Корпус, надстройки, внешний вид

 

Эти линкоры имели характерный для той эпохи корпус с изогнутым форштев­нем, сохранившим таранное образова­ние, округлой кормой с подзором, под­нимающимся к оконечностям килем и длинным полубаком, заканчивающимся у четвертой башни. В носовой части кор­пуса борта над верхней палубой, на ко­торой располагался каземат с 120-мм орудиями, были убраны внутрь, чтобы увеличить углы обстрела восьми орудий в нос и шести орудий в корму. Общая длина корпуса достигала 179,09 м, меж­ду перпендикулярами 168,96 м, максимальная ширина 28,028 м — на нижней кромке броневого пояса по ватерлинии, выше которой борта имели заметный завал внутрь.

Главный руль полубалансирного типа имел площадь 32 м2, а расположенный перед ним балансирный вспомогатель­ный — 10м2, от второй до четвертой баш­ни проходили боковые кили шириной около метра. Довольно высокий надвод­ный борт гарантировал хорошую море­ходность и обитаемость, хотя эти факто­ры для Средиземноморья не были реша­ющими. Стоимость корпуса и механиз­мов составила 64,2 млн. лир, артилле­рии — 36,35 млн. лир.

Экипаж насчитывал 31—34 офицера и 969 — 1156 унтер-офицеров и рядовых.

Надстройки выделяли эти линкоры среди всех кораблей с аналогичным рас­положением башен. Две далеко разне­сенные высокие дымовые трубы, к кото­рым тесно примыкали мостики и рубки, и треногие мачты, стоящие вплотную к дымовым трубам со стороны средней башни (опоры мачт как бы охватывали их), придавали «Чезаре» и его систершипам уникальный внешний вид. Такое расположение труб и мачт делало силу­эт дредноутов абсолютно симметричным, чтобы противник в первые моменты встречи не мог точно определить их курс. Эту «хитрость» итальянские конструкто­ры применяли на всех своих броненос­цах и броненосных крейсерах начиная с 80-х годов прошлого века. Возможно, когда оптические приборы были прими­тивны, симметричный силуэт корабля и мог как-то сбить с толку противника, но в начале нынешнего столетия рассчиты­вать на это было уже наивно. Так что при­несение в жертву «симметрии» удобст­ва обитания на фор-марсе, где вскоре установили приборы управления стрель­бой, оказалось напрасным и даже вред­ным (Справедливости ради надо отметить, что не только итальянцы допускали ошибку с распо­ложением фок-мачты — достаточно вспомнить «Дредноут» или линейный крейсер «Лайон». Правда, англичане свои ошибки умели быстро исправлять). Перенести фок-мачту вперед от дымовой трубы удалось только после войны.

 

Название

Фирма-строитель

Заложен

Спущен

Укомплектован

«Дуилио»

Верфь Кастельмаре ди Стабиа;

достроен   фирмой   «Ансальдо»,   Генуя

24.02.1913

24.04.13

10.05.1913

«Андреа Дориа»

Военная верфь в Специи

24.03.1912

30.03.13

13.03.1916

 

«Леонардо» отличался от других удво­енным числом грузовых стрел у опор мачт, несколько другой формой надстро­ек и дополнительной 76-мм пушкой на полубаке. На «Дуилио» и «Дориа» фок-мачта стояла уже между носовой рубкой и первой трубой опорами назад, а высо­та дымовых труб еще больше подчерки­валась коротким полубаком и стоящей на палубу ниже средней башней.

После достройки корабли несли про­тивоторпедные сети, полки которых про­ходили на уровне 130-мм цитадели от носовой башни до кормовой. В 1918 -1919 годах сети и полки сняли.

 

 

Водоизмещение, т

(«длинные» тонны=1016 кг)

нормальное/полное

Средняя осадка

носом/кормой, м

«Джулио Чезаре»

23 183/24 801

8,954/9,43

«Леонардо да   Винчи»

23 087/24677

8,885/9,355

«Конте ди   Кавур»

22 922/24 250

8,950/9,35