Межвоенный период

 

После мировой войны дредноуты типа «Чезаре» и «Дориа» были самыми со­временными и мощными итальянскими кораблями (Строительство четырех 34 000-тонных линкоров со скоростью 28 узлов и вооруже­нием из восьми 381-мм орудий так и не за­кончили), поэтому руководство фло­том уделяло много внимания повыше­нию их боевой эффективности на осно­ве военного опыта. Попытались ввести в строй и «Леонардо да Винчи», кото­рый 17 сентября 1919 года после снятия башен и надстроек подняли кверху днищем и ввели в док, а 24 января 1921 года перевернули. Его собирались вос­становить без средней башни (повысить остойчивость) и с шестью 102-мм/35 зе­нитными орудиями вместо 76-мм. Одна­ко начавшийся послевоенный кризис и подписание Италией Вашингтонского со­глашения 1922 года привели к отказу от этого проекта. 26 марта 1923 года «Лео­нардо да Винчи» исключили из списков флота и продали на слом.

Вскоре после визита «Кавура» в США оба линкора этого типа прошли первую модернизацию, закончившуюся в 1922 году: треногие фок-мачты заменили четырехопорными, которые перенесли впе­ред от дымовой трубы, чтобы уменьшить влияние на директоры дыма и тепла от котлов носового котельного отделения. Вертикальную часть прежней фок-мачты срезали приблизительно на уровне верх­ней кромки трубы и использовали как опору для грузовой стрелы (на «Чезаре» она была на 2 м выше, чем на «Кавуре»). Тогда же «Чезаре» лишился своего вели­колепного носового украшения — огром­ного орла, державшего в лапах ленту с девизом Цезаря: «Пришел. Увидел. По­бедил».

В августе 1923 года, когда обострились отношения с Грецией, оба корабля при­няли участие в операции на о.Корфу, а в 1925-м стали на более значительную мо­дернизацию: заменили системы управле­ния артогнем, слева на полубаке, перед носовыми башнями, установили катапуль­ту для запуска гидросамолета типа «Мак­ки» М18, который размещался на крыше средней башни. Для подъема самолета с воды и установки его на катапульту за последней на верхней палубе появился кран, который мог опускаться в горизон­тальное положение, чтобы не мешать стрельбе орудий.

В 1926 году и на двух «дуилио» слева на полубаке установили неподвижную ката­пульту с подъемным краном для гидроса­молета. Последний хранился или на ката­пульте, или на крыше средней башни. На носовой боевой рубке также появилась башенка со строенным дальномером.

Однако время линкоров с 305-мм ору­диями прошло, и никакие улучшения уже не могли сделать их достойными сопер­никами кораблей, построенных в послед­ние годы войны. Поэтому в 1928 году «Чезаре» стал учебном артиллерийским кораблем, а «Кавур» 12 мая 1928 года поставили в резерв.

Основным соперником Италии на Сре­диземном море стала Франция, с кото­рой по Вашингтонскому договору им раз­решалось иметь одинаковое число лин­коров и крейсеров (Суммарный тоннаж линейного флота для этих стран ограничивался 182000 т, но в виде компен­сации за недостроенные в конце войны корабли Франции и Италии разрешалось до 1932 года построить новые линкоры (не свыше 35 000 т стандартного водоизмещения каждый)).

Конфликт между странами обострил­ся в результате возросших имперских амбиций Италии. Она затеяла экспансию в Тунисе, находившемся под контролем Франции. В желании Италии распростра­нить свое влияние в Северной Африке французы видели угрозу своим комму­никациям и не соглашались на полный паритет в военно-морских силах, ссыла­ясь также на необходимость защиты сво­его Атлантического побережья. В свою очередь, итальянцы, у которых стремле­ние к гегемонии особенно возросло пос­ле прихода к власти Б.Муссолини, на­звавшего Средиземное море «Маре Нострум» — «наше море», рассматривали рост французского флота как прямой вызов своей мощи. «Играя мускулами», они в 1923 — 1933 годах спустили на воду 18 крейсеров, 36 эсминцев и 49 подло­док. Но основой морских сил все еще считались линкоры, которые пока ни Франция, ни Италия из-за затянувшегося послевоенного финансового кризиса начать строить не могли. Даже после выхода из кризиса обе страны заняли выжидательную позицию, предпочитая не начинать строительство новых линко­ров, а сначала посмотреть, что предъявит другая сторона.

