Аргентина
Перед 1-й мировой войной Аргентина приступила к обновлению и усилению своих военно-морских сил, принимая во внимание быстрый рост флотов потенциальных противников — Бразилии и Чили. По специальной программе в США были заказаны 2 дредноута и еще по 4 эсминца в Англии, Франции и Германии. Из них корабли английской постройки в 1912 г. были проданы Греции, «французы» по ряду причин остались на родине; реально корабли поставила только Германия. В годы войны Аргентина оставалась нейтральной, хотя, будучи в сильной экономической зависимости от США и особенно Британии, вынуждена была интернировать несколько германских торговых судов.
Линейные корабли типа «Ривадавия» — 2 ед.
«Ривадавия» (Rivadavia) ФР 25.5.10/26.8.11/12.1914 слом. 1956
«Морено» (Moreno) Кэм 9.7.10/23.9.11/3.1915 слом. 1956
28 0000/30 680 т, 181,3x30,0x8,5 м. ПТ - 3, 18 ПК. 40 000 л.с. = 22,5 уз., 4000 т уг. + 600 т нефти. Броня: пояс до 305 мм, башни и барбеты до 305 мм, рубка 305 мм, палуба до 64 мм. Эк. 1130 чел. 12 — 305 мм/50, 12-152 мм/50, 16-102 мм/50, 2 ТА 533 мм подв.
Проект разработан на основе специально объявленного конкурса. Строились в качестве прямого ответа на бразильские линкоры «Сан-Паулу». По компоновке и внешнему виду напоминали линкоры США. Орудия ГК — с линейно-эшелонным расположением и углом обстрела на другой борт около 100°. Оригинальным отличием аргентинских дредноутов являлась многочисленная вспомогательная артиллерия, из которой 6-дюймов-ки располагались в бронированном 160-мм плитами каземате, а 102-мм пушки — открыто, без броневой защиты. Турбинное отделение находилось в центре, между двумя группами котлов, смещенных к оконечностям, из-за чего дымовые трубы оказались широко расставленными. Соединенные Штаты рассматривали эти корабли в качестве «резерва» для включения в случае необходимости в состав собственного флота.
Броненосцы береговой обороны типа «Индепенденсия» —2 ед.
«Индепенденсия» (Independencia) (11.12.1890-искл. 1951), «Либертад» (Libertad) (26.2.1891 - искл. 1941)
2300 т, 70,1x13,1x3,9 м. ПМ - 2, 4 ПК. 2800 л.с. = 14 уз., 340 т уг. Броня: пояс до 203 мм, башни до 127 мм, барбеты до 203 мм, рубка 102 мм, палуба до 37 мм. Эк. 230 чел. 2 - 240 мм/35, 4-120 мм/40, 4 МК, 2 ТА 457 мм надв.
Построены в Англии фирмой «Лэйрд». Типичные прибрежные корабли с высотой борта всего около 3 м. Артиллерия ГК — немецкая («Крупп»), а 120-мм — английская («Армстронг»). Хотя эти корабли практически не выходили в море уже перед 1 -и мировой войной, их сдали на слом только после 2-й мировой, и формально они оставались в строю свыше 50 лет.
Кроме того, в списках аргентинского флота числились еще 2 совершенно устаревших ББО «Эль-Плата» и «Лос-Андес» (построены в 1874 -1875гг., 1500т, 9,5 уз., 2 170-мм, 2 100-мм, искл. 1927) и использовавшийся в качестве учебно-артиллерийского судна казематный броненосец «Альмиранте Браун» (1880 г., 4300 т, 14 уз., перевооружен с 1898 г. 10 150-мм, искл. 1932). Все эти корабли были к 1914 г. практически небоеспособными.
Броненосные крейсера типа «Гарибальди» — 4 ед.
«Гарибальди» (Garibaldi) (Ане 27.5.1895-искл. 1935) «Сан-Мартин» (San-Martin) (Орл 25.5.1896 — искл. 1935) «Генерал Бельграно» (General Belgrano) (Орл 25.7.1897-искл. 1948) «Пуэйредон» (Pueyrredon) (Ане 25.9.1897 —искл. 1954)
6770 т, 104,9x18,2x7,1 м. ПМ - 2, 8 ПК. 13000 л.с. = 20 уз., 1200туг. Броня: пояс до 152 мм, артиллерия до 152 мм, палуба до 37 мм, рубка 152 мм. Эк. 500 чел. 2 — 254 мм/40 («Сан-Мартин» 4- 203 мм/45), 10—152 мм/40 («Бельграно» и «Пуэйредон» по 14 — 152 мм/40), 6—120 мм/45 (только «Гарибальди» и «Сан-Мартин»), 10 — 57 мм, 4 ТА 457 мм надв.
Первые из этих броненосных крейсеров, наделавших много шума на рубеже двух веков, были перекуплены у Италии еще в стадии постройки и составили основную боевую силу аргентинского флота вплоть до постройки дредноутов. Артиллерия — английская, скорострельная, фирмы «Армстронг». Очень удачный проект, сочетавший хорошую защиту и мощное вооружение при ограниченном водоизмещении; своего рода малые быстроходные броненосцы. Еще 2 таких корабля («Митра» и «Рока») были заказаны фирме « АН сальдо» в 1901 г. В связи с обострением русско-японских отношений была сделана неудачная попытка закупить их для российского флота, после срыва которой в конце 1903 г. их перекупила Япония («Ниссин» и «Касуга»).
Бронепалубный крейсер «Буэнос-Айрес» — 1 ед.
