Усиление бронирования

 

Заменить бортовую броню, конструк­тивно входящую в структуру корпуса, ока­залось невозможным. По некоторым дан­ным изменили только бронирование бор­та на уровне верхней палубы и палубы полубака, сделав его одинаковым на всех четырех модернизированных линкорах — соответственно 150 и 120 мм. По другим данным эти два самых верхних пояса на «Чезаре» и «Кавуре» остались толщиной 130 мм. Возникшая в результате модер­низации перегрузка первой пары кораб­лей привела к тому, что главный 230 — 250-мм пояс оказался ниже ватерлинии, а 220-мм скрывался под водой даже при крене 4,5°. Между нижней и главной па­лубами появилась внутренняя цитадель, охватывавшая механизмы и барбеты главных башен. Толщина ее стен — 70 мм, крыши (на уровне главной палубы) — 80 мм над механизмами и 100 мм над погребами. Вне цитадели толщина глав­ной палубы осталась прежней: 8 — 28 мм. Нижняя палуба в пределах цитадели от­сутствовала из-за возросших габаритов котлов и турбин, но по бокам от цитаде­ли в плоской части ее толщину довели до 50 мм. Скосы сохранили прежними, но служили они, главным образом, опо­рой новой противоторпедной защиты, поскольку их толщина оставалась недо­статочной для реальной защиты, за ис­ключением самых замедленных снарядов и осколков, пробивших броневой пояс. Верхняя палуба в средней части осталась без изменений, но в районе барбетов ее толщина достигла 43 (30+13) мм, а в са­мой корме над рулевым отделением на 11-мм палубе появилась 10-мм наклад­ка. Перед носовым барбетом к форштев­ню толщина палубы уменьшалась: 42(30+12)-37(25+12)-25(15+10)-8мм. Палуба полубака осталась примерно той же толщины, что и раньше — в носу 8 мм, между башнями 42(18+24) мм, но в ка­честве материала использовали улуч­шенную кремнемарганцовую сталь ER (Elevata Resistenza = повышенного сопро­тивления). Эта сталь использовалась итальянцами в качестве материала вер­хней части корпуса большинства новых кораблей и в противоторпедной защите системы Пульезе.

Защита погребов складывалась из 43-мм верхней, 100-мм главной и 24-мм (12+12) нижней палубы, что давало сум­марно 167 мм. Однако из-за слоистой структуры (самая толстая плита 70 мм) и разнесения по нескольким уровням эф­фективная толщина уменьшалась, по рас­четам американского специалиста Н.Окуна, до 146мм. Наличие трех палубных пространств над нижней бронепалубой в носу и двух в корме давало некоторую защиту от бомб и снарядов, имевших малое замедление взрывателя. Анало­гичная схема палубного бронирования применялась немцами, тогда как боль­шинство других стран использовали одну бронепалубу максимальной толщины и одну более тонкую для взведения взры­вателей. Горизонтальное бронирование довершала 32-мм (16+16) крыша над­стройки вокруг дымовых труб.

В целом эти линкоры были незначи­тельно усилены в отношении вертикаль­ного бронирования, но получили доста­точную защиту от снарядов с дальних дистанций и авиабомб — в соответствии с принятыми взглядами на их тактичес­кое использование.

Носовая надстройка под броневой руб­кой имела 48-мм стенки (24+24), а над ней — 32-мм (16+16). Стены боевой руб­ки — 260 мм, крыша — 120 мм, пол— 100мм, коммуникационная труба до главной палубы — 100 мм. Кормовую руб­ку упразднили.

Из-за рассверловки орудий, увеличе­ния угла их подъема и последовавшего за этим утяжеления всех башенных ме­ханизмов, включая механизмы подачи боезапаса и заряжания, а также установ­ки в башни новых дальномеров и усиле­ния бронирования крыш до 110 — 140 мм пришлось уменьшить толщину лобовых плит до 240 мм. Возвышенные башни, получившие в задней части боевого от­деления пост управления стрельбой и тяжелые громоздкие дальномеры, лиши­лись также тыловой броневой стенки (на трехорудийных она осталась толщиной 220 мм). Зато защита барбетов была уси­лена, и весьма оригинальным способом, установив вокруг них с небольшим зазо­ром 50-мм цилиндры. Такое расположе­ние брони барбетов пытались использо­вать англичане в ходе первой мировой, когда им срочно понадобилось усилить их защиту на строившихся линейных крейсерах, учитывая результаты Ютланд­ского боя. Правда, это решение показа­лось им неудачным, и между войнами эту отнесенную броню сняли. По мнению того же Н.Окуна, такие внешние кольца усиливали защиту барбета против пер­пендикулярно падающих в него снарядов, но ухудшали ее при углах падения свы­ше 55°, что из-за круглой формы барбе­та было вполне вероятным даже на близ­ких дистанциях. Расположение же 50-мм экранов внутри барбета дало бы безус­ловный, хотя и незначительный, положи­тельный эффект.

Башни 120-мм орудий имели 120-мм броню в соответствии с правилом защи­щать орудия броней, равной по толщине их калибру. Барбетов не было (только невысокие 120-мм основания над палу­бой, а под ней борт и так защищался 120 — 150-мм броней), в связи с чем эти установки являлись, по сути, палубно-башенными.