Участие во Второй Мировой войне

 

Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, и на Средиземном море сразу же начались активные действия противо­борствующих флотов. Ведя бои в Се­верной Африке, итальянцы были вынуж­дены снабжать свои войска и подвозить подкрепления морем, для чего широко привлекались все силы флота. В этот период они превосходили противника — англичан — почти по всем классам кораблей, кроме авианосцев, отсутствие которых в итальянском флоте компен­сировалось наличием большого числа самолетов берегового базирования. Быстроходные линкоры типа «Чезаре» давали Италии известные тактические преимущества, и правильно спланиро­ванное эскадренное сражение в это время могло принести ей успех на море, за чем последовала бы победа в Северной Африке.

Однако Муссолини, считавший, что господство на Средиземном море мож­но с меньшими затратами завоевать с помощью авиации, хотел сохранить флот до конца войны, который, по его мнению, был близок. Это обусловило известную осторожность итальянцев в морских боях с участием крупных кораблей, тогда как их мелкие корабли всегда сражались до конца. Первый же эскадренный бой под­твердил это.

6 июля в стратегическом прикрытии конвоя (пять судов) из Неаполя в Бенгази вышли: «Чезаре» (флаг контр-адми­рала И.Кампиони, командир — капитан 1 ранга П.Вароли), «Кавур» (командир — капитан 1 ранга Э.Чиурло), шесть тяже­лых и восемь легких крейсеров, а также 32 эсминца. 9 июля эскадра на обрат­ном пути из Бенгази в Таранто встрети­лась у м.Пунта Стило с английским Сре­диземноморским флотом, который вы­шел на перехват в составе линкоров «Уорспайт», «Ройял Соверен», «Малайя», авианосца «Игл», шести легких крейсе­ров и пятнадцати эсминцев.

В 13.30 торпедоносцы с «Игла» атако­вали итальянские крейсера, но линкоров они не нашли. Спустя полтора часа итальянские тяжелые крейсера правого фланга обнаружили английские корабли и с дистанции 25 км открыли огонь. Ан­гличане ответили. Вскоре на дистанции около 26 км в бой вступили линкоры. В 15.48 Кампиони, пользуясь тем, что у англичан только один «Уорспайт» прошел модернизацию и мог стрелять на такое расстояние, первым приказал открыть огонь. Ответные залпы раздались через пять минут, а уже в 16.00 381-мм снаряд с «Уорспайта» попал в середину корпуса «Чезаре», на котором под палубой начал­ся пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре сосед­них котла (№ 4—7) вышли из строя, вы­звав падение скорости с 26 до 18 узлов.

Крейсера поставили вокруг флагмана дымовую завесу, а эсминцы прикрыли его отход. В 16.45 «Чезаре» удалось ото­рваться от противника. Он благополучно прибыл в базу и стал на ремонт: у него были разрушены легкие орудия, часть надстроек, требовали починки четыре котла. 115 членов экипажа были убиты или ранены.

Англичане в этом бою потерь не по­несли, только на «Уорспайте» от соб­ственной стрельбы слегка повредило надстройки и гидросамолет.

Этот бой, получивший название боя у Калабрии, установил как бы стандартный сценарий столкновений между эскадра­ми итальянцев и англичан: последние пытались, чаще всего самолетами с авиа­носца, без которого их эскадра в море старалась не выходить, повредить один-два тяжелых корабля противника, лучше флагмана, чтобы потом добраться до него своими тихоходными линкорами и быстро пустить на дно, обрушив всю мощь 381-мм орудий.

Кроме защиты собственных конвоев в Северную Африку, итальянский флот пытался перехватывать и конвои англи­чан на Мальту и в Египет. Но и в этих случаях итальянцы старались уклонить­ся от боя, если в составе прикрытия об­наруживали линкоры или авианосец.

Ремонт «Чезаре» занял полтора меся­ца. 30 августа состоялся выход в море мощного соединения из пяти линкоров (включая «Чезаре» и «Кавур»), десяти крейсеров и 34 эсминцев, которое по­пыталось перехватить очередной англий­ский конвой в Александрию. Британская авиаразведка в плохих погодных услови­ях сумела обнаружить противника в 100 милях, и конвой, не теряя времени, от­вернул на юг. Сильный шторм и вызван­ная им нехватка топлива у эсминцев за­ставили итальянцев вернуться 1 сентяб­ря в Таранто. Часть эсминцев получила повреждения, а несколько человек с них было смыто за борт. Англичане в этот раз смогли беспрепятственно провести кон­вой, а также линкор «Вэлиент», два крей­сера и авианосец «Илластриес». Послед­ствия от прибытия на театр военных дей­ствий этого новейшего авианосца дали о себе знать очень скоро.

