.12.1917 |
искл. 1918 |
|||
U112 |
1916/26.10.17/30.6.1918 |
искл. 1918 |
|||
U113 |
1916/29.9.17/23.2.1918 |
искл. 1918 |
|||
U114 |
1916/27.11.17/19.6.1918 |
искл. 1918 |
|||
U160 |
1917/27.2.18/26.5.1918 |
искл. 1918 |
|||
U161 |
1917/23.3.18/29.6.1918 |
искл. 1918 |
|||
U162 |
1917/20.4.18/31.7.1918 |
искл. 1918 |
|||
U163 |
1917/1.6.18/21.8.1918 |
искл. 1918 |
|||
U164 |
Г917/7.8.18/17.10.1918 |
искл. 1918 |
|||
U165 |
1917/21.8.18/6.11.1918 |
погибла 18.11.1918 |
|||
750/952 т (U99-U104), 798/996-1000 т (U105- U114), 808/946 т (U81 -U86), 838/998-1000 т (U93 - U98), 757/998 т (U87 - U92), 65,8-71,55x6,2-6,3x3,65-4,02 м. 2 диз., 2 ЭД, 7800-8400 Л.С./50-56 л.с. = 15,6-16,8/8,4-9,1 уз., 114- 119 т нефти. Эк. 35-39 чел. 6 ТА 500 мм, 4 ТА 500 мм (на U87 - U92, U99 - U104), 1 - 105 мм/45, 1 -88 мм/30 (на U87, U89, U95, U105, U106, U108, U109, с 1918 г. на U84, U85 и U86), 2-88 мм/30 (до 1917 г. на U84 - 86, до 1918 г. на U101 -U104); 2 - 105 мм/45 (на U160).
Средние крейсерские лодки. Отличались хорошими мореходностью и маневренностью в надводном положении. Первоначально на стеллажах имелось только 10 запасных торпед. После переноса действий этих лодок в Атлантику, в герметичных контейнерах на верхней палубе располагалось еще 16 торпед. К моменту заключения перемирия корабли, начиная с U115 (кроме U160—U165), не были достроены. Последней на воду спустили U172, имевшую 75% готовности. U166 (готовность свыше 90%) по репарациям передали Франции, где ее ввели в строй. Так же Франции по репарациям передали U105, U108, U162 и U166 — они прослужили в составе французского флота до конца 30-х гг. Все недостроенные корабли разобрали на стапелях. По условиям Версальского договора U86, U90, U96, U100, U107 и U161 затопили у восточного побережья Великобритании. Остальные лодки, остававшиеся в строю, к концу войны передали по репарациям союзникам и разобрали в начале 20-х гг. В ходе боевых действий были потеряны 18 кораблей. U81 и U99 торпедированы английскими подводными лодками Е54 и J3. На минах в Северном море погибли U92, U102 и U106. Любопытно, что при сравнительно низкой эффективности судов-ловушек, они смогли уничтожить 4 корабля этой серии: U83 — в Атлантике и U84 — у западных берегов Великобритании, U85 — в Ла-Манше и U88 — в Бискайском заливе. В ходе боевых столкновений с лихтерами и различными судами погибли U93, U95, U97, U103 и U109. U87 и U110 уничтожены надводными кораблями, U104 — авиацией. U89 затонула после таранного удара броненосного крейсера «Роксбург».
Подводные заградители — крейсера типа U71 —10 ед.
U71 |
1915/31.10.15/20.12.1915 |
искл. 1918 |
U72 |
1915/31.10.15/26.1.1916 |
погибла 1.11.1918 |
U73 |
1915/16.6.15/9.10.1915 |
погибла 30. 10. 1918 |
U74 |
1915/10.8.15/24.11.1915 |
погибла 27.5.1916 |
U75 |
1915/30.1.16/26.3.1916 |
погибла 14.12.1917 |
U76 |
1915/12.3.16/11.5.1916 |
погибла 25. 1.1917 |
U77 |
1915/9.1.16/10.3.1916 |
погибла 7.7.1916 |
U78 |
1915/27.2.16/20.4.1916 |
погибла 28. 10. 1918 |
U79 |
1915/9.4.16/25.5.1916 |
искл. 1918 |
U80 |
1915/22.4.16/6.6.1916 |
искл. 1919 |
745 - 755/829 - 832 т, 56,6x5,9x4,84 м. 2 диз., 2 ЭД, 900/900 л.с. = 10,6/ 7,9 уз., 79 — 80 т нефти. Эк. 32 чел. 2 ТА 500 мм, 38 мин, 1—88 мм/30.
Строились для минирования путей конвоев, следовавших через Атлантику. Первые заградители германского флота, имевшие горизонтальные минные трубы вместо вертикальных или наклонных шахт. Мины оставались сухими вплоть до самой постановки. Их перемещение на стеллажах осуществлялось ручным приводом (на U117 — U126 — электроприводом). Топливные цистерны располагались в булях снаружи легкого корпуса. В качестве двигателей надводного хода использовались дизели, заказанные русским морским ведомством для ПЛ типа «Барс». В ходе боевых действий немцы потеряли 7 кораблей. На минах в Северном море погибла U75. Артиллерией надводных кораблей были потоплены в Северном море U74 и U77, на Балтике — U76, U72 и U73 затоплены экипажами в Средиземном море. Оставшиеся корабли по репарациям передали союзникам. Из них только U79 служила в составе французского флота до 1933 г.
