Коренная модернизация 1933 — 1937 годов

 

Итальянским кораблестроителям пред­стояло создать на базе дредноута совре­менный корабль, способный противостоять «Дюнкерку» и уйти от более мощно­го противника. Такая узко поставленная задача в принципе позволяла найти при­емлемый компромисс между важнейши­ми характеристиками: скоростью, даль­ностью плавания, защитой и наступатель­ной мощью. В известной степени воз­можности итальянцев были ограничены — особенно в отношении защиты и глав­ного калибра, давно не отвечавших тре­бованиям времени. К тому же полное от­сутствие противоторпедной защиты при возросшей эффективности торпед и мин требовало на ее установку много веса и пространства, что ограничивало количес­тво дополнительно устанавливаемой брони, вооружения и оборудования. Зато имелось и ощутимое преимущество - итальянские корабли не нуждались в большой дальности плавания, и за счет сокращения запасов топлива можно было улучшить другие характеристики. Заме­на башен с орудиями большего калиб­ра, не имевшая прецедентов ни до, ни после, была невозможна по следующим причинам: 1) создание орудийных уста­новок крупного калибра требует време­ни, соизмеримого с временем построй­ки всего линкора, а работы над мощны­ми 381-мм орудиями и установками для них только начались; 2) такая замена не­избежно сопровождается уменьшением числа орудий в башне, а размеры бар­бетов и боевых отделений возвышенных 2-орудийных башен не позволяли уста­новить там более одного орудия калиб­ром 343 мм или выше; 3) технически та­кая замена осуществима только в слу­чае, если она была предусмотрена в пер­воначальном проекте, как это имело мес­то с немецкими линкорами типа «Гнейзенау» и японскими тяжелыми крейсера­ми типа «Могами» и «Тоне».

Проект модернизации был разработан в Комитете по военно-морским проектам под руководством инженер-генерала Франческо Ротунди. Он предусматривал рассверловку 305-мм орудий, насколько это возможно сточки зрения их прочнос­ти, замену станков для повышения даль­ности стрельбы, усиление бронирования.

Проще обстояло дело с заменой главных механизмов, что уже неоднократно де­лали англичане и японцы на своих крупных кораблях. Снятие средней башни, ставшей к 30-м годам анахронизмом, давало достаточно места для установки новой двухвальной энергетической уста­новки, которая должна была обеспечить скорость 27 узлов. По внешнему виду модернизированные корабли напоминали проект 1933 года, но имели две дымо­вые трубы вместо одной, 3-орудийные нижние башни главного калибра, 100-мм зенитные спарки на местах 37-мм 4-ствольных автоматов и 120-мм орудия в бортовых башнях вместо 152-мм. В ре­зультате получился линкор, способный, по мнению итальянцев, не без шансов на успех вести дуэль с «Дюнкерком», имея в бортовом залпе на два орудия больше (хотя и чуть меньшего калибра). Что касается большинства кораблей дру­гих стран с 356 — 406-мм орудиями, то модернизированные «Чезаре» и «Кавур», благодаря преимуществу в скорости хода и повышенной дальнобойности орудий, могли вести с ними дуэль на дальней дистанции, где их защита была вполне достаточной, а при необходимости - прервать бой и уйти.

«Чезаре» проходил модернизацию на верфи Кантиери дель Тиррено в Генуе с 25 октября 1933 года по 1 октября 1937 года, а «Кавур» — на верфи Кантиери Риунти дель Адриатике в Триесте с 1 ок­тября 1933 года по 1 июня 1937 года.

В ходе модернизации сняли все над­стройки, башни, среднюю артиллерию, часть брони. Корпус полностью «выпотрошили», удлинили, установили в нем противоторпедную защиту, новые котлы и турбозубчатые агрегаты, усилили па­лубное бронирование и поставили новые надстройки. Так что, когда оба линкора впервые появились на виду во время большого смотра флота в Неаполитан­ской бухте, устроенного в честь визита А.Гитлера в мае 1938 года, они не име­ли ничего общего со своим прежним об­ликом.