Воспользовавшись пассивностью италь­янского флота, как и в первую мировую войну, по большей части стоявшего на внутреннем рейде Таранто, английское командование решило провести ночную атаку стоящих в базе кораблей авианос­ными самолетами. Хотя к этой операции, рассчитанной на стремительный удар и моментальный отход, можно было при­влечь только один быстроходный авиа­носец «Илластриес». Ударных самолетов на нем было всего около двадцати, но успех, благодаря внезапности нападе­ния, превзошел все ожидания. Из сбро­шенных за два налета в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года восьми торпед пять достигли цели: по одной в «Кавур» и «Дуилио» и три в новый линкор «Литторио».

Торпеда с самолета «Суордфиш» (бор­товой номер L4A, лейтенант — коммандер Н.У. Уильямсон) 815-й эскадрильи, выпущенная с дистанции 640 м, прошла с левого борта «Кавура» и взорвалась у него под днищем между второй башней главного калибра и боевой рубкой. При взрыве погибло 17 человек. В результа­те полученной пробоины размером 12x3,25 м затопило нефтяные цистерны № 1 и 2, а также соседние отсеки. Лин­кор в течение ночи отбуксировали к бе­регу. Не сумев справиться с поступле­нием воды, экипаж в 05.45 12 ноября оставил корабль, который вскоре сел на дно гавани. К 8.00 почти вся верхняя па­луба, включая кормовую башню, скры­лась под водой.

За пять месяцев войны «Кавур» про­шел 5583 мили за 297 ходовых часов и сжег в котлах 4801 тонну нефти.

Корабль подняли только в июле 1941 го­да и отвели на буксире в Триест для ре­монта. После подъема все вооружение, кроме 37-мм автоматов, сняли, а на шкан­цах установили еще две спарки 37-мм/54. К этому времени уже ясно выявились не­достатки модернизированных линкоров: плохое разделение на отсеки, слабая зе­нитная артиллерия и т.п. Поэтому в ходе ремонта решили провести и дальнейшую модернизацию: улучшить противоторпед­ную защиту, установить по двенадцать новых 135-мм/45 орудий (6x2) и 65/64 зе­ниток (12x1), двадцать три 20/65 автома­та (10x2 и 3x1), второй директор (друг над другом) и радар. Работы велись медлен­но, поэтому, когда 10 сентября 1943 года страна капитулировала перед союзника­ми, «Кавур» находился в полугодовой го­товности. Перед приходом немцев его за­топили на мелководье, но те сумели его поднять и даже зачислили в состав своего флота — только для того, чтобы 15 февра­ля 1945 года его окончательно потопила американская авиация. Перед гибелью линкор опрокинулся, повторив судьбу «Ле­онардо да Винчи». Останки корпуса в 1947 — 1952 годах по частям подняли и от­правили на переплавку.

Поврежденному в Таранто «Дуилио» повезло больше. Хотя торпеда, попавшая в линкор около полуночи, сделала в его борту пробоину размером 11x7 м, эки­пажу удалось отстоять свой корабль, и он остался на плаву. Но исправление пов­реждений заняло почти год.

Уцелевшие «Чезаре» и новый линкор «Витторио Венето» утром 12 ноября спешно ушли в Неаполь, а затем в Спе­цию. 27-го они вместе с шестью тяже­лыми крейсерами, несколькими флоти­лиями эсминцев и торпедными катера­ми под общим командованием вице-ад­мирала Кампиони вышли к Сицилийско­му каналу для перехвата очередного ан­глийского конвоя на Мальту (три судна под охраной двух крейсеров и пяти мел­ких кораблей). Итальянцы наткнулись на конвой у м.Теулада — как раз в той точ­ке, где происходила смена дальнего при­крытия. В результате боя с объединен­ными силами англичан (два линкора, авианосец, семь легких крейсеров и 14 эсминцев под командованием адмирала Сомервилла) обе стороны получили не­значительные повреждения, а как толь­ко в небе появились самолеты с авиа­носца «Арк Ройял», Кампиони дал при­каз на отход.

