Предисловие
В конце октября 1955 года Севастополь готовился отмечать очередную годовщину Великой Октябрьской революции. Давно уже главная база Черноморского флота не принимала к празднику такого количества боевых кораблей. Среди них выделялся размерами стоявший напротив Госпитальной набережной флагман эскадры «Новороссийск». Этот линкор, бывший итальянский «Джулио Чезаре», доставшийся СССР после войны в качестве трофея, всего пять месяцев назад вошел в строй после почти двухлетнего капитального ремонта. 28 октября, вечером, в половине шестого он вернулся на рейд после ходовых испытаний и определения маневренных элементов. Ему оставалось лишь провести артиллерийские стрельбы, чтобы по праву стать самым мощным кораблем советского ВМФ. Наступила тихая лунная ночь, и вернувшиеся из очередного увольнения моряки эскадры спокойно отходили ко сну. Началась суббота 29 октября...
В 1 час 31 минуту над севастопольскими бухтами раздался огромной силы взрыв, не только услышанный на кораблях, береговых постах и в городе, но и зафиксированный далеко за его пределами — на геофизических станциях Крыма. Однако никто, даже те, кто увидел яркую вспышку пламени в носовой части «Новороссийска», не мог и предположить, что начался первый акт самой страшной трагедии в истории советского флота, с поразительной точностью повторившей события 39-летней давности, когда почти на том же месте от внутреннего взрыва погиб также флагманский и также самый мощный линкор Императорского российского флота — «Императрица Мария». Как и в октябре 1916 года, на борт начавшего погружаться носом флагмана прибыли командующий флотом, начальник его штаба, другие адмиралы и офицеры, аварийно-спасательные партии. Но, несмотря на все усилия экипажа «Новороссийска» и их товарищей с других кораблей, линкор в 4 часа 15 минут опрокинулся и после почти 18-часовой агонии скрылся под водой.
На гибель «Императрицы Марии» и более двухсот ее моряков в военные годы болью откликнулась вся Россия, о гибели же «Новороссийска» и почти втрое большего числа людей в мирное время страна практически не узнала. Более трех десятилетий держались в строжайшей тайне все обстоятельства этой трагедии, по количеству жертв до сих пор не имеющей себе равных. Но в последнее время вышло несколько статей и книг, рассказывающих о событиях 29 октября 1955 года и вызвавших огромный интерес не только у любителей истории отечественного флота, но и у широкого круга читателей. К сожалению, только в книге Б.А.Каржавина содержатся краткие сведения по устройству «Новороссийска» и его тактико-техническим элементам, но до сих пор ничего не сказано об истории создания и судьбе этого корабля до того, как он лег на дно Северной бухты Севастополя.
История однотипных линкоров «Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур» и «Леонардо да Винчи» («Giulio Cesare», «Conte di Cavour», «Leonardo da Vinci»), построенных еще в начале первой мировой войны, во многом уникальна. Пожалуй, это был единственный тип крупных кораблей, все представители которого погибли не в бою, а на швартовых стоянках в укрытых базах. Являясь значительное время основой итальянского флота в обеих мировых войнах, они не нанесли противнику — а ими в разное время были австрийцы, немцы, турки, французы, англичане, греки, американцы и русские — ни малейшего урона. Кроме того, «Чезаре» и «Кавур» в 30-х годах прошли такую коренную модернизацию, какой не подвергался ни один капитальный корабль в мире (если не считать переделок в авианосцы некоторых линкоров и линейных крейсеров). Наконец, сам «Чезаре» стал единственным после русско-японской войны крупным трофейным кораблем, который страна-победительница не сдала на слом, не использовала для экспериментов, а ввела в строй действующего флота, да еще в качестве флагманского корабля, несмотря на то, что он явно технически и морально устарел. В итоге «Чезаре» — «Новороссийск» погиб через 41 год после ввода в строй, оказавшись в одном ряду с такими рекордсменами долголетия, как турецкий «Явуз» (бывший германский линейный крейсер «Гебен», 1912 — 1963), чилийский «Альмиранте Латорре» (1915 — 1958), аргентинские «Ривадавиа» (1914 — 1956) и «Морено» (1915 — 1957), бразильские «Минас Жераис» (1910 — 1952) и «Сан Паулу» (1910 — 1946). Всех этих ветеранов разобрали на металл, и только последний при буксировке на слом в Англию погиб в штормовой Атлантике в ноябре 1951 года, унеся с собой жизни восьми моряков. По странному стечению обстоятельств слушания по делу об его исчезновении начались в Лондоне как раз в роковом для «Новороссийска» октябре 1955 года.