Проектирование и постройка

 

История проектирования этих кораблей возвращает нас в 1903 год, когда в спра­вочнике «Jane's Fighting Ships» появилась статья известного итальянского кораб­лестроителя Витторио Куниберти, авто­ра проекта броненосцев типа «Реджина Елена», признанных одними из сильней­ших в мире. В статье «Идеальный линей­ный корабль для Королевского флота» Куниберти описал 17 000-тонный корабль с 305-мм бортовой броней и скоростью 24 узла, вооруженный двенадцатью 12-дюй­мовыми (305-мм) орудиями в двух- и одноорудийных башнях на полубаке и вер­хней палубе, и показал техническую осу­ществимость такого проекта. Он доказы­вал, что, поскольку для потопления про­тивника в артиллерийском бою следует нанести ему как можно больше попада­ний в район ватерлинии, где сосредото­чены все жизненно важные объекты ко­рабля, мощную защиту которых могут пробить только орудия калибром 305 мм и выше, число этих орудий, учитывая их медленное заряжание, следует увели­чить, насколько это возможно.

«В нашем идеальном и очень мощном корабле, — писал Куниберти, — мы до­лжны увеличить число стволов 12-дюй­мовых орудий, чтобы быть способными нанести противнику хотя бы одно фаталь­ное попадание в пояс по ватерлинии раньше, чем у него появится такой же шанс нанести нам подобный удар из од­ного из своих четырех орудий главного калибра, которые сейчас обычно приня­ты в качестве основного вооружения».

Идея Куниберти не вызвала значитель­ного интереса в британском Адмиралтей­стве, которое было вполне удовлетворе­но смешанным вооружением своих но­вых броненосцев из 305-мм и 234-мм орудий. Последние имели высокую ско­рострельность и приемлемую бронепробиваемость на принятых тогда дистанци­ях артиллерийского боя. Проект «Дред­ноута», первого корабля с единым глав­ным калибром, появился несколько поз­же в результате анализа опыта русско-японской войны(В своих мемуарах «отец» «Дредноута» ад­мирал Дж.Фишер писал, что замысел такого корабля у него появился еще в 1900 году в бытность его командующим Средиземноморс­ким флотом, когда он проводил стрельбы на дальние дистанции).

Появление дредноутов было вызвано следующими причинами: из-за быстро­го технического совершенствования тор­пед дистанции артиллерийского боя главных сил значительно возросли; для получения попаданий на таких дистанци­ях необходима стрельба залпами не ме­нее чем из четырех орудий и только од­ного калибра (чтобы хорошо видеть па­дение снарядов и не путать при этом всплески от разных калибров); самые тяжелые орудия стреляют наиболее точ­но, а их попадания дают решающий ре­зультат.

Однако и Куниберти не пришлось дол­го ждать реализации своих идей. Уже в 1907 году, спустя всего год после ввода в строй британского «Дредноута», Ита­лия включилась в «дредноутную лихорад­ку». Благодаря сделанному Куниберти заделу и при его участии проектные ра­боты велись быстро. К концу года инже­нер-генерал Эдоардо Масдеа подготовил проект первого итальянского дредноута «Данте Алигьери» («Dante Alighieri»).

Имея возможность оценить вступив­шие в строй и строившиеся иностранные линкоры, Масдеа решил увеличить чис­ло орудий главного калибра в бортовом залпе до 12, чтобы сделать определен­ный «запас на будущее» (Почти все первые дредноуты имели борто­вой залп из 8 орудий).

Он справедливо полагал, что, пока в Италии строится головной корабль ново­го типа, более развитые страны не бу­дут стоять на месте. Наиболее логичным было установить все двенадцать орудий с возможностью стрельбы на оба борта.

Но как? Проект 1903 года, имевший рас­положение артиллерии как на «Реджине Елене», не годился — он давал на борт те же восемь стволов. Устанавливать воз­вышенные башни тогда еще побаивались из-за значительного верхнего веса, от­рицательно сказывающегося на остойчи­вости, и опасности воздействия дульных газов орудий верхней башни на смотро­вые колпаки и прицелы нижней(Эксперименты по определению степени та­кого воздействия проводились до этого толь­ко во французском и американском флотах, и именно на их дредноутах впервые появились линейно-возвышенные башни). Тогда Куниберти предложил установить четыре 3-орудийные башни по диаметраль­ной плоскости корабля. Расположение башен на одном уровне упрощало управ­ление стрельбой, но для получения до­статочных углов обстрела пришлось до предела уменьшить число и размеры надстроек на верхней палубе. Эта так на­зываемая «схема Куниберти» впослед­ствии была применена на русских кораб­лях типа «Севастополь», «Императрица Мария» и «Измаил», но более нигде не повторялась.

В 1908 году Э.Масдеа подготовил улуч­шенный проект, где уже применил воз­вышенные башни в носу и корме. Но, не желая рисковать, он все же сделал верх­ние установки двухорудийными, а в виде компенсации в средней части установил еще одну трехорудийную башню. Это давало в бортовом залпе 13 305-мм ору­дий — на одно больше имел только бри­танский 7-башенный «Эджинкорт».

27 июня 1909 года Италия приняла Морской Закон, предусматривавший пос­тройку 4 дредноутов, 3 крейсеров-разведчиков, 12 подводных лодок, 12 эсмин­цев и 34 миноносцев. Закон одобрили 2 декабря и тогда же санкционировали постройку трех линкоров по проекту 1908 года — будущих «Джулио Чезаре», «Лео­нардо да Винчи» и «Конте ди Кавур» («Данте Алигьери» уже строился). Сред­ства на строительство начали выделять со следующего финансового года. Заказ на постройку двух из них получили част­ные верфи «Ансальдо» и «Одеро» из Ге­нуи, а третий заложили на казенной вер­фи в Специи. Головным стал «Чезаре», который первым и вступил в строй.

Всем своим дредноутам итальянцы давали имена великих соотечественни­ков: поэта Данте Алигьери, полководцев Юлия Цезаря и Дуилио, ученого Леонар­до да Винчи, адмирала Андреа Дориа (победителя при Лепанто), графа Кавура, возглавлявшего после объединения Италии (1861 г.) правительство и много сделавшего для флота.

Новизна проекта, его постоянные улуч­шения, трудности с производством бро­невых плит, механизмов, орудий главно­го калибра и башен для них сильно затя­нули строительство кораблей, сделали его зависимым от помощи иностранных (в основном английских) фирм. А с контр­агентами частные верфи всегда работа­ли быстрее государственных. Поэтому «Кавур», спущенный на воду раньше дру­гих, вошел в строй на целый год позже, отстав именно из-за задержек в постав­ках.

Итальянские кораблестроители пере­оценили свои возможности — их первые серийные дредноуты строились целых пять лет. Спроектированные как чуть ли не самые мощные в мире по вооруже­нию, они вступили в строй, уже безна­дежно уступая новым кораблям этого класса с 343 — 381-мм артиллерией. Кроме того, в ходе постройки выяснилось, что соседняя с Италией Австро-Венгрия строит четыре дредноута с луч­шей защитой, более удачным располо­жением 305-мм орудий (в четырех 3-орудийных линейно-возвышенных башнях) и с более мощным средним калибром, что давало им больший, чем у «итальянцев», вес бортового залпа. Хотя в те годы эти страны не рассматривались как против­ники, Италия считала необходимым иметь флот, минимум на треть сильнейший, чем по ту сторону Адриатики. Пом­ня также, что австрийцы имеют кроме строящихся дредноутов еще три мощных преддредноута типа «Радецкий» (Водоизмещение 14 500 т, броня 250 мм, скорость 20,5 уз., вооружение 4 305-мм, 8 240-мм, 20 100-мм и 6 70-мм орудий, 3 ТА), руко­водство итальянского флота добилось ассигнований на постройку еще двух лин­коров. Времени на существенное изме­нение проекта 1908 года уже не было, поэтому заложенные в 1912 году «Андреа Дориа» («Andrea Doria») и «Кайо Дуилио» («Caio Duilio») отличались от пред­шественников только расположением средней башни — на палубу ниже (для лучшей остойчивости) и увеличенным до 152 мм калибром средней артиллерии с более мощной защитой. 152-мм орудия разнесли из центрального каземата к оконечностям, что увеличило их эффек­тивность при отражении торпедных атак. И в случае с этой парой повторилась та же история: государственная верфь быстрее спустила «свой» корпус на воду, но почти на год задержалась со сдачей корабля флоту.

 

Название

Фирма-строитель

Заложен

Спущен

Укомплектован

«Джулио Чезаре»

«Ансальдо»,   Генуя

24.06.1910

15.10.1911

14.05.1914

«Леонардо да Винчи»

«Одеро»,  Генуя

18.07.1910

14.10.1911

17.05.1914

«Конте ди Кавур»

Гос. верфь,  Специя

10.08.1910

10.08.1911

1.04.1915