Крейсерские лодки типа U66 — 5 ед.
U66 |
1913/22.4.15/23.7.1915 |
погибла 2.10.1917 |
U67 |
1913/15.5.15/4.8.1915 |
искл. 1918 |
U68 |
1913/1.6.15/17.8.1915 |
погибла 22.3.1916 |
U69 |
1913/24.6.15/4.9.19t5 |
погибла 12.7.1917 |
U70 |
1913/20.7.15/22.9.1915 |
искл. 1919 |
791/933 т, 69,5x6,3x3,79 м. 2 диз., 2ЭД, 2300/1240 л.с. 16,8/ 10,3 уз., 89 т нефти. Эк. 36 чел. 5 ТА 450 мм. 1 — 88 мм/30, с 1916 г. 1-105 мм/45.
Крейсерские подводные лодки программы 1912— 1913 гг. Предназначались для действий в Атлантике и Северном море. U66, U68 и U69 были уничтожены артогнем и глубинными бомбами английских эсминцев и шлюпов в Северном море. Оставшиеся 2 лодки передали союзникам по репарациям. Они были разобраны в начале 20-х гг.
Крейсерские лодки типа U43 — 23 ед.
U43 |
1913/26.9.14/30.4.1915 |
искл. 1919 |
|
||
U44 |
1913/15.10.14/7.5.1915 |
погибла 12.8.1917 |
|
||
U45 |
1913/15.4.15/9.10.1915 |
погибла 12.9.1917 |
|
||
U46 |
1914/18.5.15/17.12.1915 |
искл. 1919 |
|
||
U47 |
1914/16.8.15/28.2.1916 |
погибла 28.10.1918 |
|
||
U48 |
1914/3.10.15/22.4.1916 |
погибла 24. 11. 191 7 |
|
||
U49 |
1914/26.11.15/31,5.1916 |
погибла 11.9.1917 |
|
||
U50 |
1914/31.12.15/4.7.1916 |
погибла 9. 191 7 |
|
||
U51 |
1914/25.11.15/24.2.1916 |
погибла 4.7. 191 6 |
|
||
U52 |
1914/8.12.15/16.3.1916 |
искл. 1918 |
|
||
U53 |
1914/1.12.16/22.4.1916 |
искл. 1919 |
|
||
U54 |
1914/22.2.16/25.5.1916 |
искл. 1918 |
|
||
U55 |
1914/18.3.16/8.6.1916 |
искл. 1918 |
|||
U56 |
1914/18.4.16/23.6.1916 |
погибла 2.11. 1916 |
|||
U57 |
1914/29.4.16/6.7.1916 |
искл. 1918 |
|||
U58 |
1914/31.5.16/9.8.1916 |
погибла 17.1 1.1917 |
|||
U59 |
1914/20.6.16/7.9.1916 |
погибла 15.5.1917 |
|||
U60 |
1914/5.7.16/1.11.1916 |
искл. 1918 |
|||
U61 |
1914/22.7.16/2.12.1916 |
погибла 26.3.1918 |
|||
U62 |
1914/2.8.16/30.12.1916 |
искл. 1918 |
|||
U63 |
1914/8.2.16/11.3.1916 |
искл. 1919 |
|||
U64 |
1914/29.2.16/15.4.1916 |
погибла 17.6.1918 |
|||
U65 |
1914/21.3.16/5.1916 |
погибла 28. 10. 191 8). |
|||
725 - 810/927 - 956 т, 65,0 - 68,4x6,2 - 6,3x3,74 - 4,04 м. 2 диз., 2 ЭД, 2000 - 2400/1200 л.с. = 15,2 - 16,5/8,4 - 9,7 уз.; 110 - i 19 т. нефти, Эк. 36 чел. 4 ТА 500 мм. 2-88 мм/45.
Крейсерские подводные лодки предназначались для действий в Северном море и Атлантике. По довоенной программе 1913 г. были заказаны U43 и U44. Остальные строились по мобилизационным планам, что предопределило различия кораблей во внешнем виде и конструкции надстроек. В 1916 - 1917 гг. U43 - U50, U52, U53 - U60 были перевооружены на 1 — 105 мм/45 и 1 — 88 мм/30 орудия. Из 10 потерянных в ходе войны ПЛ этой серии U50 и U59 подорвались на минах в Северном море. Таранными ударами надводных кораблей были уничтожены U44 и U49. Английские и американские эсминцы у побережья Великобритании глубинными бомбами потопили U61 и U64. U48 села на мель и была расстреляна артогнем британских, дрифтеров и эсминцев. В 1916 г. на Балтике русские патрульные корабли уничтожили U56. Уже после начала мирных переговоров в Поле своими экипажами были затоплены U47 и U65. Остальные корабли после окончания войны по репарациям передали союзникам. Из них только U46 и U55 вошли в состав японского флота и прослужили до 1922 г. U43, U52, U53, U60 и U62 затопили в Северном море. 4 корабля разобрали на металл в 1920 г. U52 сразу после вступления в строй затонула после взрыва торпеды, но незадолго до окончания войны ее подняли и вновь ввели в строй.
