«Чезаре» становится «Новороссийском»

 

Как известно, И.Сталин насто­ял на разделе итальянского фло­та между союзниками. На долю СССР пришлись линейный ко­рабль, легкий крейсер, 9 эсмин­цев и 4 подлодки, не считая мел­ких кораблей. Американцы и ан­гличане, сами не заинтересован­ные в таком «усилении» своих флотов, всячески тянули с пере­дачей СССР его части трофеев. По настоянию советского прави­тельства до окончания войны в счет итальянского флота союзни­ки передали английский линкор «Ройял Соверен», американский крейсер «Милуоки», соответству­ющее число эсминцев и подвод­ных лодок, которые вошли в со­став Северного флота. После окончания войны эти корабли, за исключением погибших, были воз­вращены, а вместо них началась передача итальянских кораблей.

Советская сторона претендова­ла на один из двух новых линкоров типа «Литторио», по мощи превос­ходивших даже знаменитые гер­манские корабли типа «Бисмарк». Но в условиях начавшейся «холод­ной войны» ни американцы, ни ан­гличане не могли допустить появ­ления у потенциального противни­ка столь мощного корабля. Они приложили все усилия, чтобы но­вые линкоры пришлись на их долю, а затем вернули их Италии — свое­му союзнику по НАТО (Только лишь для того, чтобы их в 1948 — 1950 годах разобрали на металл). По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор «Джулио Чезаре», легкий крейсер «Эммануэле Филиберто Дюка Д'Аоста» («Emmanuele Filiberto Duka d'Aosta»), эсминцы «Артильери» («Artiglieri»), «Фуцилиере» («Fuciliere»), мино­носцы «Анимозо», «Ардиментозо», «Фортунале» («Animoso», «Ardimentoso», «Fortunale»), подводные лодки «Мареа» и «Ничелио» («Marea» и «Nichelio»).

9 декабря 1948 года «Чезаре» навсег­да покинул Таранто и перешел в Аугусту, откуда 15 декабря направился в ал­банский порт Валона. Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Г.И.Левченко. 6 фев­раля над кораблем подняли военно-мор­ской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черномор­скому флоту от 5 марта 1949 года линко­ру присвоили название «Новороссийск».

Уже в июле он принял участие в ма­неврах эскадры в качестве флагмана. Естественно, что вооружение и системы управления огнем не соответствовали требованиям времени, механизмы в ре­зультате интенсивной службы и плохого ухода оказались в запущенном состоя­нии, да и системы жизнеобеспечения корабля нужно было приспособить под новые стандарты.

В 1953 году линкор поставили на ре­монт. За это время на нем, в частности, установили зенитные автоматы советских систем (24 спаренные установки 37-мм автоматов В-11, 6x1 37-мм 70-К), радио­локационную станцию «Залп-М», пере­делали фок-мачту. По свидетельству служивших на нем офицеров и матросов, заменили даже турбины — на новые Харь­ковского завода, так что на ходовых ис­пытаниях «Новороссийск» показал ско­рость свыше 27 узлов. Вообще кораблю уделялось много внимания, поскольку он, несмотря на преклонный возраст, был самым сильным по вооружению в совет­ском флоте. Вместо планировавшегося перевооружения на отечественные 305-мм орудия с длиной ствола в 52 ка­либра решили оставить итальянские и даже начали производство боезапаса для них, поскольку на момент передачи имел­ся только один штатный боезапас(Из-за ненадежной взрывчатой начинки часть снарядов, в ожидании новых, свезли в берего­вой арсенал). В мае 1955 года «Новороссийск» вошел в строй ЧФ и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.

28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место на «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя (глубина 17м воды и около 30м вязкого ила). В 19.00 трюмный ма­шинист замерил осадку: 10,05м носом и 10,1 м кормой, что соответствовало во­доизмещению 27500т.

В 01.31 29 октября под корпусом ко­рабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000 — 1200 кг тринитротолуола. Последующие события достаточно подробно описаны, поэтому остановимся на финале: в 04.15 корабль опрокинулся через левый борт и в таком положении оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. Только в 22.00 корпус полностью исчез под водой.

При катастрофе погибло 604 челове­ка, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Летом 1956 года ЭОН-35 приступила к подъему линкора методом продува­ния. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отвели в Казачью бухту (пришлось пробивать со­ответствующий фарватер), где его пе­ревернули. При подъеме корабля вы­валилась третья башня главного калиб­ра, которую пришлось поднимать от­дельно. Корабль был разобран на ме­талл и передан на завод «Запорожсталь». Стволы 320-мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского учили­ща, дальнейшая их судьба неизвестна.

Много писалось об ошибках, совер­шенных командованием ЧФ в ночь катас­трофы, но пока не говорилось о глав­ной — сохранении давно устаревшего линкора в составе действующего флота. К 1955 году его пребывание потеряло всякий смысл. Единственными корабля­ми, которые можно рассматривать как противников «Новороссийска», были ту­рецкий ветеран «Явуз» или еще более старые бразильские и аргентинские дредноуты.