До конца года итальянцы вели себя пассивно, что позволило англичанам провести еще ряд авианалетов на их базы. После каждого такого налета итальян­ские линкоры и крейсера затевали пе­ребазирование, а англичане почти без помех проводили очередной конвой.

В декабре 1940 года итальянский флот был реорганизован со сменой начальни­ка морского штаба и командующего (Кампиони сменил вице-адмирал А.Иакино). «Чезаре» вместе с «Дориа», кото­рый последним закончил модернизацию и недавно вошел в строй, и флотилией эсминцев образовали 5-ю Боевую диви­зию (практически все остальные боевые дивизии состояли из крейсеров и эсмин­цев). Но на образ действий реорганиза­ция не повлияла.

Ночью 8 — 9 января 1941 года англий­ская авиация с Мальты и греческих баз произвела налет на Неаполь. Стоявший там «Чезаре» получил повреждения от близких разрывов трех бомб и в сопро­вождении «Венето» ушел в Специю на месячный ремонт.

9 февраля 1941 года вышедший из Александрии английский флот обстрелял Геную, потопив там пять судов. Адмирал Иакино бросил на перехват все налич­ные силы, включая «Чезаре», «Дориа» и «Венето», но безрезультатно.

Когда в конце марта 1941 года гото­вился набег крупными силами на комму­никации противника у Крита, участие в нем тихоходного «Чезаре» не предусмат­ривалось. Его 24 узлов было явно недо­статочно для быстрого скрытного подхо­да и отхода в случае появления англий­ского флота и налетов авиации. Опасе­ния оправдались: быстро обнаружив итальянское соединение утром 28 мар­та, англичане бросили на него свои тор­педоносцы. В результате нескольких на­летов они повредили линкор «Витторио Венето» и тяжелый крейсер «Пола». И если флагману итальянцев в очередной раз удалось добраться до базы, то ли­шенный хода «Пола» и посланные на его поиски тяжелые крейсера «Зара», «Фиуме» и два эсминца ночью настигли иду­щие «по следу» линкоры адмирала Каннингхема. Обнаружив противника с по­мощью радара, англичане в течение не­скольких минут пустили на дно все ко­рабли, не успевшие даже развернуть орудия.

Этот бой, получивший название «сра­жение у мыса Матапан», окончательно сломил активность итальянского флота, и «Супермарина» 31 марта 1941 года от­дала приказ, запрещавший линкорам действовать вне зон истребительного прикрытия. При слабом взаимодействии итальянского флота со своей (не говоря уж о немецкой) авиацией этот приказ фактически парализовал активность крупных кораблей.

В ходе операции по захвату Крита «Чезаре» и «Дориа» простояли в готовности в Таранто. Единственная польза от это­го заключалась в том, что англичанам пришлось перебросить 8—10 мая в Александрию еще один линкор «Куин Элизабет». На перехват этого конвоя итальянцы, боясь авианосцев, так и не вышли.

К августу уже появились перебои с поставкой топлива, и к операциям на море стали привлекать только новые лин­коры, да и то в «самых необходимых слу­чаях». В бой же разрешалось вступать только при заметном преимуществе. Но к концу года, когда итальянская армия в Северной Африке буквально задыхалась без снабжения, а кораблей для прикры­тия конвоев не хватало, «Чезаре» при­шлось совершить два выхода в море. 13 декабря он вышел в составе ближнего прикрытия одной из трех групп кон­воя, состоявшего всего из пяти судов. Дальнее прикрытие осуществляли два новых линкора. Из-за отсутствия данных о флоте противника, который, кстати ска­зать, после недавней гибели линкора «Бархэм» не проявлял активности, в 22.00 итальянские корабли получили при­каз возвращаться. На отходе два судна столкнулись, а «Витторио Венето» полу­чил торпеду с подводной лодки. «Чеза­ре» вернулся в Таранто.

Срыв этой операции ухудшил положе­ние итальянских войск в Северной Аф­рике. Английская 8-я армия перешла в наступление, и доставка снабжения в Ливию стала вопросом жизни и смерти. 16 декабря «Чезаре» вышел в море те­перь уже в составе дальнего прикрытия конвоя из Неаполя вместе с «Литторио», «Дориа», двумя тяжелыми крейсерами и десятью эсминцами. В ближнем прикры­тии находились «Дуилио», три легких крейсера и четыре эсминца. В результа­те выхода почти всего наличного италь­янского флота состоялся бой в заливе Сирта с группой кораблей вице-адмира­ла Вайена (семь легких крейсеров и шестнадцать эсминцев).