Крейсерские подводные лодки типа U23 —18 ед.
U23 |
1911/12.4.13/11,9.1913 |
погибла 20.7. 191 5 |
|
|
U24 |
1911/24.5.13/6.12.1913 |
искл. 1918 |
|
|
U25 |
1911/12.7.13/9.5.1914 |
искл. 1919 |
|
|
U26 |
1911/16.10.23/20.5.1914 |
погибла 9. 191 5 |
|
|
U27 |
1912/14.7.13/8.5.1914 |
погибла 19.8.1915 |
|
|
U28 |
1912/30.8.13/26.6.1914 |
погибла 2.9. 191 7 |
|
|
U29 |
1912/11.10.13/1.8.1914 |
погибла 18.3.1915 |
|
|
U30 |
1912/15.11.13/26.8.1914 |
погибла 22.6.1915 |
|
|
U31 |
1912/7.1.14/18.9.1914 |
погибла 1.1914 |
|
|
U32 |
19123/28.1.14/3.9.1914 |
погибла 8.5.1915 |
|
|
U33 |
1912/19.5.14/27.9.1914 |
искл. 1919 |
||
U34 |
1912/9.5.14/5.10.1914 |
погибла 9.1 1.1918 |
||
U35 |
1912/18.4.14/3.11.1914 |
искл. 1918 |
||
U36 |
1912/6.6.14/14.11.1914 |
погибла 24.7. 191 5 |
||
U37 |
1912/25.8.14/9.12.1914 |
погибла 1.4.1915 |
||
U38 |
1912/9.9.14/15.12.1914 |
искл. 1919 |
||
U39 |
1912/26.9.14/13.1.1915 |
погибла 18.5.1918 |
||
U40 |
1912/22.10.14/14.2.1915 |
погибла 23,6. 191 5 |
||
U41 |
1912/10.10.14/1.2.1915 |
погибла 24.9.1915 |
||
669-685/864-878 т, 64,7x6,32x3,48-3,56 м. 2 диз., 2 ЭД, 1800-2000/1200 л.с. = 16,7/9,8 - 10,3 уз., 98 - 110т нефти. Эк. 35 чел. 4 ТА 500 мм, 1 - 88 мм/30 (на U27, U28, U26 2-88 мм/30, на U34 с 1917 г. 1-105 мм/45).
Крейсерские двухкорпусные подводные лодки, известные в германском флоте как серия «тридцатых». Лодки, строившиеся в Данциге, имели более надежные 4-тактные дизели фирмы МАИ. Остальные корабли оснащались 2-тактными крупповскими дизелями, часто выходившими из строя. Их действия в Атлантике были крайне ограничены из-за большого расхода топлива и ненадежности силовых агрегатов. В ходе боевых действий было потеряно 12 кораблей. U23 уничтожена в Северном море английской ПЛ С-27. На минах подорвались: U26 (в Балтийском море); U31 (в Северном море) и U37 (в Ла-Манше). Линкор «Дредноут» таранным ударом пустил на дно U29. Артогнем надводных кораблей союзников в Ла-Манше были потоплены U27, U36 и U41. В этом же районе в результате взрыва торгового судна погибла U28. Эскортные корабли глубинными бомбами в Средиземном море потопили U32 и U34. U40 была торпедирована в Северном море английским патрульным кораблем (по другим данным, ПЛ С24).Остальные корабли передали по репарациям союзникам и сдали на слом в начале 20-х гг.
Крейсерские лодки типа U3 — 20 ед.
U3 |
1907/27.3.09/29.5.1909 |
искл. 1919 |
|
U4 |
1907/18.5.09/1.7.1909 |
искл. 1919 |
|
U5 |
1907/8.1.10/2.7.1910 |
погибла 18.12.1914 |
|
U6 |
1907/18.5.10/8.1910 |
погибла 15.9.1915 |
|
U7 |
1908/28.7.10/18.7.1911 |
погибла 21. 1.1 91 5 |
|
U8 |
1908/14.3.11/18.6.1911 |
погибла 4.3.1915 |
|
U9 |
1909/22.2.10/18.4.1910 |
искл. 1918 |
|
U10 |
1909/24.1.11/31.8.1911 |
погибла 27.5.1916 |
|
U11 |
1909/2.4.10/21.9.1910 |
погибла 9.12.1914 |
|
U12 |
1909/6.5.10/13.8.1911 |
погибла 10.3.1915 |
|
U13 1909/16.12.10/25.4.1912 погибла 9.8.1914 U14 1909/11.7.11/25.4.1912 погибла 5.6.1915 U15 1909/18.9.1 1/7.7.1912 погибла 9.8.1914 U16 1908/23.8.11/28.12.1911 погибла 8.2.1919 U17 1910/16.4.12/3.11.1912 искл. 1919 U18 1910/25.4.12/17.11.1912 погибла 23.11.1914 U19 1910/10.10.12/6.7.1913 искл. 1919 U20 1910/18.12.12/5.8.1913 погибла 5.11.1916 U21 1910/8.2.13/22.10.1913 погибла 22.2.1919 U22 1910/6.3.13/25.11.1913 искл. 1919 |
421-564/510-694 т, (U19 - U22- 650/837 т), 51,3-62,35x5,6-6,0x3,05-3,4 м, (U19 - U22 64,2x6,1x3,58). 4 бенз., 2 ЭД, (U19 - U22 2 диз., 2 ЭД), 600 - 900/1030 - 1160 л.с. (U17 - U18 1400/1120 л.с., U19 -U22 1700/1200 л.с.), 11,8 - 15,6/8,1 - 10,4 уз., 48 - 87 т бензина или нефти. Эк. 29 - 35 чел. 4 ТА 450 мм, 4 ТА 500 мм (на U19), 1 - 88 мм/30 с 1916 г. 2-88 мм/30, с 1917 г. 1 - 105 мм/45 (на U19).
