Аргентина

 

Перед 1-й мировой войной Аргентина приступила к обновлению и усилению своих военно-морских сил, принимая во внимание быстрый рост флотов потенциальных противников — Бразилии и Чили. По спе­циальной программе в США были заказаны 2 дредноута и еще по 4 эсминца в Англии, Франции и Германии. Из них корабли английской постройки в 1912 г. были проданы Греции, «французы» по ряду причин остались на родине; реально корабли поставила только Германия. В годы войны Аргентина оставалась нейтральной, хотя, будучи в силь­ной экономической зависимости от США и особенно Британии, вы­нуждена была интернировать несколько германских торговых судов.

 

Линейные корабли типа «Ривадавия» — 2 ед.

06.jpg

 

«Ривадавия» (Rivadavia)                 ФР       25.5.10/26.8.11/12.1914    слом. 1956

«Морено» (Moreno)                        Кэм      9.7.10/23.9.11/3.1915        слом. 1956

 

28 0000/30 680 т, 181,3x30,0x8,5 м. ПТ - 3, 18 ПК. 40 000 л.с. = 22,5 уз., 4000 т уг. + 600 т нефти. Броня: пояс до 305 мм, башни и барбеты до 305 мм, рубка 305 мм, палуба до 64 мм. Эк. 1130 чел. 12 — 305 мм/50, 12-152 мм/50, 16-102 мм/50, 2 ТА 533 мм подв.

 

Проект разработан на основе специально объявленного конкурса. Строились в качест­ве прямого ответа на бразильские линкоры «Сан-Паулу». По компоновке и внешнему виду напоминали линкоры США. Орудия ГК — с линейно-эшелонным расположением и уг­лом обстрела на другой борт около 100°. Оригинальным отличием аргентинских дред­ноутов являлась многочисленная вспомога­тельная артиллерия, из которой 6-дюймов-ки располагались в бронированном 160-мм плитами каземате, а 102-мм пушки — откры­то, без броневой защиты. Турбинное отде­ление находилось в центре, между двумя группами котлов, смещенных к оконечностям, из-за чего дымовые трубы оказались широ­ко расставленными. Соединенные Штаты рассматривали эти корабли в качестве «ре­зерва» для включения в случае необходимос­ти в состав собственного флота.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Индепенденсия» —2 ед.

07.jpg

 

«Индепенденсия» (Independencia) (11.12.1890-искл. 1951), «Либертад» (Libertad) (26.2.1891 - искл. 1941)

 

2300 т, 70,1x13,1x3,9 м. ПМ - 2, 4 ПК. 2800 л.с. = 14 уз., 340 т уг. Броня: пояс до 203 мм, башни до 127 мм, барбеты до 203 мм, рубка 102 мм, палуба до 37 мм. Эк. 230 чел. 2 - 240 мм/35, 4-120 мм/40, 4 МК, 2 ТА 457 мм надв.

 

Построены в Англии фирмой «Лэйрд». Типичные прибрежные кораб­ли с высотой борта всего около 3 м. Артиллерия ГК — немецкая («Крупп»), а 120-мм — английская («Армстронг»). Хотя эти корабли практически не выходили в море уже перед 1 -и мировой войной, их сдали на слом только после 2-й мировой, и формально они оставались в строю свыше 50 лет.

 

Кроме того, в списках аргентинского флота числились еще 2 совер­шенно устаревших ББО «Эль-Плата» и «Лос-Андес» (построены в 1874 -1875гг., 1500т, 9,5 уз., 2 170-мм, 2 100-мм, искл. 1927) и использовав­шийся в качестве учебно-артиллерийского судна казематный бронено­сец «Альмиранте Браун» (1880 г., 4300 т, 14 уз., перевооружен с 1898 г. 10 150-мм, искл. 1932). Все эти корабли были к 1914 г. практически небоеспособными.

 

Броненосные крейсера типа «Гарибальди» — 4 ед.

