Минные заградители
Минные заградители типа «Альбатрос» — 2 ед.
«Наутилус» «Альбатрос» |
20.8.1906 23.10.1907 |
искл. 1919 искл. 1921 |
1975-2208/2345-2506 т, 100,9x11,2-11,5x4,40-4,42 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6123-6638 л.с. = 20,1 - 20,7 уз. 490 - 520 т угля. Эк. 201 чел. 8-88 мм/35, 200 мин.
Первоначально классифицировались как «минные пароходы». Различались между собой формой форштевня. С началом войны были переклассифицированы в «минные крейсера». Выставляли активные заграждения у берегов Великобритании. Затем «Альбатрос» перевели на Балтику, 2.7.1915 г. после боя с русскими крейсерами он выбросился на берег о. Готланд. Разобран в 1921 г. «Наутилус» в 1919 г. разоружили и до 1928 г. использовали как гражданское судно.
Минный заградитель «Пеликан» — 1 ед.
«Пеликан» 29.7.1890 искл. 1920
2364/2424 т, 94,2x11,7x4,28 м. ПМ - 2, 2 ПК. 3166 л.с. = 15,3 уз. 410 т угля. Эк. 195 чел., 4 — 88 мм/30, 400 мин.
Первоначально классифицировался как «минный пароход» (Minendampfer). Обладал хорошей мореходностью и маневренностью, однако его скорость была явно недостаточна для активных постановок у побережья противника. С началом войны был переклассифицирован в «прибрежный» минзаг, а в 1917 г. передан учебному отряду. После войны сдан на слом.
Вспомогательный минный заградитель «Берлин» — 1 ед.
«Берлин» 1909, переоборудован в 1914г. искл. 1920
23 700 т, 186,0x21,34x8,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 14 000 л.с. = 16,5 уз. 400 т угля. Эк. 310 чел. 6—105 мм/40, 200 мин.
Переоборудован из пассажирского лайнера. Совершил только один боевой поход в Северный пролив (между Великобританией и Ирландией). На выставленных им минах подорвался и затонул британский дредноут «Одейшес». «Берлин» был интернирован в Тронхейме 18.11.1914. В 1920г. передан Великобритании по репарациям. Использовался как лайнер до 1931 г.
Вспомогательные минные заградители типа «Дойчланд»— 2 ед.
«Дойчланд» «Пройссен» |
1909, переоб. 1914 1909, переоб. 1914 |
искл. 1945 искл. 1945 |
2972/4200 т, 112,2x15,47x4,9 м. ПМ - 2, 4 ПК, 5000 л.с. = 16 уз., 210 т угля. Эк. 290 чел. 4 — 88 мм/40; 2 — 88 мм зен., 420 мин.
Переоборудованы из железнодорожных паромов. После 2-й мировой войны переоборудованы в грузопассажирские суда и переданы по репарациям СССР.
Вспомогательные минные заградители, переоборудованные из грузопассажирских судов —5 ед.
«Герта» (1905, переоб. 1914 - искл. 1945) 1221 т, 96,3x10,35x4,11 м, ПМ - 2, 2600 л.с. = 16 уз. Эк. 54 чел. 2-37 мм, 130 мин.
«Кайзер» (1913, переоб. 1914 - искл. 1919) 1920т, 96,3x11,7x2,97 м. ПТ- 2, 4 ПК, 6500 л.с. = 20 уз. Эк. 98 чел. 2 — 88 зен., 200 мин.
«Кёнигин Луиза» (1913, переоб. 1914-погиб 5.8.1914) 2160 т, 94,0x12,2x3,3 м. ПТ - 2, 2 ПК, 6500 л.с. = 20 уз. Эк. 120 чел. 2-37 мм, 200 мин.
«Один» (1902, переоб. 1914 - погиб 1944) 1200т, 77,6x10,34x4,09. ПМ - 2, 2 ПК, 2300 л.с. = 16 уз. Эк. 55 чел. 2 - 37 мм, 130 мин.
«Рюген» (1914, переоб. 1914 - искл. 1945). 2170т, 95,2x11,61x4,2 м. ПМ - 2, 3 ПК; 3200 л.с. = 16 уз. Эк. 45 чел. 2-37 мм, 153 мины.
Действовали преимущественно в Балтийском море. «Кёнигин Луиза» потоплена в первом же боевом походе артиллерией английского крейсера «Амфион», погибшего на следующий день на минах, выставленных этим заградителем. Остальные после войны переданы союзникам или использовались как торговые суда. «Рюген» в 1945 г. по репарациям передан СССР.
Вспомогательные минные заградители, переоборудованные из грузовых судов — 2 ед.
«Зента» (1905, переоб. 1915 - искл. 1918). 4800 т, 120,4х14,93х 7,60 м. ПМ - 1, 2 ПК, 4200 л.с. = 10 уз. Эк. 42 чел. 2-88 мм/40, 200 мин.
«Вотан» (1908, переоб. 1914-искл. 1918). 3400т, 109,8x14,64x5,8 м. ПМ - 1, 3 ПК, 1500 л.с. = 12 уз. Эк. 28 чел. 320 мин.
Действовали в Балтийском море. После войны переданы союзникам.
Кроме перечисленных кораблей в качестве вспомогательных минных заградителей использовались следующие суда: «Принц Адальгерт» (705т брутто, 2 — 37 мм, 80 мин), «Принц Сигизмунд» (697 т брутто, 2 — 37 мм, 80 мин), «Принц Вольдемар» (660 т брутто, 2 — 37 мм, 80 мин), «Сильвана» (804 т брутто, 2 — 38 мм, 80 мин).
Также могли нести мины большинство вспомогательных крейсеров — некоторые из них, например, «Метеор» (1912 т брутто), даже классифицировались как вспомогательные минные заградители. Могли выставлять мины два так называемых минных парома MWI и MW2 (563 т; 50 мин), построенные в Ростоке и по существу являвшиеся портовыми буксирами.