Постройка кораблей этой серии носила явно экспериментальный характер. Они различались между собой конструкцией прочного корпуса и надстроек. На U3 — U18 были установлены бензиновые двигатели Кертинга. Мощность каждого из них не превышала 300 — 350 л.с. и поэтому на одном валу устанавливалось по 2 двигателя. В целом силовая установка оказалась ненадежной и взрывоопасной. Тем не менее в начале войны U3 — U22 составляли основу германского подводного флота и на их долю выпало немало боевых побед. U9, например, 22 сентября 1914 г. уничтожила сразу 3 английских броненосных крейсера — «Кресси», «Абукир» и «Хог». Из 20 кораблей серии до конца боевых действий сохранились только 8; 6 из них разобрали в самой Германии на металл. На минах в Английском Канале погибли U5, U11 и U10 (предположительно); U6 торпедирована у берегов Норвегии английской ПЛ Е16. В Северном море по ошибке своей же лодкой U22 была уничтожена U7. В боевых столкновениях с английскими эскортными и патрульными кораблями в Северном море и Ла-Манше немцы потеряли U8, U12, U13 (предположительно), U14, U15 и U18. U20 села на мель у Ютландского побережья и была оставлена экипажем. При переходе к месту передачи союзникам, предположительно по умыслу экипажей, в 1919 году затонули U16 и U21.
Крейсерские лодки типа U1 — 2 ед.
U1 Грв.К. 1904/4.8.06/14.12.1906 искл. 1919
U2 Кз.В.Дц. 1906/18.6.08/18.7.1908 искл. 1919
238/283 т (U1), 341/430 т (U2). 42,4x3,8x3,2 (U1), 45,4x5,5x3,1 (U2), 1 бенз. 2 ЭД (U1), 2 бенз., 2 ЭД (U2), 400/400 л.с. = 10,8/8,7 уз. (U1), 600/ 600 л.с. = 13,2/9 уз. (U2), 20 т бенз. (U1), 43 т бенз. (U2). Эк. 22 - 24 чел., 1 ТА 450 мм (U1), 4 ТА 450 мм (U2).
Обе лодки строились в экспериментальных целях. U1 являлась разновидностью русских ПЛ типа «Карп», заказанных фирме Крупна. К началу 1-й мировой войны устарели и использовались как учебные. После войны сданы на слом.
Подводные минные заградители типа UC90 — 25 ед.
UC90 |
1917/19.1.18/15.7.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC91 |
1917/19.1.18/31.7.1918 |
погибла 5.9.1918 |
|
|||
UC92 |
1917/19.1.18/14.8.1918 |
|
|
|||
UC93 |
1917/19.2.18/22.8.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC94 |
1917/19.2.18/31.8.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC95 |
1917/19.2.18/16.9.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC96 |
1917/17.3.18/25.9.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC97 |
1917/17.3.18/6.9.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC98 |
1917/17.3.18/10.9.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC99 |
1917/17.3.18/20.9.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC100 |
1917/14.4.18/1.10.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC101 |
1917/14.4.18/8.10.1918 |
искл. 1919 |
|
|||
UC102 |
1917/17.4.18/15.10.1918 |
искл. |
1919 |
|||
UC103 |
1917/14.4.18/21.10.1918 |
искл. |
1919 |
|||
UC104 |
1917/25.5.18/18.10.1918 |
искл. |
1918 |
|||
UC105 |
1917/25.5.18/28.10.1918 |
искл. |
1918 |
|||
UC106 |
1917/25.5.18/18.3.1919 |
искл. |
1919 |
|||
UC107 |
1917/2.6.18/18.3.1919 |
искл. |
1919 |
|||
UC108 |
1917/2.6.18/18.3.1919 |
искл. |
1919 |
|||
UC109 |
1917/2.6.18/24.4.1919 |
искл. |
1919 |
|||
UC110 UC111 |
1917/6.7.18/18.3.1919 1917/6.7.18/18.3.1919 |
искл. искл. |
1919 1919 |
|||
UC114 |
1917/11.8.18/18.3.1919 |
искл. |
1919 |
|||
491/571 т, 56,51x5,5,54x3,8 м. 2 диз. 2 ЭД; 600/700 л.с. = 11,5/6,6 уз.; 77 т нефти. Эк. 33 чел. 3 ТА 500 мм; 6 минных шахт на 14 мин; 1 - 88 мм/30.