«Буэнос-Айрес» (Buenos Aires) Арм 2.1893/18.5.1895/2.1896 искл. 1932
4800 т, 120,7x12,9x5,6 м. ПМ - 2, 8 ПК. 17 000 л.с. = 24 уз., 1000 т уг. Броня: палуба до 127 мм, рубка 152 мм. Эк. 350 чел. 2 - 203 мм/45, 4 - 152 мм/45, 6 - 120 мм/45, 16 МК, 5 ТА 457 мм надо.
Наиболее современный легкий крейсер аргентинских ВМС, аналогичный чилийскому «Бланке Энкалада». Сконструирован главным конструктором фирмы «Армстронг» Ф.Уоттсом; один из наиболее удачных «эльсвикских» крейсеров. Вооружен скорострельной артиллерией. За время службы практически не модернизировался.
Бронепалубный крейсер «Нуэве-де-Хулио» — 1 ед.
«Нуэве-де-Хулио» (Nueve de Julio) Арм 2.1891/26.7.1892/27.1.1893 искл. 1930
3600 т, 108,9x13,4x5,1 м. ПМ - 2, 8 ПК. 14500 л.с. = 22 уз., 750 туг. Броня: палуба до 114 мм, рубка 102 мм. Эк. 325 чел. 4—152 мм/40, 8 — 120 мм/40, 12 МК, 5 ТА 457 мм надв.
Также спроектирован Ф.Уоттсом как развитие «Бентесинко-де-Майо»; построен фирмой «Армстронг»; первый из аргентинских крейсеров, полностью вооруженный скорострельной артиллерией.
Бронепалубный крейсер «Бентесинко-де-Майо» —1 ед.
«Бентесинко-де-Майо» (25 de Mayo) Арм 18.6.1885/5.5.1890/2.1891 искл. 1921
3180 т, 100,6x13,1x4,9 м. ПМ - 2, 8 ПК. 14000 л.с. = 22 уз., 620 туг. Броня: палуба до 114 мм, рубка 102 мм. Эк. 320 чел. 2 — 210 мм/35, 8 — 120 мм/40, 12 МК, 3 ТА 457 мм надв.
Первый из удачных «эльсвикских» крейсеров, спроектированных Ф.Уоттсом для Аргентины. Весьма совершенный для своего времени корабль, главным недостатком которого являлась нескорострельная артиллерия, заказанная германской фирме «Крупп», хотя сам корабль строился в Англии. Устарел к началу мировой войны и в 1915 г. выведен в резерв.
Эскадренные миноносцы типа «Ла-Плата» — 4 ед.
«Ла-Плата» (1911), «Кордоба» (1912), «Катамарка» (1911), «Жужуи» (1912)
900 - 990/1370 т, 88,1 - 89,9x8,2 - 9,0x5,1 м. ПТ- 2, 2 - 5 ПК. 25 000/ 28 000 л.с. = 27/35 уз., 250 - 290 т уг. + 50 - 100 т нефти. Эк. 150 чел. 4-102 мм/50, 4 ТА 533 мм.
Строились в Германии, первые два —фирмой «Крупп», остальные — «Шихау». Несмотря на общий проект и одинаковую стоимость, имели заметные различия в характеристиках, в частности, в типе и количестве котлов и в скорости хода. Включены в состав аргентинского флота в 1912 г.
В 1910 г. Аргентина заказала еще 12 эскадренных миноносцев, из которых 4 единицы типа «Мендоса» («Мендоса», «Сальта», «Сан-Хуан», «Риоха») строились в Англии, были спущены на воду в 1911 г. и проданы Греции в 1912 г. «Сан-Луис», «Санта-Фе», «Тукуман» и «Сантьяго» строились во Франции; после начала военных действий в 1914 г. куплены недостроенными и вошли в состав французского флота (тип «Авантюрье»).
Канонерские лодки типа «Розарио» — 2 ед.
«Розарио» (27.7.08 —слом. 1959), «Парана» (28.4.08-слом. 1958)
700/1050 т, 76,4x9,8x4,3 м. ПМ-2, 2 ПК. 1300 л.с. = 14,5 уз., 160 туг. Броня: пояс 102 мм, палуба до 37 мм. Эк. 145 чел. 2 — 152 мм гауб., 6 — 76 мм.
Эти бронированные речные КЛ являлись своеобразным «аргументом» Аргентины в споре о внутренних водных границах с Уругваем и Бразилией. Построены в Англии «Армстронгом». Предназначались для патрулирования пограничных рек и поддержки действий войск на их берегах в случае конфликта.
Кроме того, в 1918 г. в состав аргентинского флота входили следующие устаревшие корабли незначительной боевой ценности:
Миноносцы: «Энтре-Риос», «Мисионес», «Корриентес» (Яр, 1896, 340 т, 26 уз., 1 -75 мм, 3-57 мм, 2-37 мм, 3 ТА 457 мм), «Коммодоре Пи», «Муратур» (Англия, 1890-1891, 110 т, 24 уз., 2-47 мм, 3 ТА 457 мм), «Батурст», «Хорге», «Кинг», «Пинеде», «Торн» (1890 - 1891, 85 т, 23 уз., 2-47 мм, 2 ТА 457 мм).
Канонерские лодки: «Патриа» (Англия, 1893, 1070 т, 20 уз., 2 -120 мм/40, 4-57 мм, 2-47 мм, 2 ТА 457 мм) и «Эспора» (Англия, 1890, 550т, 18 уз., 2-75 мм, 5 - 47 мм, 1 ТА 356 мм).
Учебный корабль «Президенте Сармьенте» (1897,2900 т, 13 уз., 4-120 мм, 12 МК).