Конструкторы боевых кораблей тем временем трудились с полным напря­жением. Итальянский флот в 1928 году начал работы над проектом корабля в 26 000 т, со скоростью 28 — 29 узлов, с вооружением из 6 381-мм (в трех баш­нях) и 8 152-мм орудий и 8 100-мм зени­ток. Параллельно рассматривалась воз­можность постройки «договорного» 35 000-тонного линкора с шестью 406-мм орудиями и 30-узловой скоростью. За­тем наступил период увлечения «карман­ными линкорами», подобными немецким типа «Дойчланд». Поскольку Франция в противовес «карманникам» уже заложила линейный крейсер «Дюнкерк» (26 500 т, 30 узлов, 8 330-мм орудий в 4-орудийных башнях при 16 универсальных 130-мм пушках и многочисленных 37-мм и 13,2-мм автоматах), итальянские конструкторы разместили на своих 18 000-тонных ко­раблях две 3-орудийные башни 343-мм калибра, четыре спаренных 152-мм, 12 100-мм зениток, 12 37-мм и 16 13-мм автоматов, а также десять торпедных аппаратов и 4 гидросамолета при двух катапультах. Однако таким маленьким кораблям при столь солидном вооруже­нии не удалось дать достаточную защи­ту, да и скорость была всего 26 узлов. В 1933 году Комитет по военно-морским проектам (Comitato Progetto Navi) на их основе в противовес «Дюнкерку» разра­ботал проект 26 500-тонного линейного крейсера с восемью 343-мм орудиями в четырех линейно-возвышенных башнях, двенадцатью 152-мм орудиями в шести бортовых палубно-башенных установках, четырьмя 4-ствольными зенитными уста­новками, четырьмя гидросамолетами и двумя поворотными катапультами. Для ангаров места не хватило, и самолеты стояли открыто. Итальянцы прекрасно понимали преимущества 4-орудийных башен для кораблей такого водоизмеще­ния, но их промышленность просто не могла в разумные сроки спроектировать и изготовить такие установки. Вертикаль­ная защита состояла из 250-мм пояса и 50-мм скоса бронепалубы, а горизон­тальная — из трех бронепалуб общей толщиной 150 мм. Скорость равнялась 29 узлам.

Но и этот проект не удовлетворил «Супермарину» — итальянский морской ге­неральный штаб, и снова из-за слабого зенитного вооружения и недостаточной защиты. Конструкторов перенацелили на создание 35 000-тонных «договорных» линкоров. Но на это требовалось значи­тельное время, а «проблема «Дюнкерка» оставалась. Французский корабль на­столько превосходил устаревшие италь­янские дредноуты, что в одиночку мог расправиться со всеми сразу. Для вос­становления баланса сил Италии необ­ходимо было быстро принять меры. В этой обстановке решили провести корен­ную модернизацию находящихся в ре­зерве «Чезаре» и «Кавура», а после ее окончания — «Дориа» и «Дуилио». Нача­ло этой модернизации замедлило стро­ительство новых кораблей других типов, но это был вынужденный шаг. Время по­казало ошибочность такого решения. По мнению многих военно-морских специа­листов, вместо реконструкции четырех старых дредноутов, которые оказались непригодными к современному морско­му бою, итальянцам следовало бы пос­троить один-два линейных крейсера про­екта 1933 года, усилив только их зенит­ное вооружение.