Лодки так называемого UC-III типа. Отличались от UC-II только внешним видом надстроек. В частности, высокий бак плавно переходил к орудийной платформе, а само орудие было поднято несколько выше. Имели крайне неудачные обводы, особенно для подводного плавания. В условиях усилившейся противолодочной обороны данные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, поэтому заказы на UC139 — UC192 аннулировали, а постройку UC80 — UC89, UC115-UC138 приостановили. Из сданных флоту в боевых действиях участвовали лишь 6. UC91 в ходе боевой подготовки затонула после столкновения с кораблем обеспечения; подняли в сентябре 1918 г., отремонтировали и вновь ввели в строй. UC91 при переходе морем в 1919 г. была затоплена экипажем. Остальные лодки по репарациям передали союзникам и сдали на слом в 1920—1921 гг. Только Япония включила в состав своего флота U90 и U99. Они прослужили до 1922 г. и после ряда экспериментов были разобраны. U105 затопили в Северном море по условиям Версальского договора.
Подводные минные заградители типа UC16 — 64 ед.
UC16 |
1915/1.12.16/26.6.1916 |
погибла 23. 10. 191 7 |
|
|
UC17 |
1915/19.2.16/23.7.1916 |
искл. 1918 |
|
|
UC18 |
1914/4.3.16/15.8.1916 |
погибла 19.2.1917 |
|
|
UC19 |
1915/15.3.16/22.8.1916 |
погибла 6.12.1916 |
|
|
UC20 |
1915/1.4.16/8.9.1916 |
искл. 1919 |
|
|
UC21 |
1915/1.4.16/15.9.1916 |
погибла 27.9.1917 |
|
|
UC22 |
1915/1.2.16/1.7.1916 |
искл. 1919 |
|
|
UC23 |
1915/19.2.16/28.7.1916 |
искл. 1919 |
|
|
UC24 |
1915/4.3.16/17.8.1916 |
погибла 24.5.1917 |
|
|
UC25 |
1915/10.6.16/28.6.1916 |
погибла 28.10.1918 |
|
|
UC26 |
1915/22.6.16/18.7.1916 |
погибла 9.5.1917 |
|
|
UC27 |
1915/28.6.16/25.7.1916 |
Искл. 1919 |
|
|
UC28 |
1915/8.7.16/6.8.1916 |
Искл. 1919 |
|
|
UC29 |
1915/15.7.16/15.8.1916 |
погибла 7.6.1917 |
|
|
UC30 |
1915/27.7.16/22.8.1916 |
погибла 19.4.1917 |
|
|
UC31 |
1915/7.8.16/2.9.1916 |
Искл. 1919 |
|
|
UC32 |
1915/12.8.16/13.9.1916 |
погибла 23.2.1917 |
|
|
UC33 |
1915/26.8.16/25.9.1916 |
погибла 26.9.1917 |
|
|
UC34 |
1915/6.5.16/26.9.1916 |
погибла 30. 10. 191 8 |
|
|
UC35 |
1915/6.5.16/4.10.1916 |
погибла 16.5.1918 |
|
|
UC36 |
1915/25.6.16/3.11.1916 |
погибла 20.5.1917 |
|
|
UC37 |
1915/5.6.16/13.10.1916 |
искл. 1918 |
|
|
UC38 |
1915/5.6.16/19.10.1916 |
погибла 14.12.1917 |
|
|
UC39 |
1915/25.6.16/29.10.1916 |
погибла 8.2.1917 |
|
|
UC40 |
1915/5.9.16/1.10.1916 |
погибла 21.2.1919 |
|
|
UC41 |
1915/13.9.16/11.10.1916 |
погибла 21. 8.1917 |
|
|
UC42 |
1915/21.9.16/18.11.1916 |
погибла 10.9.1917 |
|
|
UC43 |
1915/5.10.16/25.10.1916 |
погибла 10.3.1917 |
|
|
UC44 |
1915/10.10.16/4.11.1916 |
погибла 5.8.1917 |
|
|
UC45 |
1915/20.10.16/18.11.1916 |
погибла 17.9.1917 |
|
|
UC46 |
1915/15.7.16/15.9.1916 |
погибла 8.2.1917 |
|
|
UC47 |
1915/30.8.16/13.10.1916 |
погибла 18.11.1917 |
|
|
UC48 |
1915/27.9.16/6.11.1916 |
погибла 20.3.1918 |
||
UC49 |
1915/7.11.16/2.12.1916 |
погибла 8.8.1918 |
||
UC50 |
1915/23.11.16/21.12.1916 |
погибла 4.2. 191 8 |
||
UC51 |
1915/5.12.16/6.1.1917 |
погибла 11.1917 |
||
UC52 |
1915/23.1.17/15.3.1917 |
искл. 1919 |
||
UC53 |
1915/27.2.17/5.4.1917 |
погибла 28.10.1918 |
||
UC54 |
1915/20.3.17/10.5.1917 |
погибла 28. 10. 191 8 |
||
UC55 |
1916/2.8.16/15.11.1916 |
погибла 29.9.1917 |