После серии взаимных маневров про­тивники на дистанции 32 км увидели друг друга. Так далеко стрелять мог толь­ко «Литторио», а остальные итальянские линкоры практически не успели принять участие в бою. Они только связывали флагман своей малой скоростью, а тот в одиночку не рискнул преследовать англи­чан, которые перед лицом сильнейшего противника быстро отошли.

3 — 5 января 1942 года состоялся пос­ледний боевой выход «Чезаре» в соста­ве дальнего прикрытия конвоя в Север­ную Африку (операция М43), после чего его вывели из активного ядра флота.

Кроме нехватки топлива, здесь сыгра­ло роль и то, что он имел плохое раз­деление на отсеки и, как показал опыт «Кавура», мог погибнуть от одного тор­педного попадания. Использовать его при переходе господства в воздухе к союзникам было слишком рискованно, и старый линкор поставили в резерв. Большую часть экипажа списали на дру­гие корабли и в штабы эскортных кон­войных групп, которые нуждались в опытном персонале.

В середине года та же участь постигла «Дориа» и «Дуилио», хотя в начале июня 1943 года в ожидании высадки союзни­ков на Апеннинский полуостров их нача­ли переоснащать для боевой службы. Через два месяца они были готовы, но так и не смогли выйти из базы Таранто в море из-за отсутствия кораблей для эс­корта. Их намеревались даже затопить в районе Апулии для предотвращения вы­садки там союзных десантов.

До конца года «Чезаре» стоял в Таран­то, а в январе 1943 года перешел в Полу, где стал использоваться в качестве пла­вучей казармы. Там его и застала весть о выходе Италии из войны. Всего за 1940—1943 годы «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, на ко­торые ему понадобилось 12 697 т нефти.

После заключения перемирия «Чеза­ре» вернулся в Таранто, а 12 сентября он последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Несмотря на то, что не все еще повреждения, полученные при авианалетах на Полу, были устране­ны, корабль под командованием капита­на 2 ранга В.Карминати прошел весь путь с неполным экипажем и без эскорта. Поскольку за ним при этом с совершен­но определенными намерениями следи­ли немецкие торпедные катера и само­леты, этот переход можно считать един­ственной героической страницей в исто­рии «Чезаре». Немецкая авиация с по­мощью планирующих радиоуправляемых бомб на подходе к Мальте уже потопила новейший итальянский линкор «Рома», шедший сдаваться одним из первых. Что­бы такая же участь не постигла «Чеза­ре», англичане выслали ему навстречу линкор «Уорспайт». Под конвоем своего старого обидчика «Чезаре» и вошел на мальтийский рейд.

В виде компенсации своих потерь в войне с Италией союзники настаивали на участии ряда итальянских кораблей в дальнейших боевых действиях. Но от­сутствие немецкого флота на Среди­земном море (У немцев действовали только подводные лодки и катера) и множество организа­ционных проблем, которые бы после­довали после включения итальянских кораблей в состав ударных соединений, ограничили это участие только легки­ми и вспомогательными кораблями, а также транспортами.

Кроме этого, существовала масса при­чин политического характера, которые в сложной ситуации после перемирия тре­бовали сохранения в целости итальян­ского флота. Поэтому союзное командо­вание решило оставить итальянские лин­коры на Мальте под своим прямым кон­тролем. Позже, в июне 1944 года трем из них, самым старым, включая «Чеза­ре», имевшим ограниченную боевую цен­ность, разрешили вернуться в итальян­ский порт Аугуста, где союзники стали их использовать в учебных целях. Новые линкоры от греха подальше убрали к Су­эцкому каналу и держали их там так же, как держали в 1940 — 1943 годах фран­цузские корабли в Александрии.

После окончания войны большинство итальянских кораблей сосредоточили в Таранто, где, стоя на приколе, они ожи­дали решения их дальнейшей судьбы странами-победительницами.

«Дуилио» и «Андреа Дориа» прибы­ли на Мальту 9 сентября 1943 года. С июня следующего года они использо­вались главным образом в качестве учебных кораблей. 15 сентября и 1 но­ября 1956 года соответственно их ис­ключили из списков итальянского фло­та и в течение двух последующих лет разобрали на металл.