«Чезаре» становится «Новороссийском»
Как известно, И.Сталин настоял на разделе итальянского флота между союзниками. На долю СССР пришлись линейный корабль, легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подлодки, не считая мелких кораблей. Американцы и англичане, сами не заинтересованные в таком «усилении» своих флотов, всячески тянули с передачей СССР его части трофеев. По настоянию советского правительства до окончания войны в счет итальянского флота союзники передали английский линкор «Ройял Соверен», американский крейсер «Милуоки», соответствующее число эсминцев и подводных лодок, которые вошли в состав Северного флота. После окончания войны эти корабли, за исключением погибших, были возвращены, а вместо них началась передача итальянских кораблей.
Советская сторона претендовала на один из двух новых линкоров типа «Литторио», по мощи превосходивших даже знаменитые германские корабли типа «Бисмарк». Но в условиях начавшейся «холодной войны» ни американцы, ни англичане не могли допустить появления у потенциального противника столь мощного корабля. Они приложили все усилия, чтобы новые линкоры пришлись на их долю, а затем вернули их Италии — своему союзнику по НАТО (Только лишь для того, чтобы их в 1948 — 1950 годах разобрали на металл). По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор «Джулио Чезаре», легкий крейсер «Эммануэле Филиберто Дюка Д'Аоста» («Emmanuele Filiberto Duka d'Aosta»), эсминцы «Артильери» («Artiglieri»), «Фуцилиере» («Fuciliere»), миноносцы «Анимозо», «Ардиментозо», «Фортунале» («Animoso», «Ardimentoso», «Fortunale»), подводные лодки «Мареа» и «Ничелио» («Marea» и «Nichelio»).
9 декабря 1948 года «Чезаре» навсегда покинул Таранто и перешел в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Валона. Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Г.И.Левченко. 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».
Уже в июле он принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. Естественно, что вооружение и системы управления огнем не соответствовали требованиям времени, механизмы в результате интенсивной службы и плохого ухода оказались в запущенном состоянии, да и системы жизнеобеспечения корабля нужно было приспособить под новые стандарты.
В 1953 году линкор поставили на ремонт. За это время на нем, в частности, установили зенитные автоматы советских систем (24 спаренные установки 37-мм автоматов В-11, 6x1 37-мм 70-К), радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту. По свидетельству служивших на нем офицеров и матросов, заменили даже турбины — на новые Харьковского завода, так что на ходовых испытаниях «Новороссийск» показал скорость свыше 27 узлов. Вообще кораблю уделялось много внимания, поскольку он, несмотря на преклонный возраст, был самым сильным по вооружению в советском флоте. Вместо планировавшегося перевооружения на отечественные 305-мм орудия с длиной ствола в 52 калибра решили оставить итальянские и даже начали производство боезапаса для них, поскольку на момент передачи имелся только один штатный боезапас(Из-за ненадежной взрывчатой начинки часть снарядов, в ожидании новых, свезли в береговой арсенал). В мае 1955 года «Новороссийск» вошел в строй ЧФ и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.
28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место на «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя (глубина 17м воды и около 30м вязкого ила). В 19.00 трюмный машинист замерил осадку: 10,05м носом и 10,1 м кормой, что соответствовало водоизмещению 27500т.
В 01.31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000 — 1200 кг тринитротолуола. Последующие события достаточно подробно описаны, поэтому остановимся на финале: в 04.15 корабль опрокинулся через левый борт и в таком положении оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. Только в 22.00 корпус полностью исчез под водой.
При катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
Летом 1956 года ЭОН-35 приступила к подъему линкора методом продувания. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отвели в Казачью бухту (пришлось пробивать соответствующий фарватер), где его перевернули. При подъеме корабля вывалилась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь». Стволы 320-мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского училища, дальнейшая их судьба неизвестна.
Много писалось об ошибках, совершенных командованием ЧФ в ночь катастрофы, но пока не говорилось о главной — сохранении давно устаревшего линкора в составе действующего флота. К 1955 году его пребывание потеряло всякий смысл. Единственными кораблями, которые можно рассматривать как противников «Новороссийска», были турецкий ветеран «Явуз» или еще более старые бразильские и аргентинские дредноуты.