||
UC56 |
1916/26.8.16/18.12.1916 |
искл. 20.5.1918 |
||
UC57 |
1916/7.9.16/22.1.1917 |
погибла 11.1917 |
||
UC58 |
1916/21.10.16/12.3.1917 |
искл. 1919 |
||
UC59 |
1916/28.9.16/12.5.1917 |
искл. 1919 |
||
UC60 |
1916/8.11.16/25.6.1917 |
искл. 1919 |
||
UC61 |
1916/11.11.16/13.12.1916 |
погибла 26.7.1917 |
||
UC62 |
1916/9.12.16/8.1.1917 |
погибла 10.1917 |
||
UC63 |
1916/6.1.17/30.1.1917 |
погибла 1.11.1917 |
||
UC64 |
1916/27.1.17/22.2.1917 |
погибла 20.6.1918 |
||
UC65 |
1916/8.7.16/10.11.1916 |
погибла 3.1 1.1 91 7 |
||
UC66 |
1916/15.7.16/18.11.1916 |
погибла 12.6.1917 |
||
UC67 |
1916/6.8.16/10.12.1916 |
искл. 1919 |
||
UC68 |
1916/12.6.16/17.12.1916 |
погибла 5.4.1917 |
||
UC69 |
1916/7.8.16/23.12.1916 |
погибла 6. 12. 191 7 |
||
UC70 |
1916/7.8.16/22.11.1916 |
погибла 5.6.1917 |
||
UC71 |
1916/12.8.16/28.11.1916 |
погибла 20.2.1919 |
||
UC72 |
1916/12.8.16/5.12.1916 |
погибла 9.1917 |
||
UC73 |
1916/26.8.16/24.12.1916 |
искл. 1919 |
||
UC74 |
1916/19.10.16/26.11.1916 |
погибла 21. 11. 1918 |
||
UC75 |
1916/6.11.16/6.12.1916 |
погибла 31.5.1918 |
||
UC76 |
1916/25.11.16/17.12.1916 |
погибла 10.5.1917 |
||
UC77 |
1916/2.12.16/29.12.1916 |
погибла 10.8.1918 |
||
UC78 |
1916/8.12.16/10.1.1917 |
погибла 2.5.1918 |
||
UC79 |
1916/19.12.16/22.1.1917 |
погибла 4.1918 |
||
400 - 434/480 - 508 т, 49,4-52,7x5,22x3,64-3,7 м. 2 диз. 2 ЭД, 500 - 600/460 - 620 л.с. = 11,6 — 12/6,7 — 7,3 уз., 63 т нефти. Эк. 25 чел. 6 минных шахт на 18 мин, 3 ТА 500 мм, 1 - 88 мм/30, с 1918 г. 1 - 105 мм/45.
Лодки так называемого UC-II типа. Предназначались для постановки мин в более удаленных районах, чем побережье Фландрии. По сравнению с типом UCI имели усиленное вооружение, большую скорость хода и двухкорпусную конструкцию. Основным недостатком считалась малая мореходность. После окончания боевых действий в строю оставалось 23 лодки этой серии. Глубинными бомбами и артиллерией надводных кораблей союзников были потоплены в Ла-Манше UC16, UC18, UC77, у побережья Фландрии UC19, UC26, UC46, UC47, UC48, UC49, UC50, UC51, UC75, UC78; в Атлантическом океане UC29, UC55; в Средиземном море UC33, UC36, UC38 и на рейде Темзы UC66, UC71 и UC72. На минах погибли: у побережья Фландрии — UC21, UC79 и UC64; в Северном море UC30, UC32, UC41, UC42; в Балтийском море UC57, в Гельголандской 'бухте UC76 и в Ирландском море UC44. Торпедами лодок союзников были уничтожены UC24 (в Средиземном море французской «Сирее»); UC43 (в Атлантике английской С13); UC61 ,(у побережья Фландрии английской Е45); UC62 (в Северном море английской Е52); UC63 (у побережья Фландрии английской Е52); UC65 (у побережья Фландрии английской С15); UC67 (в Средиземном море английской С7); UC68 (у побережья Фландрии английской ПЛ). После столкновения с крейсерской лодкой U96 в Ла-Манше затонула UC69. UC36 была потоплена английским гидросамолетом в Северном море. Уже после прекращения боевых действий экипажами в Средиземном море были затоплены UC54, UC25, UC34, UC74, UC53. В 1917 году после поломки двигателей UC56 оставлена "экипажем у берегов Фландрии; где она захвачена французами. Оставшиеся корабли по репарациям передали союзникам и разобрали на металл в начале 20-х гг.
Малые подводные минные заградители типа UC1 —15 ед.
