Главные механизмы
В соответствии с требованиями повышения живучести для новой энергетической установки приняли эшелонное расположение котельных и турбинных отделений, снижающее риск потери хода от одного удачного попадания. На корабли поставили двухвальные установки с турбозубчатыми агрегатами фирмы «Беллуццо» и восемью трехколлекторными котлами «Ярроу» с давлением пара 22 атмосферы. Впрыск нефти в топку каждого котла осуществлялся через семь форсунок системы Меиани. Каждый турбоагрегат имел параллельно работающие на зубчатый редуктор одну ТВД и две ТНД (последние с турбинами заднего хода), два главных и вспомогательный конденсоры. Если раньше итальянцы предпочитали ставить машины между группами котлов, что и объясняло широкое расположение дымовых труб на их кораблях, то здесь сделали наоборот. Турбинное отделение правого борта расположили бок о бок с носовым котельным (котел № 1) и отделением вспомогательных механизмов и турбогенераторов. За ними шли три пары котельных отделений (котлы № 2 — 7) и, наконец, турбинное левого борта и последнее котельное с котлом № 8, за которым шли кормовое отделение вспомогательных механизмов, а под ним — отделение турбогенераторов. Поэтому трубы на модернизированных линкорах оказались близко друг к другу. У оконечностей броневой цитадели появились отделения дизель-генераторов, обеспечивавших подачу энергии при отсутствии пара в котлах.
Чтобы избежать риска потерять управление, сохранили оба руля, установленных тандемом, — вспомогательный впереди основного. Гребные винты были трехлопастными. Проектная мощность энергетической установки оценивалась в 75000 л.с., скорость— 27 узлов, а при форсировке — 93 300 л.с. и 28 узлов.
Результаты ходовых испытаний:
«Чезаре» (25 330 т) 93 433 л.с.= 28,08 уз. при 241 об./мин.;
«Кавур» (23 275 т) 93 490 л.с.= 28,25 уз. при 237 об./мин.
К началу войны скорость обоих была не выше 26 узлов, а спустя год уцелевший «Чезаре» в результате интенсивной службы с трудом мог развить 24 узла.
Запас нефти составил 2472 т, резервной воды для котлов — 466 т. Дальность плавания: 6400 миль на 13 узлах, или 3100 миль на 20, или 1700 миль на 24 узлах.
Корабли несли по четыре 120-см прожектора типа Галилео, радиопередатчик типа TNm 1000/1932, радиоприемники типов 1 TNm 1000/1937 и 1 TSm 1000/1934.
«Дуилио» и «Дориа» модернизировались по тому же проекту и на тех же верфях, что и первая пара. В Генуе на «Дуилио» работы начались 1 апреля 1937 года и закончились 15 июля 1940 года, а в Триесте на «Дориа» неделей позже, но в строй линкор удалось ввести только 26 октября 1940 года, когда война на Средиземном море полыхала вовсю. Главное отличие заключалось в повышении надводного борта в средней части — палуба полубака продлевалась до 4-й башни. К тому же нельзя было не учитывать и уроки модернизации «Чезаре» и «Кавура», на которых увеличение осадки привело к погружению в воду главного пояса. Сразу же отказались от предполагавшихся сначала гидросамолетов и катапульт, а вспомогательную и зенитную артиллерию заменили более современной: 12 135-мм орудий в четырех 3-орудийных башнях у носовой надстройки, 10 90-мм зениток в одиночных закрытых установках по бокам дымовых труб. До 16 увеличивалось и число 20-мм автоматов, а также устанавливались новейшие системы управления стрельбой. Благодаря более тщательному весовому контролю осадку удалось сохранить на вполне приемлемом уровне, когда главный 250-мм пояс еще не полностью скрывался под водой. Отличались корабли типа «Дуилио» от «Чезаре» и «Кавура» более высокой носовой надстройкой, где поверх башни КДП появились дополнительные посты управления стрельбой, наличием на 2-й башне еще одного поста УАО в виде цилиндра, а также башеннообразной грот-мачтой вместо треногой. Угол возвышения орудий главного калибра довели до 30°, что увеличило дальность стрельбы до 29400м. Более разумно на этот раз подошли и к форсировке главных механизмов. На испытаниях «Дуилио» развил 87 412 л.с. и скорость 27,15 узла, что было на один узел меньше, чем у первой пары. Но на практике реальная скорость всей четверки не превышала 26 узлов. Между собой «Дуилио» и «Дориа» различались только расположением зенитных автоматов на возвышенных башнях и упомянутого поста УАО на второй башне.