08.jpg

 

«Гарибальди» (Garibaldi) (Ане 27.5.1895-искл. 1935) «Сан-Мартин» (San-Martin) (Орл 25.5.1896 — искл. 1935) «Генерал Бельграно» (General Belgrano) (Орл 25.7.1897-искл. 1948) «Пуэйредон» (Pueyrredon) (Ане 25.9.1897 —искл. 1954)

 

6770 т, 104,9x18,2x7,1 м. ПМ - 2, 8 ПК. 13000 л.с. = 20 уз., 1200туг. Броня: пояс до 152 мм, артиллерия до 152 мм, палуба до 37 мм, рубка 152 мм. Эк. 500 чел. 2 — 254 мм/40 («Сан-Мар­тин» 4- 203 мм/45), 10—152 мм/40 («Бельграно» и «Пуэйредон» по 14 — 152 мм/40), 6—120 мм/45 (только «Гарибальди» и «Сан-Мартин»), 10 — 57 мм, 4 ТА 457 мм надв.

 

Первые из этих броненосных крейсеров, наделавших много шума на рубеже двух веков, были перекуплены у Италии еще в стадии постройки и составили основную боевую силу аргентин­ского флота вплоть до постройки дредноутов. Артиллерия — ан­глийская, скорострельная, фирмы «Армстронг». Очень удачный проект, сочетавший хорошую защиту и мощное вооружение при ограниченном водоизмещении; своего рода малые быстроход­ные броненосцы. Еще 2 таких корабля («Митра» и «Рока») были заказаны фирме « АН сальдо» в 1901 г. В связи с обострением русско-японских отношений была сделана неудачная попытка за­купить их для российского флота, после срыва которой в конце 1903 г. их перекупила Япония («Ниссин» и «Касуга»).

 

Бронепалубный крейсер «Буэнос-Айрес» — 1 ед.

24.jpg

 

«Буэнос-Айрес» (Buenos Aires)        Арм       2.1893/18.5.1895/2.1896      искл. 1932

 

4800 т, 120,7x12,9x5,6 м. ПМ - 2, 8 ПК. 17 000 л.с. = 24 уз., 1000 т уг. Броня: палуба до 127 мм, рубка 152 мм. Эк. 350 чел. 2 - 203 мм/45, 4 - 152 мм/45, 6 - 120 мм/45, 16 МК, 5 ТА 457 мм надо.

 

Наиболее современный легкий крейсер аргентинских ВМС, аналогичный чилийскому «Бланке Энкалада». Сконструирован главным конструктором фирмы «Армстронг» Ф.Уоттсом; один из наиболее удачных «эльсвикских» крейсеров. Вооружен ско­рострельной артиллерией. За время службы практически не модернизировался.

 

Бронепалубный крейсер «Нуэве-де-Хулио» — 1 ед.

25.jpg

 

«Нуэве-де-Хулио» (Nueve de Julio)        Арм   2.1891/26.7.1892/27.1.1893    искл. 1930

 

3600 т, 108,9x13,4x5,1 м. ПМ - 2, 8 ПК. 14500 л.с. = 22 уз., 750 туг. Броня: палуба до 114 мм, рубка 102 мм. Эк. 325 чел. 4—152 мм/40, 8 — 120 мм/40, 12 МК, 5 ТА 457 мм надв.

 

Также спроектирован Ф.Уоттсом как развитие «Бентесинко-де-Майо»; построен фирмой «Армстронг»; первый из аргентинских крейсеров, полностью вооруженный скорострельной артиллерией.

 

Бронепалубный крейсер «Бентесинко-де-Майо» —1 ед.

26.jpg

 

«Бентесинко-де-Майо» (25 de Mayo)           Арм      18.6.1885/5.5.1890/2.1891     искл. 1921

 

3180 т, 100,6x13,1x4,9 м. ПМ - 2, 8 ПК. 14000 л.с. = 22 уз., 620 туг. Броня: палуба до 114 мм, рубка 102 мм. Эк. 320 чел. 2 — 210 мм/35, 8 — 120 мм/40, 12 МК, 3 ТА 457 мм надв.

 

Первый из удачных «эльсвикских» крейсеров, спроектированных Ф.Уоттсом для Аргентины. Весьма совершенный для своего времени корабль, главным недостатком которого являлась нескорострельная артиллерия, заказанная германской фирме «Крупп», хотя сам корабль строился в Англии. Устарел к началу мировой войны и в 1915 г. выведен в резерв.

 

Эскадренные миноносцы типа «Ла-Плата» — 4 ед.

27.jpg

 

«Ла-Плата» (1911), «Кордоба» (1912), «Катамарка» (1911), «Жужуи» (1912)

 

900 - 990/1370 т, 88,1 - 89,9x8,2 - 9,0x5,1 м. ПТ- 2, 2 - 5 ПК. 25 000/ 28 000 л.с. = 27/35 уз., 250 - 290 т уг. + 50 - 100 т нефти. Эк. 150 чел. 4-102 мм/50, 4 ТА 533 мм.

 

Строились в Германии, первые два —фирмой «Крупп», остальные — «Шихау». Несмотря на общий проект и одинаковую стоимость, имели заметные различия в характеристиках, в частности, в типе и количестве котлов и в скорости хода. Включены в состав аргентинского флота в 1912 г.

 

В 1910 г. Аргентина заказала еще 12 эскадренных миноносцев, из которых 4 единицы типа «Мендоса» («Мендоса», «Сальта», «Сан-Хуан», «Риоха») строились в Англии, были спущены на воду в 1911 г. и прода­ны Греции в 1912 г. «Сан-Луис», «Санта-Фе», «Тукуман» и «Сантьяго» строились во Франции; после начала военных действий в 1914 г. купле­ны недостроенными и вошли в состав французского флота (тип «Авантюрье»).

 

Канонерские лодки типа «Розарио» — 2 ед.

28.jpg

 

«Розарио» (27.7.08 —слом. 1959), «Парана» (28.4.08-слом. 1958)

 

700/1050 т, 76,4x9,8x4,3 м. ПМ-2, 2 ПК. 1300 л.с. = 14,5 уз., 160 туг. Броня: пояс 102 мм, палуба до 37 мм. Эк. 145 чел. 2 — 152 мм гауб., 6 — 76 мм.

 

Эти бронированные речные КЛ являлись своеобразным «аргументом» Аргентины в споре о внутренних водных границах с Уругваем и Брази­лией. Построены в Англии «Армстронгом». Предназначались для патру­лирования пограничных рек и поддержки действий войск на их берегах в случае конфликта.

 

Кроме того, в 1918 г. в состав аргентинского флота входили следую­щие устаревшие корабли незначительной боевой ценности:

Миноносцы: «Энтре-Риос», «Мисионес», «Корриентес» (Яр, 1896, 340 т, 26 уз., 1 -75 мм, 3-57 мм, 2-37 мм, 3 ТА 457 мм), «Коммодоре Пи», «Муратур» (Англия, 1890-1891, 110 т, 24 уз., 2-47 мм, 3 ТА 457 мм), «Батурст», «Хорге», «Кинг», «Пинеде», «Торн» (1890 - 1891, 85 т, 23 уз., 2-47 мм, 2 ТА 457 мм).

Канонерские лодки: «Патриа» (Англия, 1893, 1070 т, 20 уз., 2 -120 мм/40, 4-57 мм, 2-47 мм, 2 ТА 457 мм) и «Эспора» (Англия, 1890, 550т, 18 уз., 2-75 мм, 5 - 47 мм, 1 ТА 356 мм).

Учебный корабль «Президенте Сармьенте» (1897,2900 т, 13 уз., 4-120 мм, 12 МК).

 

29.jpg

 

30.jpg