UC1 |
1914/26.4.15/7.5.1915 |
погибла 25.7. 191 5 |
|
||
UC2 |
1914/12.5.15/17.5.1915 |
погибла 2.7. 191 5 |
|
||
UC3 |
1914/28.5.15/1.6.1915 |
погибла 27.5.1916 |
|
||
UC4 |
1914/6.6.15/10.6.1915 |
погибла 5. 10. 191 8 |
|
||
UC5 |
1914/13.6.15/19.6.1915 |
погибла 27.4. 191 6 |
|
||
UC6 |
1914/20.6.15/24.6.1915 |
погибла 28.9.1917 |
|
||
UC7 |
1914/6.7.15/9.7.1915 |
погибла 6.7.1916 |
|
||
UC8 |
1914/6.7.15/5.7.1915 |
искл. 1915 |
|
||
UC9 |
1914/11.7.15/15.7.1915 |
Погибла 21. 10.1915 |
|||
UC10 |
1914/15.7.15/17.7.1915 |
погибла 21. 8.1916 |
|||
UC11 |
1914/11.4.15/23.4.1915 |
погибла 26.6.191 8 |
|||
UC12 |
1914/29.4.15/2.5.1915 |
погибла 16.3.1916 |
|||
UC13 |
1914/5.1915/15.5.1915 |
погибла 3.10.1917 |
|||
UC14 |
1914/13.5.15/5.6.1915 |
погибла 3.1 0.1 917 |
|||
UC15 |
1914/19.5.15/28.6.1915 |
погибла 11.1916 |
|||
168/183 т, 34x3,2x3,04 м. 1 диз. 1 ЭД. 90/175 л.с. = 6,2/5,2 уз., 3,5 т нефти. Эк. 19 чел. 6 наклонных шахт для 12 мин, 1 ТА 450 мм (на UC11).
Корабли так называемого UC-I типа. Первые и последние лодки в мире, которые не несли никакого оружия, кроме мин. 6 минных шахт проходили через прочный корпус и сообщались с внешней средой. Спроектированы и построены за чрезвычайно короткий срок — 6 месяцев, что и предопределило их техническое несовершенство. Из всей серии уцелела лишь UC8, севшая на мель у побережья Нидерландов. Корабль интернировали местные власти и включили в состав своего флота. Лодка прослужила до 1932 г. UC12, подорвавшуюся на минах в Средиземном море, в 1916
году подняли итальянцы. Однако корабль не ремонтировался и в 1919 г. продан на слом. Кроме UC12 на минах погибли UC3 (в Северном море), UC9 (у побережья Фландрии), UC11 (в Северном море) и UC14 (у побережья Фландрии), UC1 и UC6 были потоплены английскими гидросамолетами в устье р.Темзы. UC13 затонула в Черном море во время шторма. Предположительно на минах, там же, в Черном море, погибла UC15. Остальные корабли были потоплены либо артогнем и глубинными бомбами кораблей союзников, либо береговыми батареями.
Подводная лодка UA — 1 ед.
UA 1912/9.5.14/14.8.1914 искл. 1919
270/342 т, 46,7x4,78x2,9 м. 2 диз. 2 ЭД, 700/ 380 л.с. = 14,2/7,3 уз., 15,0 т нефти. Эк. 25 чел. 3 ТА 450 мм, 1 - 88 мм/40, 1 пул.
Строилась по заказу Норвегии под индексом А5, но в августе 1914 г. была реквизирована германским правительством. С 1916 г. использовалась как учебная в школе подводников. После войны сдана на слом.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB48 —110 ед.
UB48—UB141 (1916-1918) UB154—UB169 (1917-1918).
516-519/649-651 т, 5530x5,76-5,80x3,68-3,70 м. 2 диз. 2 ЭД, 1060-1100/788 л.с. = 13,0- 13,6/7,4-8,0 уз., 78 - 86 т нефти. Эк. 14 чел. 5 ТА 5 мм, 1 — 88 мм/30.
Лодки прибрежного действия (береговой обороны) так называемого UB-III типа. При их создании за прототип взяли крейсерскую лодку U7. Была введена двухкорпусная конструкция, что улучшило обводы корпуса и позволило принимать большие запасы топлива. По составу вооружения приближалась к крейсерским подводным лодкам. Всего было заложено 202 корабля, но в строй до подписания перемирия вошло только 85 единиц, из которых в ходе боевых действий немцы потеряли 37. Артиллерией и глубинными бомбами эскортных кораблей союзников были потоплены: UB54 (Северное море), UB63 (Северное море), UB66 (18.1.1918, Средиземное море), UB68 (4.10.1918, Ионическое море), UB69 (9.1.1918, Средиземное море), UB70 (8.5.1918, Гибралтар), UB71 (21.4.1918, о.Менорка, Средиземное море), UB74 (26,5.1918, Ла-Манш), UB78 (9.5.1918 у побережья Фландрии), UB82 (у побережья Ирландии 17.4.1918), UB83 (10.9.1918, Оркнейские о-ва), UB85 (30.4.1918 у побережья Ирландии), UB103 (16.9.1918, Канал), UB107 (27.7.1918, Северное море), UB110 (19.7.1918, Северное море), UB115 (29.9.1918, Северное море), UB124 (20.7.1918 у побережья Ирландии).
На минах подорвались и затонули: UB55 (22.4.1918, Ла-Манш), UB56 (19.12.1917, Ла-Манш), UB57 (14.8.1918, Ла-Манш), UB58 (10.3.1918, Ла-Манш), UB61 (29.11.1917, Северное море), UB75 (10.12.1917, Северное море), UB81 (1.12.1917, Ла-Манш), UB104 (19.9.1918, Сев.барраж), UB108 (08.1918, Ла-Манш), UB109 (29.8.1918, Ла-Манш), UB113 (9.10.1918, Ла-Манш), UB116 (28.10.1918 у Оркнейских о-в), UB119 (05.1918, Северное море), UB123 (19.10.1918, Северное море), UB127 (09.1918, Северное море). Кроме того, 3.8.1918 по неизвестным причинам на Отрантском барраже погибла UB53. 5.10.1198 у Фландрского побережья артиллерией береговых батарей была потоплена UB59.
Подводным лодкам союзников удалось уничтожить: UB52 (25.5.1918, Адриатика), UB65 (10.7.1918, Атлантика) и UB72 (12.5.1918, Средиземное море). Незадолго до перемирия, своими экипажами в Средиземном море были затоплены UB48 (28.10.1918) и UB129 (31.10.1918). Уже после передачи союзникам, на переходе морем 15.14.1919 затонула UB118. После столкновения с кораблями своего флота в ходе боевой подготовки в Балтийском море погибли UB84 (7.12.1917), UB89 (21.10.1918). Уцелевшие корабли по репарациям были переданы союзникам и сданы на слом в начале 20-х гг.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB18 —30 ед.
UB18—UB47 (1915-1916).
263/292 т (UB18-UB23, UB30-UB41), 272-279/303 - 305 т (UB24 - UB29, UB42 - UB47); 36,13 - 36,9x4,36 - 4,37x3,68 - 3,70 м. 2 диз., 2 ЭД, 270 - 284/280 л.с. = 9,08 - 9,15/5,71 уз., 32 т нефти. Эк. 23 чел. 2 ТА 500 мм, 1 — 50 мм/ 40. В ходе войны были перевооружены 1—88 мм/30.
Лодки прибрежного действия (береговой обороны), так называемого UB-II типа. Являлись развитием лодок типа UB1. Основные улучшения заключались в появлении двух независимых друг от друга энергетических установок, увеличении скорости надводного хода, дальности плавания и в усилении вооружения. При этом была сохранена возможность транспортировки- по железной дороге. В ходе войны погиб 21 корабль. На минах подорвались: UB18 (12.1917, Фландрия), UB22 (20.1.1918, Северное море), UB29 (13.12.1916, Ла-Манш), UB33 (11.4.1918, Фландрия), UB38 (8.2.1918, Ла-Манш), UB41 (5.10.1917, Северное море), UB45 (6.11.1916, Черное море), UB46 (7.12.1916, Черное море). Артиллерией и глубинными бомбами эскортных кораблей союзников и ПЛ были потоплены: UB19 (30.11.1916, Фландрия), UB27 (29.7.1917, Фландрия), UB30 (25.2.1917, Фландрия), UB31 (2.5.1918, Ла-Манш), UB35 (26.1.1918, Фландрия), UB36 (21.5.1917, Ла-Манш), UB37 (14.1.1917, Фландрия), UB39 (17.5.1917, Ла-Манш), UB44 (4.8.1916, Ионическое море). 19.3.1917 в результате столкновения в Балтийском море затонула UB25. Английской авиацией у Фландрского побережья были потоплены UB20 (28.7.1917) и UB32 (9.1917). Английская ПЛ торпедировала UB26 (5.4.1916, Фландрия). UB43 и UB47 передали Австро-Венгрии. Уцелевшие корабли были разобраны на металл в начале 20-х гг.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB1 —17 ед.
UB1—UB17 (1914-1915).
127/141 - 142 т, 27,8-28,1x3,5x3,03 м. 1 диз., 1 ЭД, 60/120 л.с. = 6,47 - 7,47/5,51 - 6,24 уз., 3,0 - 3,5 т нефти. Эк. 14 чел. 2 ТА 450 мм, 1 пул.
Однокорпусные подводные лодки прибрежного действия (береговой обороны). Их появление было вызвано стремлением в кратчайшие сроки обеспечить флот большим количеством ПЛ, которые можно перебрасывать по железной дороге на любой ТВД. Конструкция предельно упрощена. Главными недостатками считались одновальная установка, малая скорость и плохая маневренность. UB1 и UB15 были переданы Австро-Венгрии, UB8 — Болгарии. UB3 пропала без вести в Средиземном море в мае 1915 г.; UB4 потопили английские траулеры 15.8.1915 в Северном море; UB7 10.1916 уничтожена в Черном море гидросамолетом русского флота; UB10 затоплена 5.10.1918 у берегов Фландрии; UB12 подорвалась в 1918 г. на минах в Северном море. UB13 у Фландрского побережья 24.4.1916 потопил глубинными бомбами английский дрифтер. UB16 у Эссекса торпедирована 10.5.1918 английской ПЛ Е34, UB17 11.3.1918 у побережья Голландии потоплена глубинными бомбами английских эсминцев. UB6 выскочила на мель 18.3.1917 у побережья Фландрии, и ее захватили французы. Остальные корабли после перемирия разобрали на металл в самой Германии.