Корпус, надстройки, внешний вид
Эти линкоры имели характерный для той эпохи корпус с изогнутым форштевнем, сохранившим таранное образование, округлой кормой с подзором, поднимающимся к оконечностям килем и длинным полубаком, заканчивающимся у четвертой башни. В носовой части корпуса борта над верхней палубой, на которой располагался каземат с 120-мм орудиями, были убраны внутрь, чтобы увеличить углы обстрела восьми орудий в нос и шести орудий в корму. Общая длина корпуса достигала 179,09 м, между перпендикулярами 168,96 м, максимальная ширина 28,028 м — на нижней кромке броневого пояса по ватерлинии, выше которой борта имели заметный завал внутрь.
Главный руль полубалансирного типа имел площадь 32 м2, а расположенный перед ним балансирный вспомогательный — 10м2, от второй до четвертой башни проходили боковые кили шириной около метра. Довольно высокий надводный борт гарантировал хорошую мореходность и обитаемость, хотя эти факторы для Средиземноморья не были решающими. Стоимость корпуса и механизмов составила 64,2 млн. лир, артиллерии — 36,35 млн. лир.
Экипаж насчитывал 31—34 офицера и 969 — 1156 унтер-офицеров и рядовых.
Надстройки выделяли эти линкоры среди всех кораблей с аналогичным расположением башен. Две далеко разнесенные высокие дымовые трубы, к которым тесно примыкали мостики и рубки, и треногие мачты, стоящие вплотную к дымовым трубам со стороны средней башни (опоры мачт как бы охватывали их), придавали «Чезаре» и его систершипам уникальный внешний вид. Такое расположение труб и мачт делало силуэт дредноутов абсолютно симметричным, чтобы противник в первые моменты встречи не мог точно определить их курс. Эту «хитрость» итальянские конструкторы применяли на всех своих броненосцах и броненосных крейсерах начиная с 80-х годов прошлого века. Возможно, когда оптические приборы были примитивны, симметричный силуэт корабля и мог как-то сбить с толку противника, но в начале нынешнего столетия рассчитывать на это было уже наивно. Так что принесение в жертву «симметрии» удобства обитания на фор-марсе, где вскоре установили приборы управления стрельбой, оказалось напрасным и даже вредным (Справедливости ради надо отметить, что не только итальянцы допускали ошибку с расположением фок-мачты — достаточно вспомнить «Дредноут» или линейный крейсер «Лайон». Правда, англичане свои ошибки умели быстро исправлять). Перенести фок-мачту вперед от дымовой трубы удалось только после войны.
Название |
Фирма-строитель |
Заложен |
Спущен |
Укомплектован |
«Дуилио» |
Верфь Кастельмаре ди Стабиа; достроен фирмой «Ансальдо», Генуя |
24.02.1913 |
24.04.13 |
10.05.1913 |
«Андреа Дориа» |
Военная верфь в Специи |
24.03.1912 |
30.03.13 |
13.03.1916 |
«Леонардо» отличался от других удвоенным числом грузовых стрел у опор мачт, несколько другой формой надстроек и дополнительной 76-мм пушкой на полубаке. На «Дуилио» и «Дориа» фок-мачта стояла уже между носовой рубкой и первой трубой опорами назад, а высота дымовых труб еще больше подчеркивалась коротким полубаком и стоящей на палубу ниже средней башней.
После достройки корабли несли противоторпедные сети, полки которых проходили на уровне 130-мм цитадели от носовой башни до кормовой. В 1918 -1919 годах сети и полки сняли.
|
Водоизмещение, т («длинные» тонны=1016 кг) нормальное/полное |
Средняя осадка носом/кормой, м |
«Джулио Чезаре» |
23 183/24 801 |
8,954/9,43 |
«Леонардо да Винчи» |
23 087/24677 |
8,885/9,355 |
«Конте ди Кавур» |
22 922/24 250 |
8,950/9,35 |