Противоторпедная защита (ПТЗ)
Ответственным за разработку системы ПТЗ, которая устанавливалась на всех модернизированных и новых итальянских линкорах, был главный кораблестроитель вице-адмирал-инженер Умберто Пульезе. Основные проектные работы проводились в конце 20-х — начале 30-х годов, включая установку экспериментальных систем на танкерах «Бреннеро» и «Тарвизио».
В отличие от других систем ПТЗ, которые почти все были «слоистого» типа (слои пустоты чередовались с заполненными водой или нефтью отсеками в разных сочетаниях), эта система была концентрической — круглый в поперечном сечении пустой отсек внутри круглого же отсека с жидкостью, охваченного еще одним пустым отсеком. Внутренняя стенка среднего отсека (с жидкостью) была выполнена из 40-мм стали ER. Это и была трюмная или противоторпедная переборка (ПТП), которая имела вид раскрытой подковы, формируя заднюю стенку и крышу основной части буля. Были еще и узкие внутренние отсеки, окружавшие ПТП, задачей которых было поглощение течей по ее стыкам при подводном взрыве. С наружной стороны и снизу буль повторял форму корпуса. Внешняя обшивка имела толщину 13—14 мм, а эквидистантная ей часть внутреннего буля — 10 мм (обе из стали ER). Самый внутренний отсек имел стенки 6мм и представлял собой цилиндр, проходящий по всей длине буля. Как и средний отсек, он был разделен на 16 секций перегородками и в нескольких точках имел опоры, держащие его точно в центре среднего отсека. Максимальное расстояние от внешней обшивки до ПТП было 6,6 м, а максимальный диаметр внутреннего пустого цилиндра — 3,4 м.
Окружавшая ПТП криволинейная стенка имела толщину 15 мм, а вертикальная продольная переборка, отделяющая всю ПТЗ от механизмов и погребов на всем протяжении 70-мм цитадели и служащая как бы продолжением ее стенок вниз, была толщиной 10 мм.
Теоретически энергия подводного взрыва воспринималась внутренним полым цилиндром, который под давлением жидкости в среднем отсеке (из-за расширения образующегося при взрыве газового пузыря и ударной волны) разрушался, заполнялся водой и, сбрасывая давление, ослаблял удар на остальные части корабля, включая противоторпедную переборку.
Одним из возможных недостатков этой системы было то, что при очень мощном взрыве ударная волна могла обойти вокруг цилиндра на огромной скорости и разрушить противоторпедную переборку еще до того, как газовый пузырь начнет ломать полый цилиндр. В этом случае разрушение цилиндра несколько ослабило бы удар, но не остановило разрушение ПТП, из-за чего корабль получил бы затопление части своего внутреннего объема.
В остальном проект этой защиты казался удачным, дающим значительную экономию веса, по сравнению с традиционной. Но в данном случае ее установили «экспромтом», не имея достаточной ширины корпуса и объема внутренних отсеков. Для увеличения эффективности такой защиты требовались более значительные переделки корпуса. Но итальянцев ограничивали сроки и, как всегда, нехватка финансов. К несчастью для «защиты Пульезе», как и для большинства подобных систем времен второй мировой войны, мощь торпед быстро возрастала, а появление магнитного взрывателя позволило им взрываться под днищем корабля, толщина обшивки которого на этих линкорах не превышала 15—16 мм. Это и случилось в Таранто ночью 11 ноября 1940 года, когда